Сейчас никого не удивишь четырехосной бронемашиной. Наши БТР начиная с "Шестидесятки", европейские дивайсы. Но изначально это затеял сумрачный тевтонский технический гений. (Изначально, тоесть до Аншлюса, Австрийский). Четырехосный бронеавтомобиль ADAZ производился с 1935 года фирмой "Austro-Daimler" оружейного концерна "Steyr-Daimler-Puch". Броню ADGZ имел толщиной от 6 до 14,5 мм, установленную под углами 5 - 75 градусов. Экипаж состоял из 7 человек: командир, наводчик, заряжающий пушки, два пулеметчика, два водителя (для езды вперед и назад). Вооружение бронеавтомобиля состояло из автоматической пушки "Solothurn" калибра 20 мм и пулемета "Шварцлозе" калибра 7,92 мм, автономно установленных в шаровых опорах в цилиндрической башне. В переднем и заднем бронелистах корпуса было установлено два пулемета Schwarzloze. Боекомплект составлял: 5000 патронов к пулемётам и 250 снарядов к пушке. Была одна интересная новация - смотровые щели закрывались пуленепробиваемыми стёклами.
После аншлюса Австрии, состоявшегося в 1938 году, данной машине было присвоено обозначение "М35 mittlerer Panzerwagen". Австрийские пушки и пулеметы, были заменены на немецкие 20-мм пушку KwK 35 и пулеметы MG-34. Бронеавтомобили ADGZ были переданы в полицейские частей СС. Один из этих броневиков, в составе подразделению СС "Судетенланд", участвовал в боях в Гданьске в 1939 году.
В 1941 году рейхсфюрер СС Гиммлер, которому чрезвычайно понравилась как эта машина действовала в Гданьске, выдал концерну Steyr заказ на изготовление партии бронеавтомобилей ADGZ для войск Ваффен СС. С 1942 года эти броневики использовались на Восточном фронте и в Югославии для борьбы с партизанскими отрядами. В феврале 1944 года такой броневик был захвачен партизанами легендарного генерала Ковпака.
Ну а сама идея четырехосного броневика немцам понравилась еще до этого. У них уже были очень неплохие колесногусеничные броневики, но они были дороговаты в производстве. И в 1936 году началось производство Sd.Kfz.231 (8-Rad), их было выпущено в различных модификациях 607 штук, а 1940 году в Германии начали выпускать уже полностью доработанную серию тяжелых бронеавтомобилей Schwerer Panzerspähwagen SdKfz 234.
Модификаций была куча:
Schwerer Panzerspähwagen (2 cm), Sd.Kfz.234/1 - с 20-мм пушкой. Выпущено 200 штук.
Schwerer Panzerspähwagen (5 cm), Sd.Kfz.234/2 - с 50-мм пушкой. Выпущено 101 штука.
Schwerer Panzerspähwagen (7,5 cm), Sd.Kfz.234/3 - с 75-мм пушкой K51. Выпущено 88 штук.
Schwerer Panzerspähwagen (7,5 cm), Sd.Kfz.234/4 - с 75-мм PaK.40. Выпущено 89 штук.
Серия получилась очень удачной, воевала на всех театрах военных действий и до сих пор живет в своих многочисленных подражаниях.