В понедельник, 3 июня 1940 года, объединенный флот Люфтваффе согласно плану "Паула", атаковал Французские аэродромы и промышленные объекты в Париже и прилегающих префектурах, рейхсмаршал Геринг поднял в небо сразу 600 бомбардировщиков в сопровождении 460 истребителей из обоих воздушных флотов, задействованных во Французской кампании. Впервые такие силы авиации Рейха, были применены в одной операции.
Цели плана "Паула", были грандиозные:
- уничтожению фабрик авиационной промышленности вокруг Парижа,
- уничтожения французских ВВС и разрушения их потенциала на фоне немецкого наступления по линии рек Сомма - Эна.
Абвер и разведка Люфтваффе сообщили о 1244 французских самолетах на аэродромах в Париже и вокруг него. Эта сила французской авиации должна была быть уничтожена вместе с авиационными заводами в этом районе. О чем громогласно заявил Геринг, на совещании у фюрера.
( Геринг кстати был своего рода черной пифией... Как только он выдавал очередную сентенцию, типа - Ни одна вражеская бомба никогда не упадет на Рейх, как Рейх начинали бомбить. Как только он объявлял Королевсие ВВС уничтоженными, потери Люфтваффе над Британией увеличиваличь. и.т.д. Но это стало всем ясно несколько позже.)
Итак, "На высоте"*, в процессе данной операции оказались все...
Для противоборства армаде противника французы смогли поднять около 250 истребителей, но этого было явно мало, да и Мессеры их явно превосходили и качеством и количеством.
Рехсмаршал доложил, что "более 100 французских самолетов было уничтожено в воздухе и больше 400 на земле". А железнодорожная и промышленная инфраструктура вообще смешана с землей.
По французским же источникам: На 13 аэродромах вокруг Парижа было уничтожено на земле всего 16 машин и повреждено сорок семь, выведено из строя 6 стартовых полос, разрушено 21 транспортное средство и убито 32 человека из числа наземного персонала. Все подвергшиеся нападению объекты ПВО были восстановлены в течение 48 часов. Подвергшиеся бомбежке 22 железнодорожные станции уже утром следующего дня, 4 июня, большей частью работали вновь. Из 15 фабрик авиационной промышленности вокруг Парижа при бомбежке серьезно пострадали только три. Французские истребители сбили 26 немецких самолетов, потеряв при этом только шестнадцать своих".
Хотя по внутренним документам истребительных полков, у французов числилось 10 сбитых самолетов противника (из которых позднее были подтверждены лишь семь).
А в Люфтваффе было отмечено 95 воздушных побед, из которых сорок две приходилось на Ме-109. Потери Люфтваффе в операции "Паула" составили, по данным штаба Геринга - семь Bf-109, один Bf-110C и пять бомбардировщиков Юнкерс и Хейнкель.
В Париже поднялась волна недовольства против наглых бошей, плюс пресса взвыла о сотнях жертв жестоких немецких бомбежек, (что было не правдой).
И было решено наказать Гитлера, разбомбив Берлин...
Решить то, решили. Но когда был наконец выработан план-возмездие, налета на Берлин то оказалось, что для этого реально подходит только один самолет. ОДИН!... Самолет этот назывался "Жюль Верн", он же Фарман NC.223.4 No.2 (F-ARIN) и это был единственный боеспособный французский бомбардировщик, могущий долететь до Берлина с полутонной бомб. Было еще несколько Фарманов, но они по техническим причинам не годились для таких дальних полетов.
"Жюль Верн" был по идее дальним флотским почтарем и разведчиком, но как единственный боеготовый "тяжелый" бомбардировщик, уже повоевал... 16 мая он совершил один боевой вылет на бомбардировку немецких колонн в Бельгии, но хотя самолёт слетал благополучно, был сделан вывод о том, что следующий такой вылет может стать для него последним, Мессеры они не шутят. И с этого времени "Жюль Верн" стал применяться только как ночник, например 13 мая 1940 года он бомбил мост в Маастрихте, позднее совершил несколько налетов на цели в Германии, Бельгии и Нидерландах.
И вот свершилось... - в ночь с 7 на 8 июня, "Жюль Верн" взлетел с аэродрома Мериньяк под Бордо, неся пол тонны разнокалиберных бомб и взял курс на столицу Рейха. Полавировал над Данией, Северным и Балтийским морями, дабы обмануть германское ПВО (и ведь обманул),и с Севера зашел на Берлин. В полночь, капитан Дайльер (командир бомбардировщика),
приказал опуститься ниже облаков и сбросил восемь своих фугасных бомб и сколько то зажигательных, причем сбросил их в два прохода, дабы немцы подумали, что бомберов больше одного. Плюс к тому, когда немецкие зенитчики включили прожектора, бортовые стрелки, открыли огонь из пулеметов.
"Жюль Верн" вернулся на базу в Мериньяке, через 13 часов и 40 минут после вылета, проведя в воздухе 3000 лье. Командованию было доложено о выполнении задания и накрытии важных стратегических целей противника.
Что интересно, после этого налета, родилось сразу две легенды, радостно подхваченные молвой:
Французы на перебой передавали друг другу, что героический бортовой инженер "Жуля Верна" лейтенант Корнейль, сбросил свои ботинки прямо на Рейхстаг.
А Геббельс в свою очередь, заявил, что жестокие французы, сбросили бомбу на Берлинский Зоопарк и убили несчастного, ни в чем неповинного арийского слона.
Но тут 10 июня Муссолини объявил Франции войну и начал наступление в районе Французских Альп, и стало не до анекдотов. "Жюль Верн" снова отличился, совершив налет на бензохранилище в Порто-Магера. Ну а потом была капитуляция. Сразу после нее, три Фармана NC.223.4 возвратили в "Эр Франс" **. Два оставшихся NC.223.4 находились на юге Франции в ВВС Петена. Их дальнейшая судьба неизвестна.
*Очень интересна такая маленькая эффективность такой армады. Похоже что немцы специально щадили французов, а французы не сильно сопротивлялись немцам. Например, когда два года спустя, самолеты 4-го германского воздушного флота, под командованием палача Герники и Варшавы, генерал-полковника фон Рихтгофена, бомбили Сталинград, им противостояли 105 устаревших Чаек и Ишачков, но они смогли сбить 90 самолетов противника, и еще 30 сбили зенитчики, не самого сильного там ПВО. А Сталинграда не стало и под его развалинами погибли до двухсот тысяч мирных жителей. Чего то в Париже не наблюдалось таких жертв и разрушений.
Примечания
** Три Фармана NC.223.4 возвратили в "Эр Франс" - а вы могли бы представить, что захваченные немцами самолеты Аэрофлота, с нашими экипажами, стали бы обслуживать воздушные трассы на оккупированной территории.