Чекмарев Владимир Альбертович : другие произведения.

1942 Старый Большевик против Геринга

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
   []
   Легендарные Арктические конвои PQ , один из наиболее знаковых символов Лендлиза, перевезший половину грузов этой программы. Эти конвои курсировали проходили из Шотландии (Гринок) и Исландии, в Архангельск и Мурманск. Всего за сорок пять месяцев действия этих маршрутов, было проведено 78 конвоев, составляющих в сумме 1400 торговых судов, они доставили в Советский Союз: 4,5 млн тонн грузов пять тысяч танков и семь тысяч самолетов.
   Дениц и Геринг, пустили на дно сто кораблей, вроде бы 7% от общего количества это не много, но на этих кораблях погибли три тысячи моряков, нацистские бомбы и торпеды, отняли три тысячи жизней.
  
   В Конвое PQ-16 состоял советский теплоход "Старый большевик", бывший лесовоз, это было прекрасное судно, 1933 года постройки (Северная верфь в Ленинграде), изначально это был лесовоз с палубой повышенной прочности (длина около 111 м, водоизмещение - 8780 т, грузоподъемность - 5700 т генеральных грузов или 5100 т лесных материалов, надпалубный грузовой габарит 4 метра, плюс усиленный антиледовой корпус и хорошая для такого большого корабля маневренность). То есть для Лендлиза, то что надо. На "Старом большевике" смонтировали орудийные и пулеметные зенитные установки - и мирный лесовоз превратился в военный транспорт.
  
   В начале мая 1942 года "Старый большевик" вышел из Нью-Йорк, с грузом состоящим из 4000 тонн снарядов и взрывчатки и полутора десятка самолетов и взял курс на Рейкьявик, где поздним вечером 19 мая 1942 года вместе с караваном PQ-16 взял курс на Мурманск. В составе конвоя шли 35 грузовых судов под прикрытием 17 эскортных кораблей, а также сопровождавших караван до острова Медвежий 4 крейсеров и 3 эсминцев. Советское судно, добрые союзники поставили в колонне последним.
  Утром 25 мая, когда конвой достиг острова Ян-Майен, Люфтваффе начало налеты, на советский транспорт навалились два десятка бомбардировщиков и торпедоносцев. Корабль маневрировал удачно уклоняясь от бомб и торпед, рулевой военмор балтиец Борису Аказенок, делал буквально чудеса, а зенитчики вели меткий огонь. Капитан корабля Иван Афанасьев, моряку с 20-летним стажем, четко отдавал команды и все это в комплексе спасало корабль.
   К 27 мая, Советские моряки отразили в общей сложности 46 атак самолетов Люфтваффе, решивших, во чтобы то ни стало, потопить корабль под красным флагом, "Старый большевик" атаковали сразу девять вражеских самолетов, и сорок седьмая атака увенчалась успехом. Немецкая бомба попала в полубак судна, был убит расчет переднего зенитного орудия, само оно разбито, был поврежден капитанский мостик, Иван Афанасьев был контужен и плюс к этому, начался пожар в трюме, где располагался груз боеприпасов.
   Рулевой Борис Аказенок и первый помощник капитана по политчасти Константин Петровский, организовали людской конвейер, по которому снаряды вручную переправляли из горящего отсека в безопасное место.
  
  Заметив, что на "Старом большевике" разгорается пожар, командование конвоя PQ-16 предложило советским морякам покинуть судно. Но английскому эсминцу подошедшему, чтобы забрать экипаж русского транспорта, а затем потопить пароход, был дан следующий ответ: "Мы не собираемся хоронить судно". Британцы пожали плечами и огрызаясь от продолжающих атаки немецких самолетов, ушли дальше по курсу, оставив горящий советский транспорт в одиночестве.
  Даже немцы прекратили налеты считая корабль обреченным, но на судне были наши моряки !
  Восемь огненных часов экипаж "Старого большевика" боролся за спасение своего корабля и ведь победил. Пожар был погашен, пробоины закрыты пластырем, и транспорт двинулся вдогонку за конвоем и нагнал его на следующий день, к всеобщему изумлению. Израненный, с пробоиной в борту, практически без трубы и с обгоревшими надстройками и палубой, лесовоз спокойно подходит к ордеру и занимает свое место. Командир конвоя поднял на леерах своего флагманского корабля сигнал "Сделано хорошо". На лаконичном языке морских сигналов, это означало восхищение действиями экипажа корабля.
  
   Вечером 30 мая, когда основная часть конвоя PQ-16 вошла в Кольский залив, "Старый большевик" был встречен артиллерийский салютом, стоявших на рейде кораблей. Командир эскорта передал командованию Северным флотом телеграмму: "Разрешите передать вам мое личное восхищение, восхищение всего нашего офицерского состава и всех английских моряков героическими действиями вашего теплохода "Старый большевик". Так могли поступить только русские". А Британское Адмиралтейство выдало следующее: "От имени Королевского военно-морского флота хочется поздравить ваши суда по поводу прекрасной дисциплины, храбрости и решимости, проявленных во время боя в течение шести дней. Поведение команды "Старого большевика" было великолепным".
  
  
   []
  
  Подвиг экипажа "Старого большевика" был высоко оценен Советским правительством. Капитан лесовоза Иван Афанасьев, помполит Константин Петровский и рулевой Борис Аказенок, Указом от 28 июня 1942 года, были удостоены звания Героя Советского Союза, орденами и медалями наградили и всех остальных членов экипажа. (четверых моряков посмертно). А корабль "Старый большевик" был награжден - орденом Ленина, с правом нанесения изображения ордена на флаг корабля. А орденоносный "Старый большевик" в июне 1942 года в составе очередного конвоя ушел в Англию, откуда перешел на Тихий океан и до ноября 1945 года, действуя в составе Дальневосточного морского пароходства, продолжал заниматься доставкой военных грузов из США. Судно оставалось в рабочем строю до 1969 года.
  
   В память о "Старом большевике", в 2011 году Окская судоверфь спустила со стапеля универсальный сухогруз "Капитан Афанасьев" , а в Мурманске с 1960 года служит спасательное судно-буксир "Капитан Афанасьев.
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"