Фильм "Александр Пархоменко" снятый в 1942 году режиссером Леонидом Луковым, был на мой взгляд, одним из лучших наших историко-революционных героических боевиков, хотя и не избежал некоторой политизированности, но иначе тогда было нельзя. Драматургическая схема типична для таких фильмов: Главный герой - Отчетливый Орел (абсолютно чудесный и харизматичный Александр Хвыля), верный и отважный помощник Главного Героя (из бывших анархистов) - обаятельнейший Петр Олейников, роковая вражеская красавица, Троцкистка и Белая шпионка в одном флаконе - блестящая Татьяна Окуневская, главный злодей, потрясающий Батька Махно - Великий Борис Чирков.
Ну и блестящая россыпь золотой элиты советского экрана: Евгений Самойлов, Борис Андреев, Осип Абдулов, Иван Любезнов, Эммануил Геллер, Константин Сорокин, Иван Переверзев, и конечно Великая Фаина Раневская, с ее тапершей.
Очень не свезло исполнителю роли Сталина, Семену Гольдштабу. При Хрущеве, его вырезали аж из трех фильмов, Первая Конная, Ленин в Октябре, ну и само собой из Пархоменко.
Но фильм тем не менее получился очень удачный, тем более что так сказать, кисти этого режиссера, принадлежат и такие шедевры, как "Две жизни", "Олеко Дундич" и "Два бойца". В филме есть все, и динамичный сюжет, и интрига, и красочные сцены (захват бронепоезда и покушение, это просто +1000).
На фоне борьбы с немцами, махновцами и троцкистами, тем не менее очень хорошо показана реальная трагическая панорама Гражданской войны, чувствуется, ее страшный подтекст. И очень органично вставлены элементы юмора. Фильм смотрится легко и до сих пор не устарел в глазах зрителей.