Чекмарев Владимир Альбертович : другие произведения.

Анна и те же

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  ТЕ ЖЕ... И АННА. ВОСПОМИНАНИЯ О ПРЕКРАСНОМ СПЕКТАКЛЕ ТЕАТРА ЧИХАЧЕВА "АННА КАРЕНИНА".
   Геннадию Александровичу Чихачеву посвящается
  
  2012 г. Все смешалось в доме Облонских, но театр Геннадия Чихачева все разъяснил
  
  Посмотрел я наконец Анну Каренину от Чихачева и даже не знаю с чего начать...
  Впечатление весьма эмоциональное (в хорошем смысле этого слова), ведь из достаточно затянутой инкунабулы Льва нашего Николаевича, сделать интересный спектакль, да еще музыкальный, это надо постараться и Чихачевцы постарались, да еще как.
  И начну опять же с костюмов... Ну не любят в этом театре экономить на костюмах и низкий за это поклон от зрителей. Что в этом плане очень важно, чувствуется глубокая проработка собственно дизайна, то есть с одной стороны ясно что это в первую очередь театральный костюм, но как же при этом чувствуется флер эпохи, это надо видеть самому.
  
   А про бесконечную трансформацию декораций, которые практически делают из малой сцены большую, нужно таки писать отдельную статью, декорации четко вписаны в либретто до самых мелочей, начиная с игрушечных дрожек с фигуркой Вронского и кончая инфернальными колесами. Само либретто Геннадия Чихачева, я выделил бы, как отдельное произведение искусства. Кстати в спектакле играется как бы два спектакля, то по отдельности, то органично объединяясь. Все главные герои, кроме Анны представлены в двух возрастах и это очень интересно смотрится.
   Я никогда не питал пиетета к Анне Карениной (о чем писал неоднократно), но в пронзительном исполнении Натальи Колесниковой, Анна настолько искренне беззащитна и несчастна, что самый ярый домостроевец забудет про мужской шовинизм и пожалеет женщину попавшую по собственной слабости в безжалостные жернова судьбы. В данной трактовке, это трагедия трех людей: Анны, Каренина и их Сына (это ИМХО конечно). Очень трудно выделять актеров в этом спектакле, все играли как одно целое, ощущение что на сцене не отдельные люди, но единый организм (причем многие актеры играли по нескольку ролей).
   Весьма интересно решение со стаей призраков-железнодорожников, иногда право аж мороз по коже. Прямо нечто Шекспировское. А Григорий Захарьев просто излучал инфернальность.
   Я всегда симпатизировал Стиве (ну что наехали на мужика из за интрижки с горничной) и тут молодой Стива в исполнении Юрия Красова попал в самую точку.
  
   И еще очень интересное сценическое решение... помимо двух основных линий сюжета (прошлое и настоящее), некоторые сцены смотрятся как некие спектакли в спектакле, особенно сцена в салоне Бетси. Людмила Полянская (княгиня Мягкая) исполняла такие элементы блюза, что куда там Элле Фицжеральд с её тремя октавами. А очаровательная Елена Соколова, в образе юной Бетси Тверской, показала бездну изящества, таланта и присущего ей аристократизма, и весьма к лицу ей были и красное бальное платье с турнюром и черная амазонка. Елена безусловно совсем по-новому трактовала этот образ, она показала бездну присущих ей изящества, таланта, аристократизма и грациозности. И именно эти оттенки изящной грациозности и безудержной Фолибержеровской энергии, в сцене Салона Бетси, несколько отеплили образ холодной светской красавицы.
   Что еще радует, что в зале было много молодежи, хотя судя по всему, далеко не все они читали этот роман, ибо когда Анна сказала что она беременна, часть зала ахнула (бедные жертвы ЕГЭ).
   Да, эмоций в зале вельми хватало... Когда призрак железнодорожнику склонял бедного Вронского к суициду с помощью револьвера Наган образца 1895 года и данный револьвер выстрелил, в зале так же раздались испуганные ахи. Хорошо у Шамиля в буфете коньяк лечебный, только он и спасал зрителей со слабыми нервами.
   И естественно, во всех музыкальных моментах прекрасной музыки Михаила Самойлова, чувствовался виртуозный смычок концертмейстера Ксении, за что ей огромное наше мерси.
   Ну и еще, благодаря этому спектаклю, я узнал подлинную правду про директора театра Дмитрия Юрьевича...
   Во первых он не так молод как выглядит, ибо как выяснилось он лично танцевал с Анной Карениной (я сам видел). А во вторых, на самом деле он Князь Щербацкий.
  
   Так что спектакль искренне рекомендую и скажу еще раз - именно это я и называю Театр.
  
  2013 г. Анна Каренина с точки зрения опытного человека
  
   Хочу сразу сказать уважаемые друзья, что слово опытный, вовсе не означает что я опытный толстовец, а всего лишь намекает, что я пошел на Чихачевскую "Анну" второй раз и опять кстати не пожалел.
   Когда смотришь спектакль второй раз, обращаешь внимание на детали, проскользнувшие мимо глаза в прошлый раз и это правильно. Ведь то что есть некоторые детали, которые мы зрители порою не замечаем, обозначает не незаметность оных, но отличное сценическое решение.
   В первый раз я не обратил пристального внимания на постоянную трансформацию декораций, но в этот раз понял, какую огромную работу проводят за секунды темноты или вроде бы буквально походя у всех на глазах, рабочие сцены и примкнувшие к ним актеры. Лишний раз понимаешь, что все Чихачевцы, вне зависимости от чинов, должностей и званий, один Коллектив, причем коллектив единомышленников. И опять отметил великолепно проработанную сценическую логистику.
   Кстати, заметил один штрих в либретто, не замеченный на прошлом спектакле. В самом начале действия, Анне Карениной, подаёт шубейку никто иной, как главный железнодорожник. Какая тончайшая фабула сакральности. Короче Аннушка, уже разлила масло, причем два раза. То есть два гонга судьбы, как и погибший на рельсах обходчик, и встреча на вокзале с Вронским, и тут небольшой, но ёмкий штрих... помогая Анне, железнодорожник будто бы говорит ей - "Все! Теперь ты наша!" Это все естественно ИМХО. Очень кстати понравилась трактовка роли Григорием Захарьевым, не знаю его Пилат ли тут виной (ведь роль Пилата в творчестве любого актера оставляет след некой булгаковщины), но повторюсь в том, что его Главный обходчик был воистину инфернален и блистатлен.
   И вот еще один интересный факт... Князь Щербацкий (который на самом деле Дмитрий Юрьевич), таки опять танцевал с Анной Карениной и она была отнюдь не против и даже ему улыбалась. Ох чувствую не все Лев Николаевич рассказал нам в своем романе, ох не все.
   Говорить про искренность игры Натальи Колесниковой можно бесконечно, мне показалось что я видел слезы в её глазах, но отнюдь не показались слезы в глазах не только зрительниц, но и даже некоторых зрителей.
   Ну и моя любимейшая сцена, приема в салоне Бетси Тверской. Все-таки грация и бесподобный голос Елены Соколовой, вкупе с непревзойденным свингом и задорным юмором Людмилы Полянской, создали неповторимое зрелище, это поистине прекрасный творческий дуэт.
   В заключение хочу отметить милейшую Нелю Федоровну, наделяющую зрителей программками. Обратил внимание на то, что её работа гораздо сложней чем кажется, ибо зрители даже, не нуждающиеся в программках, периодически обращались к ней за всевозможными справками, что характерно не всегда относящимися к театру. Но Неля Федоровна была на высоте.
  
  2014 г. И снова Анна, и снова Вронский, и снова Чихачевка
  
   И снова Чихачевка, и снова Анна Каренина. Смотрю я этот спектакль не первый и даже не второй раз, и вовсе не по работе, а потому, что, действительно, нравится.
   Безусловно, каждое исполнение на сцене одного и того же спектакля, тем не менее, является в чем-то новым сценическим произведением и, уж тем более, когда идет новая редакция спектакля. А термин "новая редакция" я бы внес в Герб Чихачевки. Театр никогда не стоит на месте и в спектакле что-то все время хоть немного, но меняется: костюмы, декорации, актеры, какие-то элементы режиссуры, и результат всегда один - бурные овации зрителей, зрителей, которые, даже видя спектакль не первый раз, снова и снова находят в нем что-то новое для себя.
   Пример? Извольте. Я вдруг только сегодня осознал, что огромные паровозные колеса на сцене, помимо всего прочего, являются и аватарами обручальных колец, что, относительно данного сюжета, достаточно символично. Я бы сказал, что прослеживается некая мистическая линия: символ брака Карениных, брак рушится, и кольца становятся колесами судьбы, а в финале - это снова обручальные кольца Левина и Кити.
   И опять поражает искусство Чихачевских художников и костюмеров: вкупе с талантом актеров это дает ощущение полной реальности происходящего, мнится, что ты не в театре, а, действительно, в салоне Бетси Тверской. Этот эффект, конечно, усугубляется тем, что зрители сидят близко к сцене, камерность всё-таки усиливает ощущения. Всё-таки спектакли происходящие в Чихачевском вестибюле, это нечто неповторимое.
   Всё-таки успех этого прекрасного театра проистекает, в первую очередь, из того, что для Геннадия Чихачева во время подготовки спектакля мелочей не существует, отсюда и блестящий результат на сцене.
   И конечно хочу снова и снова говорить об актерах...
   Анна (Натальи Колесниковой) из спектакля в спектакль по-прежнему ярка и пронзительно трагична. Наташа играет сердцем, и тот факт, что её игра вызывает не только аплодисменты, но и слезы, показывает, что посыл её души достиг душ зрителей.
   Каренин, в исполнении Юрия Красова, мгновенно завоевал сердца всех зрительниц, и они реально мучились, решая непростой вопрос - чьей трагедии больше сопереживать, его или Анны. Голос Юрия - это, конечно же, чудо.
   Константин Скрипалев очень меня порадовал своей трактовкой молодого Стивы. (Да простят меня ханжи и педанты, но я достаточно неплохо отношусь к Стиву, и не понимаю, за что его надо клеймить: ведь в те времена интрижка барина с гувернанткой была таким же рутинным явлением, как бытовая коррупция сегодня). Да и Стива, в исполнении Константина, обаятельный, милый бонвиван, которого уже не изменишь, ну, а великолепная вальяжность Олега Зимина в роли Стивы зрелого, прекрасно дополнила парсуну этого персонажа.
   Ироничный флер цинизма княгини Мягкой вкупе с великолепным свингом, заставляющим Эллу Фицжеральд нервно курить в углу, как всегда неповторимо показала блистательная Людмила Полянская.
   И очень хорошо, очень ярко сыграл Левина актер Владимир Куркин. Он не очень давно играет в театре Чихачева, но чувствуется, что с таким талантом его ждет достойная карьера на этой сцене.
   Приятно поразил Дмитрий Апыхтин, который, сменив административный сюртук на сценический камзол, с трагичной мудростью сыграл позднего Вронского. Решительно, если человек талантлив, он талантлив во всем.
   Скажу просто, все актеры молодцы и таланты, и хочется видеть их снова и снова.
   Ну, и, конечно, музыка, музыка и еще раз музыка. Симфонический оркестр Владимира Янковского - это, действительно, яркое явление в театральной Москве, и не может быть иначе, с таким талантливым дирижером.
   Итак, резюмирую: Да здравствует Чихачевка!
  
  2013 г. Возвращение Анны Карениной
  
   И вот, как всегда волнуясь, я стою у театрального подъезда. Сегодня в Чихачевке дают Анну Каренину в новой редакции. В принципе, чего тут редактировать, всего-то увеличилось сценическое пространство, но за что я отдельно уважаю этот коллектив и его руководителя Геннадия Чихачева, так это за то, что мелочей для них не бывает. Ведь, казалось, легкие штрихи, небольшие сюжетные изменения, новые костюмы у ряда персонажей и, о чудо! Спектакль стал еще филиграннее, и заиграл новыми красками.
   Ярче стало трагическое очарование Анны, в чем, конечно, заслуга очаровательной Натальи Колесниковой. Совсем по-новому зазвучал Левин Владимира Куркина.
   И очень интересно смотрелся дуэльный тандем Вронского (Дмитрия Апыхтина) и Карениных (Юрия Красова и Олега Портнягина). Дмитрий Апыхтин добавил Вронскому человечности что ли, и, вообще, (простите офицера) человек, уехавший добровольцем воевать в Сербию, не может быть отрицательным героем.
   Очень, опять же, было интересное решение показать Стива "вчера" (Константин Скрипалев) и Стива "завтра" (Олег Зимин), эти два талантливых актера превзошли тут самих себя (впрочем, им не привыкать).
   Ну, и конечно, как всегда блистала Людмила Полянская в своей иронически-фееричной трактовке княгини Мягкой, и снова зрители восхищались её неповторимым свингом, затмевающим Эллу Фитцжеральд и Ларису Долину.
   В зале было много молодежи, что, впрочем, для Чихачевки скорее правило, нежели исключение. И опять девушки изумленно ахали, услышав, что Анна беременна от Вронского и юноши во время признания Анны мужу в адюльтере шептали испуганно-восхищенно - прокололась.
   А я опять грустно думал, о блеске и нищете современного среднего образования.
   Кстати, ввиду интереса молодежи к замечательному театру Геннадия Чихачева и, безусловно, воспитательного эффекта спектаклей, на мой взгляд, было бы не лишним упомянуть в пьесе, что Анна грешила морфием. И тогда, во-первых, неискушенному зрителю станет понятно, почему Анна иногда ведет себя неадекватно даже для Анна Карениной, а, во-вторых, можно лишний раз напомнить молодежи, что наркотики до добра не доводят.
  Ну, и резюмирую, как всегда: Браво Чихачевцы!
  
  2013 г. К посещению спектакля Анна Каренина
  
   Вновь паровозные гудки,
   звучат судьбы предназначеньем
   Прекрасна Анна, а Каренин,
   суров и с мрачным настроеньем
   Рыдает Кити, над своею,
   несчастной девичей судьбой
   Ушел жених, но близок Левин,
   в косоворотке и с косой
   В салоне Бетси снова свинг,
   Клико, интриги и шантан
   Обходчик с сутью инфернальной,
   готовит Вронскому Наган
   Опять на сцене Чихачевской,
   представил драму граф босой
   По вертолетам господа,
   я в Чихачевку, кто со мной ?!
  
  
  Пусть этого спектакля больше нет на сцене, но в сердцах зрителей, он останется навсегда.
  
  
  Владимир Чекмарев г. Москва 2023 год
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"