Маркиз Бенито Дуранте дельи Алигьери, Sottotenente di vascello Королевского флота в отставке, покосился на роскошные двери кабинета и продолжил свой завтрак, состоявший из краюхи хлеба и чашки кофе. Увы, древность рода и шикарный особняк, это еще не богатство. Содержание дома сжирало все невеликие доходы маркиза, и он практически не появлялся в Свете, работая над архивами своего дальнего предка, Великого Данте. В архивах этих он искал следы сокровищ, которые по легенде нашел Данте, но почему-то не воспользовался богатством, а где-то их припрятал. Бедность весьма унижала маркиза и сейчас, за этим скромным завтраком, он опять вспомнил картину этого русского художника, про обедневшего аристократа, как и маркиз, пробавляющегося краюхой хлеба, вместо изящного меню, достойного титула.
В дверь кабинета робко постучал старый дворецкий Дзужеппе (больше стучать было не кому, это был один из двух последних слуг, оставшихся в обедневшем доме. (Служанка Пепитта, никогда, по ряду причин, не стучала).
-"Ваше Сиятельство. К Вам гость"- доложил он -"Виконт Фелиционе, по неотложному личному делу"-
-"Проси"- сказал маркиз, пряча под бумагами краюху"-
Виконт, оказался молодым человеком привлекательной наружности, на первый взгляд ровесником маркиза. Представившись, он сразу перешел к делу...
"Простите маркиз, но я не люблю тянуть быка за хвост и всегда сразу беру кота за рога"-
Тут за портьерой кто-то громко хихикнул и перед удивленным взглядом виконта, и сердитым маркиза, появилась, нисколечко не смущенная Пепитта. Маркиз понимал, что надо приказать проказнице подать вина, но вина в доме не было ни капли, так как рента из поместья ожидалась только через два дня. Но виконт разрулил ситуацию, попросив, с разрешения маркиза, послать Пепитту к своей коляске, за корзиной с яствами, которые он заготовил на пикник, но чувствуя напряженный рабочий день, предложил перенести пикник сюда. В корзине, помимо колбас и окороков, была пара бутылей превосходного Кьянти, которым благородные господа и отдали должное, а виконт тем не менее продолжил свои речи:
-"Я знаю, что вы потомок Великого Данте и храните у себя дома его архивы, я даже знаю, что вы ищете в этих манускриптах и почему, но (виконт предупреждающе поднял руки), меня этот предмет интересует меньше всего. Еще год назад я пребывал в таком же материальном состоянии, как и вы маркиз, и даже хуже. У вас есть особняк и хоть и небольшая, но рента, а у меня было полуразрушенное шато. Но Судьбе было угодно сделать меня потомком графа Каллиостро, и я согласно его отложенному завещанию получил год назад, от нотариуса из Берна, пакет с документами, благодаря которым стал владельцем большого состояния и ряда интересных манускриптов, которые привели меня к вам. Помимо документов на счета в ряде солидных банков, я обнаружил в пакете материалы, касающиеся вашего знаменитого предка маркиз. Как я думаю, вам превосходно известно, что первое издание "Божественной комедии" увидело свет в 1472 году, а вот в записках моего предка, я обнаружил отрывок из дневника предка вашего, где Данте писал о неких материалах, из которых он почерпнул ряд идей своего произведения, плюс к этому, прилагались разрозненные страницы некоего труда, датированного семисотым годом". Этот труд, наверняка должен находится в ваших архивах. Я с удовольствием оплачу вам Ваше Сиятельство, пятьсот золотых флоринов за допуск к вашим архивам и столько же за вашу бесценную помощь в моих изысканиях. Еще раз хочу подчеркнуть, что какие-либо ценности, кроме литературных, меня не интересуют. И если при наших изысканиях, будут обнаружены пути к каким-либо материальным сокровищам, то их владелец, по всем законам вы маркиз".
Была конечно в этом госте некоторая странность, но маркизу настолько надоела унылая нищета и серая безысходность бытия, что он, махнув на сомнения рукой, провел гостя в библиотеку, почему-то размещенную по прихоти предков в подвале, и с головой окунулся в работу, и работа эта увенчалась успехом...
Маркиз вспомнил, что когда он копался в сундуке с филактериями, листы похожие на привезенные виконтом, уже где-то ему попадались, тексты были на старолатинском и он поняв, что это черновики к Божественной комедии, не стал разбираться в них дальше, а вот виконт, увидев их, пришел в бурный восторг. Больше того, среди свитков, они нашли разрозненные страницы дневников Данте.
-"Скажите мой друг" - сказал виконт, "А вы не заметили ничего странного в этих свитках и футлярах?" -
-"А что тут странного"-
-"Свитки датированы семисотым годом, а вот филактерии, гораздо более раннего изготовления и плюс, в хранилищах для Торы, документы на латыни. Ну ладно, надо изучить и систематизировать документы, а там разберемся"-
Две недели виконт и маркиз, самолично перетащив сундук наверх в гостиную, возились с обрывками свитков и наконец перед ними забрезжила полная картина.
Свою Божественную комедию, Данте написал по мотивам древних документах и в сюжет вошло отнюдь не все. Судя по древним свиткам, кругов Ада было не девять, а десять. Десятый круг был для погибших на войне солдат, там было своеобразное чистилище, где воины отбывали наказание в случае какой-либо вины, после чего, уходили по огненному тоннелю. В тоннеле было некое разветвление, по которому непрощенные попадали в Геенну, а честные солдаты уходили дальше в Вальхаллу. Судя по тексту была разветвление находилось на некоей подземной площадке и на этой же площадке, на каменном треножнике, хранилась "Великая Книга Войн Ахиллеса", в которой были описаны все войны прошлого, настоящего и будущего. И самое интересное, там был запечатанный выход наружу.
- "Да-а-а-а..." - сказал маркиз - "За эту книгу, любой генерал отдаст душу и бакенбарды в придачу" -.
Виконт молча кивнул в ответ, но глаза его странно блеснули.
С дневником и первоисточниками, все было более-менее понятно, и виконт после глубоких раздумий, сказал, что не гоже оскорблять память Гения такими открытиями. И предложил работать дальше, чтобы определить, где авторы манускрипта, разместили этот лаз в Преисподнюю что само по себе очень интересно, хотя и опасно. Но маркиз уже закусил удила, почему-то решив, что именно там, спрятаны его фамильные сокровища.
В первоисточнике, на отдельном листе было странное стихотворение...
Мышь булочку не стала есть
Она сама и есть врата
И в полночь призрак замка явит
Сквозь гладь монаршего пруда
Коль к Освальду придет невеста
И Фебруус того захочет
Две Эннеады, рядом третья
И секста этот ряд закончит
А огненный Грифон откроет
Тому, кто встанет перед замком
Врата туда, где неизвестность
В ответ на Цезареву славу
Над этим явным шифром, приятели возились месяц
Первым делом, они разъяснили Освальда и Фебруус, тог есть Фебруус это точно февраль, а день Освальда, это ирландский праздник, в который женщина сама имела право сделать предложение мужчине, причем в случае отказа, на разборчивого жениха накладывался штраф. И происходит этот праздник 29 февраля.
Потом, учитывая то, что Эннеада, это девятка главных латинских богов, а секста - это шестерка, получился ряд чисел: 9,9,9,6... что означало видимо год события. После недолгих перестановок, образованные сеньоры вывели еще один цифровой ряд - 9+9,9,6... Что дало 1896 год.
То есть рядом с неким водоемом, в полночь 29 февраля 1896 года, проявится призрак замка, в котором откроются врата. Что такое Цезарева слава, виконт понял сразу, так называли гладиаторское приветствие: "Ave, Caesar, morituri te salutant". А вот с самим местом было непонятно. Какая-то мышь с булочкой, им где ее искать.
Учитывая, что благодаря виконту, благосостояние дома Дуранте существенно поднялось и маркиз смог не только снова нанять слуг, но выкупить из залога свою яхту, то он пригласил гостя, совершить морской променад по заливу. Их естественно увязалась сопровождать Пепитта. Друзья даже на отдыхе не смогли забыть о деле и тут в костер их размышлений, подкинула свою вязанку Пепитта. Показав на островок с непонятными развалинами, мимо которого они проплывали, девушка сказала, что он точь-в-точь Мышиный остров на озере с ее родины, что находится в местечке Блатце, в Чешском королевстве. Ученые синьоры наверняка ведь слышали о тех местах, там еще замок Гоуска есть, в котором по легенде был некогда вход в преисподнюю. Остановив порывавшегося что-то сказать маркиза, виконт, каким-то буквально звенящим голосом, спросил девушку, а как переводится с чешского Гоуска, на что девушка хихикнула и сказала - "Булочка!". А озеро, в котором находится Мышиный остров с развалинами летнего королевского замка, называлось Большой Королевский пруд.
И вот теперь все совпало до мелочей, а так как был конец января 1896 года, то уже явно надо было собираться в дорогу.
В Прагу путешественники прибыли в первых числах февраля, и сразу направились на грузовую платформу, где сгружался автомобиль виконта, шикарный бордовый Ройс. Погрузившись в авто, друзья, спросив у полицейского в шляпе с петушиными перьями дорогу, поехали магазин, торгующий географическими картами. Купив нужные карты, путешественники вышли на улицу и увидели у своего авто странного типа, в костюме жениха, но с лицом главного плакальщика на похоронах, подозреваемого в убийстве упокоенного.
Держа в руках цилиндр, незнакомец подошел, робко поклонился и поинтересовался у благородных майне херрен, собираются ли они сегодня покидать Прагу, и не нужен ли им проводник.
Йозеф Страшлипка, так он представился, был несчастным женихом. По жизни он торговал собаками, но не брезговал и ворованными и на этом он и погорел матримониально. На одних танцульках на Панкраце, он немного позажимался с некоей пышной девицей и даже проводил ее домой, продолжая по дороге активные, но безрезультатные домогательства, а через пару недель, к нему пришел полицейский вахмистр и заявил, что его дочь беременна от Йозефа и теперь он должен на ней жениться, иначе за кражи собак, о которых вахмистру оказывается давно известно, Страшлипка загремит прямо в Панкрац.
По дороге в ратушу, Йозеф попросил остановить коляску, возле трактира "У чаши" (мол живот прихватило), а сам вышел через известный ему задний ход и теперь его ищет вся Пражская полиция. Благородные Herren от души посмеялись, а узнав, что Страшлипка умеет водить автомобил и знает все окрестности Праги на сто километров вокруг, да и местечко Блатце ему знакомо (Там в амбаре у одного крестьянина, он держал большую, но очень добрую змею, которую он потом продал одной подслеповатой графине, под видом экзотического крокодила), отсмеявшись, друзья предложили ему работу шофера-проводника, виконт отдал Страшлипке свой запасной водительский костюм и уже через четверть часа, Ройс с путешественниками несся в сторону замка Гоуска.
Всю дорогу, Страшлипка развлекал путешественников историями из своей практики торговца собаками и другими животными, присовокупляя сюда смешные эпизоды из жизни своих многочисленных знакомых.
Для затравки он рассказал историю про пса с разноцветными хвостами. У него мол был пес, надрессированный на то, чтобы через три дня после продажи, сбегать от новых хозяев. Так одной пани, Йозеф продавал этого пса четыре раза, каждый раз перекрашивая ему хвост в разные цвета, убеждая простоватую женщину, что у этой породы такой специальный помет.
Следующий рассказ звучал так: - "Знавал я одного пана, который очень хотел жениться, но был очень рассеянным, что очень ему мешало вступить в законный брак. То он забывал приехать в ратушу, то забывал, как зовут тещу и тестя, а однажды, уже накануне свадьбы, вперся с букетом цветов в "Дамскую комнату" со словами - А где тут предмет моей любви Божена (хотя невесту звали Мария)"-
Ну а после истории об обезьяне Юльче, вскочившей верхом на баронессу, снявшую с нее очки и нацепивших ее на себя, друзья буквально рыдали от смеха и попросили своего шофера, немного сбавить повествовательный напор, а то уже было больно животам.
И вот наступил канун Праздника Оскара. Маркиз и виконт, в первый же день по приезде арендовали ялик и каждый день плавали на нем по озеру, местные жители уже к этому привыкли, и то что по ночам эти странные иностранцы ездят на рыбалку, местные пейзане тоже уяснили, так что сегодняшний так сказать "выход в море" не привлек особого интереса (Страшлипку угостили шерри со снотворным, и он уже должен был досматривать десятый сон).
За пять минут до полуночи, ялик замер у Мышиного острова, окруженного кольцом непроницаемого тумана, отсекающего остров от берегов озера. И тут маркиз был поражен внезапным преображением своего друга. Виконт Фелиционе, стал как будто выше ростом, волосы его стали на вид длиннее и шевелились от порывов поднявшегося ветра, глаза как будто светились и в руках у него оказался странный предмет, в виде треугольника на рукоятке, который начал мерцать, в унисон световым вихрям, поднявшимся над островом, среди которых стал проявляться призрачный силуэт замка. А виконт, заунывным басом провозгласил: "Ave, Caesar, morituri te salutant", и прямо в стене замка вспыхнул огненный квадрат, по бокам которого проявились, пылающие силуэты грифонов.
Мастер Первого Градуса Высшего Совета Иллюминатов Фелиционе, шагнул на берег и направился к порталу, маркиз Бенито Дуранте, так и остался сидеть на банке ялика, сжимая в оцепенении весла. Но за иллюминатом, в призрачный замок проскользнула еще одна фигура. Страшлипка отнюдь не спал, ведь не смотря на простоватое лицо и манеры, Йозеф был ох как не прост. Из разговоров хозяев, он знал, что они ищут какую-то волшебную книгу, с помощью которой можно выиграть любую войну. И когда шофер заметил, что виконт, что-то ему подлил в бокал с шерри то тайком слив содержимое в фикус и с имитировал опьянение, переходящее в сон. Самым сложным было незаметно уместиться в крохотном кубрике ялика, но у него все получилось. Ведь воровать собак, было еще сложнее.
Стараясь не шуметь, Страшлипка прокрался вслед за виконтом в багряно мерцающий коридор и чуть не завопил от страха, когда сеньор Фелиционе, не оборачиваясь махнул рукой и сказал густым басом:
- "Иди за мной смертный и ничего не бойся. Ты мне поможешь и будешь вознагражден!"-
Коридор закручивался по спирали и вел все ниже и ниже, Йозеф уже потерял счет времени, но ноги несли его за виконтом, или кем еще этот сеньор был на самом деле. Спираль закончилась, расширяющимся прямым коридором, ведущим вниз, а там вдалеке гуляли ало-черные сполохи, сопровождающиеся непонятным гулом.
Мастер и Йозеф вышли на площадку, отделенную рекой кипящей лавы, от широкой каменной тропы, по которой тянулась хаотичная вереница фигур в разнообразной одежде. Это были солдаты разных стран и разных времен, войн прошлых нынешних и видимо будущих. Знакомое и незнакомое обмундирование и оружие, смешалось в пестрый тревожный калейдоскоп. Особенно Йозефа поразил Римский легионер в полном обмундировании. Все эти воины, были на тропе в Вальгаллу. Так пояснил виконт.
Мастер похлопал по лечу окаменевшего Страшлипку и показал ему на каменный пюпитр стоящий на краю площадки. На нем находился большой фолиант, мерцающий в темно багровых тонах.
-"Принеси эту книгу мне. Я не могу ее взять с пюпитра сам, а ты сможешь и для тебя это безопасно. Ты донесешь эту книгу до берега, а я подарю тебе жизнь, ты пройдешь в будущем две страшных войны, смертный приговор и останешься жив"- Сказал виконт.
- "И ты отпустишь меня, хотя я все это видел?" - недоверчиво спросил Йозеф
- "Да кто поверит такому выдумщику как ты Страшлипка" - Захохотал Мастер.
- "Простите экселенция, но как я понял, это путь упокоенных солдат, но они как я заметил разных религий"-
-"Вальхалла, для всех честно погибших воинов, одна, как и один для всех Всевышний"-
-"Что вы будете, нижайше осмелюсь я спросить, делать с этой книгой. Продадите какой-нибудь державе?"-
-"Конечно нет"- усмехнулся Мастер - "Я верну эту книгу, туда, где она должна находится"- и так посмотрел на Йозефа, что у того исчез всякий интерес к дальнейшим вопросам.
Никем не замеченный ялик вернулся к рыбачьей пристани. Йозеф отдал книгу Мастеру, а сам повел к дому ничего не соображающего маркиза. А утром, когда проснулся ничего не помнящий маркиз, оказалось что виконт исчез, исчез вместе с книгой. Он оставил маркизу записку, где извинялся за то, что срочные и важные дела, потребовали его отъезда. К письму прилагались сто золотых флоринов для Страшлипки и тысяча для маркиза.
В предместьях Праги маркиз Бенито, и Йозеф Страшлипка расстались. Маркиз возвращался в Италию, а Йозеф решил пересидеть свадебный переполох в Брно, тем более, что деньги у него были.
А в Италии, маркиза ждали грустные новости. В подвале особняка был пожар, и вся библиотека погибла, кроме сундука со свитками ранее перетащенного наверх, но свитков в сундуке больше не было, вместо них там лежали мешочки со знакомыми золотыми флоринами.
Маркиз пытался найти следы пропавшего друга, но тщетно. Больше того, о Виконте Фелиционе, молчал даже Готтский альманах.
После поездки на озеро, маркиз внезапно вновь воспылал любовью к флоту. Он приехал на день рождения к своему двоюродному дяде адмиралу и подарил ему новый Фиат штучной сборки. Дядя моментально признал разбогатевшего племянника и посодействовав его восстановлению на флоте, с присвоением следующего чина Tenente di vascello.
В ночь 2 августа 1916 года, линкор Королевского флота "Леонардо да Винчи", стоящий у причала в Таранто, внезапно загорелся, а после взрыва артиллерийских погребов, линкор перевернулся и затонул, при катастрофе погибло 248 человек его экипажа. Среди спасшихся, Сapitano di corvetta, маркиза Бенито Дуранте дельи Алигьери, обнаружено не было.
А Йозеф Страшлипка, когда узнал, что его невеста вышла замуж, заявился на свадьбу с бочонком пива, ящиком рома и корзиной роз, получил прощение со стороны неудавшегося тестя и весело зажил, путешествуя по Пражским кабачкам, нигде не выпивая больше трех кружек зараз. Потом пошел на Первую Мировую, служил ординарцем у поручика Лукаша, смешил всю роту своими историями, стабильно начинающимися фразой "Знавал я одного...".
Потом Русский плен, Гражданская война, служба у коменданта города Бугульма Гашека, и только сидя в расстрельной камере Революционного трибунала, Йозеф в ответ на вопрос Ярослава, а почему у Страшлипки такое бодрое состояние духа, рассказал историю про Мышиный остров и тоннель в Вальгаллу. Но, как и предупреждал его виконт, Гашек Йозефу не поверил. Они оба пережили Гражданскую войну и целыми, и невредимыми вернулись в Прагу.