Лавкрафт Говард Филлипс: другие произведения.

Заметки о сверхъестественной фантастике

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние конкурсы на ПродаМан
Открой свой Выход в нереальность
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Перевод эссе Г.Ф. Лавкрафта "Notes on weird fiction" из сборника "Collected Essays. Vol. II". Не путать с эссе "Notes on writing weird fiction", которое уже есть в сетевом переводе под названием "Заметки о написании фантастических историй" (и оно также входит в этот второй том).


Говард Филлипс Лавкрафт

Заметки о сверхъестественной фантастике

   1. Советы по написанию рассказов
   (Предварительные решения относительно идеи и сюжета)
   1. Подготовьте конспект или сценарий событий в порядке их возникновения - не в порядке повествования. Опишите с достаточной полнотой все существенные моменты и мотивы запланированных действий. Иногда желательны детали, комментарии и оценки последствий.
   2. Подготовьте конспект или сценарий событий в порядке повествования с достаточной полнотой и детальностью, и с примечаниями относительно изменения перспективы, акцентов и кульминации. Если такие изменения усилят драматизм или общую эффективность истории, - измените начальный конспект. Вставьте или удалите случайные происшествия, но никогда не удаляйте события, связанные с первоначальной концепцией, даже если окончательный результат будет полностью отличаться от задуманного в начале. Позвольте дополнениям и изменениям появляться каждый раз, когда предложено что-либо в процессе формулировки.
   3. Выпишите историю, быстро, бегло, и не слишком критически, после Конспекта 2. Изменяйте происшествия и черновик каждый раз, когда процесс развития, кажется, предлагает такое изменение, что не связано никаким предыдущим планом. Если развитие сюжета внезапно показывает новые возможности для драматического эффекта или улучшит яркость повествования, добавьте то, что кажется удачным, вернувшись к началу и согласуйте это с первичным планом. Вставьте или удалите целые абзацы, если это необходимо или желательно, пробуйте различные вступления и окончания рассказа, пока не найдете лучший вариант. Но убедитесь, что все ссылки в рассказе полностью выверены с заключительным планом. Удалите все возможные избыточные слова, предложения, параграфы, или целые эпизоды, или элементы, соблюдая обычные меры предосторожности относительно согласования всех ссылок.
   4. Пересмотрите весь текст, уделите внимание словарю, синтаксису, ритму или прозе, распределению частей, изяществу звука, убедительности в переходах (сцена к сцене, медленное и подробное действие к быстрому и отрывочному; времени, охватывающем действие и наоборот.... и т.д. и т.д. и т.д.), эффективности начала, окончания, кульминационного момента, и т.д., драматической приостановки и интереса, правдоподобия и атмосферы, и различных других элементов.
   5. Подготовьте аккуратно напечатанную, заключительную копию.
   В определенных случаях желательно начать писать историю или без резюме или даже без идеи того, как это должно быть начато и закончено. Такое происходит тогда, когда чувствуешь потребность записать и развить особенно сильную, наводящую на размышления картину или настроение. В этой процедуре начало, таким образом придуманное, может служить проблемой, для которой появится мотивация и объяснение. Конечно, в развитии этой мотивации и её объяснения лучше изменить начало или даже преобразовать его до неузнаваемости, или вообще убрать первый вариант.
   Время от времени, когда у писателя есть собственный стиль с ритмами и интонациями, близко связанными с образными ассоциациями, возможно начать плести настроение с типичными параграфами и позволять этому настроению продиктовать большую часть истории.
   Время от времени эффективно разработать поразительный заголовок или ряд заголовков такого вида, чтобы вызвать острые образные ассоциации -- заранее написать вымышленное содержание, связанное с заголовками. Позже, когда работа сделана, название или заголовки могут быть изменены.
   В редких случаях эффективная история может быть написана о картине.
   Часто хорошо затянуть рассказ в начале-- с примечаниями -- прежде чем начать само изложение. Думайте о нем не спеша-- медленно -- с любым числом изменений.
   Сверхъестественные истории бывают двух видов -- те, в которых ужас или чудо связаны с некоторыми условиями и явлениями, и те, в которых дело касается некоторого действия людей в связи с причудливым условием или явлением.
   Выбрав настроение, картину, ситуацию, легенду, или кульминационный момент, который вы собираетесь выразить, часто желательно внимательно исследовать список основных ужасов, чтобы подобрать те, которые наиболее подходят к вашему сочинению. Нужно применить всю изобретательность, чтобы развить логическое и естественно мотивированное объяснение действия в рассказе с точки зрения основного выбранного ужаса.
   Сделайте запись всех причудливых идей, настроений, изображений, мечтаний, концепций, и т.д. для будущего использования. Не отчаивайтесь, если у них, кажется, нет логического развития. Каждый может работать постепенно -- окруженный примечаниями и конспектами, и, наконец, выстроит последовательную, объяснимую структуру, годную к использованию в фантастике. Никогда не спешите. Лучшие истории иногда пишутся очень медленно -- долгие периоды с перерывами для формулировки мыслей.
   В рассказе, включающем сложные философские или научные идеи, постарайтесь изложить их в предисловии, до начала самого действия (как в "Белых Людях" Мейчена), таким образом оставив основную часть рассказа и финал без обременений.
   Будьте готовы потратить такое же количество времени на формулировку синопсиса , как и на написание основного текста -- поскольку синопсис есть реальное сердце всей истории. Настоящая творческая работа по написанию фантастики порождает и формирует историю в форме синопсиса.
   Не имейте никаких сомнений против представления двух или более отдельных ужасов, если естественная и внутренняя логика истории призывает их. Обязательно, однако, сохраняйте рассказ абсолютно логичным и реалистичным кроме направлений, выбранных для отклонения от действительности.
   Иногда полезно придумать историю несерьезно и спонтанно на основе некоторого ужаса, позволяя ему развиться, наблюдая за тем, как он продвигается, изменяется. Желательно делать записи в свободной хаотичной форме. Из этой небрежной схемы часто может получиться хорошая история.
   Чтобы гарантировать соответствующий кульминационный момент, иногда желательно подготовить один вариант и детально описать его, а затем построить сюжет, объясняя концовку.
   Иногда желателен совершенно причудливый и поразительный способ подхода к делу. Время, сцена или другие элементы, совершенно отдаленные или нечеловеческие.
   2. Элементы сверхъестественного рассказа
   a). Некий главный, основной ужас или ненормальность - условия, сущность и т. д.
   b). Общие эффекты или основы ужаса.
   c). Способ проявления - объект, воплощающий ужас и наблюдение феноменов.
   d). Типы реакции страха, имеющей отношение к ужасу.
   e). Определенные эффекты ужаса относительно данного набора условий.
   3. Типы сверхъестественного рассказа
   a). Выражение образа или чувства.
   b). Выражение живописного замысла.
   c). Выражение общей ситуации, условие, легенда или интеллектуальная концепция.
   d). Объяснение определенной картины или необычной драматической ситуации, или кульминационного момента.
   4. Список известных базовых ужасов, которые эффективно используются в сверхъестественной фантастике.
   [1.] Неестественная жизнь в доме и неестественная связь жизней отдельных людей.1
   [2.] Преждевременные похороны.2
   [3.] Ощущение приближения некого ужаса.3
   [4.] Переселение душ - сущность умершего захватывает личность живущего.4
   [5.] Потомки смертного и демона.5
   [6.] Какое-либо таинственное и непреодолимое движение к гибели.6
   [7.] Неестественная жизнь на картине - передача жизни от человека к картине.7
   [8.] Продолжение или постоянство ненормальной живости в мертвом.8
   [9.] Дублирование личности.9
   [10.] Разрытая могила - обнаружение, что тот, кто казался мертвым, - жив.10
   [11.] Неестественная связь между объектом и неким его изображением.11
   [12]. Членство в адском колдовском культе или поклонение дьяволу.12
   [13]. Присутствие ужасной скрытой расы в уединенном районе.13
   [14.] Отвратительное превращение или разложение живого человека, вызванное употреблением неизвестного или дурного зелья. Идея чудовищного компаньона.14
   [15]. Животные, действующие сознательно против человека.15
   [16.] Невидимое космическое присутствие в определенном регионе -- идея духа-покровителя местности.16
   [17]. Остаток души в старом доме = призрак.17
   [18]. Деревня, все жители которой участвуют в тайных чудовищных обрядах.18
   [19]. Вторжение или призывание духа стихии.19
   [20]. Монашеская община втайне переходит на сторону дьявола.20
   [21]. Одна хитроумная вампирическая сущность охотится на другую.21
   [22]. Ужасный отшельник в уединенном месте -- особым способом охотится на путешественников.22
   [23]. Силы тьмы (или с внешней стороны космоса) осаждают или захватывают священное здание.23
   [24]. Отвратительный демон привязан к некому человеку (и после его смерти к определенным объектам, имеющим отношение к тому человеку) через грех, колдовство, и т.д.24
   [25]. Попытки отвратительных жертвоприношений посредством осуществления неких древних, языческих обрядов. Ответные меры духов.25
   [26.] Изменения в картине, которая показывает сцены соответствующие фактическим событиям (нынешним или древним).26
   [27.] Злой колдун использует переселение душ, чтобы выжить в формах животных и осуществить месть.27
   [28.] Призрачная комната в доме - иногда на своем месте, иногда нет.28
   [29]. Колдун приобретает злого компаньона после поездки в странную область ужаса.29
   [30]. Неразумное колдовство вызвало нечто из могилы. Оно преследует тех, кто его позвал.30
   [31]. Во время раскопок древностей взрывная волна разбудила нечто смутное и адское из Бездны.31
   [32]. Чудовищная сверхъестественная группа охранников сокровища или книги, скрытой в древних руинах.32
   [33.] Мертвец вышел из могилы, чтобы наказать своего убийцу.33
   [34]. Неодушевленный предмет действует как живое существо, чтобы мстить за преступление.34
   [35]. Призрак жертвы указывает на убийцу.35
   [36.] Потревожена древняя могила, некое чудовище выходит на свободу и угрожает всему миру.36
   [37]. Волшебный телескоп (или схожее устройство) показывает прошлое, когда смотрят в него.37
   [38]. Раскопки древней и запретной вещи обременяют копателя враждебной тенью, которая, в конечном счете, уничтожает его.38
   [39]. Семья в великом ужасе от приближения какой-то неизвестной погибели.39
   [40]. Кощунство по отношению к древней церкви вызывает из космоса или из моря мстящего монстра, который пожирает осквернителя.40
   [41]. Прочтя определенную жуткую книгу или овладев определенным ужасным талисманом, человек соприкасается с шокирующим сном или миром памяти, который приводит его к конечному разрушению.41
   [42]. Человек имеет ненормальное родство с низшими животными. Они мстят за его убийство.42
   [43]. Насекомое гипнотизирует человека и приводит его к смерти.43
   [44]. Призрачное транспортное средство. Человек садится в него, и его увозят в нереальный мир.44
   [45]. Лунатик каждую ночь всё ближе и ближе приближается к некому ужасному месту. Свидание с мертвыми, и т.д.45
   [46.] Тело, захороненное в подвале, преследует убийцу (или лицо, причинившее ущерб) до самой смерти.46
   [47.] На дикой земле жрец-отшельник охраняет старую святыню, содержащую очень странное и древнее Существо. Несчастный случай освобождает Существо, и вред причинен тому, кто виновен в этом.47
   [48.] Отдаленный остров на самой границе мира -- Край Пропасти. Странный ужас появляется там.48
   [49.] Вампиры из моря, которые выползают на сушу в виде тюленей, чтобы охотиться на людей! 49
   [50.] Реконструкция древнего храма или переосвящение древнего алтаря вызывает опасные, бестелесные силы.50
   [51]. Злой студент возвращает к жизни 4000-летнюю мумию и заставляет ее выполнять заказные убийства.51
   [52.] Человек пытается вспомнить всё свое прошлое с помощью наркотиков и музыки, действующих на память. Расширяет процесс на наследственную память -- даже к дочеловеческим эпохам. Эти наследственные воспоминания всплывают во снах. Планирует восстановление всей примитивной памяти -- но становится получеловеком, отвратительно пахнет, убегает в лес, и в итоге будет убит своей собственной собакой.52
   [53]. Путешественник, наталкивающийся на что-то страшное в необычном месте -- ужас в хижине с освещенным окном, найденным в глубинах леса.53
   [54]. Миры снов и бодрствования перепутаны.54
   [55.] Некий прошлый (или будущий) ужас только за пределами памяти (или предвидение).55
   [56]. Вся сцена и набор событий, вызванных гипнозом, проистекают от живущего человека или от трупа, или от другого владельца остаточной экстрасенсорной силы.56
   [57]. Человек, приезжая в неизвестное место, имеет скрытое воспоминание о нем или отвратительную связь с ним. 57
   5. Список основных идей, мотивирующих возможные рассказы о сверхъестественном
   [1.] Воплощение воображаемых вещей в реальности
   [2.] Переселение душ
   [3.] Возвращение Духа
   [4.] Возвращение Тела (вампир)
   [5.] Наследственная Память
   [6.] Неправильное видение будущего
   [7.] Появление чужой сущности в мире
   [8.] Демон вызван во время обряда
   [9.] Книга зла открыла видение
   [10.] Демон охраняет место
   [11.] Злые силы сосредоточились на участке
   [12.] Изменение или видение, вызванное наркотиком
   [13.] Упырь
   [14.] Чудовищное рождение
   [15.] Непрекращающееся влияние в доме
   [16.] Непрекращающееся влияние в могиле
   [17.] Башня или другой реликт от предшественников человечества
   [18.] Мир под водой
   [19.] Башня в отдаленной местности, в которой живет демон
   [20.] Дом ужаса в старом городе
   [21.] Перемещение сознания
   [22.] Вмешательство во Время
   [23.] Раскопаны археологические ужасы
   [24.] Злая сила проникает в здание, приняв форму летучей мыши
   [25.] Приступ -- человека захватывают Силы
   [26.] Паразитическая сущность вселяется в память, которой оно питается
   [27.] Материализация некого Существа через обряд или магическое действие.
   [28.] Отличительные тона: интенсивный, цепляющий, безумный ужас; тонкая, сказочная фантазия; реалистический, научный ужас; очень тонкий набросок;
   ПРИМЕЧАНИЕ РЕДАКТОРА.
   ПЕРВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ: "Примечания и Тетрадь для творческих заметок" [под ред. Р.Х. Барлоу] (Лейкпорт, Калифорния: Futile Press, 1938), стр. 1-14. Текст основан на авторской рукописи (находится в Библиотеке Джона Хэя), представляет собой тетрадь (не идентичную той, которую ГФЛ подписал как "Тетрадь для творческих заметок"). Заметки являются результатом возобновленного исследования классических рассказов ужасов, проведенного ГФЛ в 1932-33 годах. Также они написаны из-за отсутствия у ГФЛ уверенности в качестве своих собственных сочинений. Раздел 1 - ранняя версия "Заметок о написании фантастических историй" (стр. 169). "Элементы Сверхъестественного Рассказа" и "Типы сверхъестественного рассказа" являются обобщениями первого раздела. "Список Известных Базовых..." тесно связан с "Сюжетами Рассказов о Сверхъестественном" (стр. 159). Он следует за списком произведений, которые ГФЛ читал в то время. (Последние пять пунктов, очевидно, были дописаны позднее, и нет уверенности в том, к каким рассказам они относятся). "Список основных идей, мотивирующих возможные рассказы о сверхъестественном", является сжатым изложением предыдущего списка.
   Примечания
   1. Эдгар Аллан По, "Падение дома Ашеров".
   2. По, "Падение дома Ашеров" и "Погребенные заживо".
   3. По, "Падение дома Ашеров".
   4. По, "Лигейя".
   5. Мейчен, "Великий Бог Пан".
   6. По, "Рукопись, найденная в бутылке".
   7. По, "Овальный потрет".
   8. По, "Факты по делу М. Вальдемара".
   9. По, "Вильям Вильсон".
   10. По, "Береника".
   11. По, "Метценгерштейн".
   12. Артур Мейчен, "Белые люди".
   13. Мейчен, "Повесть о Черной печати" (эпизод из книги "Три самозванца").
   14. Мейчен, "Повесть о Белом порошке" (эпизод из книги "Три самозванца").
   15. Мейчен, "Ужас".
   16. Алджернон Блэквуд, "Ивы".
   17. Блэквуд, "Слушатель".
   18. Блэквуд, "Древние чары".
   19. Блэквуд, "Огненная Немезида".
   20. Блэквуд, "Тайное поклонение".
   21. Уолтер де ла Мар, "Тетушка Ситона".
   22. Де ла Мар, "Мистер Кемп".
   23. Де ла Мар, "День Всех Святых".
   24. М. Р. Джеймс, "Альбом Каноника Альберика".
   25. Джеймс, "Потерянные сердца".
   26. Джеймс, "Меццо-Тинто".
   27. Джеймс, "Ясень".
   28. Джеймс, "Номер 13".
   29. Джеймс, "Граф Магнус".
   30. Джеймс, "Граф Магнус".
   31. Джеймс, "Ты свистни, - тебя не заставлю я ждать".
   32. Джеймс, "Клад настоятеля Томаса".
   33. Джеймс, "Школьная история".
   34. Джеймс, "Трактат Миддот".
   35. Джеймс, "Участь Мартина".
   36. Джеймс, "Эпизод из истории собора".
   37. Джеймс, "Вид с холма".
   38. Джеймс, "В назидание любопытным".
   39. Лорд Дансени, "Дом Сфинкс".
   40. Э. Ф. Бенсон, "Negotium Perambulans...".
   41. Роберт Чамберс, "Желтый знак".
   42. Ирвин С. Кобб, "Рыбоголовый".
   43. Ганс Гейнц Эверс, "Паук".
   44. У. Элвин Бэкус, "Призрачный автобус".
   45. Конрад Эйкен, "Мистер Аркуларис".
   46. Пол Сутер, "За дверью".
   47. Джон Бьюкен, "Зеленая Гну".
   48. Бьюкен, "Скуле-Скерри".
   49. Бьюкен, "Скуле-Скерри".
   50. Бьюкен, "Ветер в портике".
   51. Сэр Артур Конан-Дойл, "Лот N 249 ".
   52. Леонард Клайн, "Темный кабинет". Август Дерлет, не зная об источнике этой заметки, решил, что это был черновик ГФЛ и соответственно написал с ним в "посмертном сотрудничестве" рассказ "Предок", основанный на этом сюжете.
   53. Возможно, Амброз Бирс, "Соответствующая обстановка".
   54. Не определено.
   55. Не определено.
   56. Не определено.
   57. Возможно, Амброз Бирс, "Житель Каркозы".
  
   Источник текста:
   H.P. Lovecraft
   Collected Essays. Volume 2: Literary Criticism.
   Edited by S. T. Joshi
   (с) 2004 by Hippocampus Press
  

Перевод: Алексей Черепанов

(июль, 2015)

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Минаева "Академия Алой короны. Обучение"(Боевое фэнтези) Л.Миленина "Ректор на выданье"(Любовное фэнтези) Е.Шторм "Мой лучший враг"(Любовное фэнтези) Р.Прокофьев "Стеллар. Инкарнатор"(Боевая фантастика) М.Зайцева "Трое"(Постапокалипсис) А.Ардова "Брак по-драконьи. Новый Год в академии магии"(Любовное фэнтези) П.Роман "Искатель ветра"(ЛитРПГ) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) С.Росс "Апгрейд сознания"(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"