Лавкрафт Говард Филлипс: другие произведения.

Случайные заметки

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Перевод эссе "Random notes" из сборника "Collected Essays II"


Говард Филлипс Лавкрафт

Случайные заметки

   Противоречие между обывательской литературой и произведениями, написанными по классическим греческим канонам, поднимает одну интересную проблему, которая содержит в себе и беспокойство, и юмор. Это проблема выбора: смеяться или не смеяться во время чтения необычного сочинения, предложенного серьезным автором, общие достижения которого определенно ставят его выше толпы бездарных и экстравагантных писателей? Многим, и особенно старым критикам, ответ покажется смехотворно простым. Он являет собой удивительную настойчивость Чеширского кота - во всех случаях осуществлять своё наследственное право. Таким образом, делается вывод о том, что если возможная смехотворность в написании сочинения неумышленная, то она всегда бессознательная, и потому фатальным образом всегда будет появляться у автора.
   На первый взгляд такое отношение к вопросу имеет право на существование. Даже самого простого автора постигает та же участь, что и его предшественников, - их сочинения тоже многим казались смешными. Примеры подобной литературы так распространены, что воспоминание о них омрачает все нюансы исходной проблемы. Но беспристрастный взгляд, свободный от яркого блеска очевидного, открывает один новый важный факт. Комичность всегда и всецело зависит от системы взглядов и ценностей читателя. Кратко говоря, нелепость относительна и обусловлена истиной, принятой в социуме. Нелепость зависит от негибкости основных верований толпы, к которой принадлежит среднестатистический читатель. Автор же пишет для своего воображаемого собеседника, которого может и не существовать в реальности. Открывая новые области для чувства юмора, интеллект и образование закрывают старые; поэтому то, что считается посмешищем на новой стадии развития культуры, часто было евангелием на предыдущей стадии, и наоборот.
   Будем держать это в уме, поскольку мы возвращаемся к литературной критике. Мы чувствуем затруднения в попытке установить постоянные законы юмора в нашем веке, когда все стандарты пластичны. Большинство произведений серьезной и благосклонно принятой литературы прошлого, особенно такой, где упоминаются великие мотивы человека и космические задачи, стоящие перед ним, кажутся комичными уму нашего времени, переполненному наукой и философией. Также многие современные сочинения, касающиеся постижения субъективного и воображаемого мира вместо реального, вызывают усмешку у человека, не привыкшего ни к чему, кроме обыденной реальности и наследственной веры.
   Таким образом, кажется, лучше притворяться умным, чем смеяться. Утонченное воображение писателя часто уводит его в сторону комедии. И все же такой ход не только восхищает, но иногда даже является мощным оригинальным приёмом, если рассматривать его в канве экзотики, индивидуальности, субъективности и декорации вечности, как на фантасмагорических картинах Сайма или Бердслея.1 Такой художник не осознаёт юмористическую интерпретацию, которую может увидеть какой-нибудь простодушный читатель, привыкший к чтению дешевой литературы, а не размышлению над причудливой фантастикой. Но художник часто смеется сам над собой, при этом он с рвением сохраняет невозмутимость каменных изваяний Будды и Шивы. Он знает, что эти фигуры соответствуют его странным фантазиям о незнакомом лунном свете, о мечте, источающей аромат ладана. Все эти фантазии покажутся странными и смехотворными, если их выставить на солнечный свет посреди Мэйн-стрит.
   Журнал "Консерватор" далёк от того, чтобы порицать юмор в любительской журналистике. Высшие боги Пеганы знают, как сильно мы нуждаемся в гениальных статьях! Но настанут ли времена, когда разумный порядок придаст нам силы для созидания и подарит способность понимать необычную литературу? Кто скажет, что утончённые и причудливые сочинения Лорда Дансени не пострадали, когда его остроумие стало уменьшаться при попытке писать в более серьёзном стиле, или что Артур Мейчен не силён своей детской наивностью и личной точкой зрения на мир сновидений? И возможно ли, что мещанская гиперчувствительность в непривычных поворотах судьбы проистекает из недостатка того глубинного и насыщенного юмора, который виден во всей человеческой жизни, которая по сути есть такая же ироничная комедия?2
   Поистине, смех - искусство для проницательных!
  
   ПРИМЕЧАНИЕ РЕДАКТОРА.
   ПЕРВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ: "Conservative" N. 13 (Июль 1923): 27-28 (не подписано); повтор в "National Amateur" 46, N. 2 (Ноябрь 1923): 13-14. Дальнейшее размышление о противоречии Майкла Оскара Уайта.
   Примечания
   1. Сидни Сайм (1867-1941), британский художник, известный, прежде всего, иллюстрациями к работам лорда Дансени; Обри Бердслей (1872-1898), знаменитый британский художник и иллюстратор. ГФЛ обладал многими изданиями Дансени с иллюстрациями Сайма, а также "Искусством Обри Бердслея" (1918; Библиотека Лавкрафта 71).
   2. Сравни: "Оборона остается открытой!" (1921; (Избранные Эссе, том 5): "Мир действительно комичен, но и само человечество является шуткой".
  
   Источник текста:
   H.P. Lovecraft
   Collected Essays. Volume 2: Literary Criticism.
   Edited by S. T. Joshi
   (с) 2004 by Hippocampus Press
  

Перевод: Алексей Черепанов

(июнь, 2015)

  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"