Хармс Даниэль : другие произведения.

Энциклопедия Мифов Ктулху. Часть 7

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Продолжение чернового перевода книги Даниэля Хармса "Энциклопедия Мифов Ктулху". Часть 7 (из 24). (Также см. готовые части 2-6, 23, 24).


Daniel Harms

The Cthulhu Mythos Encyclopedia:

A Guide to the Horrors Created and Inspired by H.P. Lovecraft

Arc Dream Publishing, 2012

Даниэль Хармс

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МИФОВ КТУЛХУ

Путеводитель по ужасам, созданным и вдохновлённым Г.Ф. Лавкрафтом

Черновой ознакомительный перевод

ABBYY SmartCAT / Yandex Translate / Machine Translation Post-Editing

ЧАСТЬ 7

  
  
   ДЬЯВОЛОВО ПАСТБИЩЕ (DEVIL'S HOP YARD)
   (Такой вариант я взял из перевода Е. Мусихина, что на мой взгляд лучше, чем Двор Танцев Дьявола (П. Лебедев) или Хмельной Двор Дьявола (вариант от Google) - прим. пер.).
  
   Склон близ Данвича, лишённый растительности.
  
   ("Ужас в Данвиче", Лавкрафт (О)).
  
   РИФ ДЬЯВОЛА (DEVIL'S REEF)
  
   Низкий выступ недалеко от гавани Иннсмута, штат Массачусетс, 42® 44' северной широты 71® 16' западной долготы. Капитан Джон Смит, который высадился там во время исследования побережья Новой Англии, дал рифу его название. Примерно в середине 19 века это место часто посещал капитан Обед Марш (Obed Marsh). По словам местных жителей он искал пиратские сокровища, спрятанные во многих пещерах, усеивающих вершину рифа. Позже Эзотерический Орден Дагона Марша посещал риф, пока этот культ не был прикрыт федеральными агентами в 1928 году. Несмотря на это, местные рыбаки по-прежнему отказываются плавать вблизи Рифа Дьявола, а военно-морской флот по-прежнему требует, чтобы его суда сообщали о любой необычной активности, с которой они могут столкнуться поблизости. На некоторых картах сегодня он называется Риф Аллена (Allen's Reef).
  
   См. Иннсмут; Фонд Уилмарта; Й'ха-нтлеи (Innsmouth; Wilmarth Foundation; Y'ha-nthlei). (Delta Green, Detwiller, Glancy, and Tynes; "From Cabinet 34, Drawer 6", Kiernan; "The Shadow over Innsmouth", Lovecraft (O); Escape from Innsmouth, Ross).
  
   СТУПЕНИ ДЬЯВОЛА (DEVIL'S STEPS)
  
   Скальное образование, расположенное к северо-востоку от Брайчестера. Эрозия превратила этот огромный выступ в нечто похожее на лестницу. Никто не поднимался по Ступеням Дьявола, и местные жители избегают этого места.
  
   ("Рудник на Югготе", Кэмпбелл (О)).
  
   ДЬЮАРТ, АМБРОЗ (ок. 1870-1924) (DEWART, AMBROSE)
  
   Учёный и прямой потомок Элайджи Биллингтона (Alijah Billington). О ранней жизни Дьюарта известно мало, за исключением того, что его единственный сын погиб во время Первой Мировой войны, а затем Дьюарт вернулся, чтобы жить в своём родовом поместье в Биллингтонс-Вуде (Billington's Wood) близ Аркхэма. Несмотря на то, что он был одиночкой по натуре, те, кто знал его, вскоре заметили перемену в его личности, и жители этого района приписали ему серию необъяснимых исчезновений (не сказано кого - прим. пер.). Вскоре после того, как его двоюродный брат Стивен Бейтс (Stephen Bates) исчез в 1924 году, неизвестный злоумышленник убил Дьюарта в его доме.
  
   См. Lapham, Seneca; Phillips, Winfield. ("Притаившийся у порога", Дерлет и Лавкрафт (О)).
  
   ДЕКСТЕР, ДОКТОР АМБРОЗ (1898 - 28 декабря, 1973) (DEXTER, DOCTOR AMBROSE)
  
   Известный врач из Провиденса, который, тем не менее, сохранял интерес к оккультизму и фольклору на протяжении большей части своей карьеры.
  
   В 1935 году доктор Декстер сыграл второстепенную роль в тайне смерти Роберта Блейка, ворвавшись в старую Церковь Звёздной Мудрости и прихватив с собой Сияющий Трапецоэдр и книги. Он лечил Роберта Блейка, но знания Декстера об истинной ситуации и мотивы до сих пор остаются загадкой. Он покинул Провиденс после этих событий на шестнадцать лет, занявшись необъяснимым изучением ядерной физики и даже выступая в качестве советника в Манхэттенском Проекте.
  
   После его возвращения домой в 1951 году в доме доктора произошёл ещё один неприятный инцидент, но полиция его не задержала. Вскоре после этого Декстер исчез, и считалось, что он перешёл на сторону русских. Документы, просочившиеся из британской разведки, показывают, что один из их агентов убил Декстера где-то в южной части Тихого океана в 1973 году.
  
   ("Coming of Age", Ballon; "The Shadow from the Steeple", Bloch; "Doctor Dexter", Cabos; "The Haunter of the Dark", Lovecraft (O)).
  
   ФОРМУЛА ДХО-ХНА (также ДХО-НХА) (DHO-HNA FORMULA (also DHO-NHA))
  
   Заклинание, которое позволяет колдуну увидеть внутренний город на двух магнитных полюсах и крайнюю пропасть за пределами пространства и времени, а также другие локации. Повторение формулы Дхо дает заклинателю представление о желаемом местоположении (без опасности привлечения Гончих Тиндалоса (Hounds of Tindalos)). Часть Хна даёт колдуну возможность перемещаться в визуализируемое место, а также позволяет устанавливать контакт между различными реальностями. Этот контакт можно значительно усилить.
  
   Обе формулы также могут быть встроены в защитное устройство для удержания сущностей из других измерений, но воздействие такой диаграммы может быть фатальным для человека.
  
   В стихотворении "Они из воздуха" из сборника "Азатот и другие" упоминается, что формула Дхо может использоваться для проявления определённых духов воздуха, которые затем могут обрести телесную форму с помощью человеческой крови. Иногда часть формулы Хна работает неправильно; возможно, что она будет действовать только тогда, когда вернутся Великие Древние.
  
   См. Внутренний город на магнитных полюсах. ("The Book of the Gates", Carter; The Necronomicon:The Book of Dead Names, Hay, ed.; "The Dunwich Horror", Lovecraft (O); "Past the Gate of Deepest Slumber", Pugmire; "The Atrocity Archives", Stross; "The Concrete Jungle", Stross; "The Jennifer Morgue", Stross).
  
  
  
  
   ПЕСНОПЕНИЯ ДХОЛ (DHOL CHANTS)
  
   1) Книга с плато Ленг. Китайская копия была обнаружена в азиатском монастыре, неизвестно где расположенном, в 1650 году, и с тех пор появились английские копии. Метафизические исследования доказали связь между этой рукописью и существами, известными как "Дхолы", но повлияли ли они каким-то образом на её текст, остается неясным. В Мискатоникском университете хранится копия "Песнопений Дхол".
  
   Эта книга содержит пятьсот пятьдесят пять различных "песнопений", которые не являются медитативными по своей природе. Они включают в себя то, что называется "Голубое свечение" (что бы это ни было), и другие, которые используются для управления духами. Однако читателя следует предупредить, что полезные заклинания в книге часто неэффективны, в то время как заклинания мести (стр. 101-127) обычно вступают в силу только после смерти того, кто их произнесёт.
  
   См. Ленг; Ньярлатхотеп (Ахту); Семь Загадочных Книг Хсана. ("The Horror in the Museum", Heald and Lovecraft (O); "Spaghetti", Lumley; "Yohk the Necromancer", Myers; Ex Libris Miskatonici, Stanley).
  
   2) Перед Первой мировой войной Генрих Циммерман (Heinrich Zimmerman) написал одноимённую книгу на немецком языке. В ней рассматриваются сходства между музыкой Карибского бассейна и музыкой Западной Африки, а также представлен ряд их народных песен.
  
   Песнопения в книгах могут исполняться человеческим голосом или невозмутимым (unfretted) струнным инструментом, таким как скрипка. Одно из песнопений, если его использовать в сочетании с золотым амулетом, вызовет аватара Ньярлатхотепа, Ахту, в то время как другие могут вызывать малых духов. Также упоминается пара биноклей, способных просматривать другие измерения. Книга Циммермана, возможно, включала материал из оригинальных "Песнопений Дхол", независимо от того, ссылался автор на свои источники или нет.
  
   ("Dead of Night", Herber (O); "Asakusa Ry?unkaku," Yasujiro).
  
   ДХОЛЫ (также ДОЕЛ, ДХОЛ или ДОЛ) (DHOLES (also DOEL or DHOL or DOL))
  
   1) Существа, напоминающие огромных белых червей с открытой полостью на одном конце, которая служит им ртом. Из этой полости дхол может выплюнуть огромное количество слизи, которая поглощает его жертву.
   Дхолы обычно встречаются только в Долине Пнат (Vale of Pnath), но их также можно найти в других пещерах в Подземном мире Страны Грёз. Сообщалось даже, что они живут на других планетах, прокладывая туннели сквозь них и тем самым делая эти планеты непригодными для жизни. Дхолы уничтожили таким образом много планет, включая Яддит (Yaddith).
  
   Как эти существа путешествуют между мирами, неизвестно. Некоторые предполагают, что дхолы - это порождение существ из Страны Грёз, известных как бхолы, которые посылают своих детей через червоточины во вселенной. Более поздние находки указывают на то, что младенцы-дхолы являются паразитическими организмами, поселяющимися в телах других существ. Продукты их жизнедеятельности останавливают процесс старения хозяина, и до тех пор, пока хозяин получает подходящие наркотики, рост дхола будет замедляться. Некоторые говорят, что египетские фараоны использовали этот опасный метод обретения вечной жизни.
  
   В большинстве случаев дхолы описываются как более крупные, чем океанский лайнер, но их размеры часто различаются. Например, сообщалось о гораздо меньших существах со свиными мордами, и паразитарная стадия может принимать форму колоний, похожих на червей, или одного дхола размером со змею в брюшной полости человека.
  
   В более ранних экземплярах "Книги Эйбона" имелась формула для призыва дхолов на Землю. К счастью, последним изданием, содержащим этот ритуал, было египетское, все экземпляры которого были утеряны.
  
   Также было сказано, что дхолы обладают способностью следовать за теми, кто убегает от них, через их сны и различные воплощения, но никто не знает, как эти твари могут использовать эту силу. Дхолы также могут быть слугами Шуб-Ниггурат, которые прокладывают путь для прибытия других её приспешников в наш мир.
  
   [Это, несомненно, одна из самых запутанных проблем в изучении мифов. Мейчен мимоходом упомянул о "дхолах" в своей повести "Белые люди". Лавкрафт, вероятно, вдохновлённый ею, создал произведение под названием "Песнопения Дхол". Когда его друг Фрэнк Лонг придумал существ, известных как "Доэлы" для одного из своих рассказов (возможно, с тем же вдохновением), Лавкрафт упомянул о них в "Шепчущем во тьме". Однако ни одно из них не является червеобразным существом, с которым знакомы поклонники Мифов. В своём "Сомнабулическом поиске" Лавкрафт упоминает этих существ как "бхолов". Август Дерлет прочитал это слово в рукописи Лавкрафта как "дхолы", и авторы Мифов с тех пор использовали неправильный термин "дхолы" в своих фантастических рассказах. В своих исправленных изданиях Лавкрафта С.Т. Джоши восстановил написание "бхолы", что создало новые проблемы (см. Бхолы)].
  
   См. Bholes; Book of Eibon; Dhol Chants; Ghorl Nigral; hounds of Tindalos; Nug-Soth; Pnath, Vale of; Shub-Niggurath; Yaddith; Zkauba. (The Art of Playing Mythos, Aniolowski et. al.; "Dreams in the House of Weir", Carter; "The Lambton Worm", Hatherley; "Locked Room", Henderson; "Sands of Time", Herber; "Through the Gates of the Silver Key", Lovecraft and Price; "The White People", Machen (O); Cthulhu Live:Shades of Gray, McLaughlin et. al.; S. Petersen's Field Guide to Cthulhu Monsters, Petersen; "Sabbath of the Black Goat", Rainey.)
  
   2) Есть иной тип, известный как "Дхол". Он похож на чёрное четвероногое животное, способное выделять яд из своего тела. Обычно Дхол завладевает живым существом, таким как сельскохозяйственное животное или даже человек, для выполнения своей миссии. Существо, одержимое Дхолом, становится чрезвычайно враждебным, часто нападает или убивает других существ без видимой причины и может даже иметь отравленный коготь или укус. Всякий раз, когда он пожелает, Дхол перемещается из одного тела в другое, оставляя своего бывшего хозяина мёртвым. Этот вид Дхола может быть связан с эльфами из валлийской легенды, и считается, что он играет определённую роль в их самых важных церемониях.
  
   См. Зелёная Книга. ("Церемонии", Клейн; "Белые люди", Мейчен (О)).
  
   ЭНЕРГИИ Д'ХОРНА-АХН (D'HORNA-AHN ENERGIES)
  
   Энергетические существа, которые общаются посредством жужжания. Колдуны Му, похоже, использовали таких существ для создания пространственных карманов, чтобы защитить себя от опасностей космических путешествий. Однако известно, что эта защита не срабатывает в критические моменты.
  
   ("The Book of Gates", Carter; "Something in the Moonlight", Carter; The Transition of Titus Crow, Lumley (O); Elysia, Lumley).
  
   DIE UNAUSSPRECHLICHEN KULTEN
  
   См. Сокровенные культы (Unaussprechlichen Kulten).
  
  
  
   КОВЫЛЯЮЩИЕ-МЕЖ-ИЗМЕРЕНИЙ (DIMENSIONAL SHAMBLERS)
  
   Гуманоидные существа с морщинистой шкурой и огромными когтями. Ковыляющие живут в том же альтернативном измерении, в котором обитает Йог-Сотот. Колдуны часто призывают их на землю, используя ритуал, для которого требуется кинжал из чистого металла, но ковыляющие иногда спонтанно появляются в нашем измерении. Когда они сталкиваются с людьми, они обычно хватают жертву и исчезают вместе с ней. Значимого взаимодействия с этим видом было мало.
  
   ("The Horror in the Museum," Lovecraft and Heald (O); Call of Cthulhu Rulebook, 5th edition, Petersen and Willis; S. Petersen's Field Guide to Cthulhu Monsters, Petersen et. al.).
  
   ДИРКА (DIRKA)
  
   Семья, которая защищала мистическую книгу "Песнь Исте" (The Song of Yste) на протяжении веков. "Песня Дирка" - это заклинание, которое вызывает смерть человека неустановленным способом.
  
   См. "Песнь Исте". ("The Abyss", Lowndes; Annals of Arkya, Lowndes (O)).
  
   ДОЭЛЫ (DOELS)
  
   Плотоядные существа, живущие в тёмном измерении, которое могут посетить только путешественники-мистики. Часто путают с дхолами (которые могут видеть).
  
   ("Гончие Тиндалоса", Лонг (О); "Г.Ф. Лавкрафт: Сновидец на Тёмной стороне", Лонг).
  
   ДОЛЫ (DOLS)
  
   См. Дхолы.
  
   СТРАНА ГРЁЗ (DREAMLANDS)
  
   Альтернативное измерение, доступное через сны человека. В раннем возрасте большинство людей могут войти в Страну Грёз по своему желанию, но по мере взросления эти врата закрываются для большинства этих сновидцев. Лишь немногие взрослые смогли снова войти в эту страну, употребляя определённые наркотики или просто исследуя свои сны. Некоторые физические порталы между Страной Грёз и миром наяву действительно существуют, но этих врат немного, и они часто встречаются в опасных местах в обоих реальностях.
  
   Путешествие в Страну Грёз обычно начинается с того, что сновидец спускается по Семидесяти Ступеням Лёгкого Сна (Seventy Steps of Light Slumber) в Пещеру Пламени (Cavern of Flame), где он встретится с верховными жрецами Наштом и Каман-Та (Nasht, Kaman-Tha). Если эти два жреца сочтут сновидца достойным, он сможет затем продолжить спуск по Семистам Ступеням Более Глубокого Сна (Seven Hundred Steps of Deeper Slumber) к Зачарованному Лесу (Enchanted Wood). Избежав опасностей этого леса, сновидец может свободно бродить по землям снов.
  
   Жители бодрствующего мира - величайшие герои Страны Грёз. Эти люди могут создавать целые города в своих снах, и многие из них поселяются в Стране Грёз после своей смерти в бодрствующем мире. Среди самых известных личностей этого измерения - Король Куранес (King Kuranes), который мечтал о вечном городе Селефаисе; Этьен-Лоран де Мариньи, мистик из Нового Орлеана; и Рэндольф Картер, чьи поиски дома богов на неизвестном Кадате - одна из величайших легенд Страны Грёз.
  
   Обычно название "Страны Грёз" применяется только к тому измерению, которое посещают люди, но существуют и другие страны грёз. Такие планеты, как Сатурн, Юпитер и Плутон, также имеют свои сновидения-отражения, которые посещают соответствующие обитатели этих миров. Настойчивые сновидцы могут попасть в эти земли из Страны Грёз Земли, но такие визиты могут оказаться весьма опасными для неподготовленного путешественника.
  
   Влияние Ктулху и других Великих Древних в Стране Грёз минимально, хотя эти существа действительно обладают некоторой властью над этим царством. Из всех Мифов Ньярлатхотеп обладает наибольшей властью на этой земле. Главными божествами Страны Грёз являются боги земли, или Великие (the Great Ones), которые являются слабыми созданиями; смертные могут победить или перехитрить их, но в редких случаях боги принимают участие в делах смертных. Эти боги обычно танцевали на самых высоких вершинах Страны Грёз, но, когда люди начали подниматься на их любимые горы, боги удалились в свой дом на Кадате в Холодной Пустыне, где правит Ньярлатхотеп. Только Рэндольф Картер когда-либо поднимался на Кадат, и его путешествие было сопряжено с величайшими опасностями.
  
   [Многие рассказы Лавкрафта, позже названные историями "Страны Грёз", в том числе "Карающий рок над Сарнатом", на самом деле происходили в далёком прошлом и позже были включены в "Страну Грёз". Некоторые авторы, особенно Ламли, поместили земли из этих ранних историй в реальный мир].
  
   См. Abhoth; Atal; Baharna; Barzai; Bethmoora; bholes; Bokrug; Carter, Randolph; Cathuria; CelephaОs; Cerenerian Sea; Cold Waste; Crystallizer of Dreams; Cthaat Aquadingen; dholes; Dreamlands; Dylath-Leen; Elder Gods; Elder Sign; Eldin the Wanderer; Elton, Basil; Enchanted Wood; Fourth Book of D'harsis; Ghadamon; ghasts; ghouls; Gleeth; gods of earth; gugs; Hagarg Ryonis; Haon-Dor; Hatheg; Hatheg-Kla; Hero, David; Hlanith; Ilek-Vad; Inganok; Kadath; Kadatheron; Karakal; Kiran; Kled; Koth; Koth, Sign of; Kuranes; Leng; Lerion; Lobon; Lomar; Marigny, Etienne-Laurent; Nasht and Kaman-Tha; Nath-Horthath; Nir; Nithy-Vash; Nodens; N'ste-Kaambl; Nyarlathotep; Oorn; Ooth-Nargai; Oriab; Other Gods; Oukranos; Parg; Pickman, Richard Upton; Phillips, Ward; Pnath; Sarkomand; Sansu; Seven Cryptical Books of Hsan; Seven Hundred Steps of Deeper Slumber; Seventy Steps of Light Slumber; shantaks; Skai; Sona-Nyl; Southern Sea; Tamash; Tanarian Hills; Thok; Thran; Ulthar; vooniths; wamps; Yibb-Tstll; Zo-Kalar. ("CelephaОs", Lovecraft; "The Dream-Quest of Unknown Kadath", Lovecraft; "The Silver Key", Lovecraft (O); The Clock of Dreams, Lumley; "The House of the Worm", Myers; "The Three Enchantments", Myers).
  
   ДЮ НОРД, ГАСПАР (DU NORD, GASPARD)
  
   Колдун, который жил в Аверуани, части современной Франции, в тринадцатом веке. Родившийся в состоятельной семье, дю Норд заслужил неудовольствие своего отца, потому что изучал магические искусства. В течение года он учился у колдуна Натайра (Nathaire), но в конце концов покинул своего учителя из-за его отвратительных поступков. Затем дю Норд поселился во Вьонесе, где продолжил свои эксперименты. В 1281 году Гаспар дю Норд оказал Вьонесу большую услугу, развеяв одно из самых могущественных магических творений Натайра. Сделав это, дю Норд заработал себе иммунитет от любых преследований со стороны церкви и смог спокойно жить до самой своей смерти.
  
   Гаспар дю Норд больше всего запомнился тем, что позже перевёл "Книгу Эйбона" с греческого на французский. (По другим оценкам, этот перевод относится к двенадцатому веку или примерно к 1240 году, но это невозможно из того, что нам известно о его возрасте). Однако никто не знает, где дю Норд раздобыл греческий текст и почему он решил его перевести. Некоторые утверждают, что дю Норд был членом культа Цатоггуа и что он дважды призывал ужасного бога. Во второй раз этот бог предсказал смерть колдуна.
  
   См. Averoigne; Book of Eibon; Selections de Livre d'Ivon. (Selected Letters V, Lovecraft; Cthulhu Live:Lost Souls, Salmon et. al.; "The Colossus of Ylourgne", Smith (O); "Ubbo-Sathla", Smith; Ex Libris Miskatonici, Stanley).
  
   ДАНВИЧ (DUNWICH)
  
   1) (Первоначально НЬЮ-ДАННИЧ (NEW DUNNICH). Город на севере центральной части Массачусетса, в нескольких милях к востоку от Эйлсбери. Данвич был основан в 1692 году группой поселенцев, покинувших Салем незадолго до печально известных ведьмовских процессов, вместе с бывшими жителями общины Мерримаунт (позже Маунт-Дагон) (Merrymount, Mount Dagon). Члены семьи Уэйтли (Whateley) позже построили большое количество мельниц в этом районе, и Данвич процветал до тех пор, пока трагедия в 1806 году не привела к психическому расстройству Джорджа Уэйтли, владельца этих предприятий. С этого времени экономика Данвича пошла по спирали вниз по мере того, как всё больше людей покидали этот район в поисках работы за пределами города.
  
   Сегодня Данвич в основном безлюден. С годами оставшееся население стало настолько безродным и вырождающимся, что во время Первой Мировой войны городок не смог выполнить свою квоту призывников. Преступления самого отвратительного характера происходят регулярно, хотя горожане стараются по возможности не впутывать посторонних в свои дела. Некоторые ветви Уэйтли и Бишопов смогли избежать деградации. Однако по большей части жители Данвича необразованны и развращены. (Тут надо решить - Данвич это деревня, город или посёлок, в оригинале используются разные слова - прим. пер.).
  
   В конце лета 1928 года произошло странное бедствие, которое с тех пор получило название "Ужас в Данвиче". 3 августа житель Данвича по имени Уилбур Уэйтли, известный среди жителей своими магическими способностями и неестественным ростом, был убит при попытке украсть "Некрономикон" из библиотеки Мискатоникского Университета. Месяц спустя в Данвиче начался настоящий ужас. Таинственный взрыв разрушил оставшийся без хозяина дом Уилбура Уэйтли, и рассказы об исчезновениях скота и людей начали просачиваться за пределы Данвича. Когда Генри Армитидж, библиотекарь Мискатоникского университета и давний корреспондент Уэйтли, услышал о том, что происходит в Данвиче, он отправился туда вместе с профессорами Райсом и Морганом. 15 сентября они провели обряд экзорцизма на Часовом Холме (Sentinel Hill), положив конец этому ужасу. После этих событий все указатели на Данвич были снесены, и город был почти забыт.
  
   Хотя пейзажи окружающей сельской местности захватывают дух, в Данвиче мало что может привлечь случайного посетителя. Археологи и геологи знают Данвич благодаря каменным кругам, которые возвышаются на многих близлежащих холмах, а также таинственным подземным звукам, которые слышны в Вальпургиеву ночь и на Хэллоуин.
  
   [Лавкрафт нашел название "Данвич" в романе Артура Мейчена "N", согласно Роберту М. Прайсу. Оно относится к реальному городу в Великобритании, который смыло волнами моря].
  
   См. Armitage, Henry; Aylesbury Pike; Billington, Richard; Hoadley, Abijah; Miskatonic River; Sentinel Hill; Sesqua Valley; Whateley, Wilbur; Whateley, Wizard. ("The Lurker at the Threshold", Derleth and Lovecraft; Keeper's Compendium, Herber; Return to Dunwich, Herber; "The Dunwich Horror", Lovecraft (O)).
  
   2) Город во Флинт-Хиллз, штат Канзас. Данвич был основан в 1833 году преподобным Иезекиилем О'Салливаном, (Ezekiel O'Sullivan) которому было видение золотого города на западе. Он привёл некоторых людей из Данвича, что в Новой Англии, в другое место. Жители Данвича избегали контактов с большинством близлежащих населённых пунктов, и город занял нейтральную позицию во время Гражданской войны. В 1893 году всё население Данвича исчезло в течение нескольких дней.
  
   ("The Seven Cities of Gold", Burnham).
  
   ОБИТАТЕЛЬ ТЬМЫ (DWELLER IN DARKNESS)
  
   См. Ньярлатхотеп (Обитатель Тьмы).
  
   ОБИТАТЕЛИ ГЛУБИН (DWELLERS IN THE DEPTHS)
  
   Книга о Ктулху и его приспешниках. Это была работа Гастона Ле Фе (Gaston Le Fe), который, согласно предисловию к этой книге, умер сумасшедшим. Позже она была опубликована как во французском, так и в английском изданиях.
  
   В этой книге подробно рассказывается о расе водных существ, известных как глубоководные, и намекается на чудовищные создания, которым они часто поклоняются.
  
   ("The Aquarium", Jacobi (O); "Fischbuchs", Ross).
  
   ДАЙЕР, УИЛЬЯМ (ок. 1875 - ?) (DYER, WILLIAM)
  
   Профессор геологии в Мискатоникском университете. Дайера особенно помнят за его руководство университетской экспедицией Пибоди (Pabodie) в Антарктиду в 1930-31 годах, а также за его роль в путешествии 1935 года к руинам, существовавшим до появления человека в пустынях Австралии. Возможно, он участвовал в операциях Управления Стратегической Служб (OSS) во время Второй Мировой войны, хотя неясно, в каком качестве он работал.
  
   См. Danforth; Emeritus Alcove; Pabodie Expedition; Peaslee, Nathaniel; Starkweather-Moore expedition. ("To Arkham and the Stars", Leiber; "At the Mountains of Madness", Lovecraft (O); "The Shadow Out of Time", Lovecraft; "Stacked Actors", Worthy).
  
   ДАЙЛАТ-ЛИН (DYLATH-LEEN)
  
   Базальтовый город возле Южного моря Страны Грёз. Дайлат-Лин непопулярен среди своих соседей из-за таинственных чёрных галер, которые причаливают там, чтобы обменивать свои рубины на рабов из Парга (Parg).
  
   См. Парг; Южное море. ("Сомнабулический поиск неизвестного Кадата", Лавкрафт.)
  
   ДЗИАН, КНИГА (DZYAN, BOOK OF)
  
   См. Книга Дзиан.
  
   E
  
   Э-ПОХ (E-POH)
  
   Лидер народа Чо-Чо с плато Сунг. Э-поху более семи тысяч лет. Он смог захватить власть в культе Ллойгора и Жара, пообещав своим последователям доступ к наркотику из чёрного лотоса, решение, которое могло бы положить начало вырождению Чо-Чо. Э-пох, возможно, был уничтожен вместе с городом Алаозар (Alaozar). Некоторые считают Э-поха Ламой Чо-Чо из Ленга, хотя это отождествление может быть неточным.
  
   ("Lair of the Star-Spawn", Derleth and Schorer (O); Miskatonic University, Johnson et. al.; "Dope War of the Black Tong", Price).
  
   ИЗОБРАЖЕНИЕ НЕНАВИСТИ (EFFIGY OF HATE)
  
   См. Ньярлатхотеп (Изображение ненависти).
  
   ЭЙБОН (EIBON)
  
   Колдун и автор "Книги Эйбона", известной как "Непостижимая". Эйбон родился у Милааба (Milaab), хранителя архивов короля Иккуа (Iqqua), в тот же год, когда жители Гипербореи покинули Коммориом (Commoriom). Милааб изучал ритуалы Цатоггуа. Он умер после того, как жрецы Ихоундеха (Yhoundeh) изгнали его и его семью в пустыню Фенкуор (Phenquor). Эйбону было всего семь лет, когда умер его отец, но он так и не простил жрецов Ихоундеха.
  
   Зилак (Zylac), колдун, многим обязанный его отцу, увез Эйбона в свою башню из чёрного гнейса у моря на полуострове Му Тулан (Mhu Thulan). Эйбон учился у Зилака, которого многие считали величайшим колдуном своего времени. После смерти Зилака от неудачного заклинания, когда Эйбону было двадцать три, Эйбон покинул эту башню, бродя по земле в компании своего друга Залджиса (Zaljis). После девяти лет и множества приключений он вернулся в башню Зилака и поселился там на постоянной основе.
  
   Эйбон получил большую часть своей силы от договора с Цатоггуа, которому он поклонялся в обмен на магические способности. Этот великий колдун однажды проник в пещеры под горой Вурмитадрет (Voormithadreth), чтобы увидеть своего учителя, спящего на своём троне. Существует множество легенд о жизни Эйбона. В одной гиперборейской легенде рассказывается, как Эйбон заглянул через волшебный портал в будущее и увидел, как Землю разрушает какое-то огромное небесное тело. В ответ он построил две огромные паутины, пересекающие пространство, чтобы поймать это тело в ловушку. Затем он планировал заморозить Землю во времени, чтобы она никогда не была разрушена. Эти рассказы, вероятно, были преувеличены; тем не менее, Эйбон был одним из величайших магов, когда-либо живших на этой планете.
  
   Две противоречивые истории связаны со смертью Эйбона в возрасте ста тридцати двух лет. Согласно первой истории, башня Эйбона взорвалась одной звёздной ночью; "Книга Эйбона" была найдена в руинах, но тело великого мага так и не было обнаружено. Однако более общепринятая версия гласит, что Эйбон бежал от преследования жрецов Ихоундеха через дверь, сделанную из таинственного металла, и появился на планете Сатурн. Этот рассказ, включенный в саму книгу, затем повествует о том, как Эйбон предвидел свой конец и передал свои магические книги, в том числе знаменитую "Книгу", своему бывшему ученику Сайрону из Вараада (Cyron of Varaad).
  
   Один учёный недавно предположил, что Эйбон вообще не является реальным человеком и происходит от греческого слова, означающего "стекать". Этот вывод не объясняет многочисленные ссылки Эйбона на самого себя в его книге.
  
   См. Book of Eibon; Book of K'yog; Book of Night; Cykranosh; Haon-Dor; Hyperborea; Life of Eibon; Mhu Thulan; Pharol; Ring of Eibon; Rituals of Yhe; Rlim Shaikorth; Eibon, Sign of; Koth, Sign of; Voormish Tablets; Voormithadreth; Xiccarph; Yhoundeh; Zylac. ("Tsathoggua", Carter; The Life of Eibon according to Cyron of Varaad, Carter; "The Utmost Abomination", Carter and Smith, Spawn of Azathoth, Herber; Selected Letters V, Lovecraft; "The Coming of the White Worm", Smith; "The Door to Saturn" (O), Smith; Ex Libris Miskatonici, Stanley).
  
   ЭЙБОН, КНИГА (EIBON, BOOK OF) (эта строка излишняя - прим. пер.).
  
   См. Книга Эйбона.
  
   ЗНАК ЭЙБОНА (EIBON, SIGN OF)
  
   Символ, напоминающий трёхногую свастику. Он помогает пользователю избежать внимания приспешников Ньярлатхотепа, но не самого Ползучего Хаоса.
  
   См. Эйбон; Ньярлатхотеп. (Masks of Nyarlathotep, DiTillio and Willis (O)).
  
   ЭЙХОРТ (EIHORT)
  
   Великий Древний, известный как Бог Лабиринта. Эйхорт - огромная белая овальная масса с бесчисленными ногами и глазами. Он живет в лабиринте под заброшенным домом в Камсайде (Camside), Англия, но может создавать врата, ведущие в другие части света.
  
   Эйхорт телепатически связывается с посетителями своего лабиринта и спрашивает, не желают ли они стать его слугами. Если они ответят "нет", Эйхорт раздавит их. Если жертва говорит "да", Эйхорт парализует его или её и направляет незрелых членов своего выводка в его или её тело. Поскольку этот процесс включает в себя форму гипноза, человек может не помнить после пробуждения, что с ним произошло.
  
   Поначалу заражённый человек кажется нормальным, но вскоре у него начинаются видения ужасных инопланетных событий. Через некоторое время эти видения усиливаются по интенсивности и продолжительности. Наконец, человек, заключивший сделку, разрывается, и сотни крошечных отпрысков Эйхорта выходят из его тела и убегают. Мало кто заключает сделку с Эйхортом.
  
   "Мы уходим из поля зрения" Роланда Франклина, содержит любопытную ссылку на Эйхорта. Согласно этому самозваному пророку, посвящённый его культа должен быть кремирован, чтобы душа человека могла сбежать. В противном случае, если посвящённый будет похоронен, душа останется в теле, и роющие монстры утащат труп верующего под землю на праздник Эйхорта. (Сам Франклин, к сожалению, не был кремирован).
  
   См. Камсайд; Откровения Глааки. ("Перед грозой", Кэмпбелл (О); "Параграфы Франклина", Кэмпбелл; "Бледный Бог", Росс).
  
   ЭЙ'ЛОР (EI'LOR)
  
   Древний, похожий на огромную поросль сорняков с цепкими виноградными лозами. Его можно призвать на Землю, чтобы он пророс здесь, с помощью заклинаний в Ветвях Эй'лора (непонятно написано, возможно, нужно читать заклинание над веточкой, а потом посадить её. - прим. пер.).
  
   ("The Star-Seed", Ambuehl (O); "Ei'lor", Gruetzmacher).
  
   ФОРМУЛА ЭЙНШТЕЙНА (EINSTEIN FORMULA)
  
   Заклинание, разработанное Халпином Чалмерсом (Halpin Chalmers) с использованием работ Альберта Эйнштейна. Оно может защитить от атак Гончих Тиндалоса, но у него также есть ряд опасных побочных эффектов. Известно, что ни одна копия этого заклинания не пережила своего изобретателя.
  
   ("The Wild Hunt", Ballon; "The Hounds of Tindalos", Long (O)).
  
   СТАРШИЕ СУЩЕСТВА (ELDER BEINGS)
  
   См. Летающие полипы.
  
   СТАРШИЕ БОГИ (ELDER GODS)
  
   Существа, противостоящие Великим Древним. Старшие Боги предположительно живут где-то недалеко от Бетельгейзе, или в альтернативном измерении, известном как Элизия (Elysia), или даже в месте, называемом Домом Без Часов (Hourless House) в царстве снов.
  
   В какой-то момент в прошлом Великие Древние, которые, возможно, были созданы как слуги Старшего Бога или даже числились среди них, "восстали" против Старших Богов, взяв определённые документы из владения своих врагов и спрятав их в Великой библиотеке Селено (the Great Library of Celaeno) или передали их Уббо-Сатле (Ubbo-Sathla). В отместку за это оскорбление Старшие Боги пришли на землю и сразились с Великими Древними. Эта война завершилась заключением Великих Древних в тюрьму и возвращением Старших Богов в их дома. Согласно мифу, Старшие Боги, в том числе Ноденс, Хтанид и Яд-Тхаддаг (Nodens, Kthanid, and Yad-Thaddag), восстанут, чтобы сразиться со своими древними врагами, когда звёзды вновь примут правильное положение и Великие Древние вырвутся из своих тюрем.
  
   В число других известных Старших Богов входят: Адаэду, Алитлай-Тий, Двеахтехсейруа, Отхккарто (первенец Ноденса), Овитонв, Уртхувн, Ксисланикс, Ксутиос-Сихб'Бз и Зехирете (Чистое и Святое Лоно Света) (Adaedu, Alithlai-Tyy, DveahtehsEyroix, Othkkartho, Ovytonv, Urthuvn, Xislanyx, Xuthyos-Sihb'Bz, Zehirete (the Pure and Holy Womb of Light)). Очень мало известно о любом из них.
  
   Большинство ученых не принимают это различие, считая неубедительным приравнивать аморальных Великих Древних к "злу" и постулировать противостоящую им "добрую" силу. Некоторые другие мифы признают существование Старших Богов, но расходятся во мнениях относительно их природы:
  
   A. Старшие Боги могут быть Великими (the Great Ones), малыми богами Земли, которые правят Страной Грёз. (для Великих нужно придумать какой-то термин, типа Великие Сущности, чтобы не путать их с Великими Древними. - прим. пер.). Согласно этим мифам, Великие появились во время сна Великих Древних. Обнаружив Древних в их гробницах, Старшие Боги пришли в ужас, запечатали гробницы злых Старшим Знаком и передали их на попечение Ноденса, Повелителя Великой Бездны. Когда Ноденс уснёт, тогда появятся Великие Древние, чтобы править миром. Великие будут бессильны остановить это или защитить человечество.
  
   Б. Старшие Боги были создателями этой вселенной и сделали возможными боль и страдания. Великие Древние надеются уничтожить вселенную и, возможно, впоследствии создать улучшенный мир.
  
   C. Старшие Боги -- это Антарктические Старцы (Elder Things), которые по неизвестным причинам заключили в тюрьму Великих Древних.
  
   D. Старшие Боги действительно существуют, но по своей природе они не лучше Великих Древних; в конце концов исход для человечества будет таким же.
  
   См. Aphoom Zhah; Atal; Borea; Celaeno; Cthugha; Elder Key; Elder Sign; Elysia; Glyu-Vho; Great Old Ones; gods of earth; Kthanid; Mu; Nodens; N'tse-Kaambl; R'lyeh; S'ngac; star-stone; time-clock; Ubbo-Sathla; Tiania; Ulthar; Ultharathotep; Vorvadoss; Yad-Thaddag; Zathog. ("Time in the Hourless House", Attansio;"The Book of Preparations", Carter; "The Lurker at the Threshold", Derleth and Lovecraft; "The House on Curwen Street", Derleth; "The Lair of the Star-Spawn", Derleth and Schorer (O); Outside the Circles of Time, Grant; Keeper's Compendium, Herber; Elysia, Lumley; "The House of the Worm", Myers; Nightmare's Disciple, Pulver.)
  
   СТАРШИЙ ИЕРОФАНТ (ELDER HIEROPHANT)
  
   См. Верховный Жрец, Которого Нельзя Описать (High-Priest Not to Be Described).
  
   СТАРШИЙ КЛЮЧ (ELDER KEY)
  
   1) (также СТАРШИЕ КЛЮЧИ или СТАРШИЕ ЗАПИСИ). Каменные таблички с надписями Старших Богов, которые сейчас хранит Уббо-Сатла. Их сила огромна; использование только одного из этих заклинаний привело наш мир в эту вселенную из параллельного измерения Старших Богов, а другие неизвестные заклинания могут освободить человечество от Великих Древних. На Земле существуют только две копии Ключей, но они почти недоступны.
  
   Было высказано предположение, что "Старшие Ключи" идентичны Скрижали Судьбы, артефакту из шумерских и вавилонских мифов, который позволял его пользователю знать и контролировать все вещи.
  
   ("The Unbegotten Source", Carter; "Hydra", Kuttner (O); "From the Journals of Alexander Hale, Ph. D.: The Tablets of Destiny", Lewis; "The Snout in the Alcove", Myers).
  
   2) Знак, который древние колдуны использовали для защиты от могущественных существ. ("The Descent into the Abyss", Carter and Smith).
  
   СТАРШИЙ ШРИФТ (ELDER SCRIPT)
  
   См. Тсат-Йо.
  
   СТАРШИЙ ЗНАК (также СИГИЛ САРНАТА, ЗНАК КИШ и ЗВЁЗДНЫЙ КАМЕНЬ МНАРА) (ELDER SIGN (also SARNATH-SIGIL, SIGN OF KISH, and STAR-STONE OF MNAR))
  
   Магический символ, который создал Старший Бог Н'тсе-Каамбл (N'tse-Kaambl) (или, возможно, Старцы). Старший Знак обычно рисуется в виде звезды с глазом в центре, со столбом пламени там, где должен быть зрачок. Другие версии Знака, в том числе одна, напоминающая глаз в пятиугольнике, другая, похожая на ветку с листьями, и знак, сделанный от руки, являются менее известными вариантами, которые могут заменить или не заменить более традиционный дизайн.
  
   Старший Знак защищает своего пользователя от приспешников Великих Древних. Почему этот символ обладает такими эффектами, можно только догадываться. Когда Старшие Боги заключали Великих Древних в тюрьмы, они, возможно, внедряли в умы своих врагов шаблоны памяти, которые делали Великих Древних беспомощными против определённых слогов и символов, одним из которых был Старший Знак. На дверях гробницы Ктулху вырезан Старший Знак, предполагаемый результат работы трёх Старцев. Точно так же большое количество камней с этим символом заключило Шудде-Мьелла (Shudde-M'ell) и его хтонианцев (cthonians) в тюрьму в Г'харне (G'harne). Подобным способом Итакуа был захвачен на Борее.
  
   Степень, в которой Старший Знак защитит человека, который держит его перед Мифическим существом, является спорной. Некоторые говорят, что это защитит их даже от человеческих слуг богов из Мифов, другие - только от нечеловеческих последователей Великих Древних, а третьи считают, что в таких случаях это не обеспечивает никакой ощутимой защиты. Один-единственный камень, удерживающий Великого Древнего даже на несколько секунд, очень маловероятен.
  
   В одной из ссылок говорится о том, что Старший Знак освобождает заключённые силы тьмы. Однако значение этого неясно и может относиться к совершенно другому дизайну. Жители Страны Грёз верят, что только человек может нарисовать Старший Знак, используя его, чтобы выяснить, являются ли подозрительные личности замаскированными демонами. По крайней мере, в одной ссылке говорится, что Старшего Знака, сделанного в уме, может быть достаточно, чтобы противостоять Древним (the Old Ones).
  
   [Сам Лавкрафт, похоже, не имел чёткого представления о том, что должен был означать Старший Знак, хотя более поздние авторы решили, что это защитный знак. ГФЛ однажды нарисовал Старший Знак в одном из своих писем, перепечатанный в "Избранных письмах, том III" (стр. 216), сделав его похожим на короткую ветвь. Дерлет не видел этого письма до того, как придумал свою собственную концепцию Старшего Знака, более знакомой нам сегодня звезды].
  
   См. Book of Dzyan; byakhee; Codex Dagonensis; cthonians; Elder Gods; G'harne; Mnar; Necronomicon (appendices); nightgaunts; N'tse-Kaambl; R'lyeh; Saaamaaa Ritual; Shudde-M'ell; Kish, Sign of; star-stone; T'sman Manuscript; Wilmarth Foundation; Yog-Sothoth; Ythogtha. ("The Lurker at the Threshold", Derleth and Lovecraft; "Spawn of the Maelstrom", Derleth and Schorer; The Necronomicon: The Book of Dead Names, Hay, ed.; "The Descendant", Lovecraft (O); "The Dream-Quest of Unknown Kadath", Lovecraft; "The Messenger", Lovecraft; Selected Letters III, Lovecraft; The Burrowers Beneath, Lumley; Spawn of the Winds, Lumley; "The Snout in the Alcove", Myers; Nightmare's Disciple, Pulver; Necronomicon, Tyson).
  
   СТАРЦЫ (или ИЗНАЧАЛЬНЫЕ; см. также ДРЕВНИЕ) (ELDER THINGS (or PRIMORDIAL ONES; see also OLD ONES))
  
   1) Инопланетные существа, чьи черты включали элементы как животного, так и растительного царства. Старец напоминал цилиндр, сужающийся с обоих концов. Из верхней части этого цилиндра прорастала голова в форме морской звезды с глазом на конце каждого придатка, набором ресничек, которые позволяли этому существу ощущать окружающее без света, и пятью трубками для еды. Из его основания прорастали пять мускулистых щупалец с плавниками, пять комплектов щупалец выступали через равные промежутки вокруг центра цилиндра, а пять выдвижных крыльев завершали анатомию этого существа. Старцы предпочитали жить под водой, но они могли с одинаковой лёгкостью жить на суше или летать.
  
   Старцы прибыли на нашу планету из космоса, когда она была ещё молодой, возможно, с Урана или Нептуна. Ранее они завоевали и засеяли жизнью сотни других миров. Они построили большой город недалеко от Южного полюса и мигрировали оттуда, чтобы заселить большую часть планеты. Совершая эти подвиги колонизации, они, возможно, создали Уббо-Сатлу, источник всей земной жизни, расу слуг, шогготов и многих других, включая людей.
  
   Культура Старцев была высокоразвита. Их искусство лучше всего проявляется в их барельефах, на которых с потрясающими подробностями изображены их история и жизнь. Их архитектура позволяла им создавать огромные каменные здания, часто с пятиконечным рисунком, имитирующим их анатомию. Этот же узор можно было найти в их письменности, появляющейся в виде точек в концентрических кругах по пяти радиусам, и в их чеканке, сделанной из зеленого мыльного камня. У них, по-видимому, не было религии, хотя они боялись неизвестного существа, скрывающегося за пределами их города, и почитали спираль ДНК как источник всей жизни.
  
   Во время своего расцвета эти существа вели войны с самыми разными расами, включая отродья Ктулху, Ми-го и Великую Расу Йит. Они также пережили восстание своих слуг-шогготов, которое было жестоко подавлено. Хотя они часто побеждали, конфликты брали своё, и Старцы в конце концов покинули большинство своих городов. Однако их наука и искусство оставались такими же великими, как и прежде.
  
   Когда холод наполз на их антарктический дом, Старцы решили, что больше не хотят иметь ничего общего с внешним миром. Они переселились в огромное подземное озеро под своим первым и величайшим городом в горах близ полюса. С тех пор никаких их следов обнаружено не было, если только не верить исследованиям профессора Гордона Уолмсли и отчётам экспедиций Пибоди и Старкуэзера-Мура (Gordon Walmsley, Pabodie, Starkweather-Moore).
  
   Недавние сообщения с Харьковской Станции (Kharkhov Station) приписывают Старцам впечатляющие экстрасенсорные способности, включая психокинез, телепатию и доминирование над другими. Эти способности могут быть достаточно сильными, чтобы проявляться даже после того, как Старцы ушли из той или иной области. Они (те, что из Харькова - прим. пер.) также предполагают, что эти существа создали человечество ради его умственного потенциала, который будет использован в ближайшем будущем. Однако это единственный на данный момент отчёт, который говорит о таких способностях и целях Старцев.
  
   [В "Хребтах Безумия" Лавкрафт использует термин "Старцы" для обозначения этих существ, но в этой истории он чаще применял "Древние". С другой стороны, "Старцы" в "Ужасе в Данвиче" кажутся гораздо более похожими на Великих Древних. "Chaosium" применяет термин "Старцы" для этих существ, чтобы не путать их с другими "Древними"].
  
   См. Atlantis; Colour out of Space; Cthulhu; Elder Sign; Elder Things; Eltdown Shards; flying polyps; G'harne Fragments; mi-go; Mu; Nath; Nyogtha; Old Ones; Pnakotic Manuscripts; proto-shoggoths; R'lyeh; Shining Trapezohedron; shoggoths; Spheres of Nath; star-spawn of Cthulhu; Ubbo-Sathla; Winged Ones; Yian-Ho; yuggs. (Hive, Curran; Beyond the Mountains of Madness, Engan and Engan; "An Item of Mutual Interest", Glancy; "At the Mountains of Madness", Lovecraft (O); "In the Vaults Beneath", Lumley; Deities and Demigods Cyclopedia, Ward with Kuntz).
  
   2) Существа, более известные как летающие полипы. ("Тень за гранью времён", Лавкрафт (О)).
  
   ЭЛДИН СТРАННИК (? - 1979) (ELDIN THE WANDERER)
  
   Герой Страны Грёз. В мире бодрствования Элдин был Леонардом Динглом (Leonard Dingle), профессором психологии и антропологии и лектором, рассказывающим о значении сновидений. При жизни он был странствующим сновидцем, а после смерти навсегда поселился в этих землях. Вместе со своим партнером Дэвидом Геро (David Hero) он путешествовал по миру грёз. В настоящее время он служит королю Куранесу в качестве специального агента.
  
   См. Hero. (Hero of Dreams, Lumley (O); Mad Moon of Dreams, Lumley; Ship of Dreams, Lumley). (Тут некая тавтология получается. Элдин - герой, а его друг имеет фамилию, которая переводится как Герой. И роман Брайана Ламли "Hero of Dreams" можно перевести как "Герой сновидений, Герой из сновидений, или Геро из сновидений". На русский он не переводился. - прим. пер.).
  
  
  
  
   ТЕОРИЯ СТИХИЙ (ELEMENTAL THEORY)
  
   Система классификации, которая связывает каждого Великого Древнего с одним из четырёх элементов. Эта система впервые появляется в работах графа д'Эрлетта, а позже профессор Шрусбери выступил в защиту этой системы. Эти классификации заключаются в следующем:
  
   Воздух: Хастур Невыразимый, Итаква, Ллойгор, Жар
  
   Земля: Азатот (?), Сайега, Ньярлатхотеп (?), Ниогтха, Шуб-Ниггурат, Цатоггуа, Йог-Сотот (?)
  
   Огонь: Афум Жах, Ктугха
  
   Вода: Ктулху, Дагон, Гатанотоа, Гидра, Зот-Оммог
  
   Хотя на первый взгляд эта теория выглядит работоспособной, при тщательном изучении она разваливается на части. Например, если Ктулху действительно элементаль воды, почему он в настоящее время заключен в тюрьму под океаном, где вода блокирует его телепатические сигналы? И как может Йог-Сотот, Внешний Бог, существующий во все времена и во всех местах, быть с какой-либо определённостью связан со стихией земли? (Некоторые пытались решить эту проблему, классифицируя Азатота, Ньярлатхотепа, Шуб-Ниггурат и Йог-Сотота как элементалей "эфира", но это мало помогает устранить путаницу). Кроме того, традиционная мысль гласит, что силы земли и воздуха были противоположностями, как и силы огня и воды. Однако в этой космологии огненные существа противостоят своим аналогам на земле, так же как воздушные существа сражаются с существами воды.
  
   Короче говоря, теория стихий, по-видимому, применима в некоторых случаях (особенно при использовании заклинания Вач-Вирадж (Vach-Viraj) на "земных" существах), но в других она легко приводит к путанице и не особенно полезна.
  
   См. Cthugha; Cthulhu; Vach-Viraj. ("Darkness, My Name Is", Bertin; "The Book of Preparations", Carter; "Zoth-Ommog", Carter; "The Thing that Walked on the Wind," Derleth (O); Keeper's Compendium, Herber; "Those Who Wait", Wade).
  
  
  
  
   ЭЛЛЕРИ, (ПРОФЕССОР) ДЬЮАРТ (ELLERY, (PROFESSOR) DEWART)
  
   Профессор кафедры металлургии Мискатоникского университета, который проанализировал металлическую фигурку, найденную Гилманом в Ведьмином доме. Позже он присоединился к другим преподавателям Мискатоника, чтобы исследовать Мифы.
  
   См. Emeritus Alcove. (Arkham Unveiled, Herber et. al.; "To Arkham and the Stars", Leiber; "The Dreams in the Witch-House", Lovecraft (O)).
  
   ЭЛТДАУНСКИЕ ОСКОЛКИ (ELTDOWN SHARDS)
  
   Глиняные черепки, найденные близ Элтдауна на юге Англии в 1882 году (хотя один источник утверждает, что они были найдены в Гренландии в 1903 году). Экстрасенсорные свидетельства профессора Туркоффа (Turkoff) из колледжа Белойн (Beloin College) свидетельствуют о том, что Старцы сделали надписи на этих керамических изделиях и похоронили их, когда Великобритания была частью Пангеи. Лин Картер предполагает, что первоначальными авторами этой работы были существа из Великой Расы Йит (Great Race of Yith). Сравнение этих осколков с аналогичными документами, однако, предполагает, что авторами были Старцы, поэтому любые копии, имевшиеся у Великой Расы, вероятно, были переведены позже.
  
   Осколки, обнаруженные в триасовом слое горных пород, испещрены множеством странных знаков неизвестного значения. Первые двое учёных, исследовавших Осколки, доктора Вудфорд и Далтон (Woodford, Dalton), поспешно объявили их непереводимыми. Однако с момента обнаружения Осколков среди определённых оккультных групп было распространено несколько рукописей, якобы содержащих истинные секреты этих артефактов. Примерно в 1912 году преподобный Артур Брук Уинтерс-Холл (Reverend Arthur Brooke Winters-Hall) из Сассекса предпринял попытку расшифровать фрагменты и в 1917 году опубликовал толстую брошюру, включающую результаты его собственного перевода. Брошюра была сочтена слишком длинной, чтобы быть переводом относительно небольшого количества надписей, найденных на Осколках. Тем не менее, она цитировалась в работах многих оккультных авторов с момента её публикации. (Гордон Уитни "Элтдаунские Осколки: Частичный перевод" (The Eltdown Shards: A Partial Translation) Гордона Уитни (Gordon Whitney) подтверждает большую часть работы Уинтерс-Холла, как и перевод доктора Эверетта Слоуна (Dr. Everett Sloan)).
  
   В брошюре говорится о планете Йит, с которой Великая Раса пришла на Землю; о сущности, известной как Хранитель Знаний, и заключённом в тумане существе ПнифТаале (PneephTaal). Также рассказывается о попытках Йекубианцев (Yekubian) колонизировать Землю. Многие записи на Элтдаунских Осколках имеют поразительное сходство с "Пнакотическими Манускриптами", хотя дальнейшая работа в этом направлении должна подождать до обнаружения большего количества оригинальных осколков.
  
   Недавно была найдена ещё одна версия Элтдаунских Осколков, написанных на металлических пластинах на протосемитском языке. Эти пластины предположительно датируются возрастом в миллионы лет, но до сих пор не было предпринято никаких попыток сравнить их с более общепринятой версией Осколков.
  
   См. Avaloth; Celaeno Fragments; Pnakotic Manuscripts; Warder of Knowledge; Yekub. ("Wrath of the Wind-Walker", Ambuehl and Price; "Zoth-Ommog", Carter; Keeper's Compendium, Herber; Selected Letters V, Lovecraft; "The Shadow Out of Time", Lovecraft; "The Diary of Alonzo Typer", Lovecraft and Lumley; "The Challenge from Beyond", Moore et. al., "The Guardian of the Pit", Searight; "The Warder of Knowledge", Searight (O); "Mists of Death", Searight and Searight; Ex Libris Miskatonici, Stanley).
  

Продолжение следует...

   Если у кого-нибудь есть замечания по переводу имён и по содержанию словарных статей (может быть, автор что-то написал неправильно или я понял неправильно), то пишите свои комментарии.
  
  
  
  

Перевод: Алексей Черепанов

Февраль, 2022

Собираю пожертвования на билет до Рио:

ЮMoney: 41001206384366

PayPal: isha_bhikshu@yahoo.com

Альфа-Банк: 4261 0126 3102 4651 (до 08/24)

  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"