Черепанов Павел Валерьевич: другие произведения.

Как я перестал бояться и полюбил мелодраму

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Получи деньги за своё произведение здесь
Peклaмa
Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мелодрама с точки зрения "теории жанров"


КАК Я ПЕРЕСТАЛ БОЯТЬСЯ И ПОЛЮБИЛ МЕЛОДРАМУ

Введение...

   Мелодрама - это самый популярный жанр на российском телевидении, поэтому его исследование, безусловно, должно представлять интерес как для теории, так и для драматургов-практиков - в конце концов, всем им рано или поздно приходится их писать, независимо от отношения к этому жанру, потому что другой сценарной работы на российском телевидении, зачастую, просто нет.
  
   В то же время, для того, что в данный момент называют "теорией драматургии" этого жанра как будто не существует вообще. Проверьте сами -- у Макки в Story мелодрама упоминается три раза, каждый раз -- в отрицательном контексте, и с рекомендациями как убрать её элементы из будущего сценария. В "Жанрах" Труби и "Кино между адом и раем" Митты места мелодраме не нашлось в принципе.
  
   Цель этой статьи -- разобраться в том, что представляет собой мелодрама, и понять, почему её любит зритель, и ненавидят авторы учебников по драматургии.
  
  

...и Покаяние.

   Я собирался писать эту статью примерно год, постоянно её откладывая. Дело в том, что я тоже ненавижу мелодрамы, и поэтому старался избежать этой темы изо всех сил. Но отступать некуда. Я заметил, что моё отношение влияет не только на мои доходы, поскольку я не принимаю заказы на мелодрамы (деньги в жизни не главное), но и на то, что я делаю как скрипт-аналитик - к примеру, подробно разобранный и морально уничтоженный мной в статье "Родина против Homeland" сериал "Родина" всё же таки стал хитом на российском тв. Было и ещё несколько схожих ситуаций.
  
   Самой психологически комфортной и, скажем так, стандартной реакцией в данном случае был бы вывод "любит наш народ всякое говно", и закрытие темы. Но это означало бы, что моё когнитивное искажение никуда не делось.
  
   Если мир не соответствует нашим представлениям -- проблема, как правило, не в мире. Проблема в представлениях.
  
  
   Я посвящаю эту статью тем из моих коллег, кто регулярно бросает тапком в телеэкран, когда видит на нём очередной повтор "Дома с лилиями", и придумывает пытки для редакторов во время чтения канальных правок. Давайте попробуем выйти из этого замкнутого круга и проанализировать причины нашей ненависти, чтобы перестать бояться и полюбить мелодраму.
  
  

Проблема определений

   Для начала, мы должны определить, что такое эта самая мелодрама - и вопрос этот не так прост, как может показаться. Во-первых, в терминологии у нас бардак. Во-вторых, драматургия -- это вещь по природе довольно динамичная, и со временем термины легко могут менять своё значение.
  
   Для русского уха в слове "мелодрама" очевидны корни "мело" (отсылающий к слову мелодия), и "драма" - и, да - когда-то этим термином действительно обозначалась музыкальная драма.
  
  
   Мелодрама - (греч., от melon - песня, и drama - драма). Драма, в которой некоторые места, стихотворные, сопровождаются музыкой, служащей как бы дополнительным объяснением к словам и придающей большую глубину и силу выражения.
   ("Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка", 1910)
   Мелодрама - греч., от melon, песня, и drama, драма. Драма с музыкой и пением.
   ("Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней", 1865)
  
  
   Сегодня этот жанр театра и кино называют "мюзикл", а слово "мелодрама" изменило своё значение. Рассмотрим несколько определений из разных источников:
  
  
   Мелодрама - театральное представление, отличающееся от драмы преувеличенной трогательностью, переходящей в слезливость и чрезмерную чувствительность; в то же время нередко изображает невероятные преступления, страшные злодейские убийства и разные ужасы, слишком непохожие на действительность. Добродетель обыкновенно торжествует, порок бывает наказан.
   ("Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке", 1907)
  
Мелодрама - драма с острой интригой, с резким противопоставлением добра и зла, с преувеличенной эмоциональностью
   (Словарь Ожегова)
  
   Мелодрама - драматический жанр, пьеса с острой интригой, резким противопоставлением добра и зла, преувеличенной эмоциональностью и часто с трагической концовкой.
   ("Исторический словарь")
  
  
   Гугл при вводе слова "мелодрама" выдаёт нам определение "Драма, в к-рой преувеличенно трагическое сочетается с сентиментальным, чувствительным". Бог его знает, где он его взял, но, в принципе, оно более-менее верное.
   Забавно, что первое и третье из приведённых определений прямо противоречат друг другу в вопросе "типичной мелодраматической концовки" - первое определение сообщает, что в финале мелодрамы "добродетель обыкновенно торжествует и порок наказан", а третье пугает "частой трагической концовкой". И то и другое верно. "Обязательный хэппи-энд", который сегодня требуют в тех.заданиях большинства телеканалов -- это не требование жанра, а именно требование отдельных каналов и отдельных редакторов. Если мы будем рассматривать не только "формат" ТВ, но и большое кино, то легко убедимся, что отсутствие хэппи-энда в мелодраме вполне возможно.
  
   Другой современный стереотип относительно мелодрамы заключается в том, что мелодрама должна обязательно рассказывать о любви. Более того -- некоторые люди на основе этого стереотипа делают, так сказать, обратный финт -- и выводят из него то, что любая история о любви -- это мелодрама. Оба эти заявления неверны.
  
   Во всех приведённых выше определениях есть одна и та же проблема, мешающая по настоящему понять суть жанра -- все они определяют мелодраму как производную от драмы. По сути, генезис мелодрамы в них представляется следующим образом:
  
  

0x08 graphic

   Это заставляет нас воспринимать мелодраму как некий частный, ухудшенный вид драмы. Заявляя, что мелодрама -- всего лишь форма драмы, мы по умолчанию принимаем для неё всё то, что должно быть в драме согласно современным учебникам -- после чего некоторые авторы пытаются строить мелодраму по рекомендациям этих самых учебников. И получается у них -- сюрприз -- плохо. "Канал не берёт" (с)
  
   По сути, у нас здесь та же проблема, что и с классической фразой "человек произошёл от обезьяны" )) Не избалованный научными знаниями обыватель приходит, например, в зоопарк, тычет пальцем в гориллу, и уверенно заявляет "От этого я не происходил!". И наш обыватель прав. Он действительно не является потомком ни этой гориллы, ни какой-либо другой гориллы. Фразу "человек произошёл от обезьяны" следует понимать как "человек произошёл от общего с современной обезьяной предка". То же самое происходит и с отношением драма ? мелодрама. На самом деле оно выглядит примерно так:

0x08 graphic

   Современная драма (здесь и далее под словом "драма" мы понимаем исключительно жанр кинематографа), построенная на проявлении и изменении характера героя, не имеет практически ничего общего с мелодрамой, зато сама мелодрама имеет много общего с античной трагедией. Практически весь инструментарий мелодраматического нарратива унаследован из трагедии. В чём он состоит? Бен Сингер, автор книги "Мелодрама и современность" ("Melodrama and Modernity", на русский не переводилась) выделяет пять ключевых составляющих мелодрамы:
  -- пафос
  -- повышенную эмоциональность
  -- моральную поляризацию (противостояние добра и зла)
  -- неклассическую повествовательную структуру (например, использование невероятных совпадений и приём "deus ex machia")
  -- сенсационность (акцент на действие, насилие, и острые ощущения)
  
   По сути, здесь перечислено всё, что на что Аристотель когда-то жаловался в "Поэтике", критикуя современных ему "трагических" авторов )) Тем не менее -- Аристотель умер, а эти приёмы и сейчас живее всех живых, и построенные на них сюжеты действуют на современного зрителя не хуже, чем на древних греков.
  
   Общий вывод: мелодрама -- это не "драма, испорченная ради вкусов невзыскательной публики". Это отдельный жанр, основанный на методах, созданных тысячелетия назад.
  
  

Мелодрама в теории жанров. Мелодраматическая структура

  
   "Теория жанров" - это разработанный мной метод драматургического анализа, основанный на редукции, и отрицающий сведение любого нарратива к драме. "Теория жанров" рассматривает сценарий как последовательность "жанровых событий", и постулирует, что оценка зрителем истории зависит от их типа, количества, и взаимного расположения.
  
  
   Жанровое событие (раньше я для него так же применял определение "поворотная точка", но понял, что это сбивает людей, отсылая их к "общепринятой" теории) -- это неожиданный для зрителя поворот сюжета. Существует семь типов жанровых событий, так же в одном событии возможны комбинации этих типов.
   Жанровое событие мелодрамы определяется в теории как "эмоционально-заряженная сцена, связанная с действием на героя внешних сил". Сам главный герой мелодрамы (если он вообще есть), как правило, является пассивным.
   Жанровое событие драмы при этом определяется как "активное и сознательное действие героя, раскрывающее его характер". В мелодраме такого действия нет - в этом и есть основное различие этих двух жанров.
  
  
   [если вы являетесь фанатом "общепринятой теории", не были знакомы с "теорией жанров" ранее, и зачем-то дочитали до этого места, у вас, вероятно, возник вопрос - "чё несёт этот придурок? Герой всегда действует! Во всех жанрах! Это аксиома!". Релакс, сейчас будет понятнее )) Говоря о "жанровом событии", мы имеем в виду не любое действие героя, а только неожиданное для зрителя. Пример -- некий абстрактный фильм, в котором у крутого героя-спецназовца похищают жену. Крутой герой-спецназовец весь фильм её освобождает, шинкуя злодеев. Действия много, фильм увлекательный (для тех, кому это нравится) -- герой убивает злодеев целой кучей неожиданных способов. Но драматического действия в нём при этом (то есть неожиданного и одновременно раскрывающего характер героя) может быть ровно ноль. Глав.герой был обозначен в начале как "крутой спецназовец", и остался им до конца, ни разу не выйдя за пределы стереотипа. То же самое происходит и в мелодрамах. Если ваш герой заявлен хорошим, он не может отказать другим в помощи -- он не может выйти за пределы характера, в отличии от героя драмы]
  
  
   При этом герои второго плана в мелодраме меняться могут, но это изменение происходит с ними только однократно -- как переключение тумблера "добрый/злой". "Предательство друга" и "раскаяние злодея" - стандартные сюжетные ходы мелодрамы.
  
   Рассмотрим на примере, как работает мелодраматическое построение сюжета -- пример, для удобства, возьмём небольшой и всем знакомый. Л.Н.Толстой, "Война и мир", притча Платона Каратаева
  
  
   Пьер знал эту историю давно, Каратаев раз шесть ему одному рассказывал эту историю, и всегда с особенным, радостным чувством. Но как ни хорошо знал Пьер эту историю, он теперь прислушался к ней, как к чему-то новому, и тот тихий восторг, который, рассказывая, видимо, испытывал Каратаев, сообщился и Пьеру. История эта была о старом купце, благообразно и богобоязненно жившем с семьей и поехавшем однажды с товарищем, богатым купцом, к Макарью.
  
   Остановившись на постоялом дворе, оба купца заснули, и на другой день товарищ купца был найден зарезанным и ограбленным. Окровавленный нож найден был под подушкой старого купца. Купца судили, наказали кнутом и, выдернув ноздри, -- как следует по порядку, говорил Каратаев, -- сослали в каторгу.
   - И вот, братец ты мой (на этом месте Пьер застал рассказ Каратаева), проходит тому делу годов десять или больше того. Живет старичок на каторге. Как следовает, покоряется, худого не делает. Только у бога смерти просит. -- Хорошо. И соберись они, ночным делом, каторжные-то, так же вот как мы с тобой, и старичок с ними. И зашел разговор, кто за что страдает, в чем богу виноват. Стали сказывать, тот душу загубил, тот две, тот поджег, тот беглый, так ни за что. Стали старичка спрашивать: ты за что, мол, дедушка, страдаешь? Я, братцы мои миленькие, говорит, за свои да за людские грехи страдаю. А я ни душ не губил, ни чужого не брал, акромя что нищую братию оделял. Я, братцы мои миленькие, купец; и богатство большое имел. Так и так, говорит. И рассказал им, значит, как все дело было, по порядку. Я, говорит, о себе не тужу. Меня, значит, бог сыскал. Одно, говорит, мне свою старуху и деток жаль. И так-то заплакал старичок. Случись в их компании тот самый человек, значит, что купца убил. Где, говорит, дедушка, было? Когда, в каком месяце? все расспросил. Заболело у него сердце. Подходит таким манером к старичку -- хлоп в ноги. За меня ты, говорит, старичок, пропадаешь. Правда истинная; безвинно напрасно, говорит, ребятушки, человек этот мучится. Я, говорит, то самое дело сделал и нож тебе под голова сонному подложил. Прости, говорит, дедушка, меня ты ради Христа.
  
   Каратаев замолчал, радостно улыбаясь, глядя на огонь, и поправил поленья.
  
   - Старичок и говорит: бог, мол, тебя простит, а мы все, говорит, богу грешны, я за свои грехи страдаю. Сам заплакал горючьми слезьми. Что же думаешь, соколик, -- все светлее и светлее сияя восторженной улыбкой, говорил Каратаев, как будто в том, что он имел теперь рассказать, заключалась главная прелесть и все значение рассказа, -- что же думаешь, соколик, объявился этот убийца самый по начальству. Я, говорит, шесть душ загубил (большой злодей был), но всего мне жальче старичка этого. Пускай же он на меня не плачется. Объявился: списали, послали бумагу, как следовает. Место дальнее, пока суд да дело, пока все бумаги списали как должно, по начальствам, значит. До царя доходило. Пока что, пришел царский указ: выпустить купца, дать ему награждения, сколько там присудили. Пришла бумага, стали старичка разыскивать. Где такой старичок безвинно напрасно страдал? От царя бумага вышла. Стали искать. -- Нижняя челюсть Каратаева дрогнула. -- А его уж бог простил -- помер. Так-то, соколик, -- закончил Каратаев и долго, молча улыбаясь, смотрел перед собой.
  
   Не самый рассказ этот, но таинственный смысл его, та восторженная радость, которая сияла в лице Каратаева при этом рассказе, таинственное значение этой радости, это-то смутно и радостно наполняло теперь душу Пьера.
  
  
   Выделим в этой истории жанровые события.
  
      -- Кто-то кроваво убивает товарища главного героя. Если бы событие было описано в деталях, вроде фонтанов крови и выпавших кишков -- мы отнесли бы его к хоррору. Однако, автор не описывает его в деталях, а просто обозначает -- таким образом, хоррор-составляющая уходит, и остаётся только мелодраматическая ("действие внешних сил")
      -- Героя обвиняют в убийстве товарища, и отправляют на каторгу. Стандартный мелодраматический ход - "несправедливое обвинение". Обратите внимание -- ГЕРОЙ ПАССИВЕН. Он не готовит побег, не требует пересмотра дела -- он принимает судьбу. В этом событии, так же, как и в первом, могла присутствовать хоррор-составляющая ("вырвали ноздри") - и она опять приглушена пересказом
      -- Герой случайно встречает настоящего убийцу на каторге. Мелодрама -- в качестве внешней силы выступает случай.
      -- Убийца признаётся властям в своём преступлении, потому что жалеет героя. Ещё один стандартный мелодраматический ход - "раскаяние злодея". Обратите внимание -- в этот раз, в отличии от предыдущих, жанр работает на пользу герою. Первое позитивное событие во всей истории.
      -- Герой умирает, не дождавшись помилования. Судьба в чистом виде.
  
  
   Единственное, что здесь делал герой -- молился, плакал, и рассказал свою историю товарищам по каторге. То есть, вёл себя полностью в рамках образа. А потом помер.
   Никакой, прости-господи, "арки героя" в этом нет -- и, тем не менее, у нас есть динамичный и законченный сюжет.
  
  
   [Если вы хотите в качестве примера что-то пусть даже более длинное, но более близкое к реальным запросам российских телеканалов, чем Толстой )) то я рекомендую вам внимательно посмотреть выступление замечательной Марии Варденга на Второй сценарной конференции Александра Молчанова. Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=NLemSuso_HY
   Выступление занимает час, но оно того стоит. В нём Мария (кстати, действительно хороший редактор) читает три заявки для мелодрам, и вкратце разбирает их.
   Выделив в каждой из этих заявок жанровые события, вы увидите, что по плотности именно мелодраматических жанровых событий на байку Платона Каратаева из этих трёх заявок по настоящему была похожа только одна. И, соответственно, только она не была похожа по структуре на драму. Именно эту заявку и утвердили для производства]
  
  
   Сидни Люмет сформулировал отличие драмы от мелодрамы следующим образом: "В хорошо написанной драме сюжет появляется из персонажей, а в хорошо написанной мелодраме персонажи появляются из сюжета" ("In a well-written drama, the story comes out of the characters. The characters in a well-written melodrama come out of the story."). В принципе, исчерпывающе.
  
  
   Общий вывод: двигателем сюжета в мелодраме являются не поступки главного героя, а внешние силы, если угодно -- судьба. Судьба может настигать героя в разных формах -- случайные совпадения, действия второстепенных персонажей, неожиданная болезнь или выздоровление, и так далее.
  
  

Мелодрама и реализм

  
   Любители других жанров часто высмеивают мелодрамы за недостоверность и нереалистичность - "в жизни так не бывает!". Любители мелодрам в ответ на это отвечают, что они "знают жизнь", так что в ней "именно так и бывает".
   Количество маловероятных событий в успешной ТВ-мелодраме обычно действительно превосходит всякие возможные рамки -- болезни, потерянные дети, предательства, преступления, и внезапная любовь сыплются на героев мелодрамы настолько плотно, что на так называемую "обычную жизнь" времени у них практически не остаётся. Да, мелодрама -- это жанр, не имеющий никакого отношения к реальной жизни.
  
   НО
  
   Есть одна вещь, о которой люди, критикующие мелодрамы с позиции "недостаточной реалистичности" как правило не задумываются - а имеют ли при этом какое-то отношение к реальной жизни остальные жанры?
   Многие считают, что эталоном "реалистичности" в кино является драма, но в каждой успешной драме мы видим изменяющегося героя, который смог подняться над собой и победить внешние обстоятельства. Вы часто видите вокруг себя победителей?
   Один из стандартных видов драмы -- байопик, драма в форме биографии известного человека, какого-нибудь, условно говоря, Джобса. Этот человек обладает особыми качествами, много работает, и становится успешным. Это реальная жизнь? Если это реальная жизнь -- то где тогда байопики остальных девяти тысяч девятьсот девяносто девяти стартаперов у которых были те же качества, что и у Джобса, и которые работали не меньше, чем он, а то и больше - но к успеху в итоге так и не пришли?
  
  
   В реальном мире существуют внешние силы, которые просто нельзя преодолеть, опираясь только на себя -- или нельзя преодолеть вообще. Есть неизлечимые болезни, катастрофы, преступления, в конце-концов, есть смерть. Современная драма показывает, что можно преодолеть все внешние преграды, если изменить себя, и действовать. Это очень оптимистичная, жизнерадостная, и, по факту, совершенно нереалистичная точка зрения. Драма -- это не описание реальности, это такой же узкий инструмент, как и мелодрама, просто он построен по другим принципам, и показывает другую строну жизни. Драма и мелодрама -- это, грубо говоря, две конкурирующие иллюзии, которые пытаются объяснить не похожий ни на одну из них реальный мир противоположными способами.
  
  
   Общий вывод: мелодрама -- это такой же не имеющий отношения к реальности конструкт, как и все остальные жанры. Она не менее реалистична, чем они, но, естественно, и не более.
  
  

Выводы и предположения

  
   Пока я собирался писать эту статью (а собирался я, как уже упоминалось, долго), чуть ли не каждый второй знакомый сценарист, узнававший о моём намерении, советовал обязательно посмотреть и разобрать "Мосты округа Мэдисон" - как редкий пример качественной мелодрамы, в отличии от якобы некачественных мелодрам, которые делает рос.тв - вроде "Дома с лилиями", например.
   Ну, я его посмотрел.
   Причина, по которой хейтеры мелодрам считают "Мосты" хорошей мелодрамой оказалась очень проста -- этот фильм не мелодрама. Это просто драма про отношения с хорошими диалогами и несколько затянутым началом. Как я уже упоминал в первой главе -- сам по себе сюжет о любви не делает фильм мелодрамой. Мелодрамой фильм делает структура, построенная на мелодраматических жанровых событиях, и ничто больше.
   Что интересно -- сами редакторы и продюсеры телеканалов, отбирающие из потока заявок только те, которые построены на жанровых событиях мелодрамы, вполне могут со мной не согласиться в том, что делают именно это )) Они могут клясться на томике Макки, что до зарезу любят качественные драмы и проработанных персонажей, и ищут только их -- это не важно. Мы прекрасно видим, что они ищут, отбирают, и показывают на самом деле. Правила игры здесь понятны. Кому не нравится -- могут не играть.
  
  
   Можно ли создать мелодраму, которую будет интересно смотреть (а то даже и писать) людям, которые не любят мелодраму как жанр? В принципе, мне кажется, можно. Я вижу здесь три базовых варианта:
      -- Дождаться, пока ваше произведение станет классикой )) Классическим авторам зритель прощает практически что угодно
      -- Использовать идеологию - то есть выбрать спорную, но близкую лично вам тему, и жёстко выстроить на ней всю историю. По сути, мы говорим про фильм-агитку, или, если угодно, фильм-высказывание. Классический пример - "Реквием по мечте", менее очевидные примеры - "Левиафан" Звягинцева и "Дурак" Быкова.
      -- Использовать мультижанр -- то есть смешивать мелодраму с другим жанром на уровне жанровых событий. Если сделать это действительно качественно, некоторые зрители даже не заметят, что мелодрама там вообще есть, как, например, они не замечают её в "Интерстеллар" Нолана.
  
  
   В финале статьи "Родина против Homeland" я задавался вопросом - "Является ли текущий уровень качества драматургии на федеральных каналах естественным?", и оптимистично отвечал "нет", ссылаясь на наши литературные традиции. Сейчас я скорее склонен ответить "да".
   Засилье мелодрам на ТВ -- это не какая-то внутрироссийская тенденция. Это общемировая норма. Мелодрамы в настоящее время теряют популярность только на телевидении так называемых "западных" стран, откуда их вытесняют драмы и реалити, но во всём остальном мире это по-прежнему ведущий жанр на ТВ.
   И, в принципе, ничего особенно страшного в этом нет.
  
  
   Спасибо за внимание.
  
  

Черепанов Павел Валерьевич

осень 2016, Курганская область

d34@list.ru, +7-908-001-7221

  

Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Я.Ясная "Муж мой - враг мой"(Любовное фэнтези) А.Лоев "Игра на Земле. Книга 3."(Научная фантастика) К.Федоров "Имперское наследство. Сержант Десанта."(Боевая фантастика) Hisuiiro "Птица счастья завтрашнего дня"(Киберпанк) А.Кочеровский "Утопия 808"(Научная фантастика) А.Ригерман "Когда звезды коснутся Земли"(Научная фантастика) А.Емельянов "Тайный паладин в мире боевых искусств"(Уся (Wuxia)) Р.Цуканов "Серый кукловод. Часть 2"(Антиутопия) В.Соколов "Мажор 2: Обезбашенный спецназ "(Боевик) О.Бард "Разрушитель Небес и Миров-2. Легион"(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"