Черепанов Павел Валерьевич: другие произведения.

Логлайн и хай-концепт в теории жанров

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Peклaмa
Оценка: 8.00*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Взгляд на логлайн и хай-концепт с точки зрения "теории жанров"


ЛОГЛАЙН И ХАЙ-КОНЦЕПТ В ТЕОРИИ ЖАНРОВ

Введение

Поиски сценария продюсером похожи на ритуал спаривания. Как человеческие существа, мы поверхностны и смотрим сначала на внешнюю оболочку, ничего не зная о самом человеке. Именно эта оболочка и соблазняет нас.

К.Локхарт, "Я написал сценарий на 120 страниц, но не могу написать логлайн"

   Логлайном в кинематографической практике называют максимально краткий рассказ о содержании сценария - буквально несколько слов, которые должны показать ваш сценарий с лучшей стороны, возбудить к нему интерес, и заставить продюсера его прочитать.
  
   Учитывая, что сценариев (даже в России) пишется достаточно много, а продюсеров, ищущих материал "на стороне", напротив, довольно мало, использование логлайна имеет практический смысл, поэтому уметь составлять логлайн должен каждый сценарист - не важно, опытный он или начинающий. Однако, на практике это не так, и ситуация, описанная в названии статьи Локхарта с цитирования которой мы начали, случается довольно часто. Я подписан на несколько фейсбук-групп, посвящённых поиску и предложению сценариев, одну даже модерирую - и, по моим наблюдениями, авторы выкладывают логлайн менее чем в тридцати процентах предложений сценарного материала. Частично это связано с боязнью плагиата (хе-хе), но основная причина состоит в том, что хороший логлайн у этих авторов просто не получается.
  
   Данная статья расскажет о том, почему это так, и как это можно исправить, если взять на вооружение подход, который предлагает разрабатываемая мной "теория жанров".
  

Популярные заблуждения о логлайне

   Большая часть того, что о "правильно построенном, гарантирующем интерес логлайне" пишут в статьях "по сценаристке" - это, извините, полная чушь. Однако, в эту чушь многие верят - и эта вера часто мешает авторам составить удачный логлайн, поэтому, до того, как двигаться дальше, нужно сказать об этой чуши пару слов.
  

1. Строгий размер

   Существует мнение, что логлайн должен иметь фиксированную длину.
   Логлайн должен состоять из 25 и менее слов, способных передать суть истории без лишних подробностей.
   http://new-storyteller.livejournal.com/27660.html
  
   То есть. Нет, редактор не будет читать присланный ему логлайн. Он сначала посчитает, сколько у вас в нём слов, и если их двадцать ШЕСТЬ - вам трындец.
   Очевидный бред. Тем не менее, этот бред многие повторяют до сих пор.
  
   Хороший логлайн должен быть максимально кратким, это так - но давайте без фанатизма. Три-четыре предложения у вас есть.
  
   Вообще, попытаться уложить логлайн в двадцать пять слов - это хорошее упражнение, но именно упражнение, а не догма. Длина в двадцать пять слов - не правило, и не "признак хорошего логлайна".
  

2. Обязательные шаблоны

   Существует мнение, что логлайн должен иметь фиксированную структуру.
   Грамотно написанный логлайн отражает четыре компонента, из которых складывается основной драматический конфликт любой киноистории: Герой. Антагонист. Провоцирующий инцидент. Цель героя.
   http://www.cinemotionlab.com/stati/Kak_prodat_ideu_filma_odnoi_frazoi/
  
   Качественный логлайн должен обязательно представлять:
   - о ком история (кто главный герой/протагонист)
- за что борется главный герой (его цель)
- что стоит на пути главного героя (антигерой/антагонист/сила).
   http://snimifilm.com/post/kristofer-lokkhart-ya-napisal-stsenarii-na-120-stranits-no-ne-mogu-napisat-loglain-konstruktsiy
  
   Начнём с простого - обязательное указание в логлайне цели героя. Это "правило" возникает из тиражируемого "общепринятой теорией" заблуждения о том, что у главного героя должна быть цель, которая не меняется, и он идёт к ней весь сценарий, реализуя её в финале.
  
   Для того, чтобы понять, мягко говоря, спорность этого правила, достаточно вспомнить о том, что на практике цель героя в ходе сюжета может меняться - и меняется. Например, целый класс фильмов основан на изменении цели героя - это так называемые ромкомы. Штампованный вариант ромкома выглядит так: у нас есть герой, который хочет получить нечто материальное (контракт, повышение, наследство, и т.д.), по ходу достижения материальной цели герой встречает будущий объект любви, влюбляется, растёт над собой, и, наконец, отказывается от материальной цели ради любви. Что из этого нужно писать в логлайне? И есть ли смысл вообще что-то писать о цели?
  
   Давайте рассмотрим пример - практически в каждой статье о логлайнах (в том числе и в тех, которые процитированы чуть выше) приводится как эталон логлайн "Крепкого орешка". Освежим в памяти:
Нью-йоркский полицейский, который настаивал, чтобы его жена бросила работу, приезжает к ней на корпоративную вечеринку мириться, но небоскреб, где проходит праздник, захватывают террористы
   ну, или ещё короче
   Полицейский из Лос-Анджелеса приезжает к своей бывшей жене и обнаруживает, что в офисе, где она работает, террористы
  
   Вот где тут "цель героя"? Мы-то, конечно, понимаем, что сейчас герой будет спасать жену и убивать террористов - но мы это понимаем в основном потому, что жанр фильма - боевик, в главной роли Брюс Уиллис, и, вообще, мы этот фильм уже видели. Но в самом логлайне этого нет. Теоретически это вполне может быть драма о полицейском, который полдня ждал, пока его бывшую жену спасёт спецназ, и осознавал, что всё ещё её любит ))
  
  
   Если не обязательна цель - то не обязателен и антагонист, поскольку "антагонист", по определению, это персонаж мешающий герою достичь своей цели.
  
   Третья якобы обязательная составляющая "качественного логлайна" - герой. Чтобы показать, что на самом деле и герой опционален, придётся немного отступить от основной темы статьи, и подробнее разобрать положение героя в сценарии.
  
  

Герой как цель и герой как средство

   "Общепринятая теория" постулирует, что любая история - это история о Герое и его действиях. Есть Герой - есть История, нет Героя - нет Истории, и, соответственно, нет ничего. Так нас учат Макки, Митта, Молчанов, и прочие авторы, имя им, как говорится, легион. Для опровержения этого правила нам будет достаточно одного примера - сериала "Game of Thrones", известного у нас как "Игра престолов".
  
   На сегодняшний день это один из самых популярных сериалов мира. Его рейтинг на IMDb - 9,5 из 10. В этом сериале нет главного героя. Там вообще нет незаменимых героев - любой из гигантского зоопарка действующих там персонажей может умереть в любой момент. С точки зрения "общепринятой теории" этот сериал просто не может существовать. Тем не менее, он существует, и успешен.
  
   Штука здесь вот в чём. В "общепринятой теории драматургии", которая идёт от скрещения "трёх актов" Филда и "пути героя" Воглера, целью автора является показать изменения в герое, поэтому именно герой становится стержнем структуры. Герой развивается через историю. Но на практике, как нам показывает "Игра престолов", есть и альтернативный путь - развитие истории через героев. При этом подходе герой из цели становится средством, и автор получает за счёт этого больший набор возможностей - например, может внезапно убить якобы "главного" героя задолго до финала. Автор может позволить себе этот вариант, потому что выстраивает историю не через глав.героя, а через общее развитие заданной в начале ситуации.
  
   Сайт "Кинопоиск" предлагает для "Игры престолов" вот такую аннотацию (зрительская аннотация - это, если сформулировать вкратце, логлайн + лирика):
   "К концу подходит время благоденствия, и лето, длившееся почти десятилетие, угасает. Вокруг средоточия власти Семи королевств, Железного трона, зреет заговор, и в это непростое время король решает искать поддержки у друга юности Эддарда Старка. В мире, где все -- от короля до наемника -- рвутся к власти, плетут интриги и готовы вонзить нож в спину, есть место и благородству, состраданию и любви. Между тем, никто не замечает пробуждение тьмы из легенд далеко на Севере -- и лишь Стена защищает живых к югу от нее."
  
   Главный герой, вроде бы, обозначен. Только вот герою этому СПОЙЛЕР! в девятой серии отрубили голову, а сериал, не смотря на это, успешно выдал пять сезонов, и продолжает выходить. Рассказываемая в нём история - не про героя/героев, это история про Мир. Поэтому её структура строится не на действиях героев, а на развитии противостояния разрывающих описанный Мир сил "Льда" и "Пламени" (так, напомню, называется цикл Дж.Мартина по которому снимается этот сериал - "Песнь Льда и Пламени"), это не драма, это фэнтэзи - и именно поэтому в данном сериале можно убивать героев, не теряя при этом интерес зрителей и сюжетную линию. Герои в такого рода историях - просто функции. Соответственно, расписывать подробности характеров и недолгой жизни этих жертвенных барашков в логлайне будет излишним.
  
  
   Итак - герой опционален - так же, как цель и антагонист. На практике всё всегда зависит от конкретного случая.
  

3. Неопределённость результата

   Третье заблуждение "общепринятой теории" относительно составления логлайна является самым НЕ очевидным, и связано с тем, что фактически эта теория не выполняет своих функций. Функция логлайна, напоминаю, состоит в том, чтобы возбудить интерес к сценарию - соответственно, функция теории составления логлайна должна быть в том, чтобы облегчить этот процесс, гарантировать его. Но на практике этого не происходит. Логлайн, составленный "по правилам" легко может быть скучным в глазах любого читателя - продолжая при этом соответствовать всем "правилам" - то есть, на самом деле, форма, которая должна вызывать интерес, ничего не гарантирует.
  
   Теоретики объяснили это противоречие довольно оригинально. Было введено два понятия: лоу-концепт (скучный логлайн) и хай-концепт (НЕ скучный логлайн), а различие между ними было вынесено за рамки теории. Откровеннее всего об этом пишет Блейк Снайдер в книге "Спасите котика!". Процитируем:
   "Хай-концепт" (High concept). Никому точно не известно, как объяснить этот неуклюжий термин. Я знаю, о чем говорю. Я спрашивал. Что такого особенного в "хай-концепте"? Он весьма расплывчато описывает категорию фильмов, которую обозначает. Я также интересовался, где именно и когда появился данный термин. В ответ я слышал только: мы знаем, что это значит: "Крепкий орешек" -- "хай-концепт", а "Английский пациент" -- нет. "Мисс конгениальность" -- "хай-концепт", а "Под солнцем Тосканы" -- нет. Фактически вы можете поделить все фильмы на американские ("хай-концепт") и европейские (не "хай-концепт"), что также объясняет, почему американское кино успешно, а европейское -- не очень (по крайней мере, везде, кроме Европы).
  
   Таким образом "общепринятая теория драматургии" изящно устранилась от последствий применения своих "правил". Вы следовали им, формулируя свой логлайн, и получили кусок унылого говна? Так это потому, что у вас лоу-концепт. Смиритесь. А вот если бы вы написали хай-концепт... нет, нет, мы не знаем, что это и как его писать, отстаньте, это не главное. Главное - не забывайте соблюдать правила... Как-то вот так. В общем - изящно. Но автору это поможет разве что морально.
  
   Может ли существовать альтернативный подход к формулировке логлайна - подход, гарантирующий результат? Подход, при котором любой логлайн, сформированный по его правилам, будет тем, что в рамках "общепринятой теории" называют хай-концептом?
   Есть мнение, что такой подход существовать может. Следующая глава посвящена тому, в чём он заключается.
  
  

Логлайн в "теории жанров" - Теоретические основы

   Рассмотрим небольшой пример - пост, который недавно был выложен в замечательном вк-паблике "Серьёзные киношники" (ссылка - https://vk.com/feed?w=wall-28364192_43879).
   В нём автор просил читателей помочь ему определиться с идеей для следующей короткометражки, и выложил три возможных логлайна. Вот они:
  
   1. Лучший программист Нового мира, зацикленный на компьютерах и программах, решает найти свою истинную любовь с помощью точных математических вычислений. Для этого он полностью перепрограммирует собственный компьютер, практически полностью превращая его в копию себя. 

2. По дороге на работу Лиз вдруг почувствовала головокружение и через минуту полностью была дезориентирована. Она не могла вспомнить, куда ей нужно и кто она такая. Затем у нее последовала серия микро-инсультов. Девушку доставили в больницу, где врачи поставили диагноз - энцефалит. Чтобы спасти жизнь девушке, ее ввели в кому. После возвращения из комы девушка не помнила ничего. 

3. Молодая семья не может завести ребенка, так как женщина бесплодна. По совету знакомой пара отправляется на не известное им озеро, купание в котором, как говорят, лечит любые недуги. После того, как женщина окунулась и вышла из воды, в жизни семьи всё изменилось: у них появился малыш, а ссоры и неурядицы совсем исчезли. Но спустя пару лет муж получает сообщение, что на дне целебного озера, которое было опустошено из-за землетрясения, было найдено тело его жены.
  
   Один из этих логлайнов принципиально отличается от двух других. Это видно в результатах голосования, да и сами вы должны были почувствовать это при чтении.
  

0x01 graphic

   Чем отличается именно третий логлайн? В отличии от двух первых он содержит то, что "теория жанров" называет "поворотной точкой" (или "жанровым событием") - непредсказуемое изменение сюжета.
  
   "Теория жанров" постулирует, что вспышку зрительского интереса в процессе его знакомства с фильмом/сценарием создают только поворотные точки. То же самое относится и к логлайну. Хороший логлайн обязательно должен содержать поворот - что-то такое, что перевернёт восприятие истории зрителем. Что-то такое, что можно обозначить словом ВНЕЗАПНО! - и чем внезапнее, тем лучше. Рассмотрим два логлайна, которые приведены в предыдущей главе, и поищем там "внезапности".
  
   Нью-йоркский полицейский, который настаивал, чтобы его жена бросила работу, приезжает к ней на корпоративную вечеринку мириться, но небоскреб, где проходит праздник, ВНЕЗАПНО! захватывают террористы
  
   К концу подходит время благоденствия, и лето, длившееся почти десятилетие, угасает. Вокруг средоточия власти Семи королевств... (бла-бла-бла) ...благородству, состраданию и любви. Между тем, никто не замечает ВНЕЗАПНО! пробуждение тьмы из легенд далеко на Севере
  
   Таким образом, для формулировки интересного логлайна (хай-концепта) НЕ НУЖНО спрашивать себя "а где у меня герой", "а где у меня конфликт". Вместо этого проанализируйте - что из того, что читатель не мог даже предположить в середине вашего логлайна он узнает в его конце?
  
   В "теории жанров" термин "поворотная точка" определён достаточно чётко - в частности, сказано, что она может принадлежать к одному из семи возможных типов, или их комбинациям. В случае с третьим логлайном из "Серьёзных киношников" мы имеем мультижанровый тип поворотной точки: фантастика(мистика)/хоррор. Реакция на типы (жанры) поворотных точек индивидуальна у каждого зрителя. Это объясняет то, что третья идея набрала не 100% голосов (впрочем, ни одна идея не набрала бы сто), а только 65% - следовательно, примерно 35% участников данного опроса критично относятся к фантастике и/или хоррору.
  
   (про плюсы и минусы мультижанров можно почитать в статье "Работа с жанрами в российском кино" по адресу http://samlib.ru/c/cherepanow_pawel_walerxewich/rabotaszhanramiwrossijskomkino.shtml . В данной статье мы на этом вопросе подробно останавливаться не будем)
  
   Итак - единственное правило, которое предлагает вам "теория жанров" при составлении логлайна - опишите в нём первое жанровое событие центрального жанра вашего сценария.
  
   Тем, кто разберётся в том, что такое "жанровое событие", и, перечитав свой сценарий, возразит "но у меня нет в начале жанровых событий..." можно ответить только одно - "Ваш сценарий плохой. Перепишите его". Вообще, если вы не можете сформулировать хороший логлайн, просто рассказав начало сюжета - то ваша проблема не в том, что вы "не умеете составлять логлайны", как многие любят жаловаться, нет - проблема в самом сценарии. Он не жанровый, и поэтому не имеет коммерческой ценности. Чтобы это исправить - попробуйте всё же найти в нём интересный поворот (жанровое событие), и перепишите всё, сделав этот поворот началом истории.
  
   По сути, введя правило "в логлайне должен быть описан первый сюжетный поворот центрального жанра", мы свели проблему "как написать логлайн" к проблеме "как придумать идею сценария?"
  
  

Логлайн в "теории жанров" - Где взять идею?

  

- Неужели так трудно сделать фильм, который не будет отстойным? У меня есть миллионы отличных идей.
- Каких например?
- Что?
- Давай же, я хочу услышать хоть одну из твоих отличных идей.
- (пауза) Ок. Ладно. Готовьтесь к потрясению... Ниндзя, поющий йодлем!
- Ты сейчас, типа, просто наугад произнес слова?
- Нет. Поющий йодлем днем, а ночью он ниндзя, понимаете?
- Ну да, потому что наоборот было бы реально глупо.
- Да нет же, смотри, ниндзя они ведь очень тихие, так? А поющие йодлем - реально громкие. Вот и конфликт для персонажа. Он разрывается между двух миров!

из фильма "F.A.Q. Аbout Time Travel"

  
   Придумывать идеи не нужно. Они приходят в голову сами, хотя слово "приходят" в данном случае принципиально неверно описывает процесс. Идеи рождаются в голове, из того, что в неё приходит извне.
  
   Рассмотрим процесс на примере одного моего логлайна, не слишком удачного - об этом говорит хотя бы то, что до готового сценария я эту идею так и не довёл. Он писался года, кажется, четыре назад, в рамках прохождения курса по драматургии от Cinemotion.
   После смерти, произошедшей за неделю до собственной свадьбы, менеджер Игорь попадает в Лимб, и получает там новую работу. Теперь он - один из "телефонных ангелов", существ, которые изменяют судьбы людей при помощи телефонных звонков, воплощая непонятный им самим Божественный План. Через год успешной работы он получает задание изменить судьбу своей бывшей невесты, подтолкнув её к браку с новым знакомым, но понимает, что не сможет этого сделать. Она всё ещё его любит, как и он её, а если это мешает Плану - к чёрту План. Он должен вернуться к ней.
  
   Задним числом любую "неизвестно откуда пришедшую в голову идею" можно реконструировать, проследив её корни. В данном случае в логлайне есть сразу несколько идей (нежелательная ситуация, но в полноценном мультижанре зачастую неизбежная) - наличие "Божественного Плана", восстание против высшей силы ради Любви, и, наконец, самое (на мой взгляд) интересное - "телефонные ангелы".
   С первой идеей понятно - это из Ветхого Завета. Бог (Иегова) со своим Планом в этом сценарии как раз оттуда - он там этакий измывающийся над людьми злыдень.
   Вторая идея - это, по сути, культурный штамп. "Любовь побеждает всё" - ну, пусть попробует и Бога победить, раз уж в этом сценарии он злыдень.
   Третья идея - концепция "телефонных ангелов", и здесь уже сложнее - она возникла из объединения популярной в фантастике концепции "эффект бабочки" (в данном случае прямым рефренсом был роман Азимова "Конец Вечности", рассказывающий про организацию, которая давила этих "бабочек" в промышленном масштабе, контролируя историю человечества) и, внезапно, песни Земфиры "Синоптик", в которой она поёт о телефонных "звонках с неба".
  
   Почему изложенная в данном монструозном логлайне идея, по большому счёту, неудачна? Один из ответов мы получили только что, когда проанализировали её источники. Все они находятся не в реальности, а в культуре. То есть это просто такое своеобразное вторичное пережёвывание уже кем-то съеденного клевера с информационного поля.
  
   Другой, более удачный вариант синтеза - соединение элементов из культуры и из окружающей реальности. Для примера - ещё одни мой логлайн, на этот раз - для сериала.
   Конец мая. Село на Урале. Ранним утром школьный автобус увозит выпускников на ЕГЭ в райцентр - и бесследно исчезает вместе со всеми пассажирами.
   Восемь серий. Восемь пропавших. Восемь тайн.
  
   Идея "необъяснимого бесследного исчезновения" появилась здесь из великолепного сериала The Leftovers, а конкретный объект к которому она приложилась - из реальности, в которой я эти отъезжающие на ЕГЭ автобусы наблюдал каждый год, пока работал учителем в сельской школе.
  
   Эти два логлайна построены на поворотных точках фантастики (хотя в первом это мультижанр с драмой), то есть раскрывают то, что принято называть "фантастическим допущением". Точно так же "допущения" строятся и на основе остальных шести базовых жанров. Для примера приведу логлайн, построенный на "детективном допущении" (это логлайн одной серии в большом детективном сериале, остался с последней попытки "поработать на вертикалке"):
Узнав, что он болен раком, военный пенсионер совершил самоубийство, застрелившись из своего пистолета. Проводящий рутинное дознание следователь, осматривая его квартиру, понимает что живший в ней человек был левшой - и вспоминает, что пистолет лежал возле правой руки трупа.
  
  
   Во втором из приведённых логлайнов есть одна явно "неправильная" вещь - строчка "Восемь серий. Восемь пропавших. Восемь тайн.". Это, на самом деле, не часть логлайна. Это тэглайн, но я не смог преодолеть искушение упростить себе работу по презентации, поэтому всё же добавил его, сразу обозначив за счёт этого формат сценария.
  
   Тэглайн - один из трёх кратких способов презентации вашего сценария, наряду с названием и логлайном. По сути, тэглайн - это "рекламный слоган" фильма/сценария, и, строго говоря, его пишут не сценаристы, а маркетологи с копирайтерами, но, если вы захотите сами - кто вам запретит? Придумывание тэглайна - довольно забавное упражнение, которое поможет вам лучше понять настроение вашего сценария.
  
   В тэглайне допустимо всё, что категорически запрещено в логлайне - даже многозначительные но ничего не объясняющие конструкции типа "жизнь главного героя превращается в цепь головоломных событий". Хороший логлайн всегда максимально конкретен. Встречающиеся в логлайнах начинающих авторов фразы типа "но всё пойдёт не по плану" или даже "события примут непредсказуемый оборот" - это не описание истории, это обещание хорошей истории - но продюсеры и редакторы не верят обещаниям. Чтобы убедить их, что у вас есть хорошая история, просто начните её рассказывать. Именно для этого и нужен логлайн.
  

Павел Черепанов

февраль 2016, Курганская область

+7-908-001-7221, d34@list.ru


Оценка: 8.00*5  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Вильде "Эрион"(Постапокалипсис) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) М.Снежная "Академия Альдарил: цель для попаданки"(Любовное фэнтези) В.Соколов "Мажор 4: Спецназ навсегда"(Боевик) С.Казакова "Своенравная добыча"(Любовное фэнтези) В.Старский "Интеллектум"(ЛитРПГ) И.Иванова "Большие ожидания"(Научная фантастика) А.Робский "Охотник 2: Проклятый"(Боевое фэнтези) М.Боталова "Невеста под прикрытием"(Любовное фэнтези) М.Тайгер "Выжившие"(Постапокалипсис)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"