На экране серый Волк в розовой рубашке и клёшах догонял лимонного цвета Зайку в жёлтом платье и розовых бантах.
Тестирование началось.
-Покажи, что неправильно, - попросила Ольга.
Андрюшка неуклюже завозил по столу мышью. Ольга каждый день меняла мыши: то для левой руки, то для правой, чтобы равномерно тренировать воспитанникам мелкую моторику. Сегодня была "левая" мышь, потому Андрюшка долго не мог заставить курсор слушаться, но в конце концов щёлкнул по Зайкиному платью. "Была бы цель, а уж его упорству и взрослый позавидует!"
Потом Андрюшка сделал то, чего Ольга от него ждала, но боялась, что не дождётся. Он повернулся к ней и выпалил:
-Давайте ещё!
-Давай, - обрадовалась Ольга. На экране появилась новая картинка: крокодил Гена вёл в школу растерянного Чебурашку. Крокодил был алый, как помидор. - А здесь что не так? Покажи!
Андрюшка снова вступил в единоборство с мышью. И снова, справившись с заданием, попросил:
-Ещё!
Спустя полчаса Ольга сидела одна, задумчиво изучая экран со статистикой. Начальник группы Иван Григорьевич, заглянувший к нейропсихологам в кабинет, удивился:
-Оля, ты чего? Медитируешь?
-Медитирую, - согласилась Ольга. - Иван Григорьич, тут у нас одна проблема то ли обострилась, то ли наоборот, решение наметилось... Прямо боюсь сглазить.
-Какая проблема? - Иван Григорьевич сел рядом с Ольгой, глянул в статистику.
-Да основная. Наши с вами инвалиды после вживления органик-процессоров какую статистику дают? Логическое мышление - хорошо, хорошо, хорошо. Это за счёт процессора. А эмоционально-волевая сфера и воображение - плохо, плохо, плохо. У всех одинаково. Не тянет наш процессор за собой общее развитие, никак не тянет... А мы-то с вами рассчитывали на быстрый результат, помните? Создали все условия, и режим дня, и питание, и занятия. Столько денег вложили, столько сил. Но чего-то им всё равно не хватает!
Всё это было известно Ивану Григорьевичу, но он не мешал Ольге рассуждать.
-Детки наши по-прежнему сами ничего не хотят и не могут. Хоть проект закрывай. И вдруг позавчера Андрей мне выдает, гм... изменение параметров. Я его тестирую каждый день - вот, смотрите - у него все отстающие показатели ползут вверх. Он вдруг сам начал ставить цели, получать удовольствие от игры. Ему стало интересно, понимаете? Только ему одному.
Ольга повернулась и взглянула начальнику в глаза:
-И нам очень нужно понять, почему это произошло.
Пашка на даче отчаянно скучал. Мама целыми днями возилась на грядках, сестра Катя уходила на реку с друзьями, и Пашка слонялся по участку один как перст. Местные ребята, игравшие на пыльной деревенской улице, Пашку к себе не брали, а другие дачники еще не приехали. Правда, мама заставляла его пропалывать картошку и таскать вёдра с водой от колонки, но он норовил побыстрее отделаться от поручений и сбежать.
Дача стояла на отшибе, в зарослях старой сирени. Пашка повадился уходить в самый конец участка, заброшенный, заросший бузиной и крапивой. Там стояла сетчатая изгородь, за которой начиналась ухоженная территория не то дома отдыха, не то летнего лагеря, не разобрать. Пашка разглядел новенькую детскую площадку, подстриженные кусты, а за ними - светлые стены корпусов. Иногда на площадке гуляли дети, но они никогда не подходили близко и вообще производили впечатление образцово-показательных - не бегали, не шумели, не играли. В основном качались на качелях или под руководством воспитателя водили хоровод. Пашка подумал, что такие дети наверняка понравились бы его учительнице Антонине Сергеевне. Его-то дневник она не уставала расписывать замечаниями...
Со стороны дачи вдоль изгороди вырос целый крапивный лес, и Пашка мог наблюдать за странным лагерем только поверх крапивы, вытянув шею. Ему это надоело. Однажды он отыскал подходящую палку и принялся рубить ею крапиву. Это занятие захватило его: Пашка вообразил, что рубит набегающих монстров, как в "Серьезном Сэме". Поиграть в эту игру ему дал знакомый мальчик, и Пашке потом долго чудились уродливые твари и летящие от них ошмётки. Сейчас он мстил им за свой страх. Только прорубив коридор до самой изгороди, Пашка заметил, что на другой стороне стоит мальчик с красным мячиком в руках.
Мальчик был ниже Пашки и выглядел довольно странно. Он был весь круглый, как человечек из рекламы шин "Мишлен". И лицо было круглое, как луна, и брови, и глаза-пуговки, а рот полуоткрыт, как у рыбы. Ненормальный, что ли? Но смотрел мальчик внимательно и без насмешки, а потому Пашка спросил:
-Ты кто?
Мальчик чуть помолчал, как будто обдумывал ответ, потом не слишком внятно сказал:
-Мальчик.
-Я вижу, - хмыкнул Пашка. - А имя у тебя есть? Я Пашка, а ты?
Мальчик опять помолчал и ответил:
-Андрей.
-Играть будешь?
Мальчик молчал дольше, как будто Пашкин вопрос поставил его в тупик.
-Буду.
-Тогда давай в мячик, - обрадовался Пашка. - Через изгородь. Ты кидаешь мне, я тебе. Кто уронил, тот проиграл!
Эту игру круглый мальчик продул с разгромным счётом. Он ронял мяч почти каждый раз, но, казалось, нисколько не расстраивался. Мяч откатывался, терялся в траве, Андрей долго искал его, а Пашка на своей стороне нетерпеливо подпрыгивал и кричал:
-Андрюх, ну ты чего тормозишь! Давай ещё!
Наконец воспитатель на площадке стал звать детей. Пашка спросил нового знакомого, почесывая обожжённые крапивой запястья:
-Завтра ещё придёшь?
-Приду, - серьёзно ответил мальчик.
Он пришёл играть и завтра, и послезавтра. Чтобы было интереснее, Пашка ввёл дополнительные очки за попадание в изгородь, в ольху, растущую рядом, и за бросок в сторону. Андрей отлично считал и запоминал, у кого сколько очков. И вообще он, кажется, постепенно начал походить на нормального человека. Теперь, если Пашка долго выуживал из крапивы мяч, круглый Андрей невнятно ворчал:
-Давай ещё! Ещё! Ну быстрее!
И косолапо подпрыгивал на подстриженной траве.
Устав играть, мальчики садились возле изгороди, каждый со своей стороны. Пашка рассказал новому приятелю, что перешёл во второй класс, что его лучший друг Никитос остался в городе, что здесь скучно и нет даже компьютера, чтобы поиграть. Андрей поведал, что там, за изгородью тоже что-то вроде школы, где его каждый день тестируют, а друзей у него нет. Ещё Андрюшка рассказывал разные интересные истории - про животных, про пиратов, про путешествия. Это всё он выучил в своей странной школе. Удивительно было, что такой на вид глуповатый мальчик - и столько знает! Наверно, в этой школе за забором очень интересно учиться. Пашка даже позавидовал немного...
-А это у тебя что? - поинтересовался Пашка, указывая на странную нашлёпку за ухом у нового друга.
-Там процессор.
-Зачем? - удивился Пашка. Процессоры бывают у компьютеров, а не у людей!
Андрей помолчал, как будто ему трудно было объяснить. Потом всё-таки ответил:
-Чтобы думать.
Пашка только пожал плечами. Он прекрасно думал безо всякого процессора, но, видимо, Андрюха так не умел. Ну и что, это ведь не мешает им дружить! Есть, конечно, ребята, которым нравится издеваться над другими, особенно теми, кто послабее или как-то отличается от всех. У них в классе был такой Мишка по прозвищу Кабан. Так он ни одного слова не мог сказать, чтобы вышло не обидно. Прямо Драко Малфой... Кабан сразу бы Андрюху довёл до слёз. А Пашка не такой. Если человек тебе ничего плохого не сделал - зачем его обижать? Пусть Андрюха нескладный и говорит невнятно, зато спокойный и добрый.
Игры кончились внезапно. Андрей как раз отправил мячик особенно высоко, сквозь ветки, так, что с ольхи на головы им посыпался древесный мусор. Пашка, извернувшись, мячик поймал. И в этот момент из-за куста на той стороне бесшумно выступил человек в тёмном костюме, похожий на охранника, и крепко взял Андрея за плечо:
-Так вот ты где! А это кто?
Пашка перепугался до одури. Только сейчас ему пришло в голову, что на самом деле за изгородью могут скрываться какие-нибудь преступники, как показывают в кино. Или сумасшедшие учёные!.. И они его поймают и вставят процессор в голову, как Андрюхе!.. Пашка охнул и что есть духу рванул к даче сквозь крапивные заросли. Только у себя в комнате, отдышавшись, он обнаружил, что прижимает к груди красный мячик. Ну всё, теперь его точно найдут и скажут, что украл мяч. Вот позор-то! Ещё разбираться потащат - туда, в свою контору... Пашка едва не плакал. Он не мог заставить себя вернуться к изгороди и забросить мяч обратно. Вдруг его там уже поджидают? Наконец он набрался смелости, крадучись вышел из домика и закатил мячик в большой смородиновый куст. Теперь хоть можно будет сказать, что не брал...
Остаток дня Пашка просидел дома - к великому удивлению мамы. К вечеру он уже устал бояться и слабо надеялся, что тот, в тёмном костюме, плохо его разглядел. Ведь Пашка же не сделал ничего плохого, правда? Да и что им один несчастный мяч?
Но в сумерках в дверь постучали. Увы, слушая, как мама напряженно отвечает, что да, живёт здесь такой мальчик, Пашка понял, что надеялся зря. Мама вывела его в прихожую, и в свете тусклой лампочки он увидел того самого охранника в костюме, и незнакомую молодую женщину в голубой куртке. Из-за женщины робко выглядывал Андрей.
-Это он, - сказал охранник, взглянув на Пашку. Пашка затрясся.
Мама плачущим голосом сказала:
-Ведь я же говорила ему, не суйся, куда не следует! Пашка, зараза ты безголовая! Ты что опять натворил?
Молодая женщина засмеялась:
-Прошу вас, не нужно его ругать! Мы хотим пригласить вашего сына в гости в наш Центр, поиграть с нашими воспитанниками. Оказывается, им очень не хватает общества обыч... других детей! Ваш Паша хорошо на них влияет.
-Хорошо влияет? - изумилась мама. - Никогда бы не подумала! Хорошо, завтра мы вместе придём к вам в гости.
Пашка не поверил своим ушам. Его не ругают? Не обвиняют в краже мячика? Даже хвалят? Не может быть! Молодая женщина сказала:
-Приходите завтра после обеда, хорошо? Ворота дальше по улице, позвоните, и вам откроют. Я надеюсь, вам у нас понравится. Нам бы хотелось, чтобы Паша приходил каждый день. Это очень важно.