Чернецкий Михаил: другие произведения.

Этот дивный "Окружающий Мир"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс Наследница на ПродаМан
Получи деньги за своё произведение здесь
Peклaмa
Оценка: 4.71*6  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Эти дивные новые учебники, "этот дивный новый мир" (О.Хаксли)

Михаил Чернецкий, июль-сентябрь 2004г., mike@mega.ru
Этот дивный "Окружающий мир"
zhurnal.lib.ru/editors/c/cherneckij_m_g/okr-mir.shtml
 
"Этот дивный новый мир" (О.Хаксли), эти дивные новые учебники...
 
   К сожалению, автор этого текста не располагает достаточным временем и не столь широко образован, чтобы проанализировать все безграмотные школьные учебники, которых в последние годы становится все больше и больше. Ниже кратко проанализированы лишь те физико-астрономические "ляпы" в учебнике природоведения для 2 класса "Мы и окружающий мир" (Н.Дмитриева, А.Казаков, "Федоров", Самара 2002г.), которые видны при беглом просмотре.
   Обращаю внимание, что этот учебник допущен Министерством Просвещения для преподавания в школах. У автора складывается впечатление, что российское государство в своем принципиальном отказе от контроля за "созидательным трудом" граждан несколько перегибает палку. Это позволяет отдельным несознательным гражданам травить прочих жителей страны плодами своей халтурной работы. В образовании это выглядит так: одни пишут подобные учебники, другие "допускают для преподавания", а третьи почему-то выбирают именно их для обучения.
   Итак:
 
   "Используя свои знания из курса математики о положительных и отрицательных числах, расскажи об устройстве термометра" (по рисунку термометра).
   Отрицательные числа проходят только в 3-4 классе. Да и об "устройстве термометра" стоило бы поведать школьникам лично. Не пускать это дело на самотек.
 
   "Понаблюдав за тенью, человек стал различать утро, день, вечер"
   Приводим без комментариев, в качестве курьеза.
 
   "Деление суши на части света отражает общность истории населяющих их народов и историю открытия Земли".
   Это тоже курьез. Но более неприятный - на его зубрежку было потрачено пол-урока. Причем, разумеется, напрасно - понять в начальной школе такую фразу все равно невозможно. Заставь иного Богу молиться - он и лоб расшибет. Только, к сожалению, не себе, а детям.
 
   "Почему в космосе люди обладают невесомостью?"
   Особую пикантность этой фразе придает то обстоятельство, что авторы придумали на нее смешной (с их точки зрения) ответ: "Потому что космонавты ничего не едят". А по-моему, ответ правильный: не разговаривать же серьезно с человеком, который, не "обладая" родным языком, залез на учительскую кафедру! Или подрядился писать (рецензировать) учебник. Только рубрику для этого диалога Д+Н выбрали неверно: не "Из ответов на уроке", а "Из вопросов".
 
   "Вещества отзываются на увеличение или уменьшение тепла".
   Тепло в русском языке не увеличивается, а передается. Либо "на увеличение температуры", либо "на получение (потерю) тепла". Да и "отзывчивыми" вещества бывают только в сказках. В остальной литературе они в худшем случае "реагируют" на изменение температуры, а правильнее сказать - меняют свои свойства.
 
   "...на холодные пояса Солнце всегда смотрит искоса. Из-за этого часть приносимого солнечными лучами тепла теряется и уходит в космическое пространство..." - поэтому-де там холодно.
   Неправда.
   На всех широтах - в экваториальных джунглях и в тайге, в пампасах и в тундре - "уходит в пространство" (точнее, отражается - это слово во втором классе уже все знают) примерно одна и та же часть солнечного излучения. Главная причина холода "холодных поясов" в другом: "косые" лучи "размазываются" по большей площади. Один киловатт солнечного излучения на экваторе в полдень греет примерно 1м2 земной поверхности, а на полюсе он приходится на 2,5м2.
 
   "Хотя точка восхода и захода Солнца каждый день смещаются, общее направление выдерживается". Это должен "пронаблюдать" школьник, готовя параграф. Наверно, писано для владельцев машины времени.
   На самом деле в средней полосе "общее направление" захода гуляет во всем западном секторе - на 90град. А в Мурманске или Воркуте Солнце вообще может садиться в противоположных направлениях - от Севера, до Юга. Такое вот "выдерживание направления".
 
   "Есть ли на них (планетах) смена дня и ночи?" (ответить по рисунку, где изображены планеты, освещенные Солнцем).
   Наверное, ученики должны сообразить, что планеты могут при желании поворачиваться к Солнцу разными боками. А глупые астрономы десятки лет спорили, есть ли такое "желание" у Меркурия, или он повернут к Солнцу одним полушарием, как Луна к Земле. Куда им до НД+АК, которым все ясно и без телескопов!
 
   "На "макушке" Земли оказалось столь много вредных космических лучей, что зарытые в снег мясные консервы испортились".
   Это "открытие" приписывается невинным папанинцам. Так вот почему наша классная руководительница пугала родителей: "учебники в библиотеке брать нельзя: там глисты, чесотка и гепатит, каждую страницу нужно утюгом проглаживать"! Она ведь этот "Окружающий мир" и преподает - начиталась страстей. Правильно шутил В.Высоцкий: "Шпионы воду ядом отравили, ну а хлеб-то ведь - из рыбьей чешуи!" Но мог ли он представить, что в 21 веке такие сплетни будут изучать на уроках?!
 
   Отметим, что приведенный разбор - результат пролистывания "физических" страниц учебника. А ведь есть еще параграфы по биологии, геологии, истории... Неужели и там тоже сплошные "вредные лучи"?
 
   Короче, правы Дмитриева и Казаков: "...не все, а лишь что-то приятно для вашего глаза или слуха, вызывает добрую улыбку и сочувствие в сердце, заставляет задуматься". Безграмотна словоблудиев, хотя что-то и неприятно для нашего глаза или слуха, однако тоже заставляет задуматься. Только вместо "доброй улыбки" вызывает горькую усмешку. Потому что грустно, когда люди занимаются явно не своим делом, и при этом не стесняются рассуждать о разумном, добром, вечном.
   Похоже, авторы и рецензенты таких учебников считают, что "занковский" принцип "подробнее узнай у соседа или сообрази сам" избавляет их от необходимости самостоятельно разбираться в материале и следить за речью. Может, это даже к лучшему, что Д. и К. не описали в учебнике "устройство термометра", не рассказали "нужны ли деревьям опавние листья и нужно ли их жечь" и "почему летает воздушный шар"? Кто знает, что и в каких выражениях они бы изложили?
   Особый скепсис вызывает возможность правильного ответа на последний вопрос (если, конечно, не предполагать, что второклассник откроет закон Архимеда:). Помнится, еще Николай Носов на страницах "Незнайки и его друзей" высмеял тех умников, которые отвечают: "потому что он легкий": "Легкий шар сам, может, и полетит, а с какой стати он корзину-то поднимет?"
   Хорошо бы пересмостреть "допуск" этого учебника для преподавания. И на всякий случай - проверить остальные пособия этих авторов и рецензентов. А то ведь права, оказывается, наша классная - встречаются в учебниках "глисты с чесоткой и гепатитом". Пусть в переносном смысле, но встречаются...
 
__________________ PostScript, октябрь 2004.
   Из "Окружающего мира -3" тех же авторов я пролистал всего несколько страниц. Как и в других занковских учебниках, взгляд постоянно натыкается на те же "вопросы ребрами" без ответов. Правда, получено пол-ответа на прошлогодний вопрос о листьях: они нужны, чтобы давать перегной. Зачем нужен перегной, и чем он лучше золы, вероятно, мы узнаем еще через год, хотя вопросы про него и вообще про круговорот органики в природе стоят уже сейчас (третий класс!).
 
   О "вредных лучах, от которых портятся консервы" теперь я вспоминаю с ностальгией. Это были цветочки. А вот - ягодки. Знаете ли Вы, как на Земле появился человек? По этому вопросу "существует несколько мнений":
   -Людей сотворили различные боги.
   -Люди прилетели из космоса.
   -Люди произошли от обезьяноподобных предков.
   Последняя - самая научно обоснованная (и на том спасибо). Остальные, по-видимому, тоже научно обоснованы, но не столь основательно. О том, что первая версия относится к области мифов, а вторая - к фантастике, в учебнике - ни слова.
 
   Ну, и опять о методологии. Экспериментальный раздел. Авторы предлагают ученикам прокалить почву, растворить ее, профильтровать и высушить. И, как обычно, сделать выводы (какие - сами догадайтесь).
   От нашей учительницы, понятное дело, мы этого не дождемся - это обязанность родителей, но речь не о ней, а об учебнике. Его авторы по рассеянности не учли, что в их предыдущих замечательных книгах ничего не рассказано (и даже не предложено догадаться самим) как растворяются, фильтруются и испаряются ОБЫЧНЫЕ соль и песок. Ученики по их собственной программе пока что не знают, что растворяется, что фильтруется, что испаряется, а что - нет.
   А я еще сокрушался во 2 классе, что авторы забегают вперед с отрицательными числами! Думал, что они просто не в курсе, когда их проходят. Что надо их просветить - они одумаются, устыдятся и поправят. Наивные мечты! Не одумаются, не поправят и, тем более, не устыдятся - такая мелочь, как последовательное изучение материала, авторов совершенно не волнует.
 
   ...а ведь я до сих пор помню, как нам, третьеклассникам, показывали опыт по фильтрованию воды с песком и солью. До сих пор перед глазами стоит удивленное лицо девочки, которая полагала, что все примеси остались на промокашке, и по предложению учителя попробывала фильтрованную воду. Неужели такая практика осталась в проклятом прошлом?

Оценка: 4.71*6  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com М.Зайцева "Трое"(Постапокалипсис) О.Герр "Невеста в бегах"(Любовное фэнтези) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) М.Юрий "Небесный Трон 2"(Уся (Wuxia)) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) В.Василенко "Статус D"(ЛитРПГ) К.Иванова "Любовь на руинах"(Постапокалипсис) Е.Флат "Свадебный сезон 2"(Любовное фэнтези) С.Лайм "Сын кровавой луны-2"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"