https://www.portal-slovo.ru/impressionism/36339.php
Посмотреть предприятия наркомата боеприпасов .
Химкокса.
Машиностроение и металлургию..
http://ru.don.wikia.com/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4_%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8_%D0%A1._%D0%9C._%D0%9A%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0
Горловский завод врубовых машин.
Главные новостройки:
ДнепроГЭС;
Запорожсталь;
Криворожсталь;
Азовсталь;
Харьковский тракторный завод.
Новокраматорский машиностроительный завод.
Строительство Днепрогэса
Реконструированные предприятия[править | править код]
В ходе 'сталинской индустриализации' на Украине были капитально реконструированы уже существовавшие предприятия, основанные в конце XIX - начале XX веков.
Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича;
Днепровский металлургический комбинат имени Ф. Э. Дзержинского;
Днепропетровский металлургический завод имени Петровского;
Нижнеднепровский трубопрокатный завод имени Карла Либкнехта и др.
Планом индустриализации предполагалось возведение в стране 3,5 десятка строений стоимостью более 100 млн. Руб. каждая. Из них в Украине построили 12 объектов, в том числе семь новостроек - Запорожсталь, Криворожсталь, Азовсталь, Днепрогэс, Днипроалюминбуд, Краматорськмашбуд и Харьковский тракторный завод. Среди реконструированных объектов гигантами были четыре металлургические заводы - Днепродзержинский, Днепропетровский, Коммунарский, Макеевский и Луганский паровозостроительный завод.
Новостройки создавались в основном в Донбассе, Приднепровье и в отдельных крупных городах - Харькове, Киеве, Одессе. Индустриализация практически не коснулась Полесья.
Уровня развития электроэнергетики было достигнуто уже в начале 30-х годов. Первой новостройкой в Украине была Штеровская Д РЭС (мощность 30 тис.кВт, затем- доведена до 157 тыс.кВт). У1932 г.. Начали работать Зуевская ГРЭС мощностью 150 тыс.кВт и символ советской индустриализации Днепрогэс мощностью 310 тыс.кВт (еще его четыре агрегата по 62 тис.кВт каждый вступили удию в годы второй пятилетки). Крупные электростанции были построены также в Киеве, Харькове, Днепродзержинске, Кривом Роге.
Возникли новые отрасли пищевой промышленности - маргариновая, молочная, маслобойная, комбикормовая, хлебопекарная. В сахарной промышленности планом первой пятилетки предусматривалось строительство 11 новых предприятий. Однако впоследствии оказалось, что сельское хозяйство не сможет обеспечить сырьем такой прирост мощностей. Поэтому было построено лишь три завода.
В республике практически заново создавалась легкая промышленность. В Киеве, Харькове и Днепропетровске появились три большие обувные фабрики с конвейерным производством. В Киеве, Харькове и Одессе были построены трикотажные фабрики. Однако спрос постоянно опережал производство товаров народного потребления. Развертывание легкой промышленности отставало от тяжелой индустрии.
ХАРЬКОВ.
ХАРЬКОВСКИЙ ЗАВОД ВЕЛОСИПЕДОВ.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4
Харьковский электротехнический завод.
1931 г. - Образование завода "Подвесдор". Предприятие производило тележки, кузовы и подвески к подвесным дорогам.
1932 г. - Присоединение мастерских "Электроталь". Объединенное предприятие получает название "Завод подъемно-транспортного оборудования им. В.И. Ленина".
1935 г. - Освоен выпуск тельферов г/п 125 кг - 5 т.
1938 г. - Завод начал специализироваться на выпуске подъемно-транспортного оборудования.
http://cbonds.ru/organisations/emitent/4415
"Новомосковский трубный завод" - крупнейший в юго-восточной части Европы производитель и поставщик стальных электросварочных труб различного назначения, основанный в 1935 году. Завод расположен в Новомосковске, в 20 км от индустриального центра Украины - города Днепропетровска.
Николаевский судостроительный завод (Украина)
https://ruxpert.ru/%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4
Черноморский Судостроительный завод.
Советская Россия
Середина 1920-х годов - руководство военно-морского флота СССР неоднократно пытается включить в планы на достройку хранящийся на плаву на заводе линейный корабль-сверхдредноут 'Император Николай I' (с 1917 года 'Демократия'), но эти предложения не поддерживаются высшим руководством страны.
1927 год - хранившиеся на предприятии линейный корабль-сверхдредноут 'Император Николай I' (с 1917 года 'Демократия') продан на металл и отбуксированы для разборки на Севастопольский морской завод.
1927-1930 годы - на заводе построены три подводные лодки 'Д' ('Декабрист') серии I.
1930-1933 годы - на заводе построены три подводные лодки 'Л' ('Ленинец') серии II, в том числе 'Л-4' ('Гарибальдиец'), впоследствии краснознамённая.
1932-1934 годы - на предприятии построены 20 подводных лодок типа 'М' ('Малая') серии VI, 18 из которых были отправлены для окончательной сборки на Дальзавод (? 202) во Владивостоке.
1934-1934(1935?) годы - на заводе построены три подводные лодки 'Л' ('Ленинец') серии XI, две из которых были отправлены для окончательной сборки на ещё не вступивший официально в строй Амурский судостроительный завод (? 199) в Комсомольск-на-Амуре, а одна - на Дальзавод (? 202) во Владивостоке.
1934-1936 годы - на предприятии построены 12 подводных лодок типа 'М' ('Малая') серии VI-бис, 11 из которых были отправлены для окончательной сборки на Завод имени Жданова (позднее Завод ? 190, ныне Северная верфь) в Ленинграде.
1935-1936 годы - на заводе для Тихоокеанского флота построены три подводных минных заградителя типа 'Л' ('Ленинец') серии XIII, отправленные для окончательной сборки на Дальзавод (? 202) во Владивостоке.
1936 - вероятно 1939 годы - на заводе построены 16 первых советских эскадренных миноносцев проекта 7, двенадцать из которых были отправлены на Дальний Восток по секциям, семь из которых были достроены на заводе ? 199 в Комсомольске-на-Амуре, а ещё пять - на Дальзавод ? 202 во Владивостоке. Достройка некоторых из них продолжалась на обоих заводах до 1942 года.
1937-1941 годы - на предприятии построены 4 подводных лодки типа С ('Средняя') серии IX-бис, ещё одна достраивалась на плаву, была эвакуирована для отстоя в Поти и достраивалась позднее, а ещё три заложенных аналогичных подводных лодки были взорваны на стапелях при отступлении и впоследствии разобраны немцами на металл.
1938-1941 годы - на заводе строились и были спущены на воду три подводных минных заградителя типа 'Л'('Ленинец') серии XIII-1938 (XIII-бис). В начале войны все три подводные лодки были поэтапно переведены в Поти для достройки, но достроены были только две, а третья была потеряна в 1944 году во время буксировки.
6 июня 1941 года - на заводе заложены 4 сторожевых корабля проекта 29 типа 'Ястреб', впоследствии недостроенные из-за начала войны, ещё два заказанных корабля не закладывались.
15-17 августа 1941 года - Николаев оккупирован немецкими войсками.
Вместе с грузовыми эшелонами отправлялись на восток и инженеры, чтобы там, нередко прямо посреди голого поля, возвести заново заводы-гиганты. Только из Донбасса и только из предприятий Наркомчормета (Министерства черной металлургии) были эвакуированы 13 тысяч квалифицированных работников.
Что нельзя было транспортировать по железной дороге - взрывали на месте. В воздух взлетели все 54 украинскими домны, значительная часть шахт была затоплена водой.
Взорванная 'Азовсталь' (Мариуполь)
Взорванная 'Азовсталь' (Мариуполь)
Существует то ли быль, то ли легенда, что для своих паровозов в оккупированном Донбассе немцы завозили уголь из Силезии - нечего было рассчитывать на добычу топлива на Донетчине без необходимого оборудования...
Богатство Сибири прирастало Украиной
...Тотальная война - тотальные темпы: в промышленное строительство в тылу в течение 1941-1945 годов вложили 140 млрд руб.
Норма того времени - когда эвакуированное летом 1941 года предприятие уже в 42-м давало первую продукцию. Из украинских индустриальных гигантов в России рождались новые предприятия.
Новокраматорский завод тяжелого машиностроения имени Сталина (эвакуирован из Краматорска), например, 'прописался' сразу по трем адресам: в подмосковной Электростали, южноуральском Орске и сибирской Югре.
Из Мариупольского металлургического комбината имени Ильича в Магнитогорск успели эвакуировать самый мощный в СССР толстопрокатный стан, который уже в октябре 1941 года начал давать первые листы брони для танков Т-34.
За тысячи километров от фронта вырастали целые города, а в них появлялись улицы с весьма красноречивыми названиями - Краматорская, Мариупольская, Харьковская...
Послевоенное сотрудничество украинских предприятий с эвакуированными заводами складывалась по-разному.
Многие предприятия после войны перепрофилировались, и вчерашним 'родственникам' уже не суждено было встретиться на хозяйственной ниве. Кто-то остался в довоенной индустриальной эпохе, кого-то ждала научно-техническая революция.
А большинству выпала доля мирного сосуществования, отраслевая и межотраслевая кооперация в рамках советской экономики, нередко под крышей одного всесоюзного министерства.
События сегодняшнего дня удивительным образом восстанавливают экономические связи родственных предприятий.
Сотрудничество и конкуренция родителей и детей
Стоит вспомнить историю комбайна 'Енисей': в 1941 году в Красноярск был эвакуирован запорожский завод 'Коммунар', который так и остался в России под новым названием 'Красноярский завод комбайнов', хотя около половины комплектующих к своим машинам он продолжал получать из Украины.
Исторический фактор стал одним из решающих в создании зимой 2004 года совместного российско-украинского предприятия по сборке комбайнов 'Енисей' на Харьковщине.
В российский райцентр Похвистнево (Самарская область) в 1941 году был вывезен Днепропетровский обозный завод: в то время не очень механизированной Красной армии его продукция пригодилась.
Спустя годы на месте обозного завода было создано оборонное предприятие, что при новой эпохе превратилось в ЗАО 'Волжский трактор', которому в 2001 тоже же пришлось вспомнить о своем днепропетровский корне - руководство 'Волжского трактора' подписало весьма выгодный контракт с Южмашем на сборку на своем заводе днепропетровских тракторов ЮМЗ-8071.
Впрочем, в некоторых отраслях кооперация 'отцов' и 'детей' сменилась острой конкуренцией. Например, одним из инициаторов квотирования украинского трубного импорта и возможного антидемпингового расследования со стороны России является Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ).
Тот самый, что в 1942 году 'вышел из тела' Мариупольского трубного завода (стоит только вспомнить фамилии инженеров, которые запускали завод в Челябинске: Антоненко, Карпенко, Гончарук...).
Подобная судьба и у нынешнего ОАО 'Алтайвагон': предприятие появилось в 1941 году из мощностей эвакуированного Днепродзержинского вагоностроительного завода имени газеты 'Правда' (ныне ОАО 'Днепровагонмаш', г. Днепродзержинск).