Черничкина Анна Андреевна : другие произведения.

Общий обзор 1-ой группы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Начну с обобщения: мне было трудно выставлять оценки по широкому спектру, потому что несколько рассказов просили похожих цифр. Я было подумала уже, что вовсе не справлюсь с задачей голосования, но пара рассказов оказались намного слабее, и я, честно говоря, выдохнула от облегчения. Остальные рассказы я оценивала, увы, не столько по мастерству, композиции и стилю, сколько по силе и приятности субъективного впечатления, на меня оказанного.
  Итак, начну по нарастающей.
  "Неожиданная встреча" - на мой взгляд, самый слабый рассказ в группе. Пусть это не отягощает самооценку автора, мне кажется, этот сюжет не дался ему большим трудом и муками вдохновения. Скорее быстро полу в шутку родилось что-то такое пустяковое, навеянное атмосферой посещения иноземных достопримечательностей, но съехавшее в неудачный юмор. Мимо меня прошло совершенно. Осталось только послевкусие неприятное - если есть здесь что-то типично русское, то только самое отталкивающее, за которое вечно стыдно за границей при встрече с соотечественниками.
  "Ведьма" - начало, хоть язык простоват и многого не сулил, слегка заинтриговало. Но законченного сюжета, в особенности с новеллистическим поворотом не получилось. Персонажи как-то не тронули, интрига и ее развязка не зацепили. Бытописание и русскость получились какие-то невзрачные. Хотя рассказ в целом не плох, и никаких неприятных эмоций не вызывает. Просто будто ему чего-то не хватило - более необычной концовки, проработки деталей в середине.
  "Гаврюша" - рассказ силен необычными для рядового читателя деталями и мизансценой, в которых автор, несомненно, разбирается и описывает ярко, сочно. А вот судьба, характер и облик героев не впечатлили, даже оставили какое-то неприятное послевкусие. Чувствуется, будто герою, чьими глазами мы смотрим на мир, холодные волны и проржавевшая палуба милее всех опротивевших представителей людского рода. В остальном рассказ как рассказ. Прочитал и забыл.
  "Дело давнее" - с одной стороны, рассказ неплохой. Тут у нас и стройный сюжет, и мистика с любимым народным образом нечисти, и не корявое описание эпохи и быта, и даже закольцован рассказ в рассказе. А все-таки что-то не то. Герои не симпатичны, причем, мне кажется, они не глубоко тронули и автора. Авдей какой-то смутный. Имя одной из героинь перепутано - то она Пелагея Ивановна, то Евдокия... От имен тоже пахнет ненатуральностью - все имена неестественно русско-народные, прямо-таки театрально все. Не буду утверждать, что это не достоверно, учитывая уже советскую эпоху, могло, конечно, быть и так все, но все-таки ненатурально. Колдовство, вроде, описано грамотно, по-народному, но у старичка почему-то истукан. Странно, народные знахари всякие обычно христианской символикой с колдовством боролись. А впрочем, это мелочи и несущественно. Главный минус, что ни один герой не вышел симпатичным, ярким, трогающим. Оттого никому не сочувствуешь, читаешь, и как сквозь пальцы вытекает. Но если это ощущение отставить, рассказ написан грамотно, стилизация добротная, композиция четкая, русским духом пахнет, мистика наличествует. Только, спросить меня, это, конечно, никакая не новелла, но да я, благо, не судья...
  "Серебряные крылья Стерха" - как многие, я смотрю, уже отметили, здесь очевиден сложившийся уже, как минимум, полупрофессионально авторский стиль. Сработано умело, как у автора, зарабатывающего быстрой прозой и привычно выдающего одну интригующую историю за другой в сжатые сроки. Это и приводит к наличествующим здесь с точки зрения этого конкурса недостаткам. 1) История явно изначально была большего объема. Ее ужимали до 40кб и довольно решительно. Оттого она выглядит как серия одного из американских сериалов фантастико-детективной направленности, где 8-9 сезонов и в каждом по 20 серий. Очевидно, это многим нравится, ведь сериалы эти популярны. Одна я, видно, люблю европейские мини-сериалы, где на 7-8 серий тягуче и неспешно растягивается один полнометражный сюжет с необозримым психологизмом и изобилием пейзажных съемок. Так вот, быстро, сжато, динамично. В итоге, если вы не смотрели весь сериал, вы недоумеваете все сорок минут. И вроде все понятно, но не цепляет. Чтобы читателя зацепить, ему каждую вкусную идею надо разжевать, дабы прочувствовал. Как волшебные магазинчики в "Гарри Поттере" - они же больше места занимают, чем борьба со злом! Тут я не распробовала. 2) персонажи картонные; 3) эпоха и магия, вроде, автором проработаны, но не прорисованы достаточно тут - картинки не выходит; 4) интрига и детективный сюжет, на мой взгляд, вообще ни о чем, Донцова может лучше, их можно было бы вовсе выкинуть, ничего бы не изменилось. В итоге, автора, вероятно, ждет некое будущее, читатели и фаны созданного мира, а Стерха, я очень надеюсь, где-то ждет раскрытие и будущее в большой серии. Но сам по себе рассказ не смотрится совсем. Тем более, не тянет на новеллу.
  "Неосторожным в пути" - хороший рассказ. Мне показался органичным. Концовка, правда, предсказуема, но зато, лично я, нахожу финальное объяснение исчерпывающим, и сюжет вполне обоснованным. Мотив призрака очень популярен, но тут, в силу избранного места действия - поезда - раскрывается нетривиально. Эротическая сцена на грани фола, но удивительно удерживается на всем протяжении от падения в пошлость, танцует на не изъезженных метафорах, обоснована сюжетно. Очень неплохой создан образ героя. Он яркий, вполне живой, вызывающий симпатию, с намеком на неоднозначность (жаль, что это второе дно в нем не раскрылось на полную). Даже хочется пожелать автору еще где-то раскрыть этого персонажа: на вид - холеный хлыщ с добрыми глазами и руками музыканта, а в глубине - холодный, расчетливый охотник, специалист по антикварному оружию. Сильная заявка, не для этого рассказа.
  "Чертово бегство" - рассказ качественный. Чувствуется за ним опытный, сложившийся автор. Все здесь есть, все выверено, все четко: хороший язык, стиль, народная такая чертовщина, назидательное моралите, русский дух, немножко юмора, крупинка жути, и густой соус беспросветно-серой тоски. Пенсионер в квартире с почти несуществующей женой, жизнь и внутренний мир которого настолько безысходны, настолько душны какой-то бессмысленностью, что даже появление черта в ней не шокирует, не поражает. Все заволокло легкое безразличие, даже то, что он кресло прожег и процарапал, поганец, - и то сильно не трогает героя. Он играет тоже от этой беспросветной тоски и безнадеги. И это описание русской жизни, возможно, очень честное, но меня не согрело, не обнадежило. И особо не тронуло, как происходившее, по-видимому, не особо тронуло героя, да и самого автора. Потому и оценка за в целом очень качественный рассказ не особенно высока.
  "Полунощное море" - один из самых сильных рассказов в группе. Сразу в процессе чтения вызвал живой отклик, я даже не выдержала, сразу оставила комментарий, чего обычно не делаю. И даже хорошо, на мой взгляд, что в тексте есть, к чему придраться, есть, чего пожелать автору, потому что это тоже не оставляет равнодушным, а в нынешней литературе, это, мне кажется, самое главное. Итак, недочеты: в первой половине слишком старательная стилизация, за счет чего выглядит притянутой за уши, хотя немного экзотические детали, автор, несомненно, знает хорошо. Концовка немного сжеванная: но тут необходимо было, я понимаю, дабы не уронить мистичность и значительность, оставить некую недосказанность и динамическую напряженность. На самом деле, именно сжеванность этой концовке и придает совершенно особое очарование - безыскусное и искренне личное изложение таинственного. Мне кажется, автор очень талантлив и именно в области сильных образов и своеобычного видения предметов. Вот этот рассказ, на мой взгляд, во всей группе наиболее подходит под определение "новелла". Он очень яркий, медленно нарастающий, где образы и сюжет густеют, наливаются красками, и к концу выплескивают на читателя что-то неправдоподобно-невероятное, до конца не объясненное и от этого особенно интригующее.
  "Письмо княгини" - яркий, оптимистично-легкий и, несомненно, мастерски написанный рассказ. В нем аккуратно соединяются легкий, уверенный язык, очень объемные, живые описания, немного гоголевские персонажи, справедливая развязка, интересный мотив письма, где каждый читает что-то свое. Лично меня заворожил особенно любимый мной образ старого дома со своей особой историей. Рассказ очень приятный, и здесь кроется единственный его недостаток - какой-то он легковесный, нету в нем ни единого дуновения какого-то замогильного духа, этакой мистики, от которой душа уходит в пятки. Вот лично я от нереальной новеллы всегда жду чего-то такого. Хоть на минуточку, но леденящего. Но это, разумеется, не обязательно. Поэтому в целом к рассказу нет замечаний, а читать его было легко, увлекательно и очень приятно.
  "Замок Зелёной звезды" - рассказ, оставивший наиболее неоднозначное впечатление. С одной стороны, он не самый стилистически и композиционно безупречный в этой группе. Динамика резковата, образы наметаны крупными легкими мазками. Автор несется вперед по сюжету, как платформа по узкому кирпичному коридору. Его явно, в отличие от меня, не терзают долгие мучительные сомнения по поводу каждой детали, исторической и любой другой достоверности. Но это и придает рассказу особую, бьющую наповал силу выразительности. Тут можно спорить часами по поводу "русскости", "новеллистичности", композиционного равновесия рассказа. Но для меня он, несомненно, самый динамичный, наиболее впечатляющий своими образами, грубоватыми, зловещими, но при этом странно правдоподобными. Мне почему-то в этому году думается, что нереальная новелла все-таки требует именно такого жутковато-фантастического элемента и некоторой необъясненности, поэтому я и поставила этот рассказ на вершину своего списка, хотя это не столько за качество текста, сколько за силу выразительности.
  Прошу, не судите строго, и не принимайте близко к сердцу мои суждения, они очень субъективны, весьма поверхностны, и требуют поправки на несовершенство моей собственной новеллы.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"