Черняева Галина Павловна : другие произведения.

Настина Книжка

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Бабушкин дневник- своеобразная летопись развития ребёнка,осваивающего родной язык и познающего мир. Авторская коллекция забавных детских фраз (похожая на сборники "Говорят дети","Юмор в коротких штанишках", "От 2-х до 5-ти","Устами младенца").



                                         ПРЕДИСЛОВИЕ
   Когда моя внучка Настя в  сентябре пошла "первый раз в первый класс", 
она получила от меня  необычный подарок. Это была красочно оформленная (с помощью 

компьютера) "НАСТИНА КНИЖКА"- версия моего  рукописного дневника. 
То, что у меня не получилось в статусе мамы, удалось в статусе бабушки: систематически и 

целенаправленно записывать речь ребёнка в процессе его развития. Конечно, фиксировать 

удавалось только малую часть, но и это - большая удача. Маленькая Настя с интересом слушала 

цитаты  из  этой  коллекции, а позже сама читала подаренную книгу и знакомилась со своим 

"отражением". 
   Прошло много лет, и на семейном празднике в честь её поступления в университет мы снова 

вспоминали сюжеты из "НАСТИНОЙ КНИЖКИ".
   Предлагаю вашему вниманию минимально сокращенную версию этой "книжки". 
P.S. Сознательно не  выбирала только юморные моменты- ведь тогда это был бы уже не дневник, 

а "цитатник". Для меня ценность этих записей в их подлинности.  
 Ручаюсь, что ни одно слово не придумано и не "подправлено"- всё строго по факту. 
                                                      *****


                   Эпиграф.
Растёт у нас девчушка по имени Настюшка,
Растёт-подрастает, и без умолку болтает...

                              *****
 * Говорить начала сравнительно поздно. Первые слова: баба, мама, папа и (чётко)-КОНЬ.

* Упорно называет дворовую собаку
 "Гагагаля" (с чего-неясно.) Лезет обниматься с любой дворнягой самого непрезентабельного 

вида- еле успеваю оттаскивать от очередного страшилища неразумное дитя.

* (1год 8 м-цев) Смотрит по ТВ шлягер кабаре-дуэт "Академия". Лолита поёт: 
"Не подходи ко мне, я обиделась", фраза многократно повторяется. 
Настя раздражённо машет на экранного Сашу: -Уйди и всё!!

* - Считай: раз,два, три!
   - Семь, семь, семь!

* Спрашиваю: -Где мама?
- В кОме! (т.е. в комнате)

* Рассуждает: -Папа- Андрей, мама -Марина, Настя- Настя!

* Дед пришёл с работы, звонит в дверь. Сломя голову мчится к закрытой на все замки двери 
и кричит: -Открыто, открыто!!!

* Беседуем: - Ты моё солнце?
-Да!
-Счастье?
-Да! А кукла-нет, конфетка-нет!

* В качестве колыбельных пою ей самые разные песни. Всех милее стала песня 
"Вы шумите, шумите надо мною берёзы...". Теперь маюсь, но пою только её, 
поскольку ребёнок категорически запрещает петь мне что-то иное.

* Выпал обильный снег и тут же начал таять. 
Я (грустно): - Снег грязный!
Она (со слезами обиды):- Нет!! Он белый, белый!!

* Вдруг полюбила трясти своим барахлом: свалит всё в кучу, затем азартно сортирует
на две стороны: -Чистое...чистое...стирать!
(Хотя все вещи чистые- из шкафа)

* Во дворе страстно любит качели, при этом не терпит соперников-скандал!
Обожает подростков, бесстрашно лезет к ним (у них велосипед, мяч и пр.).
Четверо пацанов играют в карты. Она -к ним и замерла, 
зачарованно наблюдая за азартным действом. 
Срочно увожу её подальше (высказывания там ещё те!) 

* Не любит и боится незнакомых людей. Зашла с ней к подруге, а у той гости. 
Настя с плачем тащит меня в другую комнату:- Давай тут будем, а они пусть там сидят!

* Очень боялась вставать под душ, потом понемногу привыкла, 
но всё равно с опаской и не "в кайф".

* (Не слишком приличное, но это жизнь).
С гордым видом приносит мне на пальчике вытащенную из носа "козявку":
- На, вот кака! Это тебе! 
 - Дай я пальчик тебе вытру!
- Не надо, я дЕде понесу! (т.е. дедушке)

*  (2года 1 м-ц). Дует на горячее, но заодно и на холодное.
Говорю ей: -Холодное как снег, ешь спокойно!
Теперь, услышав слово "холодное" всегда спрашивает: - Как снег?

* Знает понятия "теплое- холодное", а другие нет.
Говорю:- Не ешь, это солёное!
- Нет, тёплое!

* Спрашиваю: -Что у тебя болит, голова?
- Нет, щёки и волосы!

* Не хочет пить "минералку":- Колючая!

*(2года 1 м-ц). Во дворе заверещала сигнализация у автомобиля.
Говорю:- Машинка своего хозяина зовёт...
Она (задумчиво): - Наверно пИсать захотела...

* Читаю:- Пошла муха на базар и купила самовар!
Она перебивает:- Нет, нет- конфет!

* Говорю:- Хлопай со мной в ладоши! (Показываю, как надо хлопать) 
Она:- Нет, не буду- так мама котлетки делает!

* Дедушка чинит утюг и тихонько напевает себе что-то под нос, не подозревая, 
что у него есть слушатель. Настя листает какую-то книжку и сильно не в духе. 
Наконец она не выдерживает:- Дурацкая песня!

* Приехала в гости к другому её дедушке (симпатичному импозантному мужчине).
Но играть с ним отказалась наотрез. На вопрос "почему?" ответила (грустно вздохнув):
-Страшненький ты!

* Если кто-то при ней пьёт лекарство, ей тоже срочно нужна таблетка:
-И я ,и мне, и у меня болит! (Для убедительности маленькая притворщица добавляла: голова, 

живот, позднее-сердце. Приходилось отвлекать и срочно менять тему...). 

* Отца зовут Андрей, другую бабушку- Ира. Сидим за столом, я говорю (без всякой задней 

мысли): - Спроси у бабушки Иры, кто ей  Андрей? 
Настя спрашивает и получает ответ:- Мой сынок! 
Мгновенно  заливается горькими слезами:- Нет, нет!! Он не твой сынок, он мой папа!!
(Насилу успокоила маленькую монополистку-собственницу...)

* Едет в машине и самозабвенно распевает "вопилку" собственного сочинения:- Машинка, 

машинка, машинка моя! Моя беленькая!  (На мотив знаменитой "Калинки").

* Купила  специальную спираль от комаров, которую нужно поджигать и  дымовой завесой 

отогнать кровопийц.  Вечером проделываю эту процедуру. Настя настороженно наблюдает,
 но молча. На утро просыпается с рёвом. Бросаюсь к ней и хочу узнать причину. 
Прижимается ко мне: - Тут ночью огонь был!
(Вот такая запоздалая реакция на моё "шаманство". 
Срочно купила другое "антикомариное" средство.)

* Видит, как я мажу свою руку йодом. В ответ на её вопросы подробно объясняю, что это- 

антисептик и это его основное полезное СВОЙСТВО.  Видимо только это слово ребёнок и усвоил. 
Теперь при виде флакончика с йодом она радостно спрашивает: - Ето фойства? 

* -Я помыла ноги шваброй! (т.е. мочалкой с ручкой)

* Видит щётку:-Это щётка для туфель?
-Нет, для одежды!
- Моё пиджАку чистить?

* Объясняю: - Это икра из кабачков и баклажанов!
- Не хочу есть кабажАнную икру!

* Прошу её: - Не мешай мне на кухне!
- А я тебе помогаю!
-Это чем же?
-Помидоры ем!

* (2года 8 м-цев). Приехали на набережную. Восторгаюсь красотой панорамы и громко 

декламирую:- О Волга, Волга, мать моя, любил ли кто тебя, как я!
Приезжаем на другой день. Настя выходит из машины и с пафосом:- Волга,  мать твою...
(Не вру! Мы от хохота сложились пополам, но сделали вид, что ничего не слышали. 
Повторов этой фразы не было.)
 
* Рисует карандашами. Выдумывает слова для обозначения своего "художества".
Интересуюсь:- Что это ты нарисовала?
- Это такая вАвина!
- А что  это?
- Ну, это такая гУгина!

* Спрашиваю её:- У тебя совесть есть?
 - Нет, бабуля!

*- Посмотри, какие мне пасогИ купили! (т.е. сапоги)
* -Помой зЯгные руки! (т.е. грязные)
 
* Говорит со мной по телефону и светским тоном:
- Как твоё здоровье? В твоём хаЕльнике сок есть? (т.е. холодильнике)

* Мать выпроваживает Настю из кухни:- Всё, свободна как Африка!
 Теперь при слове "свободна" Настя всегда спрашивает:- КАКАФИКА?

* Настю привёз на своёй машине отец, встречаю их во дворе. Она выходит и видит стоящую у 

подъезда машину дедушки. Заявляет: - Эта машина-папина, а эта (показывает на дедушкину 

машину пальцем)- МОЯ!

* Приехала ко мне и с порога: - Какая у меня кофточка красивая!
Подумала и добавила:- Да и сама я красавица!

* Размышляет: - Вырасту большая, выйду замуж...Приду с работы, а там ЗАМУЖ сидит!

* Играет. Кормит мать воображаемыми "пиёными" и "моёными" (т.е. пирожными и мороженым). 

Мать делает вид, что ест. Настя приносит очередное "мифическое" лакомство:
- На, ешь! Это творожок! Затем уходит к своим игрушкам.  Пауза. 
Мать просит её: -Ну принеси ещё что-нибудь вкусненькое! 
Настя категорично:- Нету!! Ты уже ВСЁ съела!

* Причёсываю её: -Ты можешь пять минут постоять спокойно?
- Можу! (Ударение на О).

* Заходим в магазин- в нём громко звучит песня. Настя самозабвенно начинает во весь голос 

подпевать Киркорову. Быстренько выскакиваю без покупок из магазина, таща за собой 

продолжающую петь "артистку".   

* Приходим с прогулки. Она (уставшим голосом):- Душа болит, дай мне водички!

* - У меня скоро будет С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ!

* Дедушка едет по делам, в машине -две его сотрудницы. Настя напросилась в попутчицы.
Одна из дам знакомится с ней:- Ты меня не боишься?
- Нет, ты не страшная! Я страшнее по телевизору видела!

* Заявляется с прогулки и радостно:- Здравствуй, дом, мой детский дом!!

* Санки хранятся на балконе. Вваливается в прихожую вся в снегу и командует:
-Санки на стоянку!
  
* Едем в трамвае домой. Настя нетерпеливо всю дорогу:- Это наша остановка?
Наконец объявляют нашу:-Следующая остановка -"Парк Победы"!
Вскакивает с места и с восторгом орёт:-Вот это новости!!

* Потихоньку набираю силы после сложной операции, объясняю ей :
-Меня нельзя толкать, я теперь СТЕКЛЯННАЯ!
 Позже слышу, как Настя всем говорит , что бабуля у неё ЖЕЛЕЗНАЯ!

* Гуляем в парке. Гляжу на цветущие каштаны и говорю: - Они напоминают мне детство!
Настя мигом присоединяется: - И мне!

* ЦелУю Настю в щёчку, она подставляет другую:- И эту, а то она обидится!

* Интересуется у матери: - У тебя в сисе молочко есть? А кофе?
* Рассматривает  купленный матерью новый лифчик:- Сисин домик!

 * Утром говорю ей: - Какие у тебя глазки заспанные!
Настя (философски): - А других у меня и нету!

* (3 года 4 м-ца). Мать моет полы, на минутку положила мокрую тряпку и собралась идти за 

мусорным пакетом. Внезапно из комнаты вылетает Настя в белых носках и с разбега 
наступает на эту тряпку. Мать кричит "НЕТ!!"- но предупреждение опаздывает. 
Настя в панике мгновенно подпрыгивает, цепляется за материнскую юбку и с ужасом 

спрашивает:- Мам, а что ЭТО было?!

* Пошла в детский сад, делится новыми впечатлениями: 
- Нашу воспитательницу зовут Алла Говядина ! (т.е. Геннадиевна)

*- Не бей меня по попе, она же у меня работать не будет!

* Летняя жара, укладываемся спать. Настя показывает на одеяло:- Укрой меня!
Я изумляюсь и она поясняет:- Не видишь что ли, у меня ступЕни мёрзнут! (т.е. ступни ног).

* - У куклы рука слОматая!
Поправляю:- Неправильно! Как нужно правильно сказать?
- ЗдорОвая!

*Идём мыться в ванную. Спрашиваю:- Тебе мама давно голову мыла?
Выпаливает единым духом:-Давно вчера вечером сегодня один раз!

*- Я сок из апельсина высАскиваю...

* Гуляем в деревне. Наблюдает за тем, как на лугу пасётся лошадь. 
Вдруг лошадь делает огромную кучу.  Настя удивлена: - Ого! Я так не могу!

* Аналогичное высказывание. Смотрим по ТВ конноспортивные состязания.
Комментатор:-Видите, как лошадь поджимает ноги, чтобы перепрыгнуть барьер!
Настя (с завистью в голосе) :- А я так не могу...

* Детский городок в парке. Настя указывает на входное отверстие в стене:
- Вот где ЗАХОДИЛКА!

* Задумчиво говорю ей: - Вот и лето прошло, скоро осень...
Она эхом повторяет:- Да, лето прошло, скоро ВОСЕМЬ...

* Ставлю на стол разнобразные блюда. Настя радуется такому изобилию и 
в наплыве чувств неожиданно изрекает:- Ты не злая! Да и я невинная совсем! 

* Мать сердится на Настю:- Ты зачем переключалку сломала? Вот теперь иди и чини её!!
- Я не умею! Я только могу и телевизор сломать, хочешь?

* Стащила из сахарницы кусок сахара. Мать спрашивает строго: -Где взяла?
- Бабуля дала.
Мать уверена, что этого не может быть и предлагает: - Давай пойдём к ней и спросим!
Настя (умоляюще):- Нет, не ходи- она уже забыла!

* Смотрит в книжку и озвучивает по памяти любимых персонажей:
-Кто в тереме живёт? Я-лягушка-какУшка.
Поправляю её:- Квакушка!
Настя (старательно): Лягушка- каквушка!

* Укладывается спать:- Надень мне ночное платье отдыхнАльное!

* Заснула в кресле, переношу её на кровать: - Куда ты меня тащишь? Я тут так удобнИлась!

* Мать читает в газете:- В нашем цирке новая программа "Люди и звери".
Настя: - А я человек?
-Да!
- Значит я могу в цирк пойти! (пауза)... А как лЕвы рычат?

* Ест борщ, на дне тарелки осталась гуща. Показывает на неё:- А почему мы ФРУКТЫ не едим?

* Объясняет по-деловому: - Дедушкина стоянка там- прямо, а потом завирнАть надо...

*Едем в полупустом трамвае. По вагону медленно (молча) движется кондукторша  со своей 

сумкой. Кладёт туда деньги и "обилечивает" пассажиров. Подходит к нам, берёт у меня деньги за 

проезд. Настя обращается к ней с неожиданным вопросом:
 - А почему Вы песенку не поёте?
Тётенька (без особого удивления, но с интересом): - Какую песенку?
Настя: - А такую: (протяжно) "Билетики...Покупаем билетики..."
Кондукторша ей предлагает:- А давай ты спой!
Ребёнок  вздыхает:- Нет, я не могу...
- Почему?
- У меня сумки такой нету!

* Зима. Долго одеваемся, но Настя в отличном настроении:
- Бабушка, вот как ты меня хорошо уважаешь- шарфик мне надела!
Через некоторое время:- Ты мне конфетку дала- это ты меня так хорошо любишь, да?

* Этот сюжет мне особенно запомнился. Садимся с ней в машину, решили навестить 

родственников. Настя заявляет: 
- Вот ты двери закрываешь! А папа открывает и учит меня НА ХОДУ ВЫПРЫГИВАТЬ!
 (Зять так и не понял , что послужило причиной такого клеветнического навета,
 и ошарашенно клялся в своей непричастности к такому экстриму. Вот чудеса фантазии!)

* - Это буква "шесть"!
* Пролила молоко на кофту и стаскивает её с себя: -Кофта коровой пахнет!
* Играет и делает "забор" из стульев:- Ты МОЙ В УГОЛ не заходи!
* Дедушка делал ей массаж спины. Жалуется мне:- Меня деда руками покусал!

* Говорю мужу: - Надо бы её родителям завезти!
 Настя (горячо): - Не надо меня завязАть!

* Глядит на девочку, у которой косичка с тремя нарядными разноцветными резинками:
- А у меня коса вырастет?
- Да, конечно!
- С резинками?  

* Купила ей бублик с кунжутом. Она пробует его и с восторгом: 
- Вот умеют же и у нас делать! И с орехами!

*Видит на дороге прицеп ( без кабины шофёра) и удивлённо: - А где у этой машины лицо?

*Пьём чай. Спрашивает меня: - А когда я родилась, я была маленькая?
- Да.
- Как кружка?

*- Купи мне свечки для торта! Торт в них вставляешь, они горят - и получается праздник!

* Играет с куклами и распевает песню собственного сочинения. Подбегает ко мне:
- Я с выражением пою?
- Да!
- А почему же ты мне не хлопаешь?

* Говорю ей:- Эта игрушка дорогая!
- Да, мама за неё ДОРОГИЕ деньги отдала!

* За стеной раздался громкий стук. Настя прислушивается: 
- У меня дома тоже стучали громко. Ночью, когда я спала. Но не чужие- 
свои, рОдные, папа и РОДИТЕЛИ. Проверяли - горячие трубы или нет!

*- Посоли мне сахаром тыкву!
* Достаю записную книжку. Настя завидует:- А у меня нет такой записАлки!
* Выливает в горшок мои духИ: - Чтобы пахло!

* Срезаю ножом кожуру с яблока. Настя:- А мама яблоко мне даёт, а корочкой себе лицо 

царапает! (Выясняю, что мать делала маску для лица).

* (Опять не слишком приличное- "се ля ви"...) Дедушка купил инжир. Настя пристала с 

расспросами о доселе невиданном фрукте. Дедушка читает ей лекцию о полезности инжира, 
и в частности - о его слабительных свойствах. 
Прошло два дня, Настя просит меня:- Дай мне ЖИР!
- Какой ещё жир? 
- Ну тот, от которого какашки выскакивают!

* Праздник. Я держу бокал с вином и обращаюсь к мужу:- За твоё здоровье!
Тот отвечает аналогичным образом. Настя видит, что ей бокал не дали, и с обидой восклицает:
- А где же МОЁ здоровье?

* Некоторые фразы из Настиного лексикона:
- у меня от кофты чешение;
- не надо выбросАть,
- буду огурцом закусАть,
- дайте расчесАлку.
- ловЯк рыбы... 
- продавЯк мороженого...
 
* Говорю ей:- Твоя мама мне так сказала: "Не будет слушаться- пори!"
 - А ты будешь меня порИть?

* Снимаю с неё мерки, чтобы сшить сарафан. Ей тут же захотелось поиграть в портниху.
Хватает  портновскую ленту , начинает снимать с меня мерки и деловито говорит:
- Рука- 8 килограммов (!), вторая рука -8 кг, нога- 8 кг, вторая нога- 3 кг!

* Когда делаю что-то, тихонько напеваю, благо репертуар обширный. Некоторые песни потом 

слышу от Насти, но уже в несколько изменённом виде. 
-Ой ты Толя, Толя- Николай...
-По дому гуляет казак молодой...
-Вагончик тронется, перо останется...
- Там, где вековая лежала пыль, всё лето ставят автомобиль...
(Надо: Коля, по Дону, перрон, свой след оставил...)

* Кашляет. Спрашиваю обеспокоенно: - Ты чего?
- Чихаю!

*-Купи мне фонарик, я буду ночью себе дорогу подсветлЯть!

* (Пардон, опять неэстетичная "бытовуха"). Сидит на горшке "по-большому".
Приносит мне горшок с незначительным результатом. Я : - Чего так мало?
Усаживается снова. Затем притаскивает потяжелевший горшок: - А теперь тебе нравится? 
Через несколько дней- похожая ситуация. Настю интересует итог процесса, 
и она всматривается в дно горшка: - Это не кишки, нет?

* Понравился эпатажный певец ШурА, не допускает критики в его адрес, знает и поёт его песни.
(Замечу, что позже он ей внезапно разонравился ). Как-то просыпается рано и взахлёб 

рассказывает:
- Я ШурУ во сне видАла! Не сонного, настоящего!! Даже два! Они по улице шли!

* Задумчиво глядит в окно:- Скоро зима. У нас будет нет ничего.

* По ТВ рассказывают о старинных игрушках. Говорю Насте:
- Смотри, какая старинная кукла!
- Для старинных детей?

* Капризничает. Спрашиваю:- Что ты будешь есть? Суп, кашу, творожок?
- Я буду есть НЕТ!

* Хочу послушать прогноз погоды и спрашиваю: - Ты можешь помолчать пять минут?
- А почему так долго?

* Предлагает поиграть:- Ты будешь давай покупатель, а я буду продаватель!
В другой раз:-Ты будешь у меня покупать, а я буду продавщительница!

* Играет с куклой:- Надо сделать красивую прическу и ещё МИКИЯЖ...

* По телевизору (на своём родном языке) эмоционально говорит итальянец. 
 Настя удивлена: - А почему он говорит неправильно?

* Снова завела разговор о певце ШурЕ:
- У нас кассета была ШурЫная, он пел свою ШурУйную песню!

* Говорю Насте, что меня беспокоит красное пятно на её щёчке.
Позже она мне рассказывает:- Я плакала и у меня опять на щеке КАРТИНКА  появилась!

* Купили мёд. Настя:-Мёд пчёлы дают? Прямо в банках? (Пауза)...А у нас на даче много мух,
вот если бы и они мёд давали!

*- Почему дом строят из белых КИРПИЧЁВ? Надо из орАжневых!

* Я занята , у меня руки в тесте. По телевизору орут певцы из группы самого дрянного пошиба.
Настя восклицает:- У меня от этой музыки лоб болит! Я уже оглухнЕла от них!
(Мою руки и срочно выключаю телевизор.) 

* Показывает конфету: - Это не сосАлка, а жУйка!

* По телевизору- соревнования штангистов. 
Комментатор:- Спортсмен из Китая догоняет кубинца!
Настя (с ужасом): - Он догоняет УБИЙЦУ?

* Однажды произошёл трагикомический случай: меня сильно искусали осы.
Прошло некоторое время и Настя вспомнила про эту историю:
- Тебя кто кусал? Пчёлы?
- Нет, осы.
- А пчёлы? 
- Пчёлы не кусали.
- Они добрые, да? Они тебя обняли, пожалели и дали мёду, да?

* Выкладываю на тарелку только что сваренные вкрутую яйца. 
Настя придвигает к себе тарелку: - Я постучу?  А они МЫТЫЕ?

* Уборка в квартире. Хвалю Настю:- Ты ж моя помощница, заюшка-хозяюшка!
Она с удвоенным энтузиазмом протирает полку, старается вовсю- и нечаянно 
разбивает мою любимую глиняную фигурку Деда Щукаря. Горько плачет. 
Я утешаю мою девочку:
- Ну ты чего, я же тебя не ругаю, не наказываю, не плачь!
Продолжает плакать:- Я теперь не хозяюшка, не помощница, а ДУРОЧКА!
(Это самокритика- я её так не называла). Затем успокаивает сама себя:
-Это не настоящий дед, каменный, ИГРУШНЫЙ!

* Даёт мне фантик от конфеты:- Это тебе для пАмени! (т.е. на память).
*- Почему шубу надела без пОезда? (т.е. пояса).
* Увидела собаку:- Как волк! А хвост бубликом!
* - У меня в кармане лежит большая дырка!
* - Купи мне сок в большой коробке! Большой как дом!

* Приехала с дачи и рассказывает: 
-Юля- моя подружка. Она ещё не взрослая, не ШИРОКАЯ, как её мама.

* Смотрит на фотографию:- Как этих девочек зовут?
- Таня и Света.
- Хорошие ИМЕНИ (ударение на 1-ю букву)

* Появилась серия вопросов "Откуда берётся?" (яблоки, молоко, хлеб и т.д.). Потом серия 

закончилась, появилось словечко "Понимаешь?". Вскоре оно забылось. 

(3 года 6 м-цев).

*Прибегает ко мне на кухню:
- Тебе здесь слышно, как я пою и танцевАю на одной ножке?

*- Я так устала, что у меня ноги качаются!
* Давай дерИться палками! (т.е. драться)

* Играем с ней в "магазин". Изображаю покупателя:- У вас колбаса свежая?
И тут  кроха мне отвечает совсем как продавец и с такой же интонацией:
 - Только что привезли!

*Играет с куклой и ведёт с ней беседу:
- Как же ты пойдёшь на работу? У тебя нет ни шапки, 
ни куртки. Только юбка и коса!

* Просит поиграть с ней:- Считай до десяти, а я спрячусь!
-Хорошо, я буду считать про себя!
- Нет, считай про меня!

* Играем с ней в "больницу". Ложусь на диван в роли "пациента". Настя с детским набором
"врача" подходит ко мне: - Я с градусником пришла. На что жалуетесь? Сопли идут?

* Прошу внучку:- Принеси мне термос, только не разбей!
- Несу! Я не за ручку- я его за шею обнимаю!

* Беру салфетку:- Стол надо протереть!
-Он у нас неумытый?

* Гляжу в окно: - Снег пошёл!
-Куда?

* Реклама мебели на ТВ: шикарный интерьер, на роскошных диванах сидят чёрные манекены.
Настя (заинтересованно):- Это у кого так красиво в комнате? У чернУшных негров, что ли?
(Извините, если не политкорректно).

* Стащила на пол одеяло, подушки, ещё что-то накидала, сделала подобие гнезда 
и зарылась в него- один нос торчит. Я захожу в комнату, вижу эту картину- и теряю дар речи.
Настя медовым голосом:- Видишь, как я сладко сплю?

* На картинке- кит, из него хлещет фонтан воды. Удивляется:- Это он так пИсает?

* Интересуюсь:- Когда тебе купили такое красивое платье?
-Завтра!

* Слушаю концерт по ТВ: - Это моя любимая мелодия. Называется "Сент-Луи блюз".
(Ждать, как она отреагирует на такой пассаж, не пришлось). 
Настя мгновенно: - Как? "Сам себе режиссёр"?

* Мы с ней не поладили. Обиженная Настя сидит в углу и плачет. 
Иду к ней:- Ну всё! Мир?
- Нет, не всё! (снова слёзы). Ты меня не обняла, не пожалела, не поцеловала, 
не сказала, что я вишенка и солнышко!
(Выполняю весь "перечень". Мир восстановлен, глаза сияют счастьем, 
и жизнь опять прекрасна!)

* Скоро Новый год: нарядили ёлку, навели всюду чистоту. Пока я была на кухне, 
Настя уселась возле ёлки на пол и из газет детскими ножницами накромсала "снежинок". 
Азарт быстро пропал, убирать ей неохота и груда обрывков валяется на полу, 
явно не украшая интерьер. Вижу эту картину и обращаюсь к ней: 
- Вот сейчас дедушка с работы придёт и что он скажет?
- Он скажет: " Какая у вас ёлочка красивая!!"

* Зашёл разговор о любимых блюдах. Дедушка говорит, что любит холодец.
Спрашиваю внучку:- А ты знаешь, что такое "холодец"?
- Да, конечно! Это когда зима, мороз, все мёрзнут- вот тогда и холодец!

* -Обними меня крепко к своей груди!
* - Бабушка у нас в очках, а дедушка БЕЗ ОЧКАХ!

* Зовёт меня к столу: - Пойдём, там дедушка купил... ну такой тортик с огуречиками!
(Оказывается- купил пиццу).

*  Слышу, как она громко чихает: - Это не от сквозняка?
-Нет, это просто всё от нервов.

* Играем в "вопрос-ответ". Спрашиваю её: - Какие ты знаешь цветы?
- Розы, гвОздики.
 - Какие ты знаешь напитки?
- Вода газированная, вода из чайника...

* (3 года 10 м-цев). Зовёт меня: - Иди, там твой роднИк пришёл?
- Какой такой родник?
- Ну, мне он - папа, а тебе роднИк! Ещё вода такая есть!

*- Замолчи свой рот! (Удивительное дело: много лет спустя я такую же фразу
 прочла в "армейском фольклоре" ).

* Играет:- Я мама- крольчиха, у меня маленькие детки, ещё молочко сосЯт.
* Докладывает матери:- Нашу готОвку ремонтУют! ( о микроволновой печи).
* - Вода в чайнике холодная, там зима наступила!

* - Это новые заколки, их надо только по ПЯТНИЦАМ носить!
(Почему именно по пятницам-не понятно).

* Веду её в детсад. Ей не хочется туда идти и она канючит всю дорогу: 
- Бабушка, бабУшечка моя, забери меня пораньше, пока мы ещё не спали! 
(Останавливаемся у дверей детсада.) 
Уточняю у неё: - Ну и когда же это -пораньше?
- Да прямо сейчас!!  

* Купила конфеты своего детства- молочные ириски (в виде плитки с конфетными 

"квадратиками"). Выкладываю лакомство на тарелку. Настя таких ирисок ещё не видела
 и тянет к ним руку. Я ностальгически говорю:
- Это старинные конфеты, им уже наверное сто лет...
Настя отдёргивает руку и с ужасом:- Им СТО лет?
Успокаиваю ребёнка:
- Это рецепту их изготовления сто лет, а сами конфеты очень свежие, ешь- не бойся!

* Настя без спроса взяла из холодильника пачку жевательной резинки.
Укоряю её:- Ты зачем взяла? Разве это тебе купили?
Она хитро прищуривается:- А кому? Холодильнику, что ли?

* Настя видит, как мать сыплет кошке сухой корм, похожий на орешки:
- И мне дай!
- Нельзя, это кошачьи.
- А людЯчьи есть?

* - Бабуля, там дохлая птичка лежит! А кто её сдох? Машина задавила?
* - Дедуля, мы в садике днём спим. А на своей работе спишь?
* От детской книжки отлетела обложка:- ОблитУрка оторвалАсь!
*- Гости ушли, какое несчастье!

* Подарили ей резиновую розовую игрушку. Никто из нас так и не смог понять, кто это:
котёнок? поросёнок? "Неизвестный науке зверь" отправился в ящик к другим игрушкам.
Через некоторое время слышу, как она с ним нежно разговаривает:
- Ах ты мой ПИНГВИНЁНОЧЕК!

* Беседуем с ней:- Я сохранила рисунки твоей мамы...
Настя:- Покажи мне!
- Долго искать!
- Нет, искИ давай, искИ!

 * Воскресенье. Вечер. С грустью:- Завтра в садик идти- вот неудача!

* Декламирует стихотворение:- Коля пел, Борис молчал, Николай ногой торчал!
 Поправляю внучку: - Разве в книжке так написано?
- А так улыбчЕе!

* Выкладываю на стол банку с вареньем из черноплодной рябины и поясняю внучке:
- Это не простое варенье, а от давления- лечебное!
- Лечебное? Как грязь?

*Услышала где-то фразу и ошарашивает меня вопросом: - А ты чЕстная девушка?
Мой ответ " Я честная бабушка!" её вполне устроил.

* Просвещаю её:- Есть микробы полезные, а есть вредные-вот мылом их и смывают!
- А они какие -вредные микробы ? Это такие маленькие, они балуются, 
всё разбрасывают, а потом не убираются, да?

* Увидела игрушку, которую я многие годы храню, как память о своём далёком детстве:
это большой плюшевый мишка, в штанишках и панамке. Берёт его за лапу:
- Это твой мишка? А как его фамилия?

* На фото в журнале жираф и зебра. Спрашиваю у внучки:- Знаешь, кто это?
   -Верблюд и зеопарда!

* Эта курьёзная история особенно запомнилась. Врач сказал, что нужно срочно сдать анализы .
Утром объяснила Насте её основные задачи и высадила ребёнка на горшок. Далее (пардон за 

натурализм): беру приготовленную коробочку и заполняю её содержимым горшка. Тщательно 

упаковываю под пристальным взглядом Настёны: - Ты для чего это делаешь?
Отвечаю:- Ты же знаешь, врач велел принести анализы!
И тут девчушка начинает хохотать:- Ой, это ты так здОрово решила пошутить, да? 
Тётя доктор подумает, что ты ей принесла анализы, откроет коробочку- а там какашки!!
Вот смешно, да?!!

* У меня в гостях подруга. Настя показывает ей фотографии и  с удовольствием 
комментирует:- Вот я на даче, это я на Волге...
Берёт следующее фото: на нем её (Насти) нет; на переднем плане-фрагмент застолья, 
на заднем плане- полуоткрытая дверь в прихожую. Настя поясняет:
- Это мама, это папа, а это (указывает на дверь) - Я УШЛА!

* -У меня коса выросла, я теперь уже старая дева!
*- Я не хочу спать, лучше поставь меня в угол!

*  Вместе с матерью смотрит альбом со свадебными фотографиями.
Показывает пальцем на невесту: - Мама, а это ты в фатАне сидишь? А где жених?
-Вот!
- Нет, это же наш папа!

*(4 года 1 м-ц). Гуляем во дворе -там у соседа голубятня. Сквозь сетку Настя увлечённо 

наблюдает за голубями: - А что это тот голубь прилип к ступеньке, как жвачка?
Идём домой, она продолжает тему: - А эти голуби дружат, да? И за ручку ходят?

* Прошёл  быстрый летний дождь, снова яркое солнце. Настя в восторге:
- Ой, смотри, какая травка чистенькая, БЕЛЕНЬКАЯ!

* Настя разговаривает с матерью по телефону, внезапно связь прерывается, в трубке- гудки.
 Говорит мне: -Всё, там уже кАпает!

* Играет в "артистку Эдиту Пьеху". В ручку от скакалки (как в микрофон) громко объявляет:
- А сейчас Пьеха споёт вам песню про Новый Год!

* Видит на телеэкране слепого: - Он на войне ослепЕл?
* Герой кинофильма погибает в бою. Настя сочувственно:
- Он что, совсем умер, на всю жизнь?

*Гуляем. Я пересказываю ей сюжет, виденный по телевизору: 
- Во многих странах очень следят за чистотой улиц. Немцы даже моют свои улицы с шампунем, а 

за грязные окна или витрины там платят  большой штраф. И даже прохожий может разбить 

грязное окно и его не отдадут под суд. Настя слушает внимательно и с интересом. Подходим к 

своему дому. Настя озабоченно спрашивает:- Бабуля, а ты ВСЕ окна вымыла?

* Ещё был казус. По улице медленно шёл одноногий инвалид, опираясь на костыли. 
Моя душа заныла от жалости, я свернула на другую улицу- и вдруг слышу весёлый смех внучки.
Она забегает вперёд, чтобы видеть моё лицо, и спрашивает:
 -Дядя так играет, шутит? Спрятал ножку, а потом поиграет и высунет её обратно, да? 
(И смех, и грех...) 

* Гуляем по набережной Волги. Внучка  любуется теплоходом, который отчаливает от берега.
Напоминаю, что пора идти домой. 
Настя: -Нет, буду смотреть, как он плывёт!
Я:- Ну ты смотри, а я пошла домой.
Настя (рассудительно):- И я! Чего я на него смотреть буду- он мне что, жених, что ли? 

* Любуюсь  иллюстрациями в журнале (в нём статья о Карле Брюллове):- Да, настоящий гений! 

Настя: -Настоящий? Не искусственный?

* Ведущая телепередачи:- Это блюдо готовится с вином, получается очень вкусно!
Настя:- Я тоже хочу СВИНОМ! Давай купим СВИНА и так сделаем!

* Рассуждает:- Сколько на свете машин много: и стИрочная, и готОвочная, 
и ездИтная...  которая  ездит (ударение на 1-й букве).

* Красный фломастер не пишет. Со вздохом:- Фломастер кончил свою жизнь...
* Перечисляет цвета: - Бордовый, розовый, сиреневый, сИневый, белОвый, чёрновый...
*- Яблочко всё обгрызганное...

* - Бабуля, а ты когда в детстве была такого же роста, как я, ты знала, что такое шестёрка, 

семёрка, девятка, восьмёрка?
(Думаю: с чего это она разговор о картах завела? Говорю:- Нет, не знала!)
Настя, горделиво:- А я много именОв машин знаю!

*  (4 года 2 м-ца). Наконец-то начала твёрдо выговаривать букву "р". И на радостях 
иногда даже впихивала её, куда не надо:- Бабуря, дай и мне корварору (т.е. корвалолу). 
Или: -Погляди мне в гразки! Или: -Ты зачем ванну хролкой поливаешь? (Но это быстро прошло.)

* Залезла в коробку из-под телевизора, вылезла обратно:- Тут мне как-то неуютно...
* -Я раньше слабая была, а теперь обсильнИлась!

* Забираю внучку  из садика и слушаю её рассказ:
-У нас в садике дети так любят покАкать! Меня мама забирала из садика, а они всё кричали:
"Пока! пока!"

* - У нас в садике дети болели и был карантин! А ты знаешь, как плохо, 
если ЗАБОЛЕЕШЬ КАРАНТИНОМ!

* Размышляет:-Уже лето кончается, надо бы мне с кем-нибудь свадьбу сыграть
 и пожениться. Ну так, для игры!

*(4 года 4 м-ца). Настю переполняют радостные чувства:-  Сейчас как криканУ на весь двор!

* Настя заинтересованно разглядывает баночку с кремом:- Это крем для рук или для лица?
Говорю:-Для всего!
 Недоверчиво глядит на меня:- Да? Он так и называется "Крем для всего"?

* Утром в воскресенье заявляет:- Сегодня последний день российской субботы!

*Играет с куклами:- Дом большой у тебя. Пойди  в одну комнату, другую, третью, пятую, 

шестУшную, семернУю...

* Говорю внучке: - Ты мне вчера что-то смешное сказала, а я забыла записАть!
- Ну и что, я ещё наговорю полную колОду!

* Просыпается утром, вставать ей неохота:- У меня глаза на липучках...
 (Зевает:- Я вся такая зевУчая!)

* Подаю на стол куриный суп:- Это суп из индЮчки?
* - Кухня- это там, где кУхают?
* - К нам машина приоблИзывается! (т.е. приближается)
* - Отломи от шоколадки две ступени!

* Подлетает ко мне , приставляет ко лбу два пальца (типа "рогов") и выпаливает:
 - Бойся меня, я коза!

*- Нас в садике всему учат, ну как здороваться музыкально...
* - Почему говорят ПЯТНИЦА, тогда и СУББОТНИЦА!

* (4 года 8 м-цев). Многие её рассказы начинались с фразы:- У моих родИтелях...

* По телевизору выступает какой-то депутат, его никто не слушает. Кроме, как выясняется, 

Насти:
- Папа, что он сказал?
- Не знаю, не слышал. 
- Мама, что он сказал?
- Не знаю, не слышала. 
Настя огорчённо восклицает:- Ну вот!! Одна я слышала и ничего не поняла!

* Отец говорит: - Хочу в отпуск!
Настя:- А когда у тебя ВОТПУСК будет?

* Сравнивает концы у банта:- Смотри один длиннее, а другой НИЖЕ!

* Видит, как цыганка пристаёт к прохожим, и прижимается ко мне: 
- Они пользуются нашей довЕрчливостью!

* С восторгом рассматривает в магазине (в особой витрине) большое количество 
стеклянных зверюшек: -Посмотри, какие стеклЯнчики!

* Жду гостей и прошу Настю не сорить.
- Да я закончу рисовать, а гости ещё не придут. Ты мне веришь?!!

* Прыгает под любимую песню "Модерн Токинг". Я прилегла отдохнуть.
- Бабуля, потанцуй со мной!
- Не могу, я очень устала!
- Ну тогда потанцуй "танец умершего лебедя"!
- Мне вроде ещё рано такой танцевать!
- Ну тогда "еле дышащего"!

* Опять слушает "Модерн Токинг":
- Они по-английски поют?
- Да.
- А некоторые слова всё-таки по-русски!
- Какие же?
- Ча-ча-ча!

* -Собака загавгАвкала!
*- Кофту вывернай!
*-Не могу никак зубную пасту из тюбика вЫздоровить!

* Наливаю сок из бутылки в стакан и немного проливаю мимо:
 - Бабуля, у тебя рука труслИвая!

* Нажимаю на кнопку лифта, та издаёт щелчок.
Настя замечает:- А у нас не так!
- А как?
- У вас- ПУК, а у нас - АМ!

* Приехали на дачу. Настя внимательно всматривается в пёстрый узор линолеума на полу.
 Спрашиваю её : - Что ты там хочешь увидеть?
- Микробов!

* -Телевизор плохо показывает! А  сейчас ещё плОще!
* - Дай мне сметану борщ зарумЯнить!
* - Эта майка хлопкобумажная!
* - Почитай мне сказку про петуха и бобровое зёрнышко! (т.е. бобовое).

* Протягивает мне своё пальто:- Повесь на рычажок! (т.е. на крючок вешалки)

* Не достаёт до выключателя и когда нужно, становится на маленький стульчик.
Не увидя его на привычном месте, спрашивает:
- А где мой стульчик-помогУльчик?
(Сама придумала такой эпитет, мы не причастны!)

* По телевизору транслируют соревнования гимнасток: 
- Смотри, ГИМНАЗИСТКА с обручем выступает!

*Играет с зайчиком. Спрашиваю её: -Твой зайчик гулять пойдёт?
-Нет, он только что из яйца вылупился!
 
* Ведёт разговор о кукле Барби:
- Я для двух Барбий взяла наряды, а третью Барбию не брала.

* Неожиданно заявляет:
- Я много именов знаю: Чайковский, Ленин, Пузатый...
  В полном недоумении спрашиваю внучку:
- А  кто это - Пузатый?
- Писатель такой. Ну он ещё "Буратино" написал!
Начинаю догадываться: - А, Толстой!
(Настя понимает свою ошибку и от души хохочет).

*- Хочу покататься на трубадУзе! (Объясняю, что это "батут" и больше она не ошибалась).

* Майку постирали. Разглядывает:- Какая она стала белИзненькая!

* Апрель. У нас праздник- Насте исполнилось 5 лет!
 К этому времени тетрадь с записями стала толстой. К тому же в неё скотчем прилеплено 

множество фотографий, рисунков; вырезок из журналов с загадками, стихами; 
обведены ладошки нашей девочки с указанием даты, и ещё всякое-разное... 
Сама Настя очень полюбила разглядывать эту тетрадку, просит её почитать 
и очень веселится при этом.
 А однажды воскликнула:- Ну какая же ОНА глупая в детстве была!
Говорю ей:- Кто ОНА? Это же ТЫ и была!
- ОНА маленькая, а я- большая!

*  Собираемся в детский сад. Настя оглядывает себя в зеркало: 
-Шапка красная, штаны красные, кофта красная... (радостно) настоящая помидОра! 

* Наливаю свежесваренный суп в  тарелку, ставлю на стол. Настя оглядывает стол:
- А где у тебя СЫПЬ? 
(Не сразу понимаю, что речь о приправе, насыпанной в баночку с отверстиями. Баночку трясёшь

-приправа СЫПЛЕТСЯ).

* -Эта ранка на руке ещё не ЗАЖЁВАННАЯ! (т.е. не зажила)
* - Надену майку с короткими рукавичками! (т.е. рукавами)

* Гуляем. Солнечный день, я сижу с книжкой на скамейке, рядышком Настя разложила на 

асфальте цветные мелки. Увлечённая творческим процессом, она тихонечко себе под нос что-то 

бормочет. Отвлекаюсь от чтения и прислушиваюсь. Настя берёт самый длинный мелок:
- Нарисую девочку... (на асфальте появляется кривой кружок). Нет, это лимон... нет, яйцо...
Нет, это рыбка, вот нарисую ей чубчик и глазик... Нарисую лучше зайчика... 
Нет, кролика бежАщего... Нет, лучше снеговика нарисую. Три снеговика!
( В результате на асфальте красуются три кривоватые объекта, весьма отдалённо 
напоминающие снеговиков. "Художница" довольна и сияет.) 

* Идём по улице. Навстречу нам идут две энергичные старушенции, несут вдвоём одну 

большущую корзину с роскошными пионами (чтобы на рынке продать). 
Настя с восхищением смотрит на эту красотищу :
- Молодцы, бабульки! Себе в подарок целую корзину цветов купили!

* По телевизору говорят, что сегодня церковный праздник - "Воздвиженье".
Прибегает ко мне на кухню:- Сегодня праздник!
-Какой?
- ДЕНЬ БОГА!

* Озабоченно спрашивает: - Где моя скамеечка? Такая маленькая, как микроб? 

* Рассматривает картинку в журнале с изображением гороскопа. 
Говорит мне: - А я знаю, какой у тебя знак! 
(Я понимаю, что речь идёт о знаках Зодиака и интересуюсь:- Ну и какой?)
 - ТЕЛЕФОН! (Так она восприняла символ "ВЕСЫ").

* Сердится на меня:- Ты что, цвета не различаешь что ли? Ты что- ДИСТРОФИК?
(Объясняю своему критику, что я вовсе не ДАЛЬТОНИК).

* - Я сегодня в саду ела кашу за маму, за папу, за боженьку и за ангелов!
(Так и осталось загадкой- это выдуманная или реальная история).

* Снимаю сетку с окна, чтобы заменить её новой. Именно в этот момент в раскрытое окно 

залетает оса. Настя полотенцем машет на неё, и оса вылетает обратно на улицу:
-Улетела! Я её от ЖИЗНИ спасла!

* Зашла за ней в садик. Она мне показывает на одну из дверей:
- Здесь у нас ВРАЧНЫЙ кабинет!  (т.е. кабинет врача).

* На телеэкране- солисты балета. Сообщает мне: 
- Сейчас будет "Танец лебединых озеров"! (ударение на 1-ю букву).

*- Смотри, как балерина на ПОНТАХ танцует! (т.е. на пуантах).

*- Сказку про Муху- Цокотуху написал Чайковский! (т.е. Чуковский).
* - Дай мне БЕРЁЗОВЫЕ КОЛГОТКИ!   (т.е. бирюзовые)
*- Дай мне сок с ДУДОЧКОЙ! (т.е. с трубочкой).

* В мультике "Ну, погоди" видит курящего Волка и осуждающе говорит:
- Курит, потом пить начнёт!

* Садимся с Настей в машину, дедушка усаживается за руль-едем в парк.
Она поднимает с пола закатившуюся в самый угол монету .
 Протягивает мне находку (10 копеек ) :- На, держи СТОЛЬНИК!
И задумчиво добавляет:- Надо теперь у папы в машине поискать...

* Смотрю в шкаф, вынимаю из него свою любимую юбку, которая 
(увы и ах) теперь мне безнадёжно мала. Мысли бегут в голове такие: 
"...выбросить жалко, может как-то её перешить, или может из неё сшить 
наволочку на диванную подушку..."  Всё это время я стою в позе "девушки с веслом"- 
задумалась и застыла, как парковая скульптура. Влетает Настя:
- Ты чего на эту юбку так смотришь?
- Да вот думаю, что с ней делать...
Настя мгновенно:- Стирать или гладить?
(Стало очень весело!) 

* Мороз, у Насти обветрились губы. Она смотрит в зеркало:
- У меня губы МАХРОВЫЕ.

* Зимний день, собираемся гулять. Я говорю внучке:
- Чтобы горло не заболело, надень красную кофточку ...ну такую-свитерком.
Настя округляет глаза:- С каким ещё ВЕТЕРКОМ?

* Смотрит по телевизору фильм с героем-красавцем:
- Он такой молодой, аж зубам больно!

* Насте подарили новую куклу Барби. Собираемся идти в парк кататься с горки.
Настя спрашивает:- Можно я возьму Барби?
- Нет, одно из двух: или санки, или куклу!
- А мне верхом на Барби кататься, что ли?
                             *****
Вот и закончились мои записи в голубой тетрадке.
Моей любимой внучке Настюшке сегодня 6 лет!
                          **********
Послесловие

Компьютер - замечательная штука! С его помощью записи в тетрадке превратились 
в подарочную книжку- яркую, красочную! Теперь она -семейная реликвия и бережно хранится 

среди других памятных "артефактов". 
Призываю взрослых не пропустить это время- собирать "перлы" своих уникальных маленьких 

фантазёров и философов, юмористов и поэтов; рисунки юных художников и т.п. 
Вам гарантирован впечатляющий результат!   

          *****


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"