Чернявский Юрий Юрьевич : другие произведения.

Иметь или Быть?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    По-видимому, многие считают, что "иметь" - самая естественная категория существования человека. Но они будут удивлены, узнав, что слово "иметь" во многих языках отсутствует.


Иметь или быть?

(моё слово ЗА Эриха Фромма)

  
   С самого начала развития человечества, впереди всех торжественно шествует вера поколений о безграничном прогрессе, всеобщем счастье и господстве над природой. С самого начала, с момента зарождения цивилизации, с мига возвышения над природой, путь к цели был прегражден препятствиями. Но прогресс не стоит на месте, прогресс шагает, прогресс летит над планетой. Уже произошел, пусть и не совсем полный, переход от энергии животного и человека к механической, а затем и к ядерной энергии. Человеческий разум постепенно заменяется электроникой. Все это дало повод мысли о пути к неограниченному производству, а значит и безграничному потреблению, вере в то, что техника может сделать нас всемогущими, а наука - всезнающими. Мы уверены, что наука сделает нас высшими существами, во власти которых будет поставить природу на колени, подчинить Мир.
   Но есть люди, которые отказываются идти данным путем к данным целям. Попробуем понять почему:
      -- Безграничное удовольствие не может быть частью пути к покорению природы, т.к. по вине этого природного(!) тормоза мы и стоим на отведенном нам месте.
      -- Невозможно стать безграничными хозяевами своей жизни, т.к. это самый кратчайший путь к мировому суициду.
      -- Если выполнить пункт N1, то пропасть между богатыми и бедными увеличится в разы.
      -- Технический прогресс создает опасность для существования окружающей среды, и опасность ядерной войны - любая из этих опасностей способна за миг уничтожить Землю.
   Индустриальному обществу свойственно презрение к природе - как к вещам, которые не произвела машина - а также к людям, которые не производят машины. Сегодня людей привлекают могучие механизмы, все механическое, безжизненное, и все сильнее охватывает жажда разрушения.
   По-видимому, многие считают, что "иметь" - самая естественная категория существования человека. Но они будут удивлены, узнав, что слово "иметь" во многих языках отсутствует. Так, в древнееврейском понятии "я имею" передается косвенной формой "это относится ко мне". Следует хотя бы вкратце отметить, что и к своему телу можно относиться по принципу бытия, воспринимая его как живое; ведь обычно говорят: "Я - это мое тело", а не "У меня есть тело", именно о таком отношении к телу свидетельствует весь опыт чувственного восприятия.
   Понятие "быть" по своему происхождению означает нечто большее, чем просто тождество между субъектом и атрибутом, большее, чем описательный термин. "Быть" - это реальность существования того, кто или что есть; оно констатирует его или ее достоверность и истинность. Утверждение, что кто-то или что-то ость, относится к сущности лица или вещи, а не к его или ее видимости.
   Из приведенного предварительного обзора значений слов "иметь" и "быть" можно сделать следующие выводы:
      -- Обладание и бытие - это не просто некие отдельные качества индивида, примером которых могут быть выражения "у меня есть машина", "я белый", "я счастлив" и т.д. А два основных способа существования, два разных вида ориентации и самоориентации в мире, две различные структуры характера, преобладание одной из которых является определяющим для всего, что человек думает, чувствует, делает.
      -- При существовании по принципу обладания, отношение к миру выражается в стремлении сделать его объектом владения, в стремлении подчинить всё и всех, в том числе и самого себя, в свою собственность.
      -- Что касается бытия как способа существования, то следует различать две его формы. Одна из них является противоположностью обладания, как это показано на примере выше, и означает жизнелюбие и подлинную причастность к существующему; другая - противоположность видимости, она относится к истинной природе, истинной реальности личности или вещи в отличие от обманчивой видимости, как это показано на примере происхождения слова "быть".

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"