Чернорицкая Ольга Леонидовна: другие произведения.

"Волшебная самоволка" Сергея Панарина сквозь призму Войновича

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"

Конкурсы романов на Author.Today
Женские Истории на ПродаМан
Рeклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Панарин С. Волшебная самоволка. Книга 1. Флаг вам в руки! - СПб.: Крылов, 2005. - 384с. (Библиотека "Мужского клуба")

  Герой Коля Лавочкин в буквальном смысле слова расположился в одном строю между бравым солдатом Чонкиным и былинным богатырем Жихарем. С Жихарем его связывает веселый нрав и серия битв с чудовищами и колдунами, с Чонкиным - тот же веселый нрав и серия противостояний собственному начальству, когда некий вверенный объект охраняется от всех и от вся. Роман антиутопичен, как "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" - жизнь рядового солдата необычайно далека от того идеала служения, которое силятся воспитать в нем государство и армия, и оказавшись вне игры. Лавочкин, как и Чонкин, находясь вне игры, следует уставу, в чем противостоит своему начальству, которое по уставу должен слушаться беспрекословно. У Войновича возникает абсурдная ситуация, когда устав противопоставляется уставу, солдат - своему начальству, а государство - своему солдату. У Панарина - примерно то же самое за исключением государства. Он перевел повествование подальше от родных пенат и заставил героев говорить на чуждом им языке как на родном. Но это сделало повествование еще большей антиутопией: Коля Лавочкин как герой смог реализоваться только в чужой стране, именно дипломаты чужой страны сделали его существование в образе героя возможным: они осознавали, что с народным героем следует поступать осторожно, народ может государственных чиновников спросить "Где наш герой? Кто его убил?" В России героев, быть может, потому уже и нет, что подобное негодование здесь стало невозможным. Хотя, как показал Панарин, в бытовых ситуациях героев за пределами России любят гораздо меньше - их нужно чествовать, праздновать, что неблагоприятно отражается на экономике приютившего героя населенного пункта. Последнее обстоятельство не позволяет повториться сюжету Войновича - герой вынужден покинуть свою девушку и оставить деревню.
  "Волшебная самоволка" - столь же явный постмодерн с цитатами отовсюду, включая библейские и сказочные сюжеты (битва Давида и Голиафа, сказка о волшебном веретене, "Вечера на хуторе близ Диканьки"), как и повествования о приключениях Жихаря (там - поклонение дедушке Проппу, переведенный на профанный язык категорический императив Канта и т.д. ). Объединяет Панарина с Успенским и постмодернистская склонность переделывать знакомые нам песни и стихи на соответствующий сюжету лад.
  В "Волшебной самоволке" то же, что и у предшественников, смешение жанров и стилей - от политической сатиры до детектива - ведь по следам героя-солдата следует вездесущий прапорщик, долг которого - вернуть дезертира в часть.
  Но основа основ - традиционные сказочные сюжеты, лишенные былой условности и конкретизированные как политические и социальные инициации нашего времени. Отправка героя с миссией в соседнее царство-государство с целью избавиться от героя, сражение с драконом, который является "крышей" города, кража автомата гномами, выполняющими трудовую норму, установленную строгой Белоснежкой.
   Объект охраны Лавочкина - красный флаг. Не самолет Чонкина, не русская Земля Жихаря, а символ, за который, правда, порой и жизнь отдавали, но который никак не может претендовать в наше время на какую-то особую значительность и вызывать священный трепет в груди солдата - так, простой реквизит, причем явно устаревший: ментальность героя уже включает в себя полный набор социокультурных метафор нашего времени. Поэтому отношение Лавочкина к флагу формальное: он поставлен в караул его охранять, значит, должен охранять его, даже попав в Тридесятое царство со странными названиями населенных пунктов: Лохенберг, Шабашдорф, Жмоттенхаузен.
  Для героя и флаг - палочка-спасалочка, в битве с великаном удержавшая его над пропастью, а потом и вовсе ставшая волшебной палочкой. Есть все-таки что-то в наших российских символах намоленное, что не поддается воздействию чужеродной магии - вероятно в этом смысл панаринских мистерий.
  
  Но чем Лавочкин коренным образом отличается от героев Успенского и Войновича - так это абсолютно сетевым шутейным мышлением и знанием компьютерных игр, которые помогает ему (и автору) в буквальном смысле пройти огонь, воду и медные трубы. Особенно последнее, ведь когда блистательная победа над чудовищем одержана и всеобщее почитание грозится перерасти в фарс, автора и героя спасает от банальностей, связанных с этим моментом сюжета сказок и фентези, элементарное проникновение в виртуальные слои, где победа и поражение совершенно условны: "Веселый и хмельной Коля, пардон, Николас Могучий вдохновенно рассказывал селянам о своих подвигах в компьютерных играх Duke Nukem, Quake и Half Life, а все - от малых детей до матерых мужиков - заворожено внимали его эпосу, поражаясь масштабам кровавых подвигов и бурно переживая самые критические моменты. После слов Лавочкина: "Убили-таки, сволочи, пришлось воскресать", - люди вовсе впали в транс" (С.61).
   А поскольку Сергей Панарин как автор в виртуале родился, там же и проживает, то способность к виртуальному маневрированию, компьютерная символика в трудную даже для опытного писателя минуту его спасает как флаг Колю Лавочкина и становится той волшебной палочкой, которой из современных писателей еще мало кто владеет. Эта волшебная палочка известна в русском литературоведении под термином "остранение" (во времена Шкловского не было слова "виртуализация"). И пусть этот прием у автора проходит таким же "дуриком", как у его героя подвиги, важно, что современная фантастика как жанр имеет шанс стать явлением профессиональным.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Е.Сволота "Механическое Диво"(Киберпанк) Д.Деев "Я – другой 3"(ЛитРПГ) С.Панченко "Ветер: Начало Времен"(Постапокалипсис) В.Соколов "Мажор: Путёвка в спецназ"(Боевик) М.Лунёва "Мигуми. По ту сторону Вселенной"(Любовное фэнтези) А.Анжело "Отбор для ректора академии"(Любовное фэнтези) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) А.Дмитриев "Прокачаться до Живого"(ЛитРПГ) Кин "Новый мир. Цель - Выжить!"(Боевая фантастика) О.Гринберга "Я твоя ведьма"(Любовное фэнтези)
Хиты на ProdaMan.ru Море счастья. Тайна ЛиКукла Его Высочества. Эвелина ТеньВальпургиева ночь. Ксения ЭшлиГорящая путевка, или Девяносто, помноженные на девяносто. Нина РосаЛили. Сезон первый. Анна ОрловаКошачья магия. Нелли ИгнатоваЧерный глаз. Проникновение. Ирина ГрачильеваПомни меня...1. Альбина Новохатько IАномальная любовь. Елена ЗеленоглазаяМое тело напротив меня. Конец света по-эльфийски. Том 3. Умнова Елена
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
С.Лыжина "Драконий пир" И.Котова "Королевская кровь.Расколотый мир" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Пилигримы спирали" В.Красников "Скиф" Н.Шумак, Т.Чернецкая "Шоколадное настроение"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"