Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Акварель -хорошая девка

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор двух выставок акварели

  АКВАРЕЛЬ - ХОРОШАЯ ДЕВКА
  "Акварель - это хорошая девка,
  так я соображаю, а "бордюр" - вовсе даже наоборот"
  М.Шолохов
  В Самаре, в декабре состоялись две выставки, посвященные старейшей технике в искусстве, акварели. Одна в стенах союза, "Акварели России. Традиции и современность", другая, в галерее "Новое пространство" в рамках фестиваля "Зимние встречи", персональная выставка произведений Вячеслава Сухова.
  Немного истории. Первое объединение мастеров акварели состоялось в 1887 году, в Петербурге, с целью содействия "успеху и развитию акварельной живописи в России". В 1907 году, в связи с двадцатипятилетием общества любителей акварели, прошла впечатляющая юбилейная выставка, которая показала, что деятельность Общества акварелистов отличалась широтой и активностью. За четверть века им было проведено тридцать восемь выставок в Петербурге, Москве, Риге, Гельсингфорсе, Мюнхене.
  В 1890 году, ещё до открытия, десятую выставку петербургских акварелистов посетил Александр III, и с тех пор члены императорской фамилии регулярно бывали на ежегодных акварельных вернисажах. Общество, за вклад в развитие акварельной живописи, по Высочайшему рескрипту стало именоваться Императорским. Общество акварелистов регулярно устраивало традиционные "Пятницы акварелистов", своего рода художественно-артистические, музыкально-литературные встречи. Они проходили в Академии художеств в октябре и завершались в первую пятницу апреля.
  В 1998 году художники в Санкт-Петербурге решили возродить заново это общество, отсюда все возрастающее внимание к искусству акварели в стране. В Москве существует школа Сергея Андрияки, в Самаре все акварелисты группируются в лоне Союза художников.
  Серьезный интерес вызвала недавно открывшаяся выставка "Акварель России: традиции и современность". Это своего рода пробный шар для дальнейшей деятельности в данном проекте. Теснота и непрезентабельность выставочного зала не способствовали достойной презентации произведений. Конечно, превалировали работы мастеров приволжского региона, удивительно было узнать, что некоторые работы прибыли из Омска, из центральных районов страны, таких, как Вятка, Тула
  Экспозиция выставки оставляла противоречивое впечатление. Название пафосное, но событие в целом, носило камерный характер. Преобладали в массе акварели, не требующие сосредоточенности, внимания и ремесленного умения. Акварели - настроения.
  Центр экспозиции на одной стене занимали интересные работы В.Б.Романова, наполненные мистическим светом, игрой ассоциаций, затейливыми фантастическими персонажами. Запоминается постановочный натюрморт Е.Чертыковцева с лошадиным черепом, на алом, жестко складчатом фоне На противоположной стене разместили листы с натюрмортами В.В.Сухова. Это конечно мастера своего дела. Были также отдельные работы с запоминающимися лицами или мотивами. Но в экспозиции не были отчетливо выделены.
   Что же касается общего фона, хотелось бы пожелать любителям акварели организовать в городе Общество акварелистов. Это бы повлекло и совместные постановки, мастер-классы, более высокий уровень ремесла. Мечта эта, возможно, в будущем осуществится.
  Несколько дней спустя галерея Новое пространство открыла фестиваль "Зимние встречи", который включил два культурологических пласта - визуальный и вербальный. Безусловно, только на таких фестивалях, можно познакомиться с хайдзинами Самары - мастерами хайку, узнать об истории японской литературы, послушать лекцию по криптографии и поприсутствовать на мастер - классах по искусству икебаны. Важно то, что все мероприятия происходили на фоне чудеснейшей выставки акварелей Вячеслава Сухова. Его работы представляли тот самый визуальный аутентичный фон, на котором ясно читалась поэзия хайку или расцветало изысканное искусство икебаны.
  Графику художника отличает своеобразное полифоническое перешептывание лиц, предметов, запахов, ароматов в десятках интерьеров. "Интерьер ?3". 2011г. "Интерьер?2". 2012г., Интерьер I. 2013г., Интерьер VI". 2013г. "Интерьер ?4". 2014г. Интерьер - сегодня редкий жанр в современном искусстве. В беседе Вячеслав Сухов пояснил, что был специальный проект, посвященный камерному жанру. Что за интерьеры он представил? В современном понимании это сиротские горенки, пустые, не обремененные стильной вычурной мебелью, всегда с раскрытым окошком. И неощутимый ветер колышет легкие занавеси по всем комнаткам, словно крылья неведомой птицы.
  Не знаю, известно ли мастеру символическое значение окна, но подсознательно он попал в точку. Поскольку окно с незапамятных времен - это символ отверстия, впускающего сверхъестественный свет, и символ проникновения в другой мир. Именно такое окно у Сухова - око, через которое струится особый голубоватый, или серебристый сверхвидимый свет. Он как бы устанавливает связь человека, его души с солнцем, небесными светилами и богами....
  Не случайно интерьерный облик вымышленного пространства воспроизводится и в листах с персонажем. Сегодня многие авторы грешат прямолинейным кинематографическим лаконизмом в создании образов в полотнах. В среде - пространстве", сотворенной В.Суховым множество тончайших покрывал, некий флер окутывает образы героев, потихонечку, ход за ходом, открывает истинный облик персонажа. "Ангел хранитель".2010г. "Пиковая дама".2012г., "Расставание".2012г., "Образ".2012г., "Богородица". 2013г., Дама II. 2013г., Полет. 2013г., "Дама V". 2014г.
   Большая часть персонажей Сухова сидят за столиком, и сосредоточенно мечтают или созерцают, или пребывают во власти грез. Стол - единственный крупный предмет интерьера, и это - удивительный элемент. Любой период жизни человека связан с этим предметом: еда, общение с родными и друзьями, работа, учеба, творчество, рукоделие. Сегодня стол важен для бытия человека, как русская печь для мужика.
  Стол как средоточие особого мира - главный герой множества натюрмортов Вячеслава Сухова. На поверхности круглых, прямоугольных, квадратных столиков деликатно, у краешка пристроились - одинокая селедка, головка чеснока, лимончик, рюмочка с графинчиком, кувшин и вазочка с цветком. ""Натюрморт с чесноком". 2012г., "Натюрморт с кувшином". 2010г., "Натюрморт с селедкой". 2013г., "Натюрморт с лимоном"., "Натюрморт с лампой". 2012г., "Натюрморт. Сосуды". 2012г., "Цветок". 2013г. На фоне просторных, пустых интерьеров отдельные небольшие объекты приобрели небывалую значимость, весомость. Они так же включены в еле слышимую беседу с вертлявыми оконными занавесками, с ветром-гулякой, с важничающим в своей тяжеловесности столиком и молчаливо замершими фигурами призрачных дам.
  На вернисаже, настойчивая журналистка и у меня, и у автора пыталась выяснить природу бестелесности всех прекрасных Дам, не понимая, что такие категории, как Муза, Поэзия, Красота, Дама, - эти понятия не физические, а эфемерные. Наличие таких художественных образов в творчестве художника свидетельствуют о тонком уме и изысканном вкусе мастера.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"