Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Дина Богусонова мастер эмали

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Опубликована в газете КУЛЬТУРА в 17 марта 2022

  Чернова Валентина
  Отсветы весны в эмалях Дины Богусоновой
   Одиннадцатого марта в Самарском художественном музее состоялось открытие выставки произведений самарского художника - эмальера Дины Богусоновой "По направлению к свету".
  Она известна, так как постоянно участвует в выставках: в тематических, групповых, на самых разных площадках, зачастую они бывают смешанными: эмали сочетаются с живописью, с графикой. В ее творчестве представлен широкий спектр техник и материалов. Прекрасный график, живописец, мастер росписи интерьеров, эмальер
  Мы встретились в 1993 году, когда я преподавала в художественном училище имени К.С.Петрова- Водкина у дипломников. Дина сидела в первых рядах, слушала внимательно с доброжелательной улыбкой и все своим обликом производила впечатление примерной ученицы. Все в ней было ладно, гармонично, длинные волосы спускались на плечи. Самыми выразительными были ее темные глаза. Говорят, у черноглазых есть какой-то темный огонь в глубине, но глаза Дины выделялись умом и особенной теплотой взгляда, совершенно не по -девически, тем самым делали ее особенной. Вообще вся группа была интересной. Но время было трудное и тогда невозможно было что-либо предположить в будущем студентов.
  В Самарском музее она показывается впервые, представлены только эмали. И пятьдесят процентов из выставленного - новые работы. И раньше ее эмалевые рыбы поражали всех, на вернисаже выставки "Отблески модерна в современном искусстве", а ее абстрактные полотна необычайно встряхнули всех в галерее Вавилон.
  В экспозиции выставки в музее как раз можно увидеть все разнообразие ее возможностей. Эмали Дины - это просто нечто редкое, особое. Этому искусству нигде не обучали, но сама Дина узнала об эмальерах еще в 90-е годы - когда на художественной выставке в Москве увидела много необычных работ. В одном интервью художница признавалась, что сразу осознала, что эмали ее призвание и надо обязательно этому научится. Она узнала про центр Эмалис в Ярославле, созданный эмальером Александром Карьехом, и поехала на симпозиум, полная надежд стать эмальером и вот так реализовала свою мечту. Как эмальер она участвует в симпозиумах и международных выставках по горячим эмалям с 2007 года.
  Вначале Дина пробовала себя в дизайне ювелирных изделий, работала с малыми формами. И тут невольно вспоминается одна русская художница эмальер из "серебряного века" княгиня Мария Тенишева Многие любители искусства помнят ее по портретам кисти Ильи Репина, Валентина Серова, Константина Сомова, Паоло Трубецкого. Известна она так же как меценатка и коллекционерка.
  Мало кто знает, что княгиня увлекалась эмалью - той отраслью ювелирного дела, которое заглохло еще в XVIII веке. Она решила ее возродить. Целые дни проводила Мария Клавдиевна у себя в талашкинской мастерской, возле печей и гальванических ванн.
  Именно благодаря трудам Тенишевой и ее исканиям было возрождено эмалевое дело, были разработаны и получены более 200 тонов непрозрачной (опаковой) эмали, восстановлен способ изготовления "выемчатой" эмали. Ее работы выставлялись в Лондоне, Праге, Брюсселе, Париже. В Италии - на родине этого дела - она была избрана почетным членом Римского археологического общества. Европейские эксперты отвели Тенишевой в области эмальерного дела "одно из первых мест среди современных ей мастеров". А на родине Мария Клавдиевна защитила диссертацию под названием "Эмаль и инкрустация". Княгиня Тенишева первая открыла Европе дверь в самобытный, ни на что не похожий мир русского художественного творчества.
  Из наиболее известных эмальеров, мы припоминаем имена Зураба Церетели, неоднократно представлявшего это искусство в Самарском художественном музее. Его рельефные объемные эмали восхищают не только своими размерами, яркостью цвета, но и удивительным качеством заливок эмали. Кстати, в свое время, эмали Дины Богусоновой экспонировались в Венеции вместе с эмалями Церетели!
  Есть еще один выдающийся эмальер академик Николай Вдовкин. Его работы неоднократно показывались в галерее Вавилон. Традиции эмалей Николая Вдовкина обращены к древнерусской живописи, особенно к иконе. Опирается он на традиции, в первую очередь, древнерусского искусства, извлекая из него для себя наиболее важные, концептуальные смыслы.
  В Самаре также интересно работает в области эмальерного дела Ирина Елизарова. Но все упомянутые авторы - наши современники работают в области фигуративного искусства.
   У Дины Богусоновой в отличие от княгини Тенишевой, крупные формы, иное искусство, экспрессивное, на стыке с абстракцией. Названия произведений" почти не передают накала переживаний, экспрессии чувств, безжалостно комкающие в складки металл. Она тонкий колорист, не любит красочного блеска на панно, любя фактуру меди или стали, экономно сплавляет ее с эмалью.
  В 2015 году на выставке Богусоновой в Вавилоне были впервые показаны небольшие по размеру произведения на тему мифологии, любви, материнства и детства. Это композиция "Плоды", в виде веточки дерева граната, с бутоном и плодом, окаймленном листочками, выкованными из меди. На каждом листочке в технике расписной эмали запечатлены темы мифов, любви, материнства и игр детей. Несколько подобных панно, представленные в музее, колористически сдержаны, точно выверены в цвете, изысканы и поэтичны по замыслу.
  Фигуративные мотивы одна часть творчества, но в экспозиции все же доминирует декоративная абстракция. Смятые сильной рукой в шар какие-то куски металла, узкие и длинные полосы, собранные в панно то вертикально, то горизонтально, длинные и широкие ленты волнами спускающиеся сверху вниз по стене. Сжатые будто алюминиевая фольга в обрамлении медных пластин кресты, квадраты, круги с переливами и потеками эмали. Они так оригинальны, что надолго остаются в памяти. Думается, что также, как Мария Тенишева - первооткрывательница техники эмали в начале XX века, так и Дина Богусонова - новатор в области развития техники и образности эмали
  Самый яркий образ у большущей ажурной рыбы, покрытой эмалью под названием "Рыба. Ковчег". Эмалевая рыба Дины Богусоновой по - мужски, технологична, монументальна, и неистова по стихийному выражению эмоций. Так и представляешь могучую фигуру кузнеца сильными руками разрезающего и перекручивающего ажурные полосы меди.
  Сама Дина Богусонова полная противоположность упомянутым кузнецам: стройная, изящная, с маленькими руками, одетая необычайно художественно. Те, кто близко знают ее, в курсе возникновения оригинальных костюмов, туалетов. Она сама валяет из войлока, и комбинирует ткани, придумывает к ансамблям оригинальные аксессуары. Вот и на этот раз она предстала в костюме нюдового цвета, скорее всего, разработанного к вернисажу.
   И снова вспоминается наша встреча в далекие девяностые. У нее сейчас уже выросли дети, но Дина почти не изменилась с той поры. Всегда внимательна к собеседнику, начисто лишена женской мелкой суетливости, кокетства. Непосредственная, поразительно элегантная, обладающая чувством стиля. Это у нее врожденное. Папа с мамой художники. Мама ее Лариса Ивановна тоже на всех вернисажах предстает в невероятных одеждах из категории хенд мейд.
  Дину Богусонову можно смело назвать амазонкой из Самары, за отсутствие элементов рукоделия, и мелочной детализации в творчестве. Это невероятно и удивительно!
  В целом, выставка получилась запоминающейся. Хочется отметить то, что экспозиция в стенах Самарского художественного музея хорошо сделана. Приятно, когда перед глазами сильный художник, чьи работы попали в музей эмали "Венгрия Кечкемет" и в собрание Эмалиса в Ярославле, чьи работы представлены не только в частных коллекциях Самары, но и Санкт-Петербурга, Москвы, Нью-Йорка, Таллина, Хельсинки, Кипра.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"