Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Мужская гостиная в Музее Модерна

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В музее Модерна открылась интерьерная экспозиция. Малая мужская гостиная. Опубликовано 29 октября 2015 г. в газете Культура.

  В.Чернова
  
  "Джентльмены предпочитают: любить, играть, стрелять"
  В Музее Модерна открылась камерная выставка "Джентльмены предпочитают: любить, играть, стрелять". Это небольшая квадратная комната, обозначенная как малая мужская гостиная. В ней представлен мужской мир конца девятнадцатого, начала двадцатого века.
  В это время не только политическая, экономическая жизнь бурно индустриализируется, но и социально бытовая сфера претерпевает большие изменения. Именно в эпоху серебряного века, мужское общество поклоняется женской красоте как никогда. Ее боготворят, к ее ногам бросают состояния, во имя ее ломаются судьбы. Именно в это время мужчины стремятся быть современными, значительными, спортивными. Стремясь соответствовать своим богиням, джентльмены играют: в азартные и интеллектуальные игры. Они увлеченно путешествуют, страстно стреляют на охоте, курят кальяны...
  В экспозиции представлено более пятидесяти предметов. Это редкое коллекционное оружие, одежда, аксессуары, экзотические сувениры, зеркало автомобиля и фара автомобильная "Hasag", фара автомобильная "Franconia конца девятнадцатого века.
  Невольно вспомнилось : известный художник - футурист ( футурум -будущее) Давид Бурлюк, выступая на лекциях по футуристическому искусству, всегда демонстрировал через волшебный фонарь один единственный слайд - изображение автомобиля, считая, что это - символ двадцатого века. И был прав. Но в то время автомобиль был статусным предметом роскоши. Одним из первых автолюбителей стал в Самаре самарский художник, основатель Публичного музея купец Константин Головкин. В 1904 году в конторе охотничьих и оптических принадлежностей Ф. Неймана он заказал себе американский автомобиль Oldsmobil-tonno с двигателем 10 л.с. Владельцами автомобилей в Самаре были и другие богатые мужчины: сын пивозаводчика Владимир Вакано, член городской Думы Константин Неклютин с братом Владимиром, купец Шихобалов и другие.
  В пресс - релизе указано: На новой выставке представлен ряд уникальных предметов из фондов музея, некоторые экспонируются впервые. Эти вещи в полной мере отражают идеи эпохи модерна - удивительная функциональность сочетается со стилем и изяществом исполнения. Экспонатами выставки являются предметы, которыми окружал себя мужчина того времени.
  Сразу же при входе в малую мужскую гостиную в глаза бросается диван - целое архитектурное сооружение, с полочками, шкафчиком со стеклянными дверками. Прекрасная сероватая кожаная обивка, соответствующая стилю модерна. Так и захотелось проверить его на возлежание. Само слово "диван" - персидское. Сначала к мебели оно никакого отношения ровным счётом не имело. Первоначальное значение: "списки", "исписанные листы бумаги". Потом слово перешло на специальные учётные книги, ещё позже - на канцелярии. И только потом, соотнося схожесть расписной просторной мебели и причудливо исписанного листа, слово обрело новый, понятный современному человеку, смысл. Есть и своя легенда у этого слова. Пьетро делла Валле, итальянский путешественник, в 1621 году посещал канцелярии. Однажды он в шутку назвал скамью, на которой сидели наиболее состоятельные посетители, "диванто". Местным жителям юмор понравился: скамья в центре помещения обрела в народе новое имя.
  Первые диваны появились на средневековом Востоке. Первоначально была простая деревянная скамья. В Европе такого рода мебель появилась лишь в семнадцатом веке. Подушки наполняли в те времена лебяжьим пухом или овечьей шерстью. Близкие родственники дивана - маленькие французские кушетки канапе и софа, которую набивали конским волосом. Известно, что Людовик XV подарил турецкому султану диван, состоящий из большого количества атласных подушек. Правда, европейцы считали, что эта мебель предназначена только лишь для сидения, а вот на Востоке любили вальяжно лежать...
  В России граф Г.А.Потемкин в восемнадцатом веке ввел моду на диваны, и, конечно, же, мы россияне раньше европейцев додумались валяться на диване. Диваны, как приятная роскошь, которую не всякий мог позволить, они были не у всех. В начале века, этому сооружению отводилась лучшая часть жилого пространства. В эпоху стиля модерн модно было совмещать диван с видами мебели другой направленности. Пристраивались этажерки, шкафы, полочки, зеркала и горки. Так вот в этом диване из Музея Модерна есть все вышеперечисленное.
  Перед диваном стоит карточный столик для игры в карты. Играли в банк, штос, вист, играли азартно; мы это знаем по классической литературе. Рядом с карточным столиком, на подставке под стеклянным колпаком, экспонируется поразительная штука - английский набор настольных игр начала двадцатого века. Это сундучок светлого дерева вроде карельской березы. В углублениях, между перегородками размещены домино, шашки, лото, кости, отдельная полукруглая полочка выдвигает шахматы. Целый мир игрушек для джентльменов!
  А на карточном столике разложены карты. Непростой была судьба карт в России. При царе Алексее Михайловиче за игру в карты клеймили раскаленным железом и вырывали ноздри, считалось государственное преступление. Впервые отечественное производство карт возникло при Петре Первом на двух фабриках, Екатерина закрепила монополию. Карты, которые в экспозиции - называются "Атласными". Они появились в середине девятнадцатого века. У атласных игральных карт есть автор, это академик Адольф Иосифович Шарлемань. Рисунок карточных фигур, сделанный Шарлеманем, оказался таким лаконичным, не содержал лишних деталей и сложных силуэтов, что успех художника просто был неизбежен. Шарлемань создал карты, которые по сей день, спустя полтора века, являют в себе образец карточной графики.
  Понятие "атласные" в середине 19 века относилось к технологии их изготовления. Атлас - это особый сорт гладкой, глянцевитой, блестящей шелковой ткани. Бумага, на которой они печатались, предварительно натиралась тальком на специальных талечных машинах. В 1855 году дюжина колод атласных карт стоила 5 рублей 40 копеек. Постепенно вся карточная продукция стала изготавливаться на атласной бумаге, и собственное название Атласные прочно закрепилось за картами Шарлемана. В годы советской власти производство игральных карт было монополизировано государство
  Конечно, отдельного рассказа заслуживает трость. В экспозиции представлена деревянная с металлическим набалдашником в виде змеи трость. Джентльмен (элегантный мужчина - Belle époque") непременно господин с тростью - постоянной подругой, спутницей. Иногда она после откручивания набалдашника становилась тайником, и даже, потайной фляжкой. Иногда внутрь вмонтировали подзорную трубу, а на наконечник надевали острый конец отбиваться от собак.
  Но украшали, конечно, не ствол, который чаще изготовлялся из дуба, каштана, ясеня, самшита. Дешевые трости были из бамбука, дорогие из эбенового дерева. Ствол покрывали лаком, росписью. Рукоятку делали из золота, серебра, так и вспоминается трость Эркюля Пуаро. Использовали драгоценные камни и большое значение придавали символам, аллегориям. Были рукоятки в виде головы тигра, змеи, женской головки, а некоторые пошлые люди делали рукоятку в виде обнаженной женщины, вроде Голохвастова.
  Умение обращаться с тростью было, по существу, "светской наукой", как дамское искусство владения веером. Спокойная непринуждённость в обращении с тростью - вот что отличало настоящего светского "льва". Это была целая наука небрежного, но точного жеста.
  Мужчины, которые не умели обращаться с этим "джентльменским" аксессуаром, часто приобретали трость с закруглённой рукоятью и вешали на руку для солидности. Светские люди говорили, что такие трости предпочитают американцы, которые, в принципе, не джентльмены - им лишь бы показаться солиднее и богаче. Мужчина с тростью всегда выглядит солидно - он как бы создаёт себе дополнительную точку опоры (хотя, зачастую, трость носят в декоративных целях).
  Теперь о вредных привычках. В конце девятнадцатого - в начале двадцатого века можно было прочитать статьи о...пользе табака. Так, журнал "Дворянский вестник" за 1912 год публикует статью "Сигары". "Известный физиолог Дорнблют видит в табаке одновременно успокоительное и мягко возбуждающее действие", - утверждает журналист, подписывающийся, как Д.Ш. Далее он продолжает в том же духе: "Доктор Дюмон говорит, что табачный дым убивает дифтеритных бацилл". И малая мужская гостиная могла быть одновременно и курительной комнатой, где в качестве декора на стены вешали оружие, и в уголку пристраивали курительные приборы и кальяны.
  Итак, джентльмены играли, стреляли... И потому в одной комнате представили невиданное количество оружия и чучела зайца-русака, головки косули, чучело чирка - трескунка. Целых две стены посвящены этой забаве. О русской охоте можно было бы много написать, существуют даже специальные издания.
  И конечно, мужчины любили. Этот эмоциональный момент оригинально воплощен в виде проекции немых фильмов на стену с участием актрисы Веры Холодной - "Жизнь за жизнь" 1916, "Дети века" 1915, "Миражи" 1916, "Молчи, грусть... молчи...", танцовщицы Веры Каралли "После смерти" 1915, "Умирающий лебедь" и "Умирающий лебедь" балерины Анны Павловой.
  Вся экспозиция в зеленоватых тонах стиля модерна тонко снюансирована, в ней есть определенный шарм, покой. Но я ушла с из музея чувством досады, чего - то там не доставало. И только, по - размышлении, поняла: не было никакой информации о знаменитом Самарском Яхт- клубе. Ведь все джентльмены были волжанами и никак не могли существовать без Волги. А Волга - наше божество!
  У Самарского Яхт - клуба своеобразная история, и в нее вплетены практически все виды спорта. Есть богатый фотоархив. Думается, Курлины, как состоятельные люди были причастны к его развитию.
  Самарский речной яхт-клуб, один из самых молодых волжских спортивных обществ, был образован в 1908 г. Об утверждении устава и открытии клуба ходатайствовали, в первую очередь, коллежский асессор М.С.Афанасьев и потомственный почетный гражданин П. В. Сурошников.
  Вот как происходило открытие: "Время завтрака незаметно затянулось среди бесчисленных задушевных тостов... К пяти часам кое-кто начали разъезжаться, но многие остались. Между тем, владельцы моторных лодок, стоящих у Яхт-клуба, любезно их предложили желающим кататься. Затем был подан пароход, на котором члены яхт-клуба и их гости совершили общую прогулку по Волге, оставившую приятное для всех воспоминание, благодаря наступившей после шторма к вечеру хорошей погоде и царившему среди всех непринужденному оживлению. Закончилось торжество сожжением фейерверка с шести лодок, что дало в ночной темноте очень красивую картину. Все время играла музыка. Дамам были преподнесены живые цветы. Так прошел первый день жизни вновь открытого яхт-клуба. Преследуя общественные задачи, он сумел уже с первого момента объединяюще повлиять на лиц в нем собравшихся".
  Клуб направлял свою деятельность на улучшение судостроительства и способов управления судами. Яхтсмены также должны были "следить за фарватером реки Волги; узнавать причины образования отмелей и перекатов, с указанием средств к устранению образования их". Это положение Устава имело региональную особенность - оно типично именно для Волжских клубов. Под скромным названием Яхт-клуб в то время скрывалось весьма солидное спортивное общество, объединявшее легкоатлетов, гимнастов, конькобежцев, пловцов, гребцов, яхтсменов.
  Клуб стремился способствовать развитию всех известных видов спорта в Самаре: охотничьего, рыболовного, автомобильного, гимнастического, лыжного, конькобежного. Действительно, при клубе действовал каток, гимнастический зал, тир, лаун-теннис, занимались лыжами, санным и велосипедным спортом.
   Самарский яхт-клуб развивал крокет, бильярд, кегельбаны и шахматы, создал тир и гимнастический зал. С 1910 года проводятся регулярные встречи парусников Самары и Саратова. В 1910 году при яхт-клубе было создано общество воздухоплавания. В 1911г. при яхт-клубе были открыты секции футбола, борьбы, фехтования, шахмат, коньков, тяжёлой и лёгкой атлетики.
  В феврале 1912 г. в помещении яхт-клуба провели 1-й шахматный турнир на первенство города. Известен как шахматист был А.Н. Хардин, у которого начинал свою карьеру молодой адвокат В.И. Ульянов.
  В Пушкинском сквере за драмтеатром работал созданный фон-Вакано теннисный корт. В том же 1912 г. провели 1-й чемпионат Самары по лаун-теннису на переходящий кубок А.Ф. фон-Вакано. Первым чемпионом Самары и обладателем кубка в одиночном разряде стал Ф.М. Батюшков, 2-е место занял поручик Вебер, 3-е - Э.А. фон-Вакано. В парном разряде впереди были Ф.М. Батюшков и Э.А. фон-Вакано.
  Для регулировки автомобильной жизни Самары при речном яхт-клубе 6 апреля 1912 г. был создан автомобильный отдел.
  Велосипедный отдел при яхт-клубе регулярно организовывал велосипедные прогулки. Зимой заливали катки на велодроме, в аллеях Струковского сада и в Пушкинском сквере. Очень популярны были гонки на лыжах. Лыжные бега проводили еженедельно по воскресеньям. В 1911 г. состоялась первая лыжная гонка на первенство города Самары.
  Первую профессиональную футбольную команду организовал в нашем городе Николай Дмитриевич Харитонов, которого самарский речной яхт-клуб пригласил из Санкт-Петербурга в качестве инструктора для организации спорта. Первые матчи состоялись в Самаре 11 и 18 сентября (по старому стилю) 1911 г. между лучшими командами Самары: Яхт-клуба и второй мужской гимназии.
  Почему я углубилась в эти всем известные исторические факты? Потому что малая мужская гостиная комната с предметами, намекающими на жизнь джентльмена, получилась обезличенная. Надо было привязать к Волге, конкретно к Самаре, дополнить фотографиями из архива.
  Живописные произведения на стенах гостиной являются некими элементами для украшения интерьера. Но если бы это были виды Волги кисти К.П. Головкина, либо изображение прогулок вдоль берега реки или на лодке, то логически все сложилось бы в единую картину.
  И все же, не хочу, как вредный критик разругать эту стильную выставку. Вероятно, жизнь Самарского Яхт - клуба будет отражена в следующей выставке, вероятно, она значится в планах Музея Модерна, и нас снова будут ожидать счастливые открытия.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"