Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Е.Поленова и М.Якунчикова творительницы красоты

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  В. Чернова
   Елена Поленова и Мария Якунчикова - сотворительницы красоты
  
  В десятилетний юбилейный для музея Модерна год В Самаре открыта выставка из коллекции усадьбы В.Д. Поленова. Представлено искусство двух художниц - Е. Д. Поленовой и М. В. Якунчиковой.
  Принято считать, что их творчество открыло русскому искусству путь к национальному направлению стиля модерн. Выставка открылась девятнадцатого апреля в Музее Модерна как сказочно-природная под названием "Ах, если бы вы были здесь". Интересна характеристика этой выставки - женский модерн.
  Проходя по залам музея, невольно вспоминала лекции Александра Васильева про то, что на рубеже веков, в "серебряном веке" женщина, как никогда была возведена на пьедестал, ей поклонялись, ей восторгались, ей многое позволяли и разрешали. Да, это была эпоха освобождения женщин от косных пут общества
  Ранее университетский устав 1863 года вообще запрещал женщинам входить в университетскую аудиторию. Поэтому многие женщины ехали учиться за границу - в Швейцарию, Францию, Италию. Однако правительство предписало всем женщинам-студенткам вернуться в Россию. Попытки разрешить женщинам учиться в университете наряду с мужчинами даже в начале XX века воспринимались в правительственной среде с подозрением. С. Ю. Витте писал по вопросу о женском образовании что было бы лучшим способом революционизировать высшую школу, так как женщины являются носительницами и вдохновительницами разрушительных идей. Как только они вкусят от науки, то будут считать себя "развитыми", а потому и обязанными быть "передовыми" и врагами всякой "рутины" и "отсталости". Начало XX века ознаменовано подлинным прорывом в образовании женщин. Часть девушек посвящала себя медицине, образованию, театру, балету, живописи
  Елена Поленова (1850 - 1898) сестра знаменитого брата художника Василия Поленова занималась различными видами творчества, известна как график, живописец, мастер декоративно прикладного искусства, одна из первых иллюстраторов детской книги в России, одна из родоначальниц стиля модерн в русском искусстве.
  К искусству ее привела несчастливая любовь. В 1877 году в Киеве Елена Поленова познакомилась с врачом Алексеем Шкляревским. Он был профессором кафедры медицинской физики Киевского университета и интересовался искусством. Молодые люди мечтали пожениться, но семья Поленовой выступила против их брака, так как жених был недостаточно высокого происхождения. Мать Поленовой спешно увезла дочь в Баден-Баден и расстроила свадьбу. И Елена решила посвятить свою жизнь искусству. Безответная же любовь во все времена была эффективным топливом для создания новых произведений в искусстве. Потому Елена пошла по пути обучения. Если учесть, что еще в 14 лет она поступила в Санкт-Петербургскую рисовальную школу Общества поощрения художеств, где ее наставником был Иван Крамской, то путь сей был хорошо знаком.
  Когда Елена Поленова обучаясь в школе Общества поощрения художеств сразу в двух классах: акварельном и керамическом, получила большую серебряную медаль за керамическую пластину "Пир у Иоанна Грозного", то получила направление на командировку в Европу. "Какой скандал, Вася, - писала Поленова старшему брату в 1880 году. - Меня посылают в командировку за границу от Общества поощрения. Я думаю, это первый пример в истории, по крайней мере в русской, чтобы особа нашего бабьего сословия получала поручение и отправляема была в командировку с целью изучения европейского керамического искусства.". В Париже Елена Поленова совершенствовалась в эмали и живописной росписи керамики.
  В 1882 году, после смерти отца художница вместе с матерью переехала в Москву к брату Василию. Вместе они стали часто бывать в Абрамцеве загородном поместье мецената Саввы Мамонтова. Там собирался "абрамцевский кружок": известные художники, музыканты, театральные актеры того времени. На выставке представлена чудесная, необыкновенно сочно написанная работа Константина Коровина "За чайным столом". Этюд. 1888 года, где мастер запечатлел обеих художниц. В Абрамцево занимались живописью, читали вслух, музицировали и ставили любительские спектакли. Именно здесь к ней пришла любовь к русской старине. Особенно сильно повлияло на нее общение с Виктором Васнецовым
  Она говорила, что у Васнецова не училась в прямом смысле слова, не брала у него уроков, но как-то набиралась около него понимания русского народного духа. В декабре 1883 года Поленова по его эскизам создала костюмы к домашнему спектаклю "Снегурочка": подобрала материю, крой, отделку и подготовила рисунки для вышивок. Помимо изучения народного искусства Елена Поленова вместе с Елизаветой Мамонтовой, женой Саввы Мамонтова создали первый в России музей прикладного искусства, ездили по другим губерниям, по деревням, собирая предметы быта. "Вещи, украшенные резьбой, которые нам удавалось находить во время наших поездок: солонки, ящички, донца, швейки, вальки и рубели, прялки и трепала, передки телег и саней, грабли, детские сиделки и скамьи, - мы по возможности покупали; более крупные вещи, как столы, висячие шкапики, божницы, лавки, большею частью не подвесные, а прямо вделанные в стену, составляющие как бы часть внутренней архитектуры избы, - я зачерчивала или фотографировала".
  Елизавета Мамонтова в 1885 году создала в Абрамцеве резчицкую мастерскую, где руководителем и главным художником стала Елена Поленова. Она считала, что цель мастерской - подхватить еще живущее народное творчество и дать ему возможность развернуться, имея в виду необходимость интерпретации русского искусства. Художница поставила перед мастерской условие: не заимствовать формы и рисунки у существующих памятников, а создавать оригинальную деревянную резную мебель в народном стиле. Образцы таких богато орнаментированных шкапиков экспонируются на выставке.
  В конце XIX века в России стал популярен неоромантический русский стиль. Так резные изделия по эскизам Поленовой стали украшать многие аристократические гостиные. Их продавали в специальном магазине на Поварской улице в Москве или изготавливали под заказ.
  Во время многочисленных поездок по стране Елена Поленова записывала русский фольклор, попутно иллюстрируя наиболее понравившиеся вещи. Она думала, что иллюстрировать русские народные сказки дело большой важности. Не было тогда ни одного детского издания, где бы иллюстрации передавали поэзию и аромат древнерусского склада.
  В 1893 году Поленова оставила мастерскую в Абрамцеве и начала создавать стилизованные под народные узоры орнаменты для вышивок. Их приобретали для своих мастерских Мария Якунчикова и княгиня Мария Тенишева. Например, большое панно "Жар-птица, стерегущая заповедные яблоки" по рисунку Поленовой экспонировали на Всероссийской художественной и промышленной выставке в 1896 году в Нижнем Новгороде.
  В апреле 1896 года Поленова ехала в повозке по крутому спуску, повозка перевернулась. Елена сильно ударилась головой о мостовую и заболела. Несмотря на боли, в 1897 году Поленова готовила кустарно-прикладной раздел для Всемирной выставке в Париже. Скончалась Елена Поленова 7 ноября 1898 года в Москве. Всемирная парижская выставка состоялась в 1900 году. Елизавета Мамонтова и Мария Якунчикова получили там золотые медали за резную мебель и вышивки, созданные по эскизам художницы Елены Поленовой. Она неутомимо работала, можно сказать, творила всю свою жизнь и все время шла вперед, считал Василий Поленов.
  Конечно, выставка в музее модерна не монографическая, она скомпонована по разделам, где ярко представлены произведения искусства двух мастеров. Творчество Марии Якунчиковой (1870-1902) представлено также полно и широко.
  История дружбы двух художниц отражает известный постулат: "найди себе учителя и обретешь друга". Разница в возрасте в двадцать лет не мешала теплым отношениям, которые Поленова и Якунчикова пронесли через всю жизнь. Порой ученица превосходила свою учительницу. Так иногда бывает, когда дружба одухотворяет совместное творчество, формирует общее мировосприятие, и единые источники для вдохновения.
  Произведения Марии Якунчиковой, где представлены техника выжигания и живопись маслом поверх, немного напоминают керамику, это ли не влияние Поленовой? Но главное в них преобладает некая асимметрия рисунка и любовное отношение к незамысловатому растительному мотиву. Это своеобразные фрагменты пейзажей.
  Полнее всего жизнь Марии Якунчиковой обрисовал в некрологе Сергей Дягилев в 12-м номере журнала "Мир искусства" (1902г.) в котором, в частности, говорится, что Якунчикова умерла тридцати двух лет, последние два года она хворала. Немного времени осталось у неё для творчества, да и в судьбе её было что-то необъяснимое и таинственное. Лишь только она начала развиваться как художница, вышла замуж, затем - дети, затем - серьёзная болезнь сына и, наконец, смерть.
  "Она была характерно русской женщиной с типично русским дарованием, а жить большую часть жизни принуждена была за границей. За творческими силами она урывками приезжала в Россию, набиралась "русским духом" и должна была опять лететь назад. В Париже она работала над видами Троице-Сергиевой лавры!"
  Родившись в 1870 году в состоятельной московской купеческой семье, связанной родственными узами с Третьяковыми, Мамонтовыми, Алексеевыми, Поленовыми, Мария Якунчикова с детских лет росла в высокоинтеллектуальной, художественной среде. Её родители - Василий Иванович и Зинаида Николаевна (урождённая Мамонтова) - были одаренными музыкантами: отец прекрасно играл на скрипке, мать - на рояле.
  Живопись стала призванием Маши Якунчиковой, которая с тринадцати лет, вместе с сёстрами постигала премудрости рисунка под руководством московского художника Н.А.Мартынова. С пятнадцати лет она стала вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Настоящей академией для художницы стал дом Поленовых, где В.Д.Поленов регулярно устраивал рисовальные вечера, на которых Маша Якунчикова работала в окружении К.А.Коровина, И.И.Левитана, В.А.Серова, М.В.Нестерова, С.В.Иванова, И.С.Остроухова - художников, составивших цвет Московской живописной школы конца 19-го - начала 20-го века. Так сложилось, что с раннего детства Маша Якунчикова взрастала и развивалась в рамках Московской школы живописи, где сформировалась идея стиля национальной романтики, с её русскостью, живописностью, поэтичностью и пейзажностью. Именно пейзаж был излюбленным жанром московской художницы. С восемнадцати лет она путешествовала по Европе, училась и выставлялась. Стала известна во Франции. Мария Якунчикова вышла замуж за Леона Вебер-Баулера, студента медицинского факультета Сорбонны в 1896 году. Русский по паспорту, впоследствии получивший французское гражданство, Леон Вебер, большую часть своей жизни провёл за пределами России. Родился сын Степан, но она невольно передала сыну свою болезнь - туберкулез. Трудная борьба за здоровье сына и за свое собственное лечение забрали все силы и в 1902 году жизнь оставила ее.
  Любопытно то, что эти замечательные "особы бабьего сословия" будучи в своем искусстве неотделимой частью стиля русской национальной романтики, направленного на изучение народного отечественного наследия, очень хорошо вписались в европейское художественное наследие, в понятие "женское искусство". Приметы такого искусства: малые формы искусства, такие как декоративно-прикладное, книжная графика, акварель, где ярче проявилась некая сокровенная камерность тем. Но при всем этом Елена Поленова и Мария Якунчикова вписали свое наследие и имя в историю русского искусства. Выставка, открытая в музее модерна - яркое свидетельство оригинального поэтического таланта двух мастеров.
  В вышедшей в 1901 году "Истории живописи в 19-м веке: Русская живопись" Александр Николаевич Бенуа написал, что Мария Якунчикова - Вебер - удивительно симпатичная художественная личность. Она одна из тех, весьма немногих, женщин, которые сумели вложить всю прелесть женственности в своё искусство, неуловимый нежный и поэтический аромат, не впадая при том ни в дилетантизм, ни в приторность... "М.В.Якунчикова не только большой поэт, но и большой мастер. С этой стороны она до сих пор недостаточно оценена, а между тем мало найдётся среди современных художников - и не только у нас, но и на Западе, - кто владел бы такой свежей, благородной палитрой, таким широким бодрым мастерством".
  Припоминая предыдущие. наиболее ярко запомнившиеся выставки, такие как "Стихии Анны Голубкиной", следует согласится с тем, что выставки в музее модерна отличает не только камерный характер при создании экспозиции, но и чувство контрастности при подаче материала.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"