Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Ю.И.Филиппов художник - жизнелюб

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    опубликовано в газете КУЛЬТУРА 21 сентября

  В.Чернова
   Художник - жизнелюб.
  Россия в произведениях Ю.И.Филиппова
  Выставка произведений Юрия Филиппова посвящена 90-летию со дня рождения самарского мастера. Представлены восемьдесят произведений живописи и графики, исполненные им в 1950-2000 гг.- работы из собрания музея и собрания семьи художника
  Юрия Ивановича Филиппова знаю с незапамятных времен, с тех пор как стала работать в Самарском художественном музее. Первые впечатления тогда удивили. Высокий красивый человек с кудрявыми волосами с приветливой улыбкой и бархатным, хорошо поставленным голосом. Он выделялся на вернисажах тем, что красиво говорил. Не секрет, что большинство художников косноязычны. Пребывая в четырех стенах мастерской, наедине с картинами, они обостряют видение, совершенствуют технику и мало анализируют искусство вслух. И тем более, профессионально рассказывают о нем.
  Лишь позднее я узнала, что Ю.И.Филиппов сразу же по окончании учебы в Пензенском художественном училище им. К.А.Савицкого в 1945 году, уже с 1947 года начал преподавательскую деятельность, вплоть до поступления в 1951 году в Киевский государственный художественный институт.
  После окончания вуза в 1957 году он активный участник областных выставок, секретарь правления Куйбышевской организации Союза художников, а с 1968 - 1976 гг.- председатель правления КОСХ РСФСР. Ю.И. Филиппов был одним из главных организаторов факультета изобразительного и декоративно-прикладного искусства, с 1978 - 2012 преподаватель, профессор Поволжской социально-гуманитарной академии.
  Именно преподавание, умение общаться со студентами сделали его речь убедительной, живой, вдохновенной. Заразительный смех, шутка, вкупе с личным обаянием делали фигуру заслуженного деятеля искусств Российской федерации Ю.И. Филиппова привлекательной в глазах окружающих. Наверно, благодаря умению быть дружелюбным, при его правлении в Союзе художников удалось получить несколько объектов недвижимости, хорошо организовать работу творческой организации.
  Ближе пришлось увидеть его, когда он стал членом попечительского совета Самарского художественного музея. За то немногое время, которое было у совета, он проявил себя истинным другом музея.
  Ю.И.Филиппов был жизнерадостным человеком. В одном интервью для газеты Волжская коммуна (12.10.2012г.) он сказал: "Я по своей натуре жизнелюб, в художественных традициях я нахожу вдохновение и повод для радости".
  Будучи чутким к малейшим веяниям в художественном сообществе, Ю.И.Филиппов в начале шестидесятых годов начинал как художник "сурового стиля". На выставке есть многофигурная композиция "В диспетчерской", 1964г, которая жесткой скупой гаммой, пластическим решением, замечательно передает дух того времени.
  В 1970-е годы он, как и многие его современники начал писать монастыри, храмы. И в этом была своя логика. Многие художники уезжали искать живописные места, находили заброшенные остатки монастырских стен, соборов и увлеченно живописал. Они способствовали тому, что в интеллигентной среде возникло стремление к паломничеству по городам Золотого кольца, по русскому Северу. Привлекают внимание работы Ю. Филиппова 1960-х-1970-х годов, написанные во время поездок по стране - "Липовая аллея", "Переславль-Залеский". "В Никитинском монастыре"; "Борисоглебская слобода", "Переславль-Залесский. "Собор Александра Невского", "Сергиев Посад", небольшие холсты, которые наполнены трепетным уважением перед красотой древних городов, монастырей и храмов.
  В семидесятые годы возникла яркая традиция на площади им. Куйбышева проводить "Праздник русской зимы" и "Масленицу. Мы сотрудники музея работали тогда на площади им. Куйбышева, видели в окошко лошадей запряженных в сани, нарядных продавцов с пирогами, в обеденный перерыв выбегали на мороз купить вкусные пирожки. Юрий Иванович однажды безмерно удивил. Он сидел на холоде и живописал это яркое балаганное великолепие. Потом на областной выставке я увидела праздничную картину и поняла: он почитает творчество Б.Кустодиева и старается бережно сохранить традицию изображения русского праздника в отечественной пленэрной живописи. Не случайно выставка носит емкое название "Россия в произведениях Ю.И.Филиппова
  Начиная с 1970- х годов и в 1980 - е годы художник создал самые мажорные и красочные полотна, посвященные трудовым будням, праздникам, и замечательным панорамным пейзажам с изображением Волги. Особенно запомнился "Вид из штольни на Ширяево".
  Как художник он работал в различных жанровых диапазонах, написал ряд портретов самарцев, среди которых работы "Портрет капитана Маркочева" (1979), "Бригадир "Куйбышевметростроя" Сердюков" (1986), "Портрет ученого-историка Сергеева" (1994), а также "Портрет актрисы Веры Ершовой" (1997).
  Как самарец, Ю.Филиппов любил историческое прошлое Самары - поэтому создал монументальное полотно "Старая Самара". В целом выставка производит неожиданно свежее впечатление. На общих областных выставках его картины казались слишком яркими, цвет форсирован, а сейчас стало ясно, это его собственный колорит, своя размашистая манера письма.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"