Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Карэн Саркисов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    статья вышла в газете КУЛЬТУРА 27 апреля 2017г.

  В Чернова
  Искусство ваяния в творчестве Карэна Саркисова.
  
  В галерее Вавилон открылась выставка произведений известного скульптора Карэна Саркисова.
  Карен Борисович Саркисов родился 21 января 1977 года в Самаре. В 1997 году окончил скульптурное отделение Пензенского художественного училища им. Савицкого, в 2003-м - скульптурное отделение Российской академии живописи, ваяния и зодчества (РАЖВиЗ). В 2005 году там же окончил аспирантуру. Преподавал в РАЖВиЗ на факультете "Скульптура". Член Московского союза художников. Живет и работает в Москве.
  Пространство галереи Вавилон заполнили сорок скульптур, и в этом неожиданно обновленном пространстве они предстали как событие, призванное отразить все новое, что появилось в современной отечественной скульптуре последних пятнадцати лет.
  Современное искусство ваяния - это большой пласт культуры, который связан и с идеологией, и с чистым формализмом и с коммерческим искусством. Сегодня мир открыт для международных скульптурных симпозиумов, совместных выставок, конкурсов. И хотя персональная выставка не дает полного представления о состоянии отечественной скульптуры, все же объемно - пространственная экспозиция показывает тенденции, характерные жанры, архетипы, сюжеты и современное скульптурное мышление.
   В экспозиции представлены скульптурные композиции, бюсты. Все остальные жанры пластического искусства: монументы, памятники, декоративные произведения, рельефы, мемориальная скульптура, достойно показаны в большом весьма объемистом каталоге.
  Один из монументальных памятников работы Карэна Саркисова "Князю Григорию Засекину" украшает набережную в Самаре.
  Этот памятник основателю города был открыт в 1014 году, по результатам конкурса первое место было присвоено Карэну Саркисову. Князь с хоругвью в руке восседает на коне, его подвижный силуэт хорошо просматривается на фоне Волги.
  Конная статуя князя установлена на постаменте прямоугольной формы, она стилистически близка по духу и решению прославленному памятнику Марка Аврелия в Риме. Это стремление приблизиться к мировому эталону, делает памятник Г.Засекина работы Карэна Саркисова одним из лучших памятников города. Этот памятник выдержан в принципах "высокого" реализма, он сохраняет идеи возвышенной образности без какого - либо идеологического диктата.
  На сайте автора я нашла замечательное высказывание: "Мне кажется, что все мы должны стремиться отдать все свои силы, навыки, опыт для создания чего - то прекрасного! Я вкладываю в свои работы всю свою энергию, чувства, эмоции, а дальше они начинают жить своей жизнью, даря энергию другим, питая зрителя положительными эмоциями! Я вижу своей задачей создавать новые работы по искреннему зову своей души! А если художник искренен с собой и с другими, то зритель всегда это оценит"!
  За несколько дней до открытия выставки мы встретились с автором в галерее Вавилон за чашкой чая и побеседовали. Историку искусства всегда интересны исторические связи, вопросы преемственности, попросту говоря, кто из скульпторов прошлого является идеалом. И неожиданно было услышать, что Карэн очень любит искусство мастеров эпохи Возрождения, в особенности, Микеланджело. Скульптурная композиция запечатлела этого мастера в облике могучего человека, присевшего передохнуть после титанической работы. Есть сходство с прижизненными портретами, есть сила духа, такая же, как и в произведениях Микеланджело. Поза сидящего чем - то напоминает одного из Медичей в гробнице Медичей. Ни в коем случае не повторяя, не копируя, а перекликаясь.
  Размышляя о скульптуре эпохи Возрождения, Карэн Саркисов написал: "Когда мне довелось быть в Италии, во Флоренции я выстоял большую очередь, чтобы попасть в капеллу Медичи, и когда я там оказался, то не мог отойти от композиций, которые я так часто видел на фотографиях в книгах по истории искусств. Всё пространство было наполнено драматизмом, величественностью и спокойствием одновременно. Приглушённое освещение тоже делало своё дело. Передо мной возникали "День", "Ночь", "Утро" и "Вечер", и я внутренне ощущал изменение времени. Над парными группами возвышались божественные фигуры с идеальными торсами - это Джулиано и Лоренцо Медичи. Динамика поз и жестов, фигуры как будто ввинчиваются в пространство капеллы, глядя внимательным взором вглубь веков. Пожалуй, посещение капеллы Медичи было одно из самых ярких впечатлений от поездки в Италию".
   Увлечение творениями Микеланджело проявилось также в рельефе "Мадонна с младенцем" 2003г., где на фоне арки предстала женщина с ребенком, неожиданно круглолицая, с высокими скулами и тяжелым подбородком. Это не юная девушка, а скорее мудрая, заботливая мать.
  Интересно сравнить кумиров разных поколений. У нашего поколения восьмидесятых годов кумирами были мастера начала первой половины XX века - А.Майоль, А.Бурдель, Д.Манцу. А молодые скульпторы нового времени отважно глядят в прошедшие века.
  Карен Саркисов много и интересно работает в портретном жанре. Сегодня перед мастерами уже не стоит задача лепить портреты вождей и созидателей будущего утопического общества, портретный жанр сегодня предстает во всей полноте, с учетом психологии и эмоционального состояния человека, с использованием тонкой лепки и классических форм. Желание лепить человека у Карэна Саркисова - потребность скульптора, идущая изнутри, а не в силу навязанных убеждений. "Меня, как художника, действительно очень интересует личность любого человека, поэтому в творчестве так много портретов, как современников, так и выдающихся исторических личностей. Скульптурные композиции посвящены известным людям, музыкантам, художникам, артистам, ученым, режиссерам. Я работаю над этими портретами с большим удовольствием и стараюсь как можно лучше почувствовать и передать ту многогранность человеческой натуры, которая есть в каждом ищущем, думающем, талантливом человеке"!
  В его творчестве есть портреты близких людей, друзей и портреты исторических персонажей, святых, героев нашей эпохи. Материалы: гипс, пластик и бронза. Умиротворенностью веет от портрета матери, покоем и значимостью от портрета отца.
  Отдельный ряд в творчестве К.Саркисова составляют портреты известных деятелей культуры. А. Тарковский, Ф.Мкртчан, Г.Волчек, П. Монастырский, В.Гвоздков, О.Табаков, В.Цой, Ж.Депардье. Выставка представляет широкую палитру образов - от известных деятелей и поэтов нашего века до известных архетипических образов.
  Среди наиболее известных художественных архетипов популярный сюжет - "Похищение Европы". Контраст форм, сложный силуэт, декоративная упрощенность, все проявилось в хрупкой фигурке девушки, которая противопоставлена плотной крупной массе быка. У Карэна Саркисова пластическая версия "Похищения Европы" нашла воплощение и в камне, дереве, и в бронзе. Это свидетельствует о том, что античная мифология вошла во внутренний мир скульптора, не как популярный сюжет, а как форма художественного видения архаики, вовлеченная в авторскую идеологию.
  К числу известных архетипических образов относится фигура Дон Кихота. Создан бронзовый бюст этого литературного героя. В другой скульптурной композиции "Дон Кихот и Санчо Панса", персонажи вылеплены верхом на коне и осле. Примечательно то, что Росинант и осел, запечатлены мастером усталыми и изнуренными после долгих странствий.
  И наконец, создана еще одна интересная композиция - "Призраки Дон Кихота", где измученная видениями фигура "рыцаря печального образа" в состоянии крайней экзальтации застыла на фоне мельничьих крыльев. Скульптурная композиция запоминается не только своим образом. Сложный силуэт крыльев придает экспрессию фигуре и дополняет внутреннее духовное движение личности.
  Значительную часть творчества представляет жанр ню. Обнаженные женские фигуры запечатлены то с копьем, то с драпировкой, лежа, сидя, стоя. Перед нами проходит череда этнических типов, ню различной комплекции. Жанр ню у К.Саркисова представлен достаточно традиционно и достойно.
  Одно из проявлений творческой силы в искусстве Карэна Саркисова - гибкость в охвате жанров и тем. Этот мастер, обладая хорошей школой, сегодня имеет возможность обращаться к хорошим пластическим первоисточникам от древнейшего наследия до авангарда XX века
  Выставка в галерее Вавилон утверждает, что новый двадцать первый век будет "скульптурным", сегодня скульптура востребована повсеместно. Монументы, памятники, мемориальные доски в исполнении Карэна Саркисова достойно и значимо украшают Самару.
  "Безусловно, нужно искать новое, а точнее, свое, но мне кажется что художник должен стремиться к красоте линий света и форм, стараться по возможности раскрыть лучшие стороны своей души и реализовать весь свой потенциал. Настоящее искусство - оно всегда где-то на грани возможностей, хоть может и показаться, что произведение исполнено с легкостью! Конечно, главное, что есть у человека - это выбор. Что делать, по какому пути идти, как реализовать свой талант каждый решает для себя сам".
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"