Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Карл Брюллов - наследие из Петербурга

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  В.Чернова
  Карл Брюллов - наследие из Санкт- Петербурга
   В Самарском областном художественном музее состоялось открытие выставки "КАРЛ БРЮЛЛОВ" из собрания Государственного Русского музея. Это первая крупная ретроспектива известного русского художника Карла Павловича Брюллова (1799-1852), она раскрывает наиболее яркие грани его творчества. Выставка также продолжает плодотворное сотрудничество Государственного Русского музея и Самарского областного художественного музея в рамках проекта "Культурно-выставочный центр Русского музея". Генеральным партнером выставки является ПАО "Промсвязьбанк" В экспозиции представлены тридцать девять произведений живописи и графики художника.
  В первый раз в своей жизни, ребенком я увидела картину Карла Брюллова на картонке для отрывного календаря месяцеслова или, по-простому, численника. Это была "Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя". Наверное, художнику было важно передать эффекты солнечного света, пробивающегося сквозь тенистые виноградные лозы, а еще важнее воплотить чувство счастья и беззаботности. Простому глазу это казалось иностранным произведением. Тут дело еще в том, что герои этой жанровой сценки босоногие, улыбчивые итальянцы, в каждом естественном движении воплощают радость бытия. Может быть, я впервые на картинке увидела ослика и диковинный фрукт - виноград, который не произрастал в нашем селе. Понятно, почему они оставили в детской душе впечатление чего - то яркого, нереального. И вот сейчас картина живьем в Самаре!
  Картонка сзади численника воистину была волшебной, на ней ежегодно появлялись новые картины Брюллова. "Всадница", "Итальянское утро", "Итальянский полдень", "Портрет Юлии Самойловой, удаляющейся с бала", картины, любимые народом.
  Позднее в книжке с поэмой А.Пушкина "Бахчисарайский фонтан" я увидела картину Карла Брюллова на аналогичную тему. Казалось, что художник много путешествовал и запечатлевал свои экзотические путешествия на полотнах. Оказывается, в 1835 году он посетил Турцию и Грецию. На выставке в СОХМ представлена прелестная сепия "Турчанка в гареме" (Се́пия (лат.sepia от др.-греч. σηπία - каракатица): светло-коричневое красящее вещество; оттенок коричневого цвета;
  И, уже повзрослев, полнее узнала о творчестве этого мастера. Еще бы, Брюллова надо было сдавать на вступительных экзаменах. И тогда - то выяснилось, что Италия занимала особое место в жизни Карла Брюллова. Тем приятнее было увидеть на текущей выставке в СОХМ несколько произведений, написанных в Италии, самом счастливом и радостном периоде жизни, в стране, где он состоялся как художник.
  А совсем - совсем уж близко я познакомилась с жизнью и творчеством художника Карла Брюллова, тогда, когда понадобилось подготовить публичную лекцию в рамках музейного городского лектория.
  Оказалось, он потомок французских гугенотов, бежавших после Варфоломеевой ночи далеко на север, в Россию. Родился в один год с Пушкиным, с которым крепко дружил. В детстве много болел, больше наблюдал.
  Его отец, преподаватель Академии художеств на факультете орнаментальной скульптуры дома строго загружал детей заданиями по изобразительному искусству. Может быть, даже лишал ужина за невыполненное задание. Известно, что когда десятилетний Карл поступил в Академию художеств, он в совершенстве рисовал. За булочку соглашался "подправить" на медаль работы однокашников. Окончил обучение в возрасте двадцати двух лет. Дипломная работа "Нарцисс". Черты его лица были списаны с автора. Судя по "Автопортрету" 1833 года, который представлен на выставке в СОХМ, внешним абрисом лица молодой Брюллов напоминал любимца императора Адриана Антиноя. Светло-русые золотистые локоны кудрей вокруг лица, круглые щеки, полные губы, юношеская пухлость не пропала даже к тридцати годам.
  Эта первая моя лекция в стенах музея надолго запомнилась. Во время подготовки над ней выплыло множество запретов. В СССР нельзя было залезать в личную жизнь художника, (поэтому, что ли мы зачитывались произведениями Анри Перрюшо?) нельзя было писать о друзьях мастера, и в связи с чем было написано то или иное полотно личного характера. Даже про болезни художников нельзя было говорить. Милаша (Миля Давидовна) зав. научным отделом строго прослушивала, как цензор, лекции, и особо не понравившиеся места подвергала беспощадной критике.
  А так хотелось отдельно прокричать все свои знания про возлюбленную маэстро Юлию Самойлову и про археологию в Помпеях! В 1827 году художник впервые посетил Помпею - город, погибший в семьдесят девятом году нашей эры при извержении Везувия. Прогулка по его улицам, осмотр домов, сохранившихся под вулканическим пеплом со всей обстановкой и утварью, и увиденные в Неаполитанском музее живые отпечатки тел людей, засыпанных горячим пеплом, решили выбор сюжета.
  Событие, о котором свидетельствуют исторические источники, памятники, дало возможность художнику изобразить драматическую картину гибели города. Две темы переплетаются в произведении Брюллова: тема гибели, разрушения и тема любви и самопожертвования. От замысла до его воплощения пройдет шесть лет. Картина "Последний день Помпеи" (1833) своим появлением вызвала восторг зрителей, принесла мастеру мировую известность и стала одной из вершин его творчества.
  К картине сделан длинный ряд набросков и эскизов. Нам всем представилась счастливая возможность увидеть один из ранних эскизов знаменитой картины "Последний день Помпеи" (1828).
   Этот эскиз 1828 года с одноименным названием, более других близок окончательному решению, к тому же наделен экспрессией, романтической энергией, завораживает трагическим колоритом. Исследователи считают, что в эскизе у Брюллова больше соответствий для стиля романтизм. И это верно. Чем эскиз лучше картины? Дело в том, что в картине нет ни одного персонажа, изуродованного катастрофой; на прекрасных лицах и телах нет следов пепла, ран, царапин. Стиль классицизм перемешался в полотне с романтизмом.
  Тридцать девять произведений в экспозиции СОХМ охватывают почти все периоды жизни и творчества художника, раскрывают все блестящее жанровое разнообразие золотого века русского искусства первой половины XIX века: исторические полотна, жанровые сцены, портреты, монументальные росписи.
  Исторические свидетельства говорят, что бытовой жанр привлекал Карла Брюллова возможностью состязаться с малыми голландцами.
  А портреты он писал для себя и по заказу. Да какие портреты! Конечно у всех на памяти "Всадница"- портрет двух девочек, одна верхом на лошади, другая малышка в светло-розовом платьице на каменной террасе, и на фоне парка. Портреты Карла Брюллова, и этот в том числе, знаменуют замечательное явление в русском искусстве - возникновение портрета - картины, чаще всего в работах заказного характера.
  Это прослеживается в двух работах из собрания Русского Музея. Одна - овальный портрет брата Александра Павловича Брюллова, впоследствии интересного архитектора (середина 1820х годов), Молодой человек написан свободно, легко. Длинные диагональные мазки кисти стремительно лепят форму прядей волос на голове, переходящих в модный хохолок. Слегка намечен халат, надетый поверх сюртука. И алый кусочек подкладки, словно звучный камертон, оживляет общий колористический тон полотна. На портрете лежит отпечаток особых братских отношений, что позволяет его отнести к категории интимного портрета.
  Вторая работа - "Портрет Ульяны Смирновой" (конец 1830х), урожденной Спиридоновой. Юная девушка, почти девочка в накинутой на плечи карминной меховой накидке, в белом шелковом платье, обнажившем худенькие плечи, изображена стоящей вполоборота в пространстве аллеи парка с маленькой собачкой в руках. Ее задумчивое одухотворенное выражение лица контрастирует с подвижной мордочкой, живыми, черными глазками собачки. А белая лапка собачки, лежащая на сгибе руки девочки, невероятно трогательна. Эта деталь наполняет портрет необычной теплотой.
  Особые, холодно - неприязненные отношения у Брюллова сложились с царской семьей. Портрет Николая I так и не был завершен. К парадным портретам - картинам можно отнести эскиз портрета императрицы Александры Федоровны с дочерью, великой княжной Марией Николаевной (1837). Дамы изображены здесь на прогулке верхом в Петергофском парке. Мало кто знает, что во время позирования они мокли под дождем, когда автор писал их стоя в комнате у раскрытого окна. Лишь отдаленно, словно эхо, композиция напоминает зрителю о знаменитой брюлловской "Всаднице". На выставке также экспонируется неоконченный "Портрет великой княгини Елизаветы Михайловны (1826-1845), жены герцога Насаусского Адольфа-Вильгельма.
  Совершенно справедливо он считал себя мастером исторической живописи. А в то время в понятие "историческая живопись" входили мифы и легенды Древней Греции и Рима, и Библия.
  К мифологии относилась дипломная работа, с мифологией связано и возникновение чрезвычайно гармоничной композиции в тондо (в круге) "Феб на колеснице". Лучезарный Феб это второе имя - прозвище Аполлона, прежде всего, как чистого, блестящего красотой своей бога, а затем - как бога солнца, света, поэзии...
  Редко кто может вписать в круг фигуру человека на колеснице с впряженной в нее лошадью. Только гений Карла Брюллова смог заставить крутиться спицы колес колесницы, вздымать в порыве ветра плащ на его плече, скруглить силуэт Аполлона, и наполнить колорит картины солнечным светом. Эта работа - жемчужина выставки!
  В 1843-1847 годах Карл Брюллов принимал участие в живописных работах для Казанского и Исаакиевского соборов в Петербурге. Следующую грань художника - монументалиста раскрывают рисунки - наброски на тему Евангелия. "Евангелист Иоанн. Набросок для росписи парусов Исаакиевского собора", набросок "Фигура одного из апостолов", "Вознесение святого Алексия", Эскиз для росписи Исаакиевского собора, Эскиз плафона "Христос во славе", с атрибутами страданий. Интересны также наброски "Вознесение Богоматери", "Христос в Гефсиманском саду". Надобно отметить, что в первой половине девятнадцатого века рисунки носили подготовительный характер, в помощь к картине, они не были самостоятельными работами. Потому так интересна "кухня" монументалиста Карла Брюллова.
   Особую страницу в русской культуре золотого века занимает искусство акварели. Этот камерный вид искусства оказался невероятно востребованным современниками. Родоначальником жанра русского акварельного портрета стал Петр Федорович Соколов. Он женился на Юлии Павловне Брюлловой, сестре "великого Карла" и во многом поспособствовал улучшению акварельной техники своего шурина.
  Какое же несказанное удовольствие доставляет просмотр акварелей Карла Брюллова на выставке! Их можно разделить на две группы: акварельные портреты и жанровые сцены. К сожалению, привезли лишь мужские портреты: "Портрет Александра Ивановича Дмитриева - Мамонова", "Портрет князя А.Н.Голицына", и портрет "Патера Рикка". По традиции того времени, фон оставался нетронутым, сама акварель наносилась на бумагу слоями, по - сухому. Требовались твердая рука и зоркие глаза. Ведь портрет заменял фотографию, нуждался в точности.
  Если рассматривать только акварельное наследие художника, может составиться впечатление, что он был талантливейшим миниатюристом, но нет, "великий Карл" велик во всем. В его небольших жанрах "Мать, просыпающаяся от плача ребенка", "Женщина, посылающая поцелуй", "Итальянка у источника", "Итальянка с кувшином на голове" в технике сепии тонко переданы градации коричневато - охристого тона, кое - где на листах отдельные блики подчеркнуты белилами. Композиции словно маленькие драгоценности.
  "Итальянка с корзиной", "Итальянка, сидящая на камне", "Итальянка", отдельные листы акварели написаны прозрачными легчайшими мелкими мазками, сквозь ткани вышитой блузы, платок, сквозь тонкие запястья рук казалось, просвечивает не бумага, а солнце.
   С течением времени, мы начинаем забывать имена отечественных кумиров, помнятся лишь современники. Но вот в Самару приехала выставка из Санкт - Петербурга, из далекого детства выплыли образы, проплыли неспешной вереницей по течению жизни и связали историю личных впечатлений с историей русской живописи первой половины XIX века.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"