Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Бойчукисты в Самаре

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Из истории репрессированных художников в Самаре,маленькое открытие.

  Традиции бойчукизма в Самаре
   Тема этого доклада родилась после знакомства с Л.Д. Соколюк, благодаря предоставленной ей информации о бойчукистах-графиках, о творчестве Михаила Бойчука. Она вприехала в Самару на конференцию, увидела в моем кабинете портрет в белой шапочке и удивленно констатировал-бойчукист. В выходной день я отправилась в мастерскую художника Карпунова и попросила рассказать подробнее о бойчукистах. А вскоре, Соколюк прислала материалы лекции 'уроки мастера', воспоминания о беседах с Бойчуком. А Карпунов то никому ничегошеньки не рассказывал про репрессированного бойчукиста. Много лет И.В. Карпунов работал в Художественном Фонде, преобразованном из кооперативного товарищества "Художник". И только уйдя на пенсию, стал сочинять свободные картины. Работал уединенно, избегал большой, шумной рекламы. Неохотно продавая свои творческие работы, этот Мастер долгие годы не решался на большую персональную выставку.
  В сентябре 1997 года состоялось открытие художника на первой персональной выставке.
  Художник работал в разных жанрах: натюрморт, пейзаж, портрет. Работы отличает плоскостная манера письма. Сказывается увлечение иконой, лубком, русским народным искусством. В картинах нет, какой либо вычурности, отсутствует передача светотени. Композиции просты, лаконичны, яркая по своим цветовым отношениям гамма, использование чистого цвета - все это характерно для всех работ. Особенно отчетливо проявляется эта сторона его дарования в натюрмортах, которые отличаются свежестью решения, непосредственностью и неотделимо связаны с традициями русского народного искусства. Натюрморты Карпунова несут в себе конструктивное начало, автор распределяет все вещи симметрично на плоскости, строго следит за поворотами и изгибами всех линий. Определенное ритмическое чередование цветовых пятен как бы превращает полотно в единый декоративный ковер, мазки кладутся пастозно, где живопись многослойная, где-то краска бугрится до рельефа, так густо проложена - этот метод позволяет достигать особенной плотности и весомости цвета.
  Предметы в натюрмортах самые незатейливые, мотивы скромные, посуда, отличающаяся простыми пропорциями, ярко вышитые скатерти и полотенца, корзины, наполненные свежими плодами, глиняные кувшины с букетами тюльпанов, астр, либо нарядной ветки рябины - все это привычные в обиходе русского человека предметы быта. Иногда на поверхности стола, рядом с фруктами, цветами может соседствовать стакан с чаем. Или вдруг в натюрмортах Карпунова появляются музыкальные инструменты: черный выразительный корпус гитары с алым бантом на грифе, красиво оттененный красным напряженным фоном. Или изображение застывшей в своеобразном танце, на круглой поверхности стола балалайки. Рисунок в большинстве натюрмортов отличается условностью, сочетания цветов контрастные. Типичны "Натюрморт с тыквой", "Помидоры в корзине", "Ягоды на столе". Всем им свойственна достоверность, они словно демонстрируют свою красоту, то особое отношение художника, которое делает предметы драгоценными, заставляет излучать изнутри радостный свет.
  Эти камерные по звучанию работы привлекают внимание не только мастерским распределением форм, узоров на поверхности холста, но и чистосердечным неподдельным восхищением красотой обыденного мира. Некоторые натюрморты написаны художником особенно деликатно, они живут своей тихой замкнутой жизнью, несут в себе печать восторженного любования, черты, присущей скорее работе ребенка или художника-примитивиста. Главной задачей в своем искусстве Карпунов считает выявление и использование простейших выразительных средств, которые так характерны для народного искусства.
  Очень часто встречаются в картинах Карпунова цветы. В натюрморте с флоксами белые пышные гроздья цветов напоминают маленькие облачка, присевшие отдохнуть на густую зеленую листву. Привлекает внимание и натюрморт с букетом белых астр. Цветы стоят в кувшине вытянутой формы, рядом, на квадрате светлой скатерти, ложка, стакан чая на блюдце. На светлом фоне стены то тут, то там разбросаны стилизованные цветы астр. Художника захватила задача написать весь натюрморт в чистых белых тонах. Мохнатые головки цветов с желтыми сердцевинками - самое яркое пятно в натюрморте, цвет кувшина и блюдца чуть пригашен, скатерть на столе холодного тона, и все наполняет покоем, светом теплый молочный фон стены. Чередование то светлых, то холодных оттенков белого цвета позволяет создать ощущение колористического богатства полотна.
  Все достигается за счет самых простых средств. Весьма примечательно высказывание художника: "Я люблю белый цвет. Белый цвет - чистота души". Мастер создает свою символику цвета, никогда краска не кладется произвольно, цвет в картине функционально создает красочную мелодию для глаза. Одно из назначений цветов, по замыслу художника - сопровождать радостное, красивое. Они должны вносить праздничное настроение в картину. Поэтому цветы под ногами жующих коров, или слабо светятся на лугу для лошади и жеребенка. В одном из автопортретов "Вернисаж" художник изобразил себя с цветком в руке. Вернисаж для художника - праздник, цветок - знак этого праздника. В картине "Лето" цветок в руке молодой женщины воспринимается как своеобразный символ цветущего лета, цветущей молодости.
  В ряде полотен Карпунова обращают на себя внимание надписи, они вплетены в одну канву с другими предметами. Даже инициалы орнаментированы и размещаются либо на тулове цветочной вазы, либо в качестве одного из элементов декора фона.
  Невольно останавливает внимание картина "Весна", написанная в несколько приглушенной гамме. Сюжет ее предельно прост: Коричневая лошадь пасется вместе со своим жеребенком.
  По краю поля, сбоку растет корявое дерево, поверхность земли мерцает сине-фиолетовыми первоцветами, испуганно и настороженно глядят влажные глаза лошади и как-то трогательно прижимается к ней белый жеребенок. Несмотря на некоторую условность живописного языка, картина правдива. Вместе с тем, общему эмоциональному строю произведения соответствует дух сказочности, животные кажутся заколдованными существами. Земля, небо, цветы, поблескивающие на земле, ствол дерева и цветущий куст - все согрето животворным теплом и наполнено необычными шорохами и звуками. Странная птица, сидящая на спине лошади, подчеркивает таинственность состояния весеннего вечера. Несомненно, это произведение по духу своему тесно связано с народной сказкой. В целом, творчество художника развивалось в тесной связи с традициями народного искусства.
  Круглый год на полотнах цветут сады, плоды манят ароматами, с любовью и теплотой смотрят на мир глаза детей, молодых девушек, пожилых людей, какое-то особенное благородство и отстраненность присущи облику портретируемых. Словно святые на иконах, они очищены от жизненной шелухи, земных недостатков и суетных движений. Портреты у Карпунова - не зафиксированный реализм. У модели художник словно улавливает определенное движение ее души.
  Предельно упрощая все фигуры на плоскости, художник строго следит за симметрией, за цветовым пятном. Согласно его замыслу, цвет должен быть или плотным, или легким, или тяжелым. Форма масс ритмически уравновешена, а самое главное, цвет должен обладать светоносностью. "...Я учусь, все время учусь. Учусь у Пиросмани его великой простоте и этому чуду -сберечь в себе непосредственность детства. Учусь у Ван-Гога чувству цвета, и у Пикассо пластической раскованности. Учусь у неба, и у дерева их естеству, учусь у ландыша и у ветки сирени. И каждый день учусь у себя в мастерской..."
  Появление в художественной жизни Самары такого самобытного художника во многом связано с именем Онуфрия Бизюкова преподавателя Киевской Академии художеств.
  В начале своего пути Карпунов оказался в поле творческого воздействия этого интересного мастера, образованного человека. Продолжительные и стабильные отношения, занятия, совместная работа над заказами, все это оставило неизгладимый отпечаток в душе молодого художника.
  Изначальная причастность Бизюкова к живописной доктрине М. Бойчука, привлечение молодого, не оформившегося художника к определенной живописной культуре, к передовой традиции, естественно, по-дружески, первичная постановка глаза в характере "иного" пластического мышления, - все это делает художественное наследие И.В. Карпунова, самарского художника, причастным к традициям бойчукизма.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"