Аннотация: Опубликовано в газете Культура 15 октября 2015г.
Кружевные сонеты Маргариты Бортниковой.
"И веют древними поверьями ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями, и в кольцах узкая рука".
Александр Блок
Сентябрь 2015 годы богат на выставки и впечатления. Недавно я для себя открыла "Галерею кружева" Маргариты Бортниковой. Каюсь, она несколько раз приглашала в свою галерею, да все как - то не складывалось. Эти дни стояли такие погожие, что захотелось отправиться в путешествие в неизведанное.
Галерея оказалась маленькой, крошечные комнаты, словно пещера Алладина переполняли множество интересных вещей. Маленькие войлочные ангелы, куколки в пышных юбочках, вязаные мишки Тедди, крошечные брелки с изображением животных вывязаные крючком, кружевные панно величиной с ладошку, запечатлевшие достопримечательности Самары; все это великолепие задерживало глаза.
Но вот в небольшой комнатке я увидела манекены с кружевной одеждой, под белыми плетеными зонтами. А ведь я пришла в эту галерею кружева не бесцельно. Дома нашлось белое покрывало, связанное крючком, решила "отдать котенка в хорошие руки". Такие покрывала после войны девушки в деревнях вязали в качестве приданого. Маргарита указала на манекен и предложила задрапировать его. Должна сказать, что такого рода применение кружева не приходило в голову. А она показала несколько больших салфеток в технике "филе - гипюр" оригинально закрепленных булавками на манекене, и формирующих своеобычный силуэт. Не избитое решение!! Невольно припомнилось имя великого модельера конца девятнадцатого, начала двадцатого века - Надежды Ламановой.
Легендарный мастер русского модерна Надежда Ламанова уже в двадцать четыре года открыла мастерскую, которая приобрела известность не только у петербургской, московской знати, но и в артистической среде. В 1902 году она наряду с известнейшими французскими Домами моды участвовала в Первой международной выставке исторических и современных костюмов в Таврическом дворце в Петербурге. Самое крупное собрание туалетов от Ламановой принадлежит Государственному Эрмитажу. Рассматривая туалеты Ламановой, понимаешь основные принципы модерна в одежде. Ее одежду отличала четкость форм и линий. Излюбленная геометрическая фигура стиля модерн - плавная дуга. Изогнутая ассиметрично эта дуга всегда была вольной и своенравной.
Подобно художнику - живописцу Ламанова долго пристально наблюдала, изучала натуру. Потом вместо красок она подбирала ткани, и начинала их прикалывать к фигуре заказчицы как на манекен слои за слоями сотнями булавок. По нескольку часов она так закалывала складки, вытачки, напуски. Бывало, клиентки падали в обморок. Она же закончив работу, бросала:
- Эскиз готов! Снимайте осмотрительно!
-Только, не откажите в любезности, умоляли заказчицы, сшейте сами.
-Я вообще не умею шить.
-???
-Архитектор не кладет камни, это делают рабочие, и шить вам буду не я, а мои помощницы.
Мое изумление стало еще больше, когда я узнала, что Маргарита Бортникова как художник - модельер участвовала в известном "Фестивале Моды и Красоты", а в конкурсе "Классика" имени Надежды Ламановой в номинации "Нестандартное раскрытие темы" она получила Диплом и авторский зонт из рук Вячеслава Зайцева.
В интернете можно найти видеоотчет о неделе моды в Доме В.Зайцева. Дизайнер также участвовала в четырех показах с новыми коллекциями на Estet Fashion Week 2015. Маргарита Бортникова. ежегодно участвует в престижных проектах.
Так же, как и Ламанова, она любит использовать под кружево атласную основу, сложных оттенков цвета восточных специй. И так же, как и в творениях Надежды Ламановой, в кружевных произведениях заложены основные принципы - глубокая народность костюма, функциональность, соответствие климатическим условиям, соответствие физическому облику человека. Если выразиться конкретно она использует принцип Ламановой " ...для чего создается костюм, для кого, из чего".
Теперь следует написать о последнем. Из чего? Кружево Маргариты Бортниковой технологически восходит к знаменитому ирландскому кружеву "кроше". Его еще называют кружевом помощи. В середине девятнадцатого века в Ирландии разразилась картофельная катастрофа. Грибок фитофторы поразил весь урожай Ирландии. Погибли полтора миллиона человек. И вот одна отважная женщина Риего де Бланкардье придумала, как при помощи вязального крючка можно имитировать дорогие венецианские кружева. И то, что делали в Венеции за двести часов, в Ирландии стали делать за двадцать. В разгар голодных лет, в 1846 году, девушка издала книгу по технике плетения кружева с помощью крючка. Так она спасла многих.
Ирландцы охотно освоили вязание крючком, и целые семьи занимались этим ремеслом. Тут еще надо заметить, что новая техника стала очень удобной для коллективного производства. В ирландской технике кружева отдельные элементы кружева (например, листья, цветы ит.д.) вывязываются порознь, а затем уже с помощью сеточки, сплетаются воедино. Так что каждому члену больших ирландских семей находилось занятие по способностям и по вкусу. Вязали все - от мала, до велика!
Слава ирландских кружев шагнула за пределы страны, на американский и европейский континент. В 1900 году его полюбили французские Дома моды.
Полотно из отдельно вывязанных элементов собирают разными способами, либо при помощи иголки с ниткой, а чаще вывязывается соединительная сеточка. Иногда вывязывается подкладная сетка, на которую потом монтируют отдельные элементы цветков, листьев, природных мотивов.
Ирландское кружево более всего было востребовано стилем модерн. В эпоху модерн из него вручную вязались целые платья с узорами и объемными элементами в виде тропических цветов, стрекоз. Это кружево было неотъемлемой частью утонченно-вычурной эстетики декаданса конца девятнадцатого века. После второй мировой войны с развитием промышленного текстиля, мода на него упала.
Свое полотно Маргарита Бортникова собирает на манекене, рассматривая конструктивную линию и положение отдельных частей кружева прямо на фигуре. Главное качество ее кружева ручной работы свободное, ассиметричное положение орнамента, его неповторимость.
Вот изящное вечернее платье из зеленоватого кружева на чехле из атласа цвета влюбленной лягушки. Туалет решен в единой колористической гамме. Матовая, тяжелая ромбообразная туника с четырехлепестковыми фестонами понизу, надета поверху струящегося атласного платья с перламутровыми переливами. Мерцание атласа сквозь ажурные розетки создает определенный эффект. В целом это нарядное платье с узкой соединительной петлей - перемычкой на шее как бы пронизано зеленоватым лунным светом.
Посещение "Галереи кружева" Маргариты Бортниковой вызвало множество размышлений. Почему, в нашем городе эпохи модерна архитекторы не развивают в современном строительстве благодатное наследие модерна? А вот появился замечательный мастер, продолжающий традиции великой Ламановой, но никому не приходит в голову сделать выставку ее произведений. Уже хорошо, что второй год подряд она удивляет зрителей на Поволжских сезонах. И в этот год литературы она приготовила коллекцию - сюрприз, посвященную Золушке.
Стиль модерн всеобъемлющ, его можно найти во множестве мелочей, предметов городского быта, и Маргарита Бортникова верно уловила его поэтику.
В наши дни ценность техники ирландского кружева состоит в том, что оно до сих пор является индивидуальной работой. Если другие виды кружева вышивки и шитья делают машины, то создавать вязаное кружево могут только руки. Кстати, в 2004 году на бракосочетании Крон-принца Дании невеста была одета "в простое платье цвета слоновой кости с вуалью из столетних ирландских кружев"...
О вещах модерна очень хорошо написал немецкий писатель Герман Гессе: "Все эти безделушки, все эти модные предметы роскоши - вовсе не чепуха, вовсе не выдумка корыстных фабрикантов и торговцев, а полноправный, прекрасный, разнообразный маленький, или, вернее, большой мир вещей, имеющих одну единственную цель - служить любви, обострять чувства, оживлять мертвую окружающую среду, волшебно наделяя ее новыми органами любви - от пудры и духов до бальной туфельки, от перстня до портсигара, от пряжки до пояса и сумки".
Думается, что те, кто будет на показах Поволжского сезона Александра Васильева, во время просмотра коллекции Маргариты Бортниковой многое поймут. Они поймут, что ее произведения несут чувство стиля, пробуждают фантазию и понимание того, как бережно воскресить наследие прошлого в его линиях и форме.