Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Летние вернисажи

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Опубликована в газете культура 22 сентября 2016

  Чернова В.
  Выставки лета.
  Запах полыни из калмыцкой степи.
  Лето прошло. Горожане в конце лета переезжают в город и начинают обмениваться впечатлениями по поводу отдыха. Осенью вспоминаются путешествия, каникулы, галереи и выставки, увиденные в путешествиях.
  С точки зрения выставочной деятельности, лето не является благоприятным сезоном. Поэтому музеи и галереи не планируют на этот период организацию знаковых выставок. И, тем не менее, они состоялись.
  В галерее "Новое пространство", в июле открылась интересная выставка, под названием "Волжский Арт.- экспресс". Эта галерея постоянно радует своими новыми проектами, не стал исключением и этот.
  Еще в 2013-2014 годах Национальный музей Республики Калмыкия им. Н. Н. Пальмова предложил проект "Арт.- экспресс", который был инициирован музеем как "Южный Арт. - экспресс", для реализации в городах Южного федерального округа: Астрахани, Волгограде, Ставрополе, Краснодаре, Ростове-на-Дону
  В этот раз межрегиональная передвижная художественная выставка запланирована для городов Поволжья под названием "Волжский Арт. - экспресс".
  Проект осуществляется при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках реализации ФЦП "Культура России 2012-2018". В 2016 году Национальному музею Республики Калмыкия им. Н.Н. Пальмова исполняется девяносто пять лет. К этому юбилею и задуман "Волжский Арт.- экспресс", старт которому дан в Самаре.
  Первое открытие выставки состоялось 5 июля в галерее "Новое Пространство", г. Самара. Затем работы калмыцких художников отправились в Казань и Ульяновск. Заключительным мероприятием проекта "Волжский Арт. - экспресс" станет представление выставки зрителям Элисты осенью 2016 года.
  В экспозиции представлено двести шестьдесят пять произведений тридцати пяти художников Калмыкии, среди которых работы признанных мастеров отечественной живописи, таких как: Шиняев Н. У., Васькин В. С., Эледжиев Н. Я., Поваев А. М., Терехов В. П., Адучиев Ц. М., Ботиев С. К., Дорджиев В. И., Ушанова Г. Н., Валерий и Владимир Леджиновы и других, не менее известных художников Калмыкии.
  Чем же самобытна эта выставка?
  Она рассказывает об уникальной культуре единственного народа Европы, исповедующего буддизм. Это монгольский народ - ойраты, мигрировавший из Центральной Азии на Нижнюю Волгу и Северный Прикаспий. Они степняки. И, живя в степи, они рассказывают средствами изобразительного искусства о своем бытовании. В ряде жанровых полотен изображены рыбаки за ловом рыбы, много работ с изображением всадников, всадниц на конях, пасущихся лошадей или сцены с животными на водопое.
  Надо сказать, живописный метод, техники представляют традиции русской художественной школы. А вот сюжеты и образы неожиданны для самарского зрителя. Работа В.Ошланова с изображением молодого Чингисхана сразу же приковывает внимание. Этот легендарный герой многих национальных эпосов, первый хан - объединитель для своего народа, написан с большим чувством благоговения. Сильный, запоминающийся образ.
   Работы В.Доржиева в технике резьбы по мамонтовой кости, яркий образец национальной мелкой пластики. Национальную традицию представляют также ювелирные гарнитуры Г.Ушановой в технике филиграни.
  Также колоритны кожаные сосуды "Бортхо" и круглые чеканные панно в традиционной технике обработки металла и кожи работы Е.Гашинского.
  Достаточно разнообразны представленные скульптуры. Здесь есть портреты, анималистика, кони, быки, люди. Все в достаточной степени хорошие стилизованные образы, такие как "Купальщина" В.Васькина, голова ойрата Н.Эледжиева.
   В центре зала на подиуме установлена скульптура из меди в виде вздыбившегося коня - "ХХ век" В.Васькина. Конь - это один из культовых символов степной Калмыкии. На другом подиуме размещена замечательная композиция из дерева "Земля предков" Эледжиева Н.Я.
  Невольно подумалось, почему у мастеров скульптуры такое скупое, лапидарное решение образов? Такое впечатление, как будто вольный степной ветер ворвался в мастерскую мастера и сгладил силуэты, отсек лишние мелкие детали, выровнял все неровности, наполнив воздух запахом трав, полыни. Кстати многие подиумы для скульптуры были украшены венками из свежей полыни. Слегка горьковатый запах полыни одного из распространенных растений калмыцких степей распространялся по всему пространству галереи.
  Особо привлекли листы графики И.Надбитовой с изображением жизни калмыцких ребятишек. Немного гротескные, решенные с чувством юмора, они виртуозно исполнены простым карандашом на тонкой бумаге.
  Фоновым сопровождением выставки стали традиционные калмыцкие мотивы и фрагменты из книги "Туда, где седой монгол" Дмитрия Ахметшина в исполнении актёра Самарского театра "Город" Бориса Трейбича.
  Охватив все виды искусства, эта выставка предъявила творчество, как молодых художников, так и уже зрелых мастеров. Она удивила разнообразием и яркостью индивидуальностей, художественных манер, связанных как с классическим искусством, так и медитативной эзотерической живописью. Данный проект открыл объемную картину современной творческой жизни республики, выявил основные тенденции развития изобразительного искусства Калмыкии.
  
  Изыски серебряного века в Музее модерна.
  
   Выставка "На перекрестке двух эпох", открылась в Музее модерна в день рождения Илья Репина пятого августа. Были сделаны замечательные анонсы в соцсетях, появилась хорошая реклама.
   Выставка маленьких шедевров русской графики из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Экспозиция составлена из произведений художников, входивших в объединение "Мир искусства".
  Особенность этого объединения состоит в том, что оно представляет культурный Петербург конца девятнадцатого, начала двадцатого века. Группа молодых людей - эстетов и интеллектуалов, поставила перед собой глобальную задачу: прославить русское искусство за рубежом. Благодаря деятельности С.Дягилева и А.Бенуа, им удалось поразить Европу. Были организованы знаменитые выставки русского портрета, выставки русской живописи в Петербурге, в Париже и других городах Европы. Мироискусники привозили также выставки из-за рубежа и знакомили русскую публику с зарубежным искусством.
   С.Дягилев и его "русские сезоны" в Париже, тесно связали мирискусников с театром. Таким образом, мироикусники произвели революцию в области оформления декорации, костюмов и рекламы. В афишах Сомова и Бакста декоративная игра линий и пятен цвета в изображении человеческих фигур, все преобразовывала в сказочные образы.
  Они жили в эпоху символизма, служили красоте и мечтали преобразить жизнь красотой. Впоследствии, в эмиграции Н.Бердяев упрекал их в недостаточном служении красоте.
  И, тем не менее, удалось сделать много. Они учредили два петербуржских журнала "Мир искусства" и "Искусство и художественная промышленность", начавшие выходить в конце 1898 года. "Мир искусства" редактировал С.П. Дягилев. Интересно высказывание К.Сомова в письме к А.Бенуа: "...я, прежде всего, безумно влюблен в красоту, и ей хочу служить".
  Поиски красоты и преобразование увиденного и лично прочувствованного толкали художников на многие эксперименты и открытия. Они обращаются к оформлению книг и возводят это ремесло в ранг высокого искусства оформления книги.
  Практически вся высокая культура украшения книги в XX веке в СССР идет от мироискусников. До сих пор никому не удалось превзойти М.Дубужинского в оформлении повестей Ф.Достоевского "Белые ночи". Или оформление "Демона" М.Лермонтова. Лучше М.Врубеля никому не удалось. Именно работа над оформлением книг и журналов способствовала развитию мироискусниками множества графических техник: акварели, перового рисунка, цветного карандаша, туши, гуаши, пастели, чернил. Они же обратились и к развитию гравюрных техник. На выставке как раз можно увидеть акварели К.Сомова, А.Бенуа, Б.Кустодиева, Е.Лансере. Общеизвестные линогравюры с видами Петербурга А.Остроумовой-Лебедевой. Потому так ценны графические листы на этой выставке в Музее модерна
  Александра Бенуа первый профессиональный искусствовед, постоянно делал анализ выставок и творчества художников. По его инициативе и при участии И.Грабаря были написаны и изданы множество монографий, книг по истории русского и зарубежного искусства. Это были толстые альбомы с изображением архитектурных памятников Древней Руси и небольшие монографии о современных художников, с использованием рисунка обоев на обложке. Мироискусники любили прошлые эпохи, почитали Петра и первыми воспели архитектурную эстетику Петербурга. Кстати, А.Бенуа иллюстрировал "Медный всадник" А.Пушкина.
  Сразу надо отметить, они были универсальными художниками, работали и в малых видах искусства, таких, как интерьер, костюм, фарфор, образцы мебели.
  Прошлое России они воплощали не только в образах века барокко и рококо, так же и в сюжетах, посвященных видам Древней Руси XVI -XVII веков.
   Иван Билибин в экспедициях по северу собирал образцы народных костюмов и орнаментов, Николай Рерих увлекшись археологией, на раскопках искал следы древних славян, К.Сомов собрал уникальную коллекцию саксонского фарфора восемнадцатого века.
  Мироискусники были первооткрывателями мира детства ребенка. И тому свидетельство работа Б.Кустодиева на выставке - акварель с изображением двух девочек в зимних шубках.
  Кстати, они первые исследовали глубоко жанр автопортрета. На выставке один из автопортретов Зинаиды Серебряковой. Они впервые проиллюстрировали детскую азбуку, участвовали в разработке афиш, меню к обедам.
  Особый интерес у мироискусников вызывали Восток, Кавказ. Казалось, таинственный Восток полон тайн. На выставке в Музее модерна загадочен портретный облик армянки в исполнении Е.Лансере, автора лучших иллюстраций к "Хаджи - Мурату" Л.Толстого.
  Самое замечательное, выставка не случайно открылась в день рождения Ильи Репина. Ведь все они, мироискусники, большей частью были его учениками. Как удивительно получается, его искусство "служило" народу, верно отображая жизнь, а творчество его учеников считало жизнью само искусство. Наследие мироискусников целиком связано с эстетикой символизма, с культурой серебряного века. Когда хорошо об этом знаешь, тогда и получаешь эстетическое наслаждение от этих маленьких шедевров русской графики. А когда не знаешь, просто видишь теплую камерную выставку интересных рисунков. Такое знание тоже позитивно!
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"