Аннотация: Опубликовано в альбоме в 100 -летию СОХМ в 1997г.
РЕДКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВОСТОЧНОГО ИСКУССТВА В СОБРАНИИ СОХМ.
Китай.
Наличие восточных экспонатов придает отпечаток особой неповторимости в коллекции зарубежного искусства. Самарский областной художественный музей располагает редким собранием памятников культуры стран исламского Востока, часть произведений связана с культурой Индии, Японии и Китая. Полнее, масштабнее экспонируется искусство Китая: здесь представлены образцы художественной бронзы, фарфор 17-19 века, живописные работы и народные картины, изделия из лака, слоновой кости, дерева, полудрагоценных камней, инкрустированная мебель, нюхательные флаконы и вышивка.
Китайская коллекция насчитывает несколько сот экспонатов. В данном издании представлены наиболее значимые, более полно и глубоко отражающие самобытность китайской культуры.
Китайская цивилизация одна из древнейших. На протяжении веков она создавала неповторимое по красоте и своеобразию искусство, отличающееся приверженностью к сохранению традиций. Замечательные памятники древнего и средневекового Китая являются гордостью Восточного собрания СОХМ.
Древнейший экспонат коллекции - жертвенный ритуальный сосуд типа "Цзюэ" (середина второго тысячелетия до нашей эры) отличает характерный меандровидный "узор грома" - "лэйвень".
С YI века н.э., в Китае широкое распространение получило буддийское вероучение. Небольшая бронзовая композиция с изображением "Будды-Шакьямуни с двумя бодхисатвами" - прекрасный образец китайской бронзовой пластики середины I тысячелетия нашей эры, характеризуется обобщенностью образа и мягкой моделировкой формы.
На обороте нимба в скульптурной композиции "Будды с предстоящими" сделана надпись, соответствующая 496 году нашей эры, периоду правления династии Северная вей (386-534), годам правления Тай - хэ. Это подносная скульптура в храм вдовы Сянь - и Фу - у умершего чиновника Чжань Юань - цзу, с пожеланиями, чтобы ее супруг почивший со святыми, немедленно поселился в стране Будды.
Китайская древняя бронза плохо представлена в музеях страны, поэтому каждый предмет имеет большую ценность.
Период династии Мин (1368- 1644) - наиболее примечательный в китайской истории, именно тогда быт в Китае был наполнен изысканными до мелочей, эстетически переработанными произведениями искусства, именно тогда культура и искусство страны переживали пору расцвета.
Яркий образец керамики Мин - "Черепица для крыши" в виде чешуйчатого дракона, покрытая желтой глазурью.
Китайские резчики довольно часто использовали для резьбы скорлупу кокоса. "Чаша" в виде широкой пиалы украшена тончайшей рельефной композицией с изображением отдыхающего старика и мальчика на фоне пейзажного ландшафта. Жизнь человека эпохи Мин, показанная в незначительном эпизоде предстает исполненной тайны, это проявлено в отрешенности от мирской суеты, в отсутствии позы, патетических жестов, театральности. Человек того времени всегда изображался необычайно естественно, в момент отдыха, или любования пейзажем, или тихо беседующим под сенью дерева. Собственно данный эпизод явился лишь поводом для изображения красоты и величия природы, окружающей человека, обрисованной чрезвычайно лапидарными средствами.
С мастерством резчиков по камню эпохи Мин, их возможностями обыгрывать природные свойства материала знакомит небольшая "Фигурка льва с львенком", сделанная из куска серого нефрита - камня с древнейших времен почитавшегося в Китае за твердость, почти равную стали, считавшимся священным.
Лучшая часть собрания художественной бронзы связана с периодом Мин. Черты неповторимой самобытности ярко проявились в разнообразных формах и декоре курильниц. Хорошее владение материалом выражено в курильнице "Гуй" полусферической формы с двумя скульптурными ручками в виде драконьих голов. Темная патинированная бронза покрыта причудливым рисунком из серебра. Данная курильница скорее всего является поздним отливом воспроизводящим более раннее произведение декоративно- прикладного искусства. Курильница в виде мифологического существа - единорога "Цилиня", с откидывающейся крышкой - яркий образец минской эпохи.
Китайскую буддийскую пластику этого времени(1318-1644) представляет отлитая из бронзы и покрытая золотым лаком статуя Милэ (Майтрейя - Будды грядущих времен), изображающая доброго толстяка, увенчанного короной. Большую ценность имеет "Статуэтка танского монаха Сюаньцзана" - легендарного путешественника в Индию, автора записок о Западных странах. Впоследствии, путешествие этого человека, раскрашенное народной фантазией, было переработано У Ченэнем и вышло в виде романа "Путешествие на Запад". Тонкая светотеневая моделировка отрешенного лица, цельность силуэта стоящей на пьедестале фигуры, одетой в длиннополые одежды; выразительность жеста молитвенно - поднятых рук, - все в работе выдает безупречный вкус ( из СОАИЭ в 20е годы)
Три скульптуры "Бодхисатвы", покрытые золотым лаком также относятся к периоду правления династии Мин, отличаясь лапидарностью силуэта и духом значимой монументальности.
В искусстве Китая периода Цин (1644 -1911) при маньчжурских правителях живопись отошла на второй план, уступив место декоративно- прикладному искусству, как главному виду искусства. В период правления императора Канси (1662 -1722 ), владевшего комплексом китайской учености, развиваясь в рамках старых традиций и канонов, декоративно - прикладное искусство переживает значительный подъем.
Памятники искусства этого времени широко представлены в экспозиции музея. Это образцы ткачества, вышивки, небольшая по объему, но достаточно разнообразная коллекция мебели: табуреты, столики, подставки под вазы, шкаф.
Деревянная резная пластика - древнейший вид искусства Китая. Две "Фигурки даосских святых" (мужская и женская, XVIII век) с остатками золотого лака на поверхности, исполнены живой непосредственности.
Исключительный интерес представляет собрание фарфора XVII - XVIII веков, выделяющееся белизной черепка, разнообразием форм и красочностью росписи.
Если в период правления династии Мин характерной особенностью фарфора было преобладание подглазурной кобальтовой росписи, то в период правления императора Канси 91662 -1722) продукцию отличает большое разнообразие декора.
Различные цветовые сочетания в росписи фарфора в Европе имеют названия семейств фарфоровых изделий, большая часть их появилась в период правления Канси - Юнжэн (1662 -1735).
"Зеленое семейство фарфоровых изделий представлено рядом интересных образцов: вазой, тазиком для бритья, но наиболее выразительными являются две "Тарелки - с изображением пейзажа "горы и воды", и мотива "цветы и птицы".
"Голубое семейство" (blue pudre) характеризуют три вазы, каждая со своим оттенком кобальта, от фиолетового, до голубого.
Любопытна тарелка на сюжет романа Цао Сюэ-Циня "Сон в красном тереме" (18 век), декорированная тонким рисунком в красной гамме.
Замечательный пример "черного семейства" - ваза формы "гуань" - украшение нашей коллекции.
Редким образцом фарфора периода Канси является ваза, покрытая черной блестящей глазурью и украшенная тонкой росписью золотом (изображение благопожелательных символов) черные монохромы "black mirror" запоминаются зеркальным блеском глазури.
В правление Канси производились также предметы с подглазурной синей росписью в традициях Мин.
"Ваза с фениксами" из коллекции А.фон Вакано, декорированная подглазурным кобальтом в виде горизонтальных поясков орнамента с изображением листьев лотоса, грибов "ли чжи", цветов пиона "мудань" и фениксов "фенхуан" - символов долголетия, счастья и богатства, отличается ярким, глубоким, синим тоном кобальта, богатством оттенков и высоким мастерством тонкого рисунка.
Фарфор периода правления императора Цянь - Луна ( 1736-1795)представлен несколькими предметами. Большая ваза цилиндрической формы с широким раструбом горла и расширяющейся к низу ножкой с полихромной росписью цветными глазурями ( из коллекции А. фон Вакано) имеет подпись: "Пинь Ань из Хуашани" пестрый, стилизованный растительный орнамент, наличие глазури горчичного цвета типичны для периода Цян-Луна.
Исключительным образцом керамики этого времени может служить ваза "Борющиеся драконы" работы художника Чжен Гэми. Броский живой рисунок борющихся драконов выполнен подглазурной росписью кобальтом, все свободные части закрыты желтой солнечной глазурью. По форме, чистоте керамической масс, по блеску глазури она превосходит другие вещи данного периода (из коллекции А.фон Вакано).
Скромная коллекция китайской живописи (около десятка свитков) включает работы художников XVII - XIX века. Выделяются два свитка конца XVIII - начала XIX веков, посвященные героям известного романа Цао Сюэ-циня "Сон в красном тереме" (История камня). В этом романе прослежена судьба трех поколений китайской аристократической семьи от ее возвышения до трагического финала. В основе сюжета история любви прекрасного юноши Цзя Бао-юйя к нежной и хрупкой Линь Дай-юй, но в целом этот роман - великолепно написанная бытовая хроника, послужившая темой для множества произведений искусства. Действие романа развертывается в пределах сада с поэтическим названием "Сад Великого созерцания". Художник любовно запечатлевает красоту сада, изображая героев то прогуливающихся по садовым тропинкам в окружении камней причудливой формы и травянистых лужаек, то находящихся в глубине павильонов, в интерьере наполненном красивыми предметами, будь то круглый столик красного лака, вазочка с цветком, расписной чайник с чашками или курильница. Оба свитка написаны в традиционной манере "гунби" (тщательная кисть) и являют аккуратный, с прорисовкой до мелочей стиль письма, включающий множество деталей, а также большое количество орнаментальных узоров на одежде. Герои произведения проникнуты чувством грусти, отстраненной созерцательности, свойственными учению буддизма-даосизма о бренности и суетности греховного мира. Неизвестный автор свитков тонко прочувствовал эмоциональную ткань романа и его философскую идею о предопределенности судьбы главных героев.
Облик "китайского сада" на свитках имеет свое неповторимое лицо, удивляющее богатством поэтических ассоциаций, связанных с миром человека средневекового Китая. Безусловно данная пара живописных свитков нуждается в дальнейшем исследовании и определении имени автора.
С мастерством резчиков по камню и кости, их умению обыграть природные свойства материала, знакомят небольшие нефритовые пластинки, статуэтки, стаканчики для кистей, сосуды для промывки кистей, настольные украшения, заготовки для печатей. Оригинальные настольные экраны из слоновой кости XVIII века, входившие в число предметов, предназначенных для стола ученного ( из собрания А.Вакано), украшены ажурной резьбой и рельефным изображением пейзажа. На обороте каждого из них нанесены поэтические строки: "На какой бы струне ни играть - все поет о счастье двух молодых" и "Сын, почитающий отца, славится навеки".
Художественные эмали в собрании музея представляют разные техники. Расписные эмали немногочисленны, но живописны. Привлекает внимание тонкой, почти миниатюрной проработкою деталей овальная "Крышка от коробочки с изображением сидящей на террасе девушки" в пурпурно- синих одеждах с веером в руке - героини упомянутого романа и две богато орнаментированные Вазочки XVIII века.
Резьба по дереву - один из древнейших видов народного творчества Китая. Композиция "Монастырь в горах" (XVIII в.) создана из корня бамбука. Представляет настольную скульптуру, украшенную резьбой на тему жизни горного монастыря. Философские воззрения буддизма нашли свое отражение в данной работе, где раскрывается тема слияния человека и природы.
В коллекции СОХМ имеется несколько экземпляров китайской вышивки. Самые ценные - два небольших панно - "Мальчик и бабочки"", с изображением малыша стоящего на листе лотоса в окружении бабочек. Вышитое гладью изображение на парных панно помещено на блестящем золотистом фоне, решенном в технике лицевого шитья, (когда нить, обернутая золоченой бумагой, прикрепляется с лицевой стороны). Эти произведения "живописи шелком" созданы в XVIII веке.
Китайская художественная бронза неполно представлена в музеях страны, отсюда интерес к каждому памятнику культуры, потому необходимо выделить группу произведений искусства в технике бронзового литья (18 в.)
На "Колоколе" с девизом императора Цянь-Луна "непоколебимое и славное" нанесено изображение Инь и Ян (тьма-свет), полярных сил вселенной, составляющих ее движение и гармонию. По краям от девиза и эмблемы "инь-ян" располагается схема "Ба гуа", включающая восемь триграмм в комбинации прямых и прерванных линий.
Декор и формы курильниц восемнадцатого века в отличие от изделий периода мин имеют более причудливый силуэт с преобладанием зооморфных мотивов, в них зачастую скрыто вместилище для благовонных трав, и лишь откидывающаяся голова зверя в "Курильнице в виде льва "фо" - собаки Будды" - выдает функциональное назначение.
Одна из курильниц ("Цилинь") представляет собой изображение мифического существа счастья "цилиня" - единорога. Цилинь - один из зверей мифологического бестиария, уподобленный единорогу, с мягким наростом на голове; его появление считалось знаком рождения мудреца, приносило покой и умиротворение в стране. Курильница по тулову украшена вставками из цветной эмали.
Большая массивная "Ваза с ручками - драконами" (XVIII в.) привлекает разнообразием орнаментальных мотивов, значительная часть которых восходит к глубокой древности. Данная ваза пример литья по восковой модели, отличается высоким мастерством, пластическим совершенством декора.
Бронзовое литье восемнадцатого века также представлено двумя статуэтками "Стражника Небесных врат", для этих работ характерны усиленное внимание в символике жеста, интерес к деталям, атрибутам и сложность иконографии. В пластическом решении статуи доминируют элементы декоративности
Коллекция Китайского искусства 19 века отличается разнообразием техник и количеством произведений. Сюда входит также небольшой раздел китайской мебели. Это столики причудливого силуэта, подставки под вазы, садовые табуреты из дерева, инкрустированные перламутром, мрамором или покрыты цветными лаками. Яркий пример мастерства китайских резчиков по дереву - "Шкаф" XIX века (остров Рюкю?), все части которого - панели, филенки, дверцы, стойки - покрыты изящной резьбой. Производство лаковых изделий было довольно трудоемким и дорогостоящим, и данный шкафчик являет пример имитации резьбы по лаку, но само качество обработки материала, то меандровидными поясками орнамента, то сплошными цветочными полями в сочетании с сюжетными мотивами на темы жизни святых, производит неизгладимое впечатление.
Интересным дополнением к нему является "Подарочный набор", состоящий из подставки, тарелочки, шкатулки и подноса также с покрытием красного лака. Шкаф и подарочный набор - свидетельство искусной резьбы по дереву, мастеров Рюкю - это в редкие России памятники культуры.
Китайская коллекция Самарского областного художественного музея небольшая, но по-своему интересная, по ней можно составить представление о важнейших тенденциях китайского классического искусства.
ИНДИЯ
Восточное собрание СОХМ дополняют коллекции декоративно-прикладного искусства Индии XVIII - XIX веков и миниатюрной живописи XVIII - XIX веков.
Здесь представлены изделия исполненные в различных техниках обработки металла - насечке, гравировке, чеканке, инкрустации. Но наиболее значительные экспонаты - сосуды, декорированные в специфической индийской технике - бидри. Особенность изделий бидри состоит в соединении матового черного цвета поверхности с узорной инкрустацией серебром и золотом. Центром их производства был город Бидару близ Хайдарабада.
В прикладном искусстве Индии техника инкрустации цветными металлами, полудрагоценными камнями, слоновой костью и перламутром достигла необычайных высот. Оригинальная подставка под рукопись XVIII века украшена затейливо выполненными орнаментальными и сюжетными инкрустациями из слоновой кости, перламутра с изображением модифицированного священного древа, людей. Животных и фантастических птиц.
Особую группу составляют десять миниатюр XVIII - XIX веков. Когда-то существовавшие в качестве иллюстраций в рукописях, они были изъяты, разрознены, и теперь не представляется возможным определить их литературный источник и автора.
Две миниатюры относятся к знаменитой могольской школе. Это миниатюры позднего периода - XVIII и первой половины XIX века. Изящество рисунка, тонкая работа кисти, нежные пастельные цвета - характерные приемы могольской школы проявились в работе с изображением дворцовой сцены (XVIII век).
Выдающееся место в могольской школе живописи принадлежит портретному жанру, который на протяжении десятилетий сформировал свои каноны, чаще всего это были портреты правителей или вельмож. "Портрет Бахадур-шаха на троне в окружении подданных" - последнего правителя великой династии - отмечен точностью портретных характеристик, ювелирной отделкой деталей. Неизвестный художник с большим вниманием прописал многокрасочную парадную одежду людей и пышное убранство интерьера. Сверху надпись: "Портрет Мухаммед Бахадур шаха - падишаха гази" (газа - борец за веру).
Ярко и непосредственно воплощали религиозные сюжеты и сцены придворной жизни художники Раджастхана. Одна из миниатюр относится к излюбленной сюжетной теме сказаний о Кришне, где художник свободно проявил свою фантазию, разделив плоскость картины на шесть самостоятельных частей.
Лучшая миниатюра этой школы представляет одну из сцен вечернего отдыха с изображением раджпутской принцессы, сидящей на террасе дворца и наслаждающейся искусством придворных музыкантш и танцовщиц. Чистые локальные голубые, пурпурные, розовые, изумрудные и золотые краски сияют жарко и радостно, словно аккомпанируя музыке. Сверху надпись: "Зибан-ниса" - "Украшение женщины". Вероятно, это личное имя изображенной дамы.
Культ Ганеши божества с головой слона имел самое широкое распространение. Небольшая миниатюра "Почитание Ганеши", недавно возвратившаяся после реставрации с открытым доминированием алого цвета (киноварь), также типична для школы миниатюры Раджастхана.
Интересна миниатюра сикхской школы, сформировавшейся на территории северных княжеств Индии, управляемых сикхами. Знатный сикх в парадных одеждах запечатлен поклоняющимся Кришне.
Одна из миниатюр относится к школе Пахари ("горная школа"). Красота предгорьев Гималаев, вдохновляла художников на создание безмятежных и величественных образов. Наивысшего расцвета искусство миниатюры достигло в княжестве Кангра. Живопись Кангры была реалистична и обладая внутренней раскованностью, утверждала тему единения человека и природы. В северных горных районах культ Кришны (одно из воплощений Вишну) получил самое широкое распространение. Центральное место в нем занимает бхакти - учение о любви и преданности богу. Любовь Кришны и пастушки Радхи - символическое выражение единства мира. Миниатюра из собрания А.Ф.Вакано "Поклонение Кришне" (Кангра 1800г. ?) - маленький шедевр, исполненный очарования и гармонии. Яркие разноцветные костюмы Кришны и Радхи, их роскошные и причудливые по форме драгоценности, сочностью цветовых пятен соперничают с пышной зеленью грозового пейзажа. Превосходно изображены свинцово-черные с пучками молний дождевые облака, цветущие деревья и листва. Идеальные возлюбленные - музицирующие Кришна с Радхой, предстающие перед индусом в окружении павлина и быка, благодаря мастерству художника наполнили лист миниатюры духом поэзии и музыки. Следует отметить, что миниатюрная живопись горных областей Индии - Пахари, стала известна ценителям после 1910 года. В собрании А.Ф.Вакано миниатюры этой школы появились раньше, став подлинным украшением коллекции индийской живописи.
Искусство обработки дерева отображено в двух работах собрания Вакано - деревянной резной панели с изображением буддийских божеств (XVIII в.) и большой шкатулке (XIX в.).
О коллекции Востока в СОХМ можно было бы сказать очень много. Основное ядро собрания Восточного искусства, составляет коллекция Альфреда фон Вакано - дар Самарскому музею В настоящее время это самое большое и цельное собрание в Поволжском регионе. Произведения вошедшие в него, не только представляют собой прекрасные памятники культуры и искусства буддийского и исламского Востока, Западной Европы и России, но и являются интереснейшим материалом для научных исследований