Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Время волшебников, кукольники

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  В. Чернова
  Выставка кукол "Время волшебников"
  Волосы льняные, глазки голубые.
  И обуты ножки в синие сапожки.
  На красавице - пальто. Догадались? Это кто?
  Загадка.
  На протяжении января в галерее "Новое пространство" Самарской областной универсальной научной библиотеки экспонировалась выставка авторских кукол "Время волшебников".
  Это вторая выставка авторских кукол, которую можно назвать уже ежегодной. Первая выставка состоялась в августе 2013 года и представила двенадцать художников по куклам. Она пользовалась большим успехом, жаль, было время каникул и отпусков. Та выставка подарила мастеров кукольного дела по принципу "мастер и его мастерская". Впервые работы нескольких самарских школ кукольников и их учеников так полно заявили о себе, и впервые показали зрителю мастерство высокого уровня. Несмотря на летний сезон, выставка стала лидером по посещаемости 2013 года. Тогда многое делалось на энтузиазме, мастерицы принесли из дома саквояжи, аксессуары, драпировки, фоны, бесконечное количество сопутствующих мелочей, которые с большим удовольствием хотелось рассматривать.
  Вторая кукольная сделана с большим вкусом и профессионализмом. Во-первых, был создан выставком в составе членов Союза художников России Анны Сливковой, Юрия Малыгина, художника по куклам Натальи Стукаловой и руководителя галереи "Новое пространство" Светланы Даниловой.
  Далее, в рамках подготовки и работы проекта несколько месяцев на странице Фейсбука работала виртуальная галерея, и каждый автор мог выставить как заявку свое произведение. По итогам этого открытого просмотра и обсуждения определили участников выставки. Так оказалось, что выставка "Время Волшебников" объединила более двадцати художников из Самары, Тольятти, Жигулевска, Сызрани, Отрадного.
  Галерея Новое пространство ответственно подошла к созданию экспозиции. Были заказаны специальные подставки для кукол определенного размера и высоты, трехступенчатые подиумы, и совершенно особым образом организовано пространство интерьера. Никаких щитов, стен, в центре просторного зала урбанистическая елка - конус из белых шаров, с краю подвесные минималистические ели из бумаги крафт. С потолка свисало море шаров - снежков. Кукол было столько же, как и в 2013 году, но тридцать персонажей более не утопали в окружении предметного мира, а предстали авторской самодостаточной скульптурой, разодетой и раскрашенной. Особенность последней выставки - каждое произведение - кукла должно иметь свою историю. Сегодня придуманная история не менее важна, чем ее носитель. Стилисты говорят, что даже у платья должна быть своя история, иначе это будет не платье.
  На мой взгляд, наиболее ярко воплощена история куклы Анны Шевцовой-Зориной (Самара) "Вдохновение". Материал: jovi, смешанная техника, высота 30 см., 2014г.
  "Посвящается художникам и всем творческим людям. Каждый художник, будь то живописец или кукольник, безусловно, является волшебником".
  Вдохновение
  День закончен - и кисть до утра
  Остывает светло и натужно...
  Головешкой ночного костра
  В темноте догорает натурщица...
  
  Я гляжу на законченный труд
  И, как это случается издавна,
  Понимаю, что новый этюд -
  Это, в общем, не новая истина.
  
  Но я счастлив, как юный жених,
  И танцуется мне и хохочется:
  Я сегодня остался в живых
  На войне, именуемой творчество!..
  Уцелевший, стою у холста,
  Полный счастья, испуга, смятенья...
  
  ...Уважайте удачу, когда
  Неудача была бы смертельна!..
   Л.А. Филатов
  На футуристической картине В.Татлина "Натурщица", которая служит основанием, сидит сам художник-звезда русского авангарда. Портретное сходство очевидно. Трудно словами описать те средства, которыми кукольнику удалось передать характерную позу Татлина, полузакрытые глаза, весь облик гения, находящегося в состоянии творческого озарения. Хороша цветовая гамма. Эта работа пример емкого художественного образа надолго остается в памяти.
   Параллельно с ежедневным фотоотчетом на Фейсбуке, сами мастера - кукольники на Контакте открыли отдельную страницу, посвященную выставке и проводили обсуждения, постоянно размещали важную информацию по кукольному делу. Первый вопрос, который, я думаю, важно знать каждому зрителю, что такое - авторская кукла.
  И вот ответ. "Особым направлением современного прикладного творчества является создание авторской куклы. Авторская кукла выполняется в единственном экземпляре, представляет собой плод кропотливого труда. Может иметь портретное сходство с определённым человеком (портретная кукла), свой набор одежды и миниатюрных аксессуаров, быть изготовленной, подобно монолитной скульптуре, цельной или иметь шарнирные суставы: такой кукле может быть придана практически любая эмоциональная поза. Авторская кукла предназначена для созерцания. Самая главная цель, которую должен преследовать автор в создании куклы - это передача настроения. Авторская кукла, как уже было сказано выше, имеет право быть какой угодно, она не может быть только без эмоций, без чувств". Последнее, особенно важно для верной оценки этого вида искусства.
  Среди подробных, почти натуралистично рассказанных кукольных историй зрителям запомнилась задушевно рассказанная история Мастера Натальи Дементьевой. "Последний ангел" с изображением дамы и ее песика. Материал: Paperclay, высота 37 см., 2014 г.
  "Я свято верю, что собака - Последний Ангел на Земле... Когда затянет душу мраком - она одна придет ко мне. Когда меня друзья оставят, когда надежды предадут, поверить в искренность заставят глаза собачьи, что не лгут... Когда мелком последней боли Жизнь подведет черту свою, усилием собачьей воли она лизнет ладонь мою. И даже там, в раю собачьем, по мне тоскуя в тишине, она вернется в час назначенный Последним Ангелом ко мне". Меня заинтриговал материал, из чего сделана собака. Оказывается, посредством валяния из какой-то пегой шерсти. Получилось убедительно.
  Галерея Новое пространство ответственно подошла к мастер-классам. Если в августе 2013 года были мастер-классы для взрослых по изготовлению деталей куклы, то в этом году для новогодних каникул были разработаны программы для детей.
  1.мастер-класс художника Алисы Якиманской "Дерево мечтаний" (лепка дерева с пожеланиями или мечтами в подарок) "Планета маленького принца" (лепка елочной игрушки) "Декабрики" (лепка сказочных фигурок из самозатвердевающего пластика)
  2. "Овечки новогодние" - мастер-класс художника Натальи Стукаловой (для детей) "Елочный шар", "Марионетка"
  3. практическое занятие художника Татьяны Малушкиной "Звездочка с характером"
  Конечно, многие замечательные мастера запомнились уже с первой выставки. В свое время я отдала свои симпатии Алисе Якиманской, ее композиции из трех фигур старичков "Троеточие". Вот и на этот раз я ожидала, что она представит. Она выставила две фигуры.1) Его море всегда было с ним. Материал: ладолл, размер 60 см., 2014г. "Этот добрый человечек, с глазами цвета счастья, проходит через всю мою жизнь, неся в своем клетчатом чемодане море...".
  2)Безногий. Материал: LaDoll, высота 60 см., 2014г.
  "Когда все было готово, они затаили дыхание - безногий человек, старая тележка и его парус - и с радостью устремились вниз по улице. Они плыли, летели мимо разноцветных домов, отражаясь в окнах города то кораблем, то птицей, то мечтой. И все увидели это. И я был среди них, но только сейчас понял, что каждый день, проходя этот перекресток, не заметил, не разглядел самого главного: доброе, светлое, человеческое счастье, которое отражалось в глазах этого безногого человека под деревом, с птицами в карманах и в сердце".
  Однако в свете летних политических событий, я не увидела счастье в глазах безногой куклы. Да, на лице была улыбка, но и невысказанная боль сквозила в ее глазах. И другие стихи Д.Кедрина пришли в голову.
  Ни слова сквозь грохот не слышно!..
  Из дома, где мирно спала,
  В убежище девочка вышла
  И куклу с собой принесла.
  Летят смертоносные птицы,
  Ослепшие в прожекторах!
  У женщин бескровные лица,
  В глазах у них горе и страх
  И в этой семье сиротливой,
  Что в щели отбоя ждала,
  По совести, самой счастливой
  Тряпичная кукла была!
  О чем горевать этой кукле?
  Ей тут безопаснее всех:
  Торчат ее рыжие букли,
  На толстых губах ее смех...
  "Ты в силах, - спросил я, - смеяться?"
  И, мнится, услышал слова:
  "Я кукла. Чего мне бояться?
  Меня не убьют. Я мертва
  
  Помимо странички Нового Пространства на Фейсбуке, мастера - кукольники на странице в Контакте, поместили полную информацию по материалам этого вида искусства. Оказывается, для изготовления куклы сегодня существует множество специализированных материалов, бытует множество технологий и популярных методик. Все это не дешевое удовольствие, искусство затратное. Но охота пуще неволи. Интересно было узнать, что "Авторские куклы подразделяются на множество жанров (например, характерная реалистичная кукла, фантазийная кукла, "кукла без куклы" и т.д.), техник исполнения (например, горячий и холодный пластик, фарфор, текстильные куклы) и по назначению (коллекционные, интерьерные и т. д.). В России существует "Музей уникальной куклы" в экспонаты которого, в принципе, попадают только авторские работы".
  Известный мастер - кукольник Лада Константинова очень мудро заметила, что среди "изящных" Искусств куклы занимают такое же положение, как сказки в Литературе. Истоки и цели примерно одинаковые. Первоначально предназначались для детей. Они схожи между собой тем, что уносят нас за границы реальности, наделены волшебством. Никому в голову не придет отрицать существование Серого Волка, Жар - Птицы, или Птицы - Сирин. Сказки к тому же не претендуют на звание "роман года", они развивают нашу фантазию и дарят нам радость игры. А кукольное дело никогда не будет претендовать на звание - Царицы искусств.
  На мой взгляд, настоящей Царицей выставки стала работа Малушкиной Татьяны (г. Самара) Птица Сирин. Материал: LivingDoll, папье-маше, дерево, термопластик, винтажный плюш, кружево, бисер, шарнирное соединение головы, высота 37 см., 2014г.
  Роспись: масло и акрил.
  Сирин - дева! Сирин - птица!
  Сладким пением своим
  Зачарует, околдует, усыпит.
  Чудный сон тебе приснится,
  В нем развеются как дым
  Все печали, все тревоги. От обид
  Зарастут на сердце раны -
  Все счастливо, все равно,
  Ты навек волшебным голосом пленен.
  Ах! Забвенье океаном
  Захлестнуло - и на дно...
  Пусть не кончится прекрасный этот сон!
  Птица-Сирин совершенно зачаровывает своим неотразимым девичьим лицом, таинственным взглядом больших карих глаз. Как сказочный зверь, она к тому же обладает мощными орлиными лапами с острыми когтями. Так и представляешь, как она рвет на части мышку - полевку...
  Известная мне ранее мастер Анна Книгиничева выставила несколько работ с историями. Запомнилась девочка - слоник с пончиками в авоське. Знакомый художник Лена Кузуб (г. Самара) интересно работает с фарфором. Принцесса - лиственница Материал: Фарфор, надглазурные краски, высота 25 см., 2014 г. Платье из авторской ткани с вышивкой, снимается. Корона - горячая эмаль по меди. "Это последняя куколка из серии "Принцессы - травницы". Это девочки, которые играют в принцесс в лесу. Где кроны деревьев становятся для них сводами прекрасных замков, а цветы и травы превращаются в изысканные украшения"
  У известной всему городу Натальи Стукаловой (г. Самара) понравились две работы 1) Сон волшебной птицы. Материал: LaDoll, высота 65 см., 2014г. В зачарованном лесу спит волшебным сном. И чудится ей, будто и не птица она, а дама, и что на бал приглашена. А может и не сон это. В волшебном лесу сбываются все желания.2) Зима. Поземка. Материал: Fimo, высота 20 см., 2014г. "Поземка бежит по земле, закручиваясь в причудливые снежные розы. Озера, реки скованы звенящим льдом. Холодно, зябко, сыро, тревожно - зима... Как и ты, земля, я залезла под одеяло и жду тепла
  Выставка полна не только сказочных персонажей, герои каждого дня, школьники - мальчики и девочки также встречают нас в экспозиции. Нравится работа Татьяны Завальской (г. Самара) Ждем маму. Материал: Paperclay, картон, дерево, лама волосы и натуральные ткани, мишка - плюш, высота 33 см., 2014г. Вытянувшись в тонкую струнку и стоя на носочках, он жадно вглядывался в вечерние сумерки. Обычно к этому времени мама уже бывает дома. "Не плачь, Тедди! - подзадоривал он плюшевого медведя. - Сейчас мама придет". Один... два... три...
  Признаюсь, я не однажды приходила на эту выставку. Помечталось создать в Самаре Союз кукольников, специальное объединение. Или некий бренд для галереи Новое Пространство, как ежегодная Кукольная выставка. Многие воспринимают куклу как украшение интерьера, как оригинальный подарок, ведь помимо необычной внешности, кукла к тому же обладает душой, думается, на подобных выставках зритель учится видеть особое произведение декоративно-прикладного искусства. С этой выставки уходишь с мыслью, что волшебство существует в обычной жизни, и волшебники есть рядом!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"