Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Самара в творчестве семидесятников

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Пейзажи города Самары в творчестве художников Самары.

  В.А.Чернова.
  
  ОБРАЗЫ САМАРЫ В ЖИВОПИСИ ПОКОЛЕНИЯ СЕМИДЕСЯТНТКОВ.
  
  "И быстро и молча проходят они
  Заводы, заставы, заборы, мосты,
  Слилися вдали городские огни.
  И ветру просторней и тише дышать.
  Виднеется вдруг словно вымерший дом
  По снам позабытым он сердцу знаком".
  М. Кузьмин. "Дом
  
  Конец ХХ века стал для искусства Самары временем городского пейзажа. Начало этим пейзажам положили в 70е и в 80е годы художники ― графики В. Севастьянов, В. Иванов, С. Щеглов
  Самара, как основная тема, как улицы, здания, как неповторимая печаль живущих ярко, стремительно, и стареющих внезапно домов, деревьев и людей в этом старом Городе. Камерные пейзажи, рожденные в тесноте маленьких квартирок, на стенах галереи выстроились длинной лентой, бесконечно растянувшейся вдоль трамвайной линии, обретая в экспозиции подлинную монументальность фриза.
  Пейзаж города, созданный на рубеже веков, подлежит законам движения искусства, и оказавшего наиболее чутким к переменам времени и воздействию этого времени на человека. Именно в 1990 -2010 годы наступило возрождение городского пейзажа, как жанра... Сегодня на выставках мы находим блестящее продолжение развития темы Города.
   Сама идея архитектуры приобрела в пейзажах Самары прямо противоположные значения. В одном варианте эта идея либо воплощает гармоничное сосуществование человека, либо оборачивается городом развалин, каменным кладбищем, дышащим равнодушием к человеку, все более одинокому в городской среде.
   Архитектурная среда Самары именно в эти годы дала новый, сочный и сильный побег - Наталью Хахалину. В сложные 90 годы она открыла эстетику простых крупных форм зданий Самары, наполнила тяжеловесной плотностью колорита, цветовыми острыми контрастами. Ее Самара ломает все привычные представления, новизной кубообразных элементов - незначительных домиков, утопающих в грязи задворков. Какая в этих пейзажах грустная перекличка стен и брошенных на стылую землю, похожих на гробы, страшных в своей брутальной силе бетонных блоков.
  Произведения живописи Александра Уханова открылись для меня на выставке "Трамвай воспоминаний". Основная тема ― пейзажи старой Самары.
  Городские пейзажи в живописном решении Александра Уханова чаще порывисты и "жарки". Качество красочного слоя таково, что сама пастозная масса на поверхности холста с шершавой фактурой, наделяет тактильной обособленностью холст, этот прием вносит в привычные мотивы беспокойство и нервозность. Гармонии Уханова строятся на диссонансах, на резком аритмичном пульсе цветовых пятен, на неожиданных всполохах цвета.
  Зрители смотрят на остроконечные шпили католического собора "Святое сердце Иисуса", и стоящий на первом плане маленький двухэтажный дом кажется давно близким, родным (Картина "Тайный дворик"). Но сами шпили, "вырастающие" из тулова близлежащего дома, напоминают некое биоморфное существо, обитающее за штакетником, за стволами рыжих деревьев. Отсветы золотой листвы подвижными солнечными бликами распластались на земле, на козырьке парадной, на не штукатуреной стене дома. И деревья, и дома, и шпили, не смотря на трещины, выбоины, и скудость растительного декора полны внутренней витальной силы. Здесь нет намека на то, что мотив пришел из далекого праздного века. Взгляд живописца перечисляет приметы старости без сострадания, без ностальгии и жалости. Все эти объекты города живут полнокровной жизнью и будущее не мыслиться без них.
  Еще раньше, на персональной выставке в Самарском художественном музее некоторые картины Александра Уханова несли в себе элементы этюдности, списывания с натуры, эскизности, композиционной непродуманности. Сейчас все по-другому. Вначале художник ищет на листке бумаги композицию, все элементы пространства, собирая и завязывая в тугой неразделимый узел. Потом живописует. Получаются не Портреты города, а Образы Города ― тщательно выверенные полотна, но написанные одним махом ―а ля прима, в один ― два сеанса. Мазок лепит форму, это корпусная, пастозная живопись. А свободное владение мастихином*, в соединении с манерой наложения красочного слоя, частично вперемежку, частично слоями, творит эффект "северного сияния". Все средства выразительности помогают создать обаятельные образы, которые нельзя не полюбить. ("Жигули", "Заволжье" Город у Александра Уханова всегда в поле восприятия его художественного чувства.
  Реальность и воображение так тесно переплелись в творчестве, что стали неразделимы, где сон, где явь― судить сложно. Вот картина ―"Самарский дворик". В центре композиции желтое глазастое тулово трехэтажного дома, с двух сторон, будто крылья майского жука ― торцевые стены домов - пристроек. На их фоне городской фонарь, да пирамидальный тополь. Дом ― жук вот-вот взмахнет крылами и улетит в пространство небесного собора. У Дома-жука посередке нарисована полуциркульная арка и в ней ― колокольня со шпилем, тоже готовая взмыть ракетой в межгалактическое пространство.
  Кирха и Костел,― излюбленные сюжеты пейзажистов Самары. Частицы Польши и Германии― таинственные европейские деликатесы в ровном каменно - деревянном модерновом ландшафте волжского города. Здесь шпиль Кирхи теряет свою провинциальную маломерность, приземленность, тянется в серый холод заволжского неба. ("Кирха")
  На полотнах Александра Уханова старый Город потрясает крепкой резвостью бытия. И это странно завораживает. Ведь пейзажные сюжеты этого мастера лишены кипения жизни, на пустынных дорогах сидят одни собаки, да застыли одинокие путники. Но сама живописная аранжировка объектов города такова, что стены зданий мерцая, вибрируют красочными выплесками людской энергии. Невероятные страсти жильцов буквально пружинят доски, прогибают балки, вспучивают крыши, заставляют наклоняться в стороны.
  "Не падай!", как окрик, как всхлип, как команда солдату, уставшему на марше, мечтающему забыться во сне. Название работы уже определяет позицию автора по отношению к своим героям. Они все одушевленные, живые. " Двойняшки", " Разговор" (Разговор о жизни двух домов), "Сарафановые дома", "Тюльпановые дома", "Осенние дома". Все они любовно освещены яркими закатами и рассветами. И неизменно, подле дома ― одинокое дерево, как мальчишка ― подросток вытянувшее вверх руки ― ветви. Деревья и листва ―все угловато-корявое по силуэту, набросанные быстрой и легкой рукой.
  Сегодня в живописи сложилась странная ситуация, Художники не запечатлевают улочки, дома, которые разрушаются, сжигаются, которые невозможно спасти от сноса и "новой" архитектуры. (Вид погибшего дома ― зрелище не для слабонервных) Таков закон природы ― любить живущих. Потому так хороши морщинистые лица домов нашего любимого Города.
  "А я один на свете Город знаю и ощупью его во сне найду"― писала Анна Ахматова и часто видела тот город во сне. Ей снился Петербург... Часто нам сниться Самара. Двери этого города, решетки, навесы, темные кряжистые тела домов. На вернисаже один независимый критик показал на ночной пейзаж и изумленно воскликнул: ―Это же мой сон!! Один к одному! Александр Уханов, Вам тоже Город старый сниться! Спасибо за эти сны о Самаре!!
  Большая часть пейзажей художников - семидесятников пустынны, безлюдны. В русском искусстве эта черта появилась впервые у мироискуссников. Также как и мироискуссники любили Петербург, самарские художники любят Самару, сам город - его здания, его площади, парки, в которых можно ощутить дыхание других эпох. Полотна этих мастеров утверждают, что город имеет свою душу. Но у Хахлиной "безлюдность" как факт, как художественный прием, усиливающий ноту одиночества и безысходности.
   Блок "Заборы - как гроба, в канавах преет гниль, все, все погребено в безльюдьи окаянном".
  Тумпурова Александра (р.1954г.) причисляют к пензенской художественной школе. Работает он преимущественно в жанре пейзажа, утверждая силу русского пленэра. Живее и полнозвучное соединение человека и городской среды, самарца и Самары - присуще этому мастеру.
  Он соединяет людей, и их суету с природой, растворяя их в ней, сделав их частью стихии, живущей общей жизнью со стаями птиц, с собаками и кошками, вместе с ветром, солнцем и снегом. Пространство города, свет, люди. Воздух, деревья, земля - все одно и тоже, все единое...
  В восторженном пантеизме Тумпурова много интереса к сюжету, к реальному житейскому эпизоду, постепенно он переходит от любования мгновеньем, к пейзажу - картине. Живя в частном секторе Самары, он, приезжая в старый город пишет веселое кипенье городской суеты: газельки, легковушки, люди, собаки, резкие тени, блики, солнце, сугробы, облака, стаи птиц. Запечатлевает особый колорит Самары.
  
  Событием художественной жизни города является возникновение Николая Шишина. Новое имя на живописной карте Самары. И как вовремя! Нет ничего заказного в творчеств этого художника. Но как-то хорошо совпали с юбилеем губернии две выставки.
  Николай Шишин родился в Самаре, взрастал на улицах Безымянки, ловил на себе живые взгляды подслеповатых окошек ее небольших пятиэтажек, ощущал на подошвах тепло тропинок и дорожек, прогретых солнцем Заволжья. Азы профессионального образования он получал также в Самаре, в художественной школе.
  Толстые подрамники с ровно набитыми уголками из бережно ошкуренного бруса, аккуратно срезанный и укрепленный холст, - все не заказное, любовно сделанное своими руками. Есть картины, не одетые в рамы, а те, которые обрамлены рамами, - без особых претензий, очень скромны. Старательность и тщательность выдают художника-непрофессионала. Зритель, воспитанный на стереотипах знает, что непрофессионалы пишут бирюзовые волжские пейзажи, пронзительно нарядные цветочные натюрморты и портреты с фотографий. Николай Шишин совсем иной - художник по призванию.
  В самых первых работах трудно угадать человека с нежным сердцем, но в них уже есть чувство мечтательности, некая наивность, присущая детям.
   Одна картина называется "В парке".1995г. Внезапно она напомнила коврики детства. В деревнях начала шестидесятых годов вместо тканых ковров на стене красовались большие рисованные на холсте картины. Они звали в мечту, в грезу, в чудесную страну с зеленым лесом, с васильковым небом, лазурным морем, Словно отсветы райского сада Эдема они закрепились в массовом народном сознании.
   Вот и эта картина "В парке" - мальвовая мечта о цветущем мире, где всегда царит весна. В центре крохотный пруд пронзительной синевы и белым лебедем над его великолепием застыло кучевое облако. Деревья стоят рядом, вниз падает зеленый свет веселого, радостного солнца. В колорите множество изумрудных оттенков, чувствуется, что парк полон жизни. В этой работе угадывается страстное желание покоя и гармонии. Но работа лишена конкретности, не имеет никаких характерных примет. И видимо по этой причине художник ушел от темы чистых идиллических пейзажей.
   Его манит к себе среда, созданная человеком. Правда, людей он избегает. Не нужны ему шумы многоголосой людской толпы. Лишняя суета.
  Свои мысли художник озвучивает. Попробуем последовательно понять размышления автора.
  1) Н. Шишин считает, что сейчас наступило сложное для художников и для искусства время. Он верит, что многое зависит от диктата рынка, конъюнктуры. Ему известны два пути - идти навстречу потребителям, потакать обывательским вкусам или искать "свой единственный путь в искусстве". Само это замечание ценно для художника.
  2) Что является важным для художника? Николай Шишин считает, что успешная продажа картин - недостаточная вещь для автора, необходимо, чтобы сама жизнь и природа восхищали художника и стимулировали его творчество.
   "Туман и майскую росу
  Сберу я в плотные полотна.
  Закупорив в сосудец плотно.
  До света в дом свой отнесу".
  Так говорил об искусстве неподражаемый Михаил Кузьмин. Во многом они совпадают - Кавалер Серебряного века и Провинциал конца Железного века.
  "Для меня важно видеть красоту обыденного, всего, что считается обыкновенным". И потому, узкий столб высокого здания, одетый в блекло красноватую штукатурку, одинокий в окружении покосившихся деревянных домишек, мрачновато поглядывающий на них темными окошками, у Николая Шишина - Красный рондель (Замок 1999г).
  3)"Необходимо воспитывать в себе художественное видение"
  Да, у него оно есть. Особое видение Самары. Он так точно и скрупулезно воспроизводит ее уголки, что можно получить топографический атлас, если составить работы последовательно. Он любит ее во все времена года. Она хороша зимняя, с грязными сугробами, кучами снега на газонах, с заснеженными крышами домиков, сарайчиков ("Старое здание на углу Арцыбушевской"1999г). В картине "Солнечное утро" 2000г. запечатлены трогательные подвалы и подворотни, обветшавшие, трухлявые, но необыкновенно теплые от солнечных бликов на выцветшей штукатурке. Внимательный глаз художника не пропустил сосульки, словно ожерелья повисшие на одеяниях домов. Несомненно они для него, словно живые существа, отсюда желание живописать улицы, здания, в разных состояниях, одеяниях, обличьях. Он пишет город только в светлое время суток, чтобы все можно было разглядеть. "Ночью дверей не слышно. Ночью дверей не видно".
  Живопись Николая Шишина неяркая. Красочный слой, вязкий, плотный, непрозрачный, нет свечения изнутри, от грунта, нет легких жидких лессировок. Цвета не локальные, а слегка погашенные, припудренные пылью дорог или городского смога. (Соприкосновение.1998г.) Разноцветная штукатурка всегда с добавлением серого или коричневого тона. Отсюда интересный эффект - все увидено будто через старое стекло.
  4) Не каждый художник строит свои композиции осознанно, многое проявляется бессознательно. Как это проявляется у Николая Шишина .не ведомо, но у него любовь к конструированию замкнутого пространства. Почти всегда в центре картины - дорога, улочка, тропинка во двор. Дома с двух сторон, или с одной стороны, будто кулисы открывают среднюю часть. А когда взгляд послушно направляется по тропинке, то выясняется, что идти некуда. Впереди не свето-воздушные дали за Волгу, или к горизонту, а некий тупичок с забором или стеной. ("Двор на ул. Степана Разина"1999г. "Солнечное утро"1999г., "Июльский день"1998г., "По дороге домой" 1998г.) Так вот обнаруживается, что главный герой всех композиций-городской дворик.
   По - хозяйски, художник осматривает каждый уголок, не упуская ни одной мелочи. Вот двор на улице Каховской. Безымянка.1998год.Тихий зимний день. Три здания - кулисы срезаны по торцам словно кинокамерой, а в центре полотна - замерзшие стволы деревьев протянули ветви-руки к небу, но тонкая девочка-тропинка огибает их , бежит мимо, зовет во двор. Там в глубине - маленькая заснеженная скамейка с двумя воронами .Как скромно бедное бледное платье этого запустелого дворика! И только сухой кустик цикория коричневым пятнышком, будто брошка, оживил зимнее одеяние.
  Летние дворики более оживлены и говорливы. "Солнечный день" 1999г.С большим чувством зафиксированы крошечные палисадники, клумбы, и отдельные островки травы, прорвавшие толщу асфальта.
  Интересная деталь в композициях - все люди-стаффажи. Да, они не главные герои, но как правило, старики и дети. Порой они сиротливо одиноки в маленьких тихих двориках. Их фигурки вносят дополнительную грустную интонацию в неяркую живописную полифонию холста.
  Н.Шишин не любит машины а улицах . Они по -детски .масштабно уменьшены и отодвинуты в сторону, подальше от какого-нибудь симпатичного домика с голубыми наличниками.
  Показательна в этом плане работа "Спуск с Хлебной площади"2000г.Дома здесь разновеликой, пестро-одетой толпой, затылок в затылок спускаются на берег Волги. Приплюснутые легковушки испуганно прижались к обочине, подальше от этой причудливой толпы.
  5) О предшественниках. Николай Шишин написал так:
  "Я иду за другими художниками, живописующими Самару, Ухановым, Севастьяновым и другими. Иногда выбираю неосознанно те же места, которые они писали."
  Замечательно сказано, художник не скрывает свои корни. Классики давно заметили, что лучше учиться у современников. Все равно, одни и те же мотивы будут прочувствованы по-разному. У Шишина, одиночество, грусть и нежность к незабываемому архитектурному облику провинции.
  6) Николай Шишин считает, что художнику необходимо сохранить в себе способность удивляться миру, природе. Важно быть наивным, словно дитя.
   Невольно вспомнилась замечательная сказка Г. Х. Андерсена "Старый дом". Одному маленькому мальчику старый дом нравился гораздо больше всех остальных домов. Разглядывая его стены с отвалившейся местами штукатуркой, мальчик представлял себе самые невероятные картины прошлого.
  Однажды мальчик пришел в старый дом спросить старика про одиночество.
  -А правда, что в старом доме одиноко? - спросил он.
  "-Ну, меня навещают старые воспоминания и приводят с собой, кого могут ,-сказал старик"
  Так как-то представилось, что Николай Шишин словно сказочный герой Андерсена бродит по улицам старого города и слушает замечательные воспоминания, рассказанные старыми домами.
  Почти несущественная деталь множества композиций. В большинстве запечатленных на холсте домов окна чернеют пустыми глазницами стекол. Там никого не ждут. Эта деталь усиливает печальную интонацию в звучании городского пейзажа. Но в конце 2000 года появилась картина "Осенняя прогулка по улице Л. Толстого".В центре написан маленький двухэтажный деревянный домик с эркером, где окошко приветно сияет золотым янтарным светом. Теплому его блеску вторят охапки желтой палой листвы на газонах.
  Как здорово, что бродит художник по городу и слушает мелодии нашей благословенной Самары и также благоговейно славит ее.
  
  Старый город в живописи Г.А.Лемковой
  
  Особо хотелось бы обратить внимание на творчество художников-дилетантов. В живописи Г.А.Лемковой предстает иной Старый город. Она, гуляет по Городу, любуется крепкими мышцами асфальтовых шоссе и любовно запечатлевает на фотографиях обаятельную улыбку его дворов. Заворожено глядит в его разноцветные, с искринкой глаза окон. Женщина, влюбленная в Город, не замечает седины на старой штукатурке стен его тела, не видит усталую сетку морщин на лице старых кварталов. Она искренне и с сентиментальной наивностью, восторгается его мужественной красотой и маслом пишет признание в любви. Ведь существует же "Гимн городу" Петербургу! Галина Лемкова - слагает женский провинциальный романс.
  По образованию, будучи историком искусства, она настойчиво разыскивает в Самаре архитектурные мотивы, ассоциирующиеся с произведениями М. Утрилло, К.Писсаро - мастеров европейского городского пейзажа, и как бы пытается пересадить стилистику мэтров живописи на самарскую почву.
  
  Ей важно обратить свой взгляд на мотивы старой Самары. Сохранившаяся старая часть города, резко контрастирующая с современными безликими постройками ―благодатная почва для творческого воображения.
  Самара-Город― сочетание теплых и благородных серебристых оттенков ветхих построек рядом со стихийным разнообразием крашенных всеми цветами краски домиков. Облупившаяся штукатурка, кирпич и камень, разновеликие линейные и пластические ритмы, созданные случайными сочетаниями покосившихся деревянных избушек, рядом с каменными особняками прошлого века, ― все это великолепие просто восхищает. А внутренние дворики? Каждый ― свой обособленный микромир, обжитое пространство, отгороженное от внешнего мира, возбуждающее любопытство, стремление заглянуть сквозь приоткрытую калитку.
  Конечно, экзотика старого города никак не отвечает современным стандартам благоустроенности. Дряхлеющая городская история безмолвно тесниться, превращается в тающие островки среди наступающих новостроек, вместе с ними уходит и неповторимое обаяние Города.
  Тут причудливо перемешались черты старого и нового, будничного и сказочного Это слияние сказки и современности особенно волнует и пробуждает воображение.
  Некоторые работы далеки от сказки. Запечатлены грустные ночные закоулки, мрачные подвалы. Вид унылой городской окраины... Сумерки накладывают гротескно- мистический отпечаток на эти трущобы.
  Мотивы Города у Лемковой Галины ― типичные образы центральных кварталов города, где соединились архитектурные стили разных эпох. Ее пейзаж не с натуры, но характерны и узнаваемы. Удалось передать самарское разномастье и аромат ушедшего времени...
  На некоторых полотнах Город предстает совсем провинциальной глубинкой. С крашенными деревянными домишками, заборчиками, улочками. Так и хочется населить его хлопотливыми хозяйками, важно прогуливающимися обывателями, дворовыми кошечками и собачками.
  Самый красочный и эмоциональный облик наш Город приобретает осенью. Как по-разному воплощена мелодика осени в городских мотивах Лемковой! Меланхолически тих, спокоен "Дворик". Автор пытается передать тишину и покой мягкими цветовыми тонами, слившимися в нежные красочные созвучия.
  Ощущением холодного и неуютного дня пронизана работа "Двор Кирхи" Обветшавшие руины суровы и неприветливы. Беспокойный, широкий мазок на тяжелом свинцово-сером небе наполняет работу напряжением, скрытым драматизмом, все как будто съежилось от пронизывающего ветра, холода.
  Город в работах Лемковой совсем не блещет красотой, в пейзажах наблюдается провинциальная корявость, но в ней замешана чистосердечная женская тоска по красоте, совсем как у И. Северянина: "И солнце садиться. И веет прохлада, и плещется рыбой вечерней вода. И липы зовут монастырского сада, где ночи - как миги, и дни - как года"
  
  Пейзаж города, на рубеже веков, подлежит законам движения искусства, и оказавшего наиболее чутким к переменам времени и воздействию этого времени на человека. Именно в 1990 -2010 годы наступило возрождение городского пейзажа, как жанра... Сегодня на выставках мы находим блестящее продолжение развития темы Города.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"