Чернова Валентина Алексеевна: другие произведения.

Посвящается Франции

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В Детской картинной галерее откылась выставка, посвященная Франции. Опубликована 6 апреля в газете "Культура"

  В.Чернова
  Путешествие на выставку - посвящение Франции
  Давно собиралась посетить музей Детская картинная галерея. Тем более, музей предложил своеобразное путешествие, здесь недавно открылась выставка "Немного о Франции" посвященная образу Франции.
  Основную часть залов музея занимала выставка рисунков, отобранных в ходе конкурса "Франция глазами российских детей". Он проводился совместно с Альянс Франсез Самара в рамках ежегодного фестиваля "Франкофония". В конкурсе 2016 года приняли участие более 200 работ из учебных заведений Самары, Оренбурга, Тольятти и Кинеля.
  Жюри в составе Тибо Айуна, директора Альянс Франсез Самара, Н.Г.Коржовой, руководителя выставочных программ Средневолжского филиала ГЦСИ, директора СХУ Г.М.Мисюк, директора МДКГ Н.В.Иевлевой и И.И.Петровской, начальника информационно-аналитического отдела Самарской Губернской Думы, отобрало 115 лучших для участия в выставке. Здесь картины, рисунки, коллажи, макеты. Возрастной диапазон авторов - от пяти до семнадцати лет.
  На мой взгляд, произведения учащихся школ представили не образы Франции, контрастные и весьма колоритные и, которые на самом деле, мало, кому известны. У детей воображен город Париж с живописанием собора Нотр - Дам де Пари, Эйфелевой башни как главного символа государства, базилики Сакре - Кёр, Монмартра.
  Написаны картинки парижских кафе, уличных музыкантов. Есть персонажи из литературы и кино. Жанна Д`Арк с лицом киноактрисы И.Чуриковой, и танцующая Эсмеральда в алом платье, героиня романа В. Гюго "Собор Парижской Богоматери".
  Стандартный набор мифологических образов, близких сердцу россиянина. Потому трудно определить, кто из детей бывал в Париже. Образ Парижа нам подарили книги и фильмы, лишь через этот культурологический флер мы воспринимаем образы Франции.
   Помимо культовых символов, ребята выбрали малоизвестные широкому зрителю архитектурные сооружения, такие как мост Пон - дю - Гар - самый высокий сохранившийся древнеримский акведук во французском департаменте Гар или Папский дворец в Авиньоне, построенный в четырнадцатом веке. В целом экспозицию отличает искрений детский непредвзятый подход к решению художественного образа.
  Все оттуда, из Франции.
  Поскольку мне интереснее кукольное направление музея, с большим интересом ждала встречу с двумя коллекциями "Эксклюзивной куклы особняка Клодта", посвященные Франции.
  Одна коллекция "Карнавал бургундской моды" посвящена эпохе позднего средневековья, так называемой "пламенеющей готике". Во многом это связано с невероятным декором соборов, где каменные резные украшения напоминали колеблемые воздухом язычки пламени. Готика подарила миру симфонию камня, цвета, стекла.
  Слово "Бургундия" у моего поколения прочно засело в памяти в связи с киномюзиклом "Три мушкетера" М.Дунаевского и песней на слова Ю.Ряшенцева: "Бургундия, Нормандия, Шампань, или Прованс - куда бы ни унес вас верный конь, при вас мой меч фамильный и песенка при вас".
  Но куклы особняка Клодта связаны с иной эпохой. Это была эпоха расцвета рыцарской культуры, с ее особым культом прекрасной дамы. Расцвет поэзии, музыки. Крестоносцы привезли с Востока не только сахар, пряности и привычку мыть руки перед едой, они познакомились с мылом, духами и другими предметами роскоши. Они привезли невероятно красивые шелка, атлас, парчу, - замечательное разнообразие восточных тканей. Тем самым способствовали расцвету ремесел и росту городов.
   Когда Бургундский двор стал одним из богатейших дворов в Европе, тогда бургундские моды и стали самой ослепительной страницей европейской культуры. "Фантасмагория мод", поражающие воображение формы - вот отличительные черты бургундской моды XIV-XV веков. Естественно, моды затрагивали лишь только знать, богатых купцов, состоятельных горожан. Причудливость причесок, головных уборов, избыток декора в украшении одежды, удлиненность силуэта, изысканность линий делали одежду похожей на силуэты храмов пламенеющей готики.
  На выставке в особняке Клодта на отдельной стене, на подиуме предстали центральные персонажи "Карнавала бургундской моды" - герцог Бургундский и члены его семьи, одетые по моде двора. Они помещены в интерьер парадного зала фамильного замка. На выставке также хороши отдельные образы прекрасных дам, мне особенно запомнилась "Дама с единорогом".
  Костюмированные куклы в невероятных головных уборах соответствуют архитектуре готики с ее идеей духовности, устремления вверх к небу. Кажется, манерно изысканная одежда вдохновенно утверждала моду на все стройное, величественное, возвышенное, горделивое. Из "бургундской моды" до наших дней дошел остроконечный головной убор, который ассоциируется с понятием "фея" или "ведьма".
  Блеск и красота "бургундских мод" встревожили церковь, уже с конца тринадцатого века появились указы о запрете и упорядочении использования предметов роскоши, ношения богатой одежды. Богатый купец, надевая на свою дочь головные украшения из золотой сетки и жемчуга, мог перещеголять представителей герцогства. Вспомним, роман В.Скотта "Айвенго".
  Нам, историкам культуры представляется важным то, что впервые в истории Европы правила ношения костюма, ограничение пышности костюма в зависимости от социального положения и принадлежности к определенному классу, считаются первым фактом появления моды, ее основных законов и правил. Все оттуда, из Франции.
  Вторая часть кукольной коллекции выставки представляет костюмированные образы эпохи барокко. В экспозиции расположились десять кукол, многие имеют исторические прототипы: Людовик XIV де Бурбон, кардинал Ришелье, Мария Медичи, герцогиня де Фонтанж с пажом, а также знатные господа и дамы, одетые по моде барокко.
  Слово "барокко" заимствованно с итальянского языка. Означает неправильный, причудливый. А в переводе с португальского языка означает - жемчужина неправильной формы. Сам стиль в архитектуре, интерьере зародился в Италии, но наиболее яркое воплощение получил во Франции.
  Куклы коллекции представляют моду барокко в развитии за весь семнадцатый век, следуя возрастным изменениям в жизни Короля-Солнца - Людовика XIV: восход - юность, полдень - зрелость, закат - старость.
  В костюме той эпохи исчезли простые силуэты, на смену пришли нарочито театрализованные наряды, порою неудобные в носке. Именно в то время французская мода стала господствовать во всех сферах быта европейцев - интерьерах, мебели, одежде, украшениях, прическах. Именно тогда во все уголки Европы рассылали кукол - манекенов для распространения последнего писка моды. Уже в то время выходил модный журнал "Меркур - Галант" с иллюстрациями модной одежды.
  Идеалом мужской красоты стал сам король Людовик XIV. Он любил танцы, длинные темные парики, туфли с высокими красными каблуками и много - много кружев. Барокко буквально утверждает культ кружева, гипюра, бархата и вышивки.
  Часто идеалом женской красоты становилась та или иная фаворитка. И весь двор пытался построиться под нее. Луиза де Лавальер многое сделала для домашней одежды: домашнее платье и туфли без задника для дома. К тому же она придумала костюм для верховой езды "амазонка". Маркиза де Монтеспан любила всевозможные кружева, даже из золотых нитей, ввела в моду шлейфы, и подхватывала волосы кружевной повязкой. Мадам де Ментенон ввела в моду ткани в полоску, горошек, кружевные зонтики, маски, веера и первая сообразила, что одежду надо носить по сезону.
  Основным новшеством в прическе были всевозможные парики. На выставке представлена многофигурная композиция "Герцогиня де Фонтанж с пажом". Сложный силуэт костюма горделивой маркизы в сочетании с маленькой изящной фигуркой ее лукавого пажа аутентичен духу барокко, с его непременной асимметрией, вычурностью и золотым блеском драгоценных тканей.
  В свое время мне доводилось изучать творчество Питера Пауля Рубенса. И хорошо запомнился луврский портрет Марии Медичи кисти этого художника. Он стал прообразом куклы. Здесь на выставке кукла - образ очень верно выявил типические черты итальянки, ее страсть к черному цвету. С добавлением большого количества золотых аксессуаров, этот образ выглядит сногсшибательно!
  Да и образы знатных дам из "барокко" не менее притягательны. Особенно хороши прически, с маленькими короткими челками. S - образные повороты фигур в пространстве, что также является приметой стиля барокко.
  Отдельный зал посвящен керамике. На выставке представлена керамика учеников МЭДХШ Љ 4 г. Самара, ныне - Мастерские МДКГ.
  Каждый раз, приходя в этот замечательный особняк Клодта, понимаешь, хорошо, что в этом старинном доме соединилось прошлое и настоящее. Потому жизнь кипит, волнует, скрепляет все возрасты, все поколения.
  
  
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"