Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Самарские амазонки в интерьере цветущего папорпотника

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    статья вышла в газете КУЛЬТУРА 22 июня 2017 года.Посвящена выставке художников"Когда цветет папоротник"

  Самарские амазонки в интерьере цветущего папоротника
  В галерее Новое пространство стартовал проект - "Когда цветет папоротник", он продолжает цикл мероприятий, посвященных солярным календарным праздникам. Инициатором и организатором этого проекта стала Ирина Елизарова. Экспозицию составили произведения различных видов искусства: живописи, графика, декоративно-прикладного искусства.
  Семнадцать художников из Самары, Пензы, Санкт- Петербурга и Ялты выставили более восьмидесяти произведений искусства, где выразили свое понимание праздника Дня летнего солнцестояния, Иванова дня, Купалы.
  Седьмое июля в 2017 - летнее солнцестояние, середина природного лета и самый длинный день в году, когда солнце достигает максимально высокой позиции. На протяжении тысячелетий этот день имел огромное значение для наших предков, живших в гармонии с Матерью-землей и подчинявшихся природным циклам.
  Летнее солнцестояние, середина природного лета и самый светлый день, когда солнце достигает максимально высокой позиции, и символизирует максимальный расцвет, достижений как в природе, тик и в человеческой жизни.
  Современное искусство, слава Богу, уходит от литературной подробности сюжета, отсюда наличие в экспозиции двух - трех произведений, непосредственно иллюстрирующих праздник Ивана Купалы. И это не банальные сюжеты с изображением прыгающих через костры молодых пар.
  Примером прямолинейного обращения к сюжету служит полиптих М.Пешковой: "Огненный ворон", "Разнотравье", "Солнечный ветер", "Живая вода". По сути это портреты членов ее семьи, в сказочном обрамлении праздника Купалы.
  Еще одна работа посвященная празднику. О. Абраменкова свой триптих "В день летнего солнцестояния" наполнила изображением стройных юношей и девушек в цветочных венках, посреди поля с высокими травами. Одна зрительница, рассматривая это полотно, воскликнула "Вот это очень красиво!" Автор сделала работу неяркой, без сочных нарядных пятен цветов. На голове у всех венки с белыми ромашками. Юноши и девушки в белых рубахах представлены на фоне облачного неба, устремившими глаза на букетики цветов в руках. Много белого и золотистого в колорите. Отсюда впечатление фресковости, монументальности живописи.
  Во время открытия много говорили о древних верованиях славян, но мне думалось, что мы живем в эпоху глобализма, и потому знаем о подобных верованиях не только у славян.
  Восточными и западными славянами и балтами (напр., литовцами) праздник отмечается как Иван Купала. Было принято купаться, разжигать костры и прыгать через них, так как огню приписывались целительные свойства, гадали. По поверьям, именно в эту ночь расцветал папоротник.
  У финнов и ингерманландцев праздник называется Юханнус (фин. Juhannus), от имени Иоанна Крестителя. С 1934 года он отмечается как официальный государственный праздник Финляндии, когда поднимают флаг. Принято украшать дом, лодку, плот и другие места собрания людей ветками берёзы, ходить в сауну и жечь большой костёр.
  С 1953 года в Швеции праздник середины лета празднуется в ближайшую после 19 июня субботу. Основные торжества у шведов, наподобие установки украшенного цветами и листвой шеста обещаний, происходят накануне, в канун праздника.
  В Португалии праздник отмечается как Праздник святого Иоанна. Португальцы - католики верят в очистительную силу костров св. Иоанна. В Браге - католической столице Португалии, торжества продолжаются два дня, в том числе, исполняется действо "Танец царя Давида". На Мадейре небо освещают фейерверки. А на Азорских островах - это самый большой и популярный праздник, он сопровождается множеством костров, огней и красочными процессиями.
  И мало кто знает, что в культуре Древнего Китая существовали пять времен года. Так же как и у нас: зима, весна, лето, осень. А пятое время года - Зрелое Лето. Пора цветения всех сил природы! Отсюда оправдано наличие на выставке цветочных натюрмортов. У А.Сливковой своеобразный триптих из трех натюрмортов: "Цветы солнца", "Сон-трава", "Когда цветет папоротник". Полотна полны жаркой энергии, красочное тесто лежит ковровой плотью, усиливая декоративность. А.Есипова экспонирует натюрморт "Пионов белых аромат", специально написанный для выставки. Большие живописные полотна "Птицы", "Подсолнухи", "Лето", "Травы" Д.Богусоновой как экспрессивные символы летних стихий наполнены дождями, грозами, и активной жизнью цветущего разнотравья. Это пятое время года - квинтэссенция лета богато разгулом стихиалий.
  Экспозиция выставки отличается особой эстетикой, благодаря включению композиций из больших букетов трав, папоротников. На улице шел дождь, срезанные и полные влаги травы благоухали и наполняли чувством свежести пространство залов.
  Мы обитатели средней полосы России всегда с нетерпением после долгой зимы ожидаем лето. В каждом россиянине зарождается к весне жажда солнца. Но весны мало, хочется лета. И порою, мы торопим его, уезжая на юг. Не случайно, Е.Тарасова, поехала в Крым за летом. И яркие солнечные крымские пейзажи с цветущими садами приближают расцвет лета. "Ловец солнца", "Южный полдень".
  Пейзажи Ю.Кузнецовой выступают как отдельное время года - зрелое лето. В своих незамысловатых мотивах на темы жизни летом - "На террасе", "Цветы на крыльце", "Луговые цветы", Диптих "Садовая симфония" она показывает зрителю достоинства и очарование пленэра. Когда я впервые увидела работы Ю.Кузнецовой, запомнила что цветосочетания как в работах европейских импрессионистов. И это насторожило. Слишком красиво. Потом, когда повидала в течение пяти лет еще другие выставки с произведениями Ю.Кузнецовой, произошло понимание основы ее творчества, желание в каждом мотиве увидеть и воплотить отрадное.
  Вообще на этой выставке авторы представили не одну или две работы, а гораздо больше. У А.Сливковой десять живописных произведений. Не только натюрмортов, но и пейзажей. "Первая клубника в Ялте", "На Волге", "Колокол дремавший разбудил поля, улыбнулась солнцу сонная земля", "Волга. Ветер". "Дом художника". Вся ее живопись отличается стремительным наложением мазков, особой мелодикой.
  Отдельно хотелось бы отметить работы О.Абраменковой, она несколько лет активно участвует в выставочных проектах, недавно стала членом Союза художников России. Поначалу она выставляла пейзажные этюды, натюрморты, написанные жидко, свободно. Потом на одной из выставок появилась модель в интерьере, потом голова лошади - анималистика. На выставке "Отблески модерна в современном искусстве она выделилась детским портретом "Сенька" и диптихом "Дорожка к дому". Сразу стало ясно - у О. Абраменковой хорошая школа рисунка, замечательное чувство композиции. Она берет незамысловатый мотив вроде тропинки, петляющей в высокой траве, и устремляющейся к вершине холма, заполняет всю композицию колышущимся морем разнотравья, оставляя узкую полоску неба. А на вершине холма помещает три фигурки путников. Ее "Тропинка в раю" увидена в ракурсе снизу вверх и потому композиционно так значимы фигуры людей - покорителей "зеленой горы". Редко кому удается простую тропинку и траву на обочине превратить в эстетически превосходный мотив.
  Большой раздел экспозиции занимает детская тема в исполнении Н.Шепелевой. Десять живописных работ напоминают нам, что летом всем позволительно быть детьми. Дождавшись лета, вспоминаем наши детские радости и увлечения: катание на велосипеде, валяние на траве с книжкой в руках, походы за ягодами и на рыбалку, да просто летние прогулки по набережной. Потому так естественна спящая на траве девочка "Лето. Алиса", " Угомонились", "Девочка из Эчмиадзина". К слову сказать, с давних времен женщины старались родить ребенка весной, к лету, чтобы человечек сил и витаминов набрался. Одна из работ меня особенно тронула. Картина "В роддоме" запечатлела отца, склонившегося к детской кроватке. Он умиленно трогает рукой крошечные пяточки младенца, виднеющиеся из одеяльца. Никакого позирования, тени от жалюзи на волосах, и круг света неожиданно в форме сердца, обрамляющий персонажи.
  На выставке много портретов. Как правило, летние портреты всегда полны гармонии и естественности. Вспомним русскую классику. Ту же "Девочку с персиками". Поэтому хороши портреты кисти Н.Шепелевой - "Девочка из Сердобска", "Девушка с прозрачными глазами", "Мери". В них много воздуха, зелени, ярких солнечных бликов. Отсюда совет: художники, пишите портреты летом!
  Большой неожиданностью для меня стали портреты Е. Макеевой. И в этом моя вина, как арт. - критика, склонного к классифицированию. Ранее я видела очень много городских пейзажей, рисунков улиц городов в исполнении Е.Макеевой. В своих предыдущих статьях безоговорочно охарактеризовала творчество Е. Макеевой, как творчество мастера городского пейзажа. Ан нет! Эта "амазонка" с легкостью рисует харάктерные портреты, полные жизни. "Кокетка" - портрет девушки в соломенной шляпе, лежащей на траве. Блики солнца, пробившиеся в дырочки шляпы, словно россыпь белых веснушек на лице и плечах. Вздернутый носик, губы слегка растянуты, девушка скорее улыбается глазами, несмотря на общий тон сангины, думается, что эта лисичка рыжеволосая. Е.Макеева создает картинные композиции, помещая ребенка в саду перед стулом, на сиденье которого лежит тарелка с аппетитными грушами. Ребенок с одуванчиком, юный рулевой, в лодке, все эти замечательные детские портреты полны тепла, детской живости и естественности.
  Говорить о достижениях современного декоративно-прикладного искусства, это значит написать еще одну статью. Д. Ковалева представила в экспозиции два гобелена, Один с маками, "Время цветения маков", а другой в объемной технике "Пора любви". Там два плана, первый план прорезные силуэты юноши и девушки, а второй план заполнен пучками травы - своеобразным зеленым настилом - основой для двух фигур. Получилось оригинально.
  М.Королькова из Пензы представила диптих "Лето" в виде двухметровых панно в технике батика. Рядом на подиуме серия шелковых платков на тему природных стихий и лета в технике горячего батика работы М. Кочетовой художницы из Санкт - Петербурга.
  А Синявина активно участвует в выставочных проектах. Ее композиции из стекла полны женского очарования. Композиция "Причал" с изображением стеклянных лодочек и "Лазурный источник" в гутной технике - иносказания на тему лета.
  Д.Богусонова выполнила композицию Иван Купала в технике горячей эмали. Семь многопредметных композиций - творения А.Самаринкиной на тему "Древа жизни", Мирового дерева, Древнего леса, зарождения Жизни, просто Листьев свободно разместились по всему пространству выставочного зала. В сочетании с живыми травами, папоротниками они выглядят как древние реликтовые объекты найденные археологами на нашей земле.
  Отдельную стену в экспозиции занимают произведения И.Елизаровой. Она как инициатор этого проекта выполнила много работ. Одна работа - панно с названием "Когда цветет папоротник" показывает стилизованную сцену обретения цветов папоротника. Юноша и девушка протягивают руки к конусу с цветущим папоротником. Есть момент недосказанности, что всегда хорошо для произведения искусства.
  Большая часть работ И.Елизаровой на стене занимает серия тарелок "Цветы", "Загадочный лес", "Поле". И запомнилась одна интересная композиция в виде керамических коконов - "Ночные цветы и бабочки" в сложной японской технике обжига - раку. На плоскости экспозиционных панелей все архетипы, символы, языческие образы выглядят впечатляюще, дают понимание как все интересно преобразовано в современное актуальное искусство.
  Накануне выставки мы беседовали с художниками на тему того, как построить концепцию выставки и донести ее до зрителя. У авторов были сомнения. Но художникам положено сомневаться. На мой взгляд, концепция выстроена, выставка состоялась.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"