Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Самарские графики. Живое наследие

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Опубликована в газете КУЛЬТУРА 27 сентября.Самара

  Живое наследие художников - графиков
  В конце сентября или в начале октября выйдет в печать альбом - каталог в серии "Прекрасного след", о творчестве художников - графиков", где собраны сведения о девятнадцати мастерах, которых более двадцати лет уже нет с нами.
  При создании каталога возникло множество трудностей, это обусловлено отсутствием генерального каталога, либо реестра обо всех самарских мастерах. Необходимо было выяснять даты смерти некоторых мастеров, в иных случаях воссоздавать биографии, как это произошло с художником Юрием Бородачевым. А также были трудности с поиском работ для воспроизведения в альбоме.
  Безусловно, во многом помогли соцсети, через которые удалось обнаружить детей, родственников художников.
  В ходе поисков удалось выяснить много интересного о художнике Сергее Кутякове, эти поиски способствовали появлению отдельной статьи "Династия Кутяковых" о художнике в предыдущем номере газеты. Более того, после выпуска номера газеты КУЛЬТУРА обнаружилось, что у Кутякова были две сестры, а не одна, и в архиве Марии Рыжковой обнаружились фотографии со сценами сжигания картин.
  Куйбышевская художественная школа на протяжении XX века была сильна мастерами - графиками. Профессия графика - особенная, связанная с освоением вида искусства, где царят свои законы, и разнообразные художественные техники, как уникальные, так и тиражные. Отдельную страницу графики составляет книжная иллюстрация.
  Плеяда мастеров самарской графики оставила заметный след в культурной жизни Самары. Тогда в СССР существовала государственная политика в области культуры, было ощутимым внимание учреждений культуры к графике. Результаты проявились в организации объемных выставок графики республиканского и всесоюзного масштаба, последующей закупке в музеи и публикациях в изданиях. Это также выразилось в плодотворной работе Куйбышевского книжного издательства, а также в череде персональных и областных выставок произведений художников графиков.
  Имелись Дома творчества, где мастера графики стажировались, совершенствуя мастерство. Сеть издательств работала с мастерами книги. Во многих творческих союзах существовали секции графики. Безусловно, огромный пласт культуры, связанный с развитием и популяризацией графики в СССР канул в небытие и остался в истории как одно из выдающихся достижений XX века.
  Творчество самарских графиков во второй половине XX века отражает основные тенденции своего времени. В период оттепели в Москве была показана выставка произведений мастеров Мексиканской народной графики, линогравюры Леопольда Мендеса. Именно влияние мексиканской линогравюры помогло постепенно изживать помпезную сюжетность основного стиля пятидесятых годов. В стране зарождается "суровый стиль". Героическое начало в произведениях этого стиля вытекает из правдивости в передаче суровых будней труда и революции. Излюбленной техникой молодых художников в 50-60е годы была черно - белая линогравюра. Ее энергичный, язык, контрастная динамика цвета помогли преломить традиции стиля сталинской эпохи.
  М.Бедных - большой мастер гравюры на линолеуме, сочетавший яркую экспрессию с революционной героикой образа человека и многоплановым воплощением облика реальной среды. Его линогравюра "Солдаты Конармии" действительно близка по технике и стилю школе мексиканской народной графики.
  С публицистической остротой выразил в творчестве идеалы своего поколения В.Пашкевич. Индустриальный облик края, порою лапидарный, конструктивный, безусловно запоминающийся своей образностью, отразили в линогравюрах И.Дубровин, К.Печуричко, П.Якушев.
  С уходом оттепели после 1960-х годов, начала ослабевать популярность линогравюры, на смену героики истории пришли камерность и лиричность. В центре внимания художника-графика все чаще становятся улица, дом, семья. В этом плане особенно хороши линогравюры и автолитографии В. Севастьянова.
   родился в 1942 в селе Малая Малышевка Куйбышевской области. Учился в сельской школе, позднее вместе с матерью перебрались в Куйбышев. Ребенком пристрастился рисовать, потом ходил в изостудию завода им. Масленникова. Александр Астафьевич Плетнев, который вел кружок в клубе Звезда, сильно повлиял на выбор художника.
  В 1957 году он поступил в Пензенское художественное училище, которое окончил в 1962 году. Дипломная работа "Волжский пейзаж" определила будущие жанровые пристрастия. Член Союза художников России с 1974. года. В 1965 году впервые участвует в областной выставке серией гравюр на тему "Советская Армия". С 1966 года постоянный участник выставок в СССР. Участник зарубежных выставок. Несколько произведений были приобретены Британским музеем.
  В 1965 году линогравюра "Теплый дождь была показана на выставке "Большая Волга". В 1969 появилась серия "Мой город" году, позднее ее представили на выставке в городе Стара Загора.
  Серии "Мой город", "Самарские мотивы" привели мастера к успеху. Пристрастие к пейзажам города на Волге, где вырос художник, сложилось естественно. Любовь к тихим улочкам стародавней Самары, к деревянной резьбе домов, к старым камням города, к волжским пейзажам, увиденных то в зеркале осени, то в отсветах сияющей весны, уходит своими корнями в детство. Простые композиции, отсутствие необычных решений, неожиданных ракурсов в работах помогает понять и принять гравюры Владислава Севастьянова. Он стал первым, кто открыл особую прелесть архитектуры старой Самары.
  Сам автор считал, что художник должен выбрать такую технику, которая лучше раскроет его возможности. Когда не было пластин линолеума, мастер резал гравюры на листах пластика. В его наследии есть гравюры по металлу, цветная линогравюра. О новом творческом витке в жизни Владислава Севастьянова говорят листы "Жигулевские просторы", Полдень", "Поселок Волжский" сделанные в технике автолитографии.
   В конце 1960-х годов появились мастера, которые работали вне рамок сурового стиля. Они обращались к традициям древнерусского искусства, искусства XVIII-начала XX в., проторенессансу, к творчеству "малых голландцев", французскому классицизму и, конечно, к фольклору. Проявился их особый интерес к техникам старых мастеров.
  В 1970-е годы, после взлета творчества В.Фаворского, И.Голицына вновь стала привлекательна старая техника - гравюра на дереве, где утверждалась доминанта рисунка. "В рисунок можно войти, как в дом, и выйти из него. Этим движением наслаждаешься", - писал И. Голицын.
  Такие замечательные мастера гравюры на дереве, как Г.Коновалов и В.Панидов, ориентируясь на лучшие достижения отечественной и зарубежной ксилографии, своим творчеством составили ярчайшую страницу в художественном наследии Самары. Они стали частью того поколения, которое во многом определило развитие отечественного искусства последней трети XX века
  В восьмидесятые годы изменилось художественно - образное пространство графики, фантастически окрашенные образы - видения стали обживать новую реальность. Такова она в офортах В.Конусова. Открылся путь в одухотворенное, очень лично ощущаемое пространство. Любимой техникой этого художественного поколения стал в графике офорт. В его таинственной мистической глубине даже будничные сюжеты наполнялись эмоциональным напряжением, выступали проекцией душевного состояния автора.
  В этом плане интересно творчество Ю.Бородачева. Художественная форма его офортов богата живописной и театральной зрелищностью.
  Биография художника Юрия Бородачева сложилась так, что всю информацию о нем пришлось искать на иностранных сайтах, в 1991 году мастер офорта уехал в Швейцарию.
  Юрий Петрович родился в Самаре в 1945году. Будучи с детства одаренным, пытливым учеником, много учился. Один год в Пензенском художественном училище, затем поступил в Саратовское художественное училище (1963-1965). В 1966 году поступил в Ленинградское высшее художественно - промышленное училище им. Веры Мухиной, где проучился до 1968 года. Затем была учеба в Харьковском художественном институте (1969 -1974) на факультете декоративно - прикладного искусства.
  С 1975 года живет в городе Куйбышеве. С 1968 года - участник областных выставок. Региональная выставка Большая Волга" 1979г. Республиканские выставки Москва 1975,1976, 1977, Тула 1977г. Член Союза художников с 1978г. С 1974 года по 1984 год преподавал в Куйбышевском художественном училище.
  Работая в рамках реализма, Бородачев, рисовал плакаты, делал интересную станковую графику, иллюстрации к классической литературе и к детским книгам. Десятки иллюстраций в технике офорта, акварелей сделаны Бородачевым к произведениям Алексея Толстого, хранятся в Музее - усадьбе Алексея Николаевича Толстого, в собрании СОХМ.
  Одаренный график, он много работал в технике, офорта, акварели. В технике офорта Юрий Петрович работал на протяжении всей творческой жизни в СССР. Это были образцы станковой графики и книжной иллюстрации. Известна серия офортов к роману Алексея Толстого "Петр Первый". 1978. Всем листам свойственна подчеркнутая живописность.
  Для достижения особой выразительности применял смешанную технику изготовления офортов: повторное травление, иногда до шести травлений, использование "сухой иглы", "или резца, "затяжка" - растирание краски на пластине, а иногда комбинировал в одном офорте несколько видов техник.
  Лист - "Петр I" сделан с использованием техники лависа. Способом "лавис" можно выполнить гравюру, по своей манере напоминающую рисунок кистью. Листы - "Петербург", "На лугу" сделаны с использованием повторного травления. Лист - "Перед допросом" сделан с применением приема "сухой иглы", и "затяжки" - растиранием краски на пластине. Так получалось, что каждый лист при печати получался уникальным, единственным.
  В 1990 году Бородачев был удостоен первой премии в художественном конкурсе "Золотая кисть" в Москве. В эти годы он обратился к живописи.
  1991 год Юрий Петрович уехал в Швейцарию. В 1993 году он организовал выставку в Москве из Винтертура. Юрий Бородачев жил в Винтертуре с 1993 по 2007 год.
  В 1993 году состоялось его первое участие в международной выставке в городе Винтертур (Швейцария). В 1995 году в городе Винтертуре открыл художественную галерею и художественную школу "JRI". Для украшения, города художник писал фрески, картины, декорации для городского театра.
  В 1997 году Бородачев был награжден Национальной художественной премией "Arti figurative in pittura" от Accademia della Torre в Карраре, Италия.
  С 2000 года являлся членом Союза швейцарских деятелей искусств, художников и архитекторов Visarte. В 2009 году вместе с супругой они переезжают в небольшой средневековый город Диссенхофен, где появилась собственная студия. Здесь художник жил до своей смерти, до 2011 года,
  Картины Бородачева выставлены в Европе в Германии, Франции, Швейцарии, Италии, Люксембурге и Австралии
  Однако оригинальная графика, на протяжении второй половины 20 века не сдавала позиции. Это видно в акварелях, Ф.Коробова, Ю.Коневского А.Березина. Судьба художника Анатолия Дмитриевича Березина была не простой.
  Березин Анатолий Дмитриевич один из старейших графиков в творческом союзе. Анатолий Дмитриевич родился в городе Кузнецке Пензенской области. Учился в Пензенском художественном училище (с 1928 по 1931 г.), которое ранее называлось "Пензенский художественный техникум". Училище славилось великолепной школой художественного ремесла. А. Березин участвовал в выставках с 1932 года. Член "Ассоциация художников революции" 1929-1932 (АХР). Ассоциация считала себя продолжателем традиций передвижничества.
  А.Д. Березин жил и работал в городе Куйбышеве. С начала войны молодой художник добровольцем ушел на фронт, попал в Крым. Единственный путь тогда для наступления немцев в Крым, лежал через Перекопский перешеек. Оборона полуострова возлагалась на пятьдесят первую Отдельную Армию. В итоге, под давлением наступающих немцев остатки 51- й армии СССР не смогли удержаться в Крыму, и к середине ноября были эвакуированы на Таманский полуостров.
  Старший лейтенант Березин Анатолий Дмитриевич попал в немецкий плен 15.05.1942, неоднократно бежал из плена, схвачен, потом был переправлен в Керчь, Шталаг Љ 365. Шталаг - сокращенное название (от сокр. Нем. Stammlager). Бежал с товарищами, которые потом на допросе в особом отделе подтвердили, что старший лейтенант Анатолий Березин не изменял присяге. После войны возвратился в Куйбышев, долгие годы работал в Художественном фонде. Увы, в то время, из-за пленения, его не могли принять в Союз художников, хотя на то время он был ведущим мастером акварели.
  Анатолий Березин много работал как график - акварелист. Работал в технике сухой акварели, когда на лист бумаги наносится один слой, и только после просыхания предыдущего следующий слой. "Автопортрет". 1972
  Из жанров предпочитал лирический пейзаж. Любил различные времена года. Проникновенно писал краски осени "Осенний день". 1977г., тонко чувствовал переливы красочных оттенков охры "Хлеб убран" (1982) и чутко передавал оттенки талого снега "Ранняя весна" (1983). На областных выставках его акварели запоминались своей картинной завершенностью
  Лирически преображая реальность, графика все больше тяготела к обобщению, к отвлеченной метафоре, пронизывающей материальный образ, графика конца двадцатого века упорно от листа к листу созидала неповторимые, остро индивидуальные художественные миры. Пример тому акварели В.Самаринкина, С.Кутякова.
  В этой статье подробно охарактеризованы лишь три мастера. Про остальных художников подробные сведения будут опубликованы в альбоме-каталоге. Издание дает общую картину развития графики в Самаре, и свидетельствует о том, что графиками был сделан значительный вклад в отечественную культуру.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"