Аннотация: Размышления после выставки. Опубликовано 24 декабря 2015г в газете Культура.
В.Чернова
Самарские мечтатели или новое в арт - рынке Самары.
Третьего декабря в музее им. П.В. Алабина состоялось открытие выставки "Арт-мост 2015. Десять художников Казани. Мы разные...".
Организатором выставки выступил интернет-магазин картин и других произведений прикладного и художественного творчества Art-Most.com.
На выставке были представлены работы известных художников Казани: Ирины Антоновой, Елены Волковой, Марата Губайдуллина, Ларисы Ефграфовой, Николая Индюхова, Александра Лопаткина, Рустама Салихова. Виктора Тимофеева, Анны Федоровой, и Андрея Шкипера. Их полотна представляют разные направления живописи.
Поскольку в современном искусстве не существует доминанты единого стилевого направления, художественное пространство отличается полистилизмом. Здесь представлено все - от классического реализма, неосимволизма, до неоэкспрессионизма и неопримитивизма. Художественные поиски этих мастеров достаточно емко демонстрируют современное состояние живописи Татарстана.
Накануне вернисажа я прочитала интересный материал на портале "Большая деревня". В своем интервью Вячеслав Тишин, арт - дилер, художник, руководитель компании 3DIT сообщил: "Прежде всего, Арт-мост" платформа по продаже предметов искусства, позволяющая художникам найти своего покупателя, а зажиточным ценителям прекрасного открыть для себя новые имена и приобрести пару полотен российских авторов, поддержав тем самым отечественный арт - рынок".
А потом я отправилась на вернисаж. Перед входом в зал посетителю предложили газету "art -most.com" под девизом - "продаем искусство". И там я увидела интервью с Екатериной Бородай, издателем журналов "Собака.ru" и Fashion Collection в Самаре и управляющим партнером Art-Most.com. Она тут же стояла в зале и позировала для фото.
Газета, помимо небольших резюме к именам художников, представила зрителю небольшой отчет за истекший год. Были перечислены знаковые выставки 2015года с участием "art - most.com". Это выставка "Ларисы и Валерия Блохиных" в Арт - центре, выставка "Под небом Крыма" в галерее Вавилон, выставка "Из Крыма с любовью" в музее Алабина, выставка ART - MOST 2015 в "АК БАРС ГАЛЕРЕЕ".
А еще зритель на вернисаже получил возможность приобрести каталог произведений художников. Небольшая по формату книжечка, но с полной информацией о мастерах. Давно в Самаре такого не случалось. Это говорило о столичном уровне подхода к выставкам. Немногие музеи могут такое осуществить. Приехали гости из Казани, куратор выставки Рая Сардаева, искусствовед Дина Ахметова, художники Виктор Тимофеев, Марат Губайдулин
А всего лишь год назад осенью я пришла в музей Алабина на вернисаж, на выставку ART - MOST - 2014. В выставочном отделе, куда я зашла за информацией, сотрудники изумленно сообщили: "Наш директор Владимир Николаевич Лисейчев курирует этот проект, он вечерами оставался допоздна, участвовал в перелицовке и монтаже экспозиционных щитов. Он предложил ART - MOSTу совместное сотрудничество в развитии и продвижении авангарда и концептуального искусства".
Когда я подошла к Владимиру Николаевичу, невольно обратила внимание на его воодушевленное лицо.
- Зачем Вам все это? У музея и так множество интересных проектов. И археология, научные конференции, и вопросы истории, краеведения. Зачем Вам заниматься современным искусством? В ответ Владимир Николаевич ответил, что ему это все интересно. Тогда - то я впервые узнала о компании 3DIT. Вячеслав Тишин выступил в качестве куратора и автора выставки ART - MOST 2014. Представляли следующих художников Владимира Терехина, Дмитрия Мантрова, Константина Пастухова, Анфису Доброходову. Кстати, он сообщил, что его компания многое сделала для художников, создала специальные сайты авторам.
Тогда все участники бродили по выставке с лицами, сияющими от радости. Они чувствовали себя пионерами. Владимир Терехин глядя на меня, ностальгически вспомнил свою первую персональную выставку 1989 года в стенах Художественного музея, где я выступала в качестве куратора. Вспоминал, как многие тогда были шокированы его теорией "индиго", мало кто из официальных лиц решался тогда разговаривать с ним. Как много воды утекло...
На большей части полотен предстали живописные поиски в области неоэкспрессионизма. Отдельно выделялись ассамбляжи Д.Мантрова в серии "Техноклассицизм" "Стиральная машина".
После торжественного открытия в стенах музея, зрители понемногу рассеивались, а я, уходя, невольно подытожила свои впечатления: "самарские мечтатели". Мне, человеку, взращенному двадцатым веком, казалось невероятно сложной, задача популяризации невостребованного искусства непопулярных художников. И особенно казалось невыполнимой успешная продажа произведений таких художников. У нас, как правило, хорошо продаются уже известные художники.
И вот прошел год. Появился серьезный интернет - магазин "art - most.com". И в его каталоге представлено огромное количество самарских художников. Мне нравится, что отцы основатели этого магазина пришли к пониманию, что художник должен творить, а не заниматься маркетинговой работой по продвижению своего наследия. Отрадно то, что помимо коммерческой составляющей проекта и помимо онлайн - продажи, они занимаются организацией выставок отечественных живописцев и графиков в разных городах России. И как раз этому очень точно соответствует понятие МОСТ. Он соединяет автора и клиента.
Мост также соединил города Самару и Казань. Выставку "Арт-мост 2015. Десять художников Казани. Мы разные..." организовали издатель "КЗН. Собака.ru" Диляра Байчурина и креативный директор Рая Сардаева. Это их вторая акция в рамках развития интернет - магазина картин и других произведений прикладного и художественного творчества Art-Most.com. Первая выставка "Art-Most 2015 в Казани с произведениями Владимира Терехина, Ирины Чернавиной, Алексея Бандуры", прошла в сентябре-октябре в "Ак Барс Галерее". Теперь же работы казанских авторов поехали в Самару
Художник Виктор Тимофеев сильно напоминал персонажа с лубочной картинки "казака Мамая", круглолицый, бровастый, с лихими длинными усами, в красной кофте - жупане. Он невольно запоминался остроумным быстрым говорком, который приправлялся выразительным взглядом черных глаз. Я подошла к Виктору Тимофееву и тут же получила в подарок полоску картона с изображением какого - то котика в виде длинной полосы с хвостом и головой. В своем интервью он просто и лаконично оценил происходящее: "Просто появился мост. И на нем все мы - светом, цветом, формой и прочими творениями, идеями и работами. Вы к нам - мы к вам. Всё это просто Мост".
С искусствоведом Диной Ахметовой я поделилась своими впечатлениями о творчестве казанских художников. Дело в том, что в Казани была замечательная школа реализма, связанная с наследием Николая Фешина, а в Самаре реалистическую школу волжского пейзажа основал художник дилетант, купец Константин Головкин. Вот отсюда большая разница в традициях.
Школа казанского авангарда неразрывно связана с именами Павла Мансурова, Александра Родченко, Варвары Степановой и десятками других имен блестящих мастеров. А в Самару ненадолго приехали Г.Ряжский, Н.Попов и С.Адливанкин - основатели самарского ВХУТЕМАСа. И кроме этих имен в Самаре пока никто не представлен в художественной летописи Самары.
На развитие свободных искусств, несомненно, повлияла закрытость оборонного города Куйбышева почти на полвека. Это проявилось в том, что наше искусство, оказалось более зажатым, более провинциально -скованным, с элементами доморощенности. Нет изысканного интеллектуального блеска, который присущ столицам. А Казань - это столичный город!
Оказывается, Мечты сбываются!
Нет ничего приятнее, чем встреча с теми, кто тебя понимает, кто одинаково смотрит на картину художественной жизни, на творчество художников. Общая атмосфера дружелюбия, сердечной встречи близких соседей - волжан оставила самое благоприятное впечатление от выставки.