В 2020 году исполнилось бы 80 лет со дня рождения искусствоведа Василия Ивановича Ващенко (1940-2009), проработавшего в Самарском художественном музее тридцать девять лет.
Ващенко Василий Иванович родился 21 марта в 1940 году в городе Сумы. Родители Иван Демидович и Полина Григорьевна - инженеры по образованию воспитывали сына в духе передовых идей Макаренко. В годы войны семья была эвакуирована в Казахстан. В 1957 году Василий окончил среднюю школу города Сумы. С 1959-1962 год служил в рядах Советской армии в Киевском военном округе. В 1964 году поступил на искусствоведческое отделение в Киевский художественный институт.
В 1969 году Василий Ващенко переехал на жительство в Куйбышев, был принят на работу в Куйбышевский областной художественный музей младшим научным сотрудником, затем старшим научным сотрудником.
В 1970 году Василий Иванович Ващенко защитил дипломную работу "Творчество мастеров "Союза русских художников". Это и определило дальнейшее направление творческой и трудовой деятельности. Вскоре В.И. Ващенко назначают специалистом по русской христианской живописи и творчеству мастеров Союза художников.
Мне довелось познакомиться с ним в 1976 году, более сорока лет назад. На его рабочем столе громоздились горы книг, справочников, и за этой горой не было видно сосредоточенно читающей фигуры.
Ефим Вышкин вспоминает: с ним меня познакомила Валентина Андреевна Тишина, тоже удивительный и славный человек из областной библиотеки, учитель- русист. Она помогала ему в редактировании его курсовой работе, посвящённой произведениям Апполинария Васнецова из нашей коллекции. Русский был для него неродным языком и это сказывалось на его речи, поэтому и лекции его были не самыми яркими, несмотря на глубокие мысли и наблюдения.
У себя дома, куда я был чуть ли не единственный допущен, он собрал уникальную библиотеку из художественных альбомов и памятников мировой литературы и культуры - Книги были везде, самые ценные хранились в дальней комнате. И он их читал и изучал, и рассказывал много интересного из прочитанного и проанализированного. Меня он не боялся и не стеснялся, он был намного старше и образованнее меня.
Василий Иванович Ващенко занимал в музее особое место, особенно не включаясь в жизнь музейных тусовок.
В обеденный перерыв он отправлялся на прогулку в сквер, музей тогда находился на площади им. Куйбышева. В дискуссии нашего женского коллектива он не вмешивался, но когда чувствовал, что речь идет, о чем - то интересном интеллектуальном, вступал в беседу.
Однажды он так горячо и увлеченно рассказал о Григории Сковороде, что стало понятно, это его любимый философ. . Человек, который завещал написать на своем могильном камне: "Мир ловил меня, но не смог поймать", не может быть ординарной личностью. Вероятно, для Василия Ващенко этот странствующий философ - путешественник был воплощением мечты, символом свободы. Ведь мы горожане, работники бюджетной сферы не обладаем и толикой свободы великого Странника, мы заложники социума.
Вот некоторые изречения возвышенного духа Сковороды: "О, сладкий путь жизни, когда совесть чиста!"
"Счастие твое и мир твой, и рай твой, и Бог твой внутри тебя есть. А ты смотри, чтоб Бог твой был всегда с тобою, тогда и ты с ним будешь".
"Душа - это то, что делает траву травой, дерево деревом, а человека человеком. Без нее трава - сено, дерево - дрова, а человек - труп".
Когда говорят о работе сотрудников музея, в основном предполагают, что они проводят экскурсии, читают лекции, пишут статьи в газеты. Не совсем верное определение. Научный сотрудник помимо "полевых работ" - исследование конкретных произведений искусства может быть и теоретиком, и системщиком, автором каталогов, научный статей.
Василий Иванович не работал пристально с предметами. Он не мог как Аннэта Басс глядя на старый самарский буфет с ходу определить дату изготовления - последнее десятилетие XIX века. Ващенко высоко оценивал то, как Татьяна Алексушина анализирует портретную живопись восемнадцатого века, и историческую архитектуру Самары, он внимательно читал статьи, написанные коллегами, изучал то, чем сам мало занимался.
Главное направление его деятельности: структурология русской иконы на материалах Самарского художественного музея. Одно из его исследований называлось - "О некоторых вторичных структурах иконного образа "Софии Премудрости Божией" из собрания Самарского художественного музея. Он провел сравнительный анализ икон из собрания ГТГ, ГИМа и СОХМ и отметил сходство и различия в иконографии, последовательно рассмотрел семантику образа.
Следующая тема его исследования называлась - "О некоторых линейных составных иконного универсума "Неопалимая Купина" из собрания Самарского художественного музея". 1998г.
В.И. Ващенко пристально интересовался русской христианской живописью, но не предметно. Он не интересовался тем, какие шпонки на заднике иконы, или техника, технология иконописи, он вглядывался в символы, запечатленные рукой иконописца и в иконографию. Он шел по пути сравнения, сличения и сопоставления.
Вот тема его доклада на научной конференции, посвященной 150 -летию Самаркой губернии. "Некоторые аспекты видений и сновидений в иконе "Неопалимая купина из собрания СОХМ". Изд.2000
"...В иконном купинном пространстве происходит перекличка Дома и Древа и относительно последнего нам интересна монада "Человек, возлежащий под Древом". Данная монада продукт архаического времени, перешла в христианскую культуру, где под древом лежат с целью получения вещих видений во сне или состояния медитации. В таком виде известны изобразительные формулы: Адам, спящий под райским древом, Ной под виноградным древом родословия, пророк Илья под можжевеловым древом. В купинном изводе из собрания СОХМ в подобной дендрологической ситуации показаны Иессей и Иаков". Показательно то, что он мог изучать одно произведение на протяжении ряда лет. Сейчас так не работают
Ефим Вышкин написал: это был удивительный человек, скромный и очень образованный и с тонким художественным чутьем, который отдал музею всю свою жизнь, но по - настоящему, не раскрыл все свои возможности и таланты. Всем известно, что он много работал и много писал, но писал в стол. Одна из его работ "Ангелы, архангелы, серафимы, херувимы, престолы и силы" осталась в стенах музея.
С 1988 по 1992 год Ващенко был директором Куйбышевского художественного музея. С 1992 года по 2004 г он работал в должности зам. директора по научной работе.
Хобби, увлечение.
Не секрет, что некоторые актеры занимаются рисованием или пением. У искусствоведов тоже есть свои маленькие хобби. Наш преподаватель в институте им И.Репина в Петербурге искусствовед Н.Н.Никулин, сотрудник Эрмитажа, помимо исследования Золотого века нидерландской живописи XV века, стал писателем - мемуаристом. Многие сотрудники музеев также имеют хобби. У Ващенко это было увлечение фотографией, он, можно сказать оставил своеобразную фотолетопись музея на протяжении длительного периода работы в музее. Об этом увлечении все знали, но не видели. Но полнее увидели лишь после его ухода. Огромный фолиант, где последовательно в фотографиях изложена фотолетопись музея, стал загадкой и открытием. Многих фотографий у нас сотрудников и не было в личных архивах. Тем интереснее было увидеть запечатленные им будни и праздники музея.
Но было у него еще одно увлечение, некая тайна о которой узнали лишь после его смерти. Рисование. Об подробно изложил Ефим Вышкин:
Но все же он был очень оригинальным и интересным, на мой взгляд, мыслителем и художником, и графический и живописный язык ему был ближе и легче. Он писал на разных досках и сделал множество графических листов, несколько хранятся у меня дома в Самаре, много у его дочери Алеси. На них совершенно очевидно проступает особый мир, мир фантазий и грёз, со своими героями, идущими из различных мифологий, изучением которых он увлекался. Он говорил о своем, об особом художественном методе, "люксизме" (производным от слова люкс -"свет" Этимологически слово связано с латинским lux - "свет", "блеск".) который он разрабатывал, и который проявлялся в особых цветовых и световых решениях.
Василий Ващенко предпочитал уходить в свой собственный внутренний мир, где ему было спокойно и уютно, и где он мог творить и фантазировать
С 2000 года он вел дневниковые записи. Особым красочным, образным языком он описывал состояние природы в городе ранним утром, либо зимой. Одна из записей гласила: "Волею судьбы меня забросило в тесные пространства, наполненные произведениями искусства, и в них я пребываю скорее телесно, нежели духовно".
Так бывает. Человек думает о своем ином предназначении, а потом выясняется, что проработал неплохо долгие годы и оставил серьезный след. Василий Иванович Ващенко ответственно и серьезно подходил ко всем сторонам музейной деятельности. Вспоминаются его лекции, занятия с научными сотрудниками, замечательная статья в каталоге русской графики, дружеские отношения с самарскими художниками, гостями музея. А в период его работы с 1988 по 1992 год директором Куйбышевского художественного музея, он показал себя человеком ответственным, взвешенным и уважительно относящимся к подчиненным.
Одна моя знакомая, увлеченная индийской мифологией, любит давать людям как характеристики имена древнеиндийских божеств. Она назвала бы Нарасимхой. Это человеколев, - особое воплощение Кришны. Он помогает преодолеть внешние и внутренние препятствия на духовном пути, и великодушно помогает изгонять из сердца все оскорбления. Он уничтожает демонов в сердце таких, как вожделение, гнев, жадность, зависть, иллюзия и безумие в виде лени. Своими острыми ногтями он удаляет из сердца болезнь невежества. Все эти характеристики подошли бы к персоне Василия Ивановича Ващенко. Он проработал в музее до 2007 года, а умер год спустя, но остался в истории музея незабываемой личностью