В выставочном зале Союза художников, седьмого апреля открылась выставка Владимира Башкирова "И вновь без возраста природа?. Выставка приурочена к юбилею, пятидесятилетию автора.
Холодная хмурая Весна в начале апреля в Самаре особо не богата на художественные выставки. Всего две выставки. И та, что приурочена ко дню рождения, была не без сюрпризов. В.И.Башкиров принят в члены Союза художников России, При большом стечении близких, друзей, учащихся коллег по творческому цеху ему торжественно вручили членский билет. Сам автор четко и внятно в пресс-релизе изложил свое кредо. "На моей выставке представлено более семидесяти работ, из которых только две написаны в мастерской. Жанр определяет относительно небольшой разбег в размерах. Экспозиция включает в себя сельские и городские пейзажи, выполненные как на территории Самарской области, так и других регионов: Калужская и Кировская области, село. Большое Болдино, Плес, и другие города "Золотого кольца России". В завершение хочется привести стихотворение Олега Григорьева, которое виртуознейшим образом иллюстрирует акт художественного творения: "Я взял бумагу и перо, Нарисовал утюг, Порвал листок, швырнул в ведро - В ведре раздался стук?.
Биографические сведения тепло, весьма авторитетно характеризуют юбиляра. Много учился, много трудился. Самарец Башкиров Владимир Иванович в 1981 году поступил в Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого, в 1985 году окончил Куйбышевское художественное училище, в 1997 году с отличием окончил ТФСГПУ по специальности "Изобразительное искусство и черчение?. Помимо любви к искусству он приобрел профессию педагога. С 1985 г. - преподаватель Детских художественных школ и школ искусств города Жигулевска, с 1989 г. - Самары. С 1992 года по настоящее время работает в Детской художественной школе ?2 г.о. Самара
С 2001 года - директор и преподаватель ДХШ ?2, Лауреат Общероссийского конкурса "Лучший преподаватель Детской школы искусств? (2011 г.). Заслуженный работник культуры РФ.
Четырнадцать лет он директор школы. А это большой груз ответственности, постоянная занятость и невозможность полностью отдаться искусству. Только в последние четыре года, В.И.Башкиров стал много времени уделять творчеству. Он вдумчиво изучил наследие самарского пейзажа. И когда на вернисаже художники и зрители стали рассматривать полотна, то с большой радостью обнаружили реминисценции, отголоски наследия В.Пурыгина, Ю.Скачкова, И.Комиссарова, Г.Филатова, Н.Ельцова, а это значит, традиция не прерывается.
Сегодня в ситуации отсутствия большого государственного стиля, художнику можно выбрать все, что мило сердцу. И большая часть самарских пейзажистов предпочитает стилевое импрессионистическое направление. А именно пленэрную живопись. (Пленэрная живопись родилась под кистью пейзажистов. И это естественно: сам характер жанра требовал выхода художника из мастерской на природу. Термин "пленэр? не случайно французского происхождения, ибо именно во Франции родилось в конце прошлого века направление, получившее название "импрессионизм?)
Стоя подле зимнего пейзажа с фигурками людей, я задала художнику вопросы о картинах. Будут ли они в перспективе? Потому что пленэр, как правило, начинается и заканчивается этюдом, фрагментом природы. Некоторые мастера на основе этюдов потом по этюдам пишут картины?. - Нет, я не ставлю задачу писать картину. Только этюды, в которых непрерывное движение ветра и солнца изменяют наблюдаемый ландшафт до неузнаваемости, по нескольку раз за сеанс. Художник-пленэрист внедряет себя в ситуацию, в которой ему не обещан покой: сильный ветер в самый неподходящий момент переворачивает этюдник, высыпая содержимое на холст, где только начало что-то получаться. Или внезапно налетевший ливень, усилившийся мороз, сделавший неподвижными на палитре краски, замерзшие до боли пальцы рук, случайный прохожий интересующийся стоимостью картины, предлагающий нарисовать его портрет здесь и сейчас... В этот момент коварные укусы насекомых уже не столь актуальны...?
Во время вернисажа известные мастера самарского пейзажа Н.Ельцов и А.Тумпуров много говорили о традициях волжского пейзажа, о пленэре. Они все с автором стояли рядом, плечом к плечу, и зрителю передавалось некое чувство братства, единения. А после выступлений мастеров пейзажа, сам В. Башкиров взволнованно говорил о значимости и важности пленэра: "- Трудно представить себе более приятное занятие, чем пленэр! Там все живое и сам становишься живей! Там сломанные деревья, покосившиеся заборы и руинированные храмы не выглядят столь печально. Они украшены кружевом рябин и хрупким изяществом берез, расположившихся на проломленной крыше. "Заброшенный дом" хранит тайну утраченной жизни. Среди благоухающих трав под ясным небом заросший крапивой он не теряет своей привлекательности. Набухший от весенней воды, позеленевший лед легко встречает свой последний день. А на следующий, уже другой, этюд под названием: "Скоро навигация" - другой колорит, другое состояние?.
О творческом методе В.И.Башкирова написала С.Ислеева
Можно сказать, что творческий метод заключается в процессе познания природы через живопись. Видимо, эта страсть все же оказалась для Владимира Башкирова сильнее прочих, но внутреннее пространство художника, вмещающее её, продолжает расширяться и значит, что будет место для новых сюжетов, для новых форматов и для новых наблюдений.
В начале девяностых годов многие историки искусства вели спор по поводу мейнстрима. (Мейнстрим - это то, что является основным направлением в искусстве). И многие левые, представители новейших направлений и течений рассчитывали, что в стране повториться уникальная ситуация, как 1917 году. Начнется расцвет формотворчества. Но они не учли, что сохранились в первозданности прежние институты, школы, училища и система обучения в рамках программы Академии художеств. Именно по этой причине, основным направлением в России остается пленэрная живопись.
Импрессионизм любим обществом, он не потерял своей красоты, привлекательности для многих поколений. В России его развивали в начале двадцатого века К.Коровин, мастера Союза русских художников. Пленэрная живопись существовала и в советском искусстве, подарив отечественной истории немало мастеров и достижений. Она по-прежнему интересна современным художникам. А в России, богатой временами года, пейзажная тема, воплощенная в этюде может быть неисчерпаемой. Этюды невозможно повторить, так же как голос человека. Они исполняют свою маленькую песню. Перед художником длинная дорога, новые мотивы, новые уголки