Вячеслав Герасимов художник - монументалист, живописец, график
Этой осенью исполняется 80 лет со дня рождения Заслуженного художника Российской Федерации, Вячеслава Дмитриевича Герасимова. Он родился в 1937 году в Астрахани. В 1959г. окончил художественное училище в Саратове. С 1959 по 1965г.г. - учился в Московском высшем художественно - промышленном училище (сегодня - имени С. Г. Строганова), на отделении монументальная живопись, у одаренных педагогов С.В.Герасимова, Б.В.Иорданского, Н.Х.Максимова. Как художник сформировался в пору расцвета "оттепели", художественного направления 60х годов, особенно актуального в наши дни. С 1965 по 1969 год работал в Ульяновске над проектом "Педагогика". Эскиз хранится в музее Архитектуры им. А.В. Щусева.
Вячеслав Дмитриевич художник - монументалист, живописец, график, с 1976 - 1993г.г. преподавал в Самарской государственной архитектурно-строительной академии на кафедре рисунка, живописи и скульптуры.
Талант монументалиста реализовался в различных архитектурно - интерьерных проектах в России, в Крыму, в Ульяновске, в Самаре и Самарской области. Неизменна на глазах горожан мозаика Дома профсоюзов - "Земля крестьянам, заводы рабочим" на Волжском проспекте. Во Дворце для новобрачных, запоминаются изящные витражи и гобелен в каминном зале, неповторимы рельефные витражи в здании Филармонии. Наиболее уникален горельеф с мозаикой "Энергия" для ГЭС имени Ленина с использованием восьмидесяти оттенков цветного гранита. Большинству жителей Самары знакома путевая стена на станции метро "Гагаринская", оформленная в технике мозаики, с использованием фаянса
Новое время не все сберегает, многое уничтожается. В 1972 -1973годы в ДК Тимашевской птицефабрики Самарской области была сделана красивая роспись по левкасу на тему "Театр". В ней ярко и полно воплотились все художественные и образные приемы того времени. Поэтизируя действительность, наполняя ее персонажами классического и фольклорного искусства, образами прошлого и настоящего, В.Герасимов следовал своему кумиру в монументальном искусстве - мексиканскому художнику - монументалисту Диего Ривере. После 1991 года замечательную роспись размером 6 х 9,5 метров уничтожили. Знатоки знают, что сегодня квадратный метр художественной фигуративной росписи на стене стоит от ста тысяч рублей. Но знатоков, ценителей очень мало, и, наверное, поэтому, уничтожители варварски распоряжаются нашим отечественным наследием.
Вячеслав Дмитриевич реализовал себя мастером острого напряженного сюжета во многих видах искусства. Помимо монументальной деятельности, художник, на протяжении десятилетий работал в графике, в разных жанрах живописи - портрет, пейзаж, натюрморт, тематическая картина. Историческое полотно "Расстрел 1905года" производит неизгладимое впечатление. В каждое произведение он вносил элемент автобиографии, впечатления путешественника. Триптих "Белое море". Картины "Рыбаки", "Поиск" - итог пережитого и наблюденного. Каждый сюжет художник решал лаконично, наполняя информацией. Из соединения приемов обобщения с простотой и лаконизмом исполнения и родился стиль В.Герасимова.
В 2015 году В.Герасимов написал серию портретов "Сыны Отечества". Цикл портретов, посвященный десяти выдающимся личностям российской истории, начиная с патриарха Московского Гермогена и кончая Ю.Визбором, представляет людей, оставивших след в истории Отечества. Экспозиция выставки удостоена Губернской премии в области культуры и искусства за 2015 год. В статье того времени я писала о встрече с художником. Тогда он удивил меня своей творческой дисциплиной, каждый день с восьми утра и до обеда созидает в мастерской.
Прошли два года, и художник представил сорок новых полотен, работы в разных жанрах - портрет, тематическая картина, пейзаж. Портреты продолжают серию лиц выдающихся писателей, поэтов: И.Крылова, Ф. Тютчева, А.Блока, М.Булгакова, Б.Пастернака, О.Мандельштама, М.Цветаевой, Е.Евтушенко, А.Солженицына, М.Шолохова.
Помимо вышеупомянутых работ запоминаются портреты, в которых проявились личные чувства художника к друзьям, к близким: архитектора В.Г. Каркарьяна выделяющегося темным силуэтом на фоне светлого окна, портрет жены "Доктор И.В.Карпова", и "Автопортрет" с кошкой Беси, которая улеглась на плечах художника, словно горжетка. Любопытен портрет - картина "Портрет искусствоведа И.С.Лопез с сыном Виктором в кафе. Испания". В работе присутствуют элементы городского пейзажа и натюрморта, что говорит о том, что рамки портрета тесны для мастера.
Кроме портретов в творчестве художника В. Д. Герасимова выделяются жанровые полотна. Следует отметить, что в данной области мало кто в Самаре работает. Надо "сочинить" композицию, сделать графические эскизы, добавить зарисовки с натуры, уточнить в живописном эскизе, и потом написать картину. Только мастера с блестящей академической школой в состоянии ставить и решать такие задачи. "Джаз. Последний аккорд", "Джаз" - данные картины полны чувственной мелодики, особого ритма.
Композиции с фигурами: "На палубе теплохода", "Двое", "Художник и модель", написаны скупо, без излишней дробности, информативны, близки репортажу. Художник многое обобщает, стилизует, оставляя главное. В большей степени это относится к живописной композиции "Три карты", своеобразное размышление на тему пиковой дамы А.С.Пушкина.
Отдельная тема в творчестве В.Д. Герасимова - пейзаж. Художник - путешественник любит запечатлевать неожиданные, узнаваемые и впечатляющие пейзажные мотивы, увиденные на побережье Ледовитого океана "Шторм на берегу Ледовитого океана", либо на берегу Байкала, либо на земле Соловецкого острова, или в водах Средиземного моря.
Особая тема - пейзажи средней полосы России. Пейзажи: "Березка", "Вечерний покой", "Поздний закат", "Березовая роща" - не отличает конкретность пленэрных этюдов, в большей степени они переработаны, додуманы. Именно эта способность художника к стилизации помогает В.Д. Герасимову создать лирические полотна "Март", "Осень в лесной глуши", "Осенняя сказка", помогает емко воплотить пейзажный образ России.
В.Д. Герасимов единственный художник в Самарской Организации Союза художников, который вошел во всеобщую художественную энциклопедию "Художники всех времен и народов", статьей искусствоведа Н.Вульферт, международное издание К.Г.Зауер (Мюнхен - Лейпциг) 2006г.
Знакомство с новыми произведениями представило мастера, который не мыслит свою жизнь без ежедневного труда, любит искусство, полностью отдаваясь делу всей жизни.