Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Владимир Булеков.Экспрессивный портрет художника

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  В.Чернова
  Владимир Булеков - экспрессивный портрет художника.
   В Самарском художественном музее открылась выставка произведений живописи Владимира Максимовича Булекова (14.04.1931 - 23.05.2015). На выставке представлены произведения разных лет и это не этюды, не пейзажи, а сюжетные композиции.
  Уроженец рязанской области, выпускник Рязанского художественного училища он сформировался как художник также благодаря искусствоведческому образованию С 1965-1972 года он обучался в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им.И.Е.Репина.
  С 1973 года жил в Самаре. Был постоянным участником выставок города Самары. Более тридцати лет художник преподавал историю изобразительных искусств и сценографию в Самарской государственной академии культуры и искусств. Его мастерская тогда находилась в аудитории академии. Также преподавал в Художественном училище им. К.С. Петрова- Водкина
  Познакомились
  Мы познакомились с Владимиром Максимовичем в селе Ширяево в 1978 году, когда нас двух сотрудников музея командировали на сбор экспонатов для мемориального дома Александра Ширяевца. Вдоль улицы тогда стояли деревянные дома, не было еще коттеджной застройки, но некоторые художники и писатели уже перебирались жить за городом. Тогда еще не было водопровода с колонками, во дворах стояли колодцы.
  Рядом с домом поэта было подворье с большими воротами, там обитала белая бодливая корова. Какой-то мужичок с ноготок стоял возле коровы с громадным выменем, хитровато щурился и что-то бормотал. А потом как завопил, глядя на нас: А - а! Твою растудыть! Пошла!! Пошла!! Подумав, что орет на нас, сильно напугавшись, мы быстро поспешили вдоль по улице в "белый дом" . Так назывался дом нашего временного жительства. Вскоре стали в дом приходить художники, Вадим Сушко, Юрий Бородачев, Сушко пригласил на чай в дом, который купили Владимир Булеков и Александр Ковалев. Вечером, переделав хозяйственные дела, мы пошли знакомится.
  Владимир Максимович запоминался замедленной неспешной речью. Было ему лет сорок семь, высокий, плотный, в пестровязаном свитере. На широком лице выделялись голубые глаза и широкая темная борода лопатой.
  Внутри за столом сидели пили, и закусывали художники. Вдоль стены на полу были расставлены этюды.
  Моя коллега постарше, спросила - что празднуют художники
  - Да вот первый дождь в августе пошел, этюды успели вовремя закончить, - тихо и сонно уточнил Александр Ковалев, и смачно захрустел огурчиком
  - Давно мечтала постоять у мольберта, понюхать запах краски на холсте, как сладко пахнет скипидарчиком! А Вы пейзажист?
  - Вот Вас, кажется, Валентина зовут? "Вы изволили высказать очень тонкие замечания по живописи Александра Ковалева", - сказал Владимир Максимович
  - Я? Но я ничего не говорила.
  - Это не так. Я наблюдал, как вы рассматривали этюды, расставленные у той стенки. У Вас бесспорно есть талант - чувствовать живопись. Он задумался. Вообще он даже думал обстоятельно и неторопливо.
  Сумерки сменились вечером. День в деревне быстро закончился
  За окном окончательно потемнело, а закуски не убывали. Хозяин зажег свечу, и в слабо освещенной комнате стали видны пляшущие лохматые тени. Как будто вдвое прибавилось людей. Темнотой и жутью пугали углы. Удивляясь тому, как быстро пролетел день, тревожно подумалось, что пора идти домой.
  Стали прощаться, художники напросились в провожатые. Вышли во двор - оказалось черным-черно. Моросил прохладный дождь, под ногами скворчало, хлюпало, пахло водой, травой, свежесрубленным деревом, сеном. Какая ночь!! Деревня спала, освещения никакого, и пары фонарей не нашлось. Так, на ощупь скользя по мокрой траве, компания двигалась по улице. Я и не знала, кто так крепко держит за руку, невидимый в кромешной тьме. Ощупай сейчас свое лицо, нашла бы только черную дыру. Подойдя к крыльцу, все чинно попрощались.
  Шли годы, Владимир Максимович был непременным знатоком - зрителем на всех вернисажах в музее, с ним было интересно разговаривать по вопросам искусства. Но целиком представить его личное творчество не представлялось возможным.
  В 1987 году на трамвайной остановке, он познакомил меня с Натальей Анатольевной Эскиной и она, будучи коллегой Булекова по работе увлеченно и восторженно много рассказывала о живописи Владимира Максимовича.
  
   Творческая встреча.
  
  Это было уже в начале девяностых, когда мы с Натальей Эскиной решили поехать позагорать в Ширяево. Не успели мы ступить на землю Ширяева, как начался проливной дождь.
  - Затяжной и надолго, - обреченно констатировала Наталья
  Мы молча достали пляжное полотенце. Подняв его высоко над головой, как тент, гуськом пошли искать дом Булекова
  Открыли калитку в чужой палисадник. послышались звуки музыки.
  - Валечка, послушай, это не радио, а живая музыка! Давай, попросимся посидеть. Не мокнуть же тут под дождем, - предложила Наталья. Пройдя по узкой дорожке, обсаженной с краев цветущими бархатцами, мы вышли на просторную террасу. На табурете, перед мольбертом сидел мужчина. Он быстро обернулся на звук шагов, мгновенно покраснел, проворно сняв со станка полотно, поставил его лицом к стене, и жестом руки пригласил войти в дом. Это был Владимир Максимович
  -А Вы, я вижу, того, загорать приехали? Не повезло. Проходите, у нас, не бог весть что. Только ведро картошки сварили, но согреетесь, - слегка заикаясь тягучим баском произнес он.
  Вошли в дом. Внутри, на одной половине играл за пианино долговязый юноша, а на другой виднелся накрытый стол, пахло молодой картошкой и прочими разносолами.
  Свежо зеленели стебли молодого лука, краснели бока редиски второго посева, малосольные мелкие огурчики острым запахом и наличием крупных пупырышков сразу спровоцировали приступ слюновыделения. И еще соблазнительно розовели ломтики сала, а вид горячей, с паром разварной картошки просто вызвал легкое головокружение. Вокруг слышался неторопливый громкий хруст огурцов. Тихо, вполголоса беседуя между собой, по виду, все художники, три человека пили чай, и слушали музыку.
  А потом заговорили о полотне, отвернув его от стены. Говорили о картине, слушая дробный стук воды об доски над головой. Она была удивительной эта "Тайная вечеря". На самом деле она называлась по-иному: "Один из вас предаст меня". Плотная контрастная живопись, некая уплощенность пространства, использование элементов неопримитивизма, все было самоценным и наполняло душу открытыми эмоциями. Надо сказать, что позднее я увидела много вариантов этой композиции. Но самая первая запомнилась ярче.
  
  Наследие
  
  Всем известно, что художника лучше наблюдать долго, начиная с раннего периода творчества. Но как художник, Булеков долго, очень долго оставался для меня фигурой Terra incognita. Это невероятно - быть знакомыми на протяжении десятилетий -семидесятые, восьмидесятые, девяностые годы с художником, и не быть приобщенными к его искусству! Кажется, такого не бывает! Но мне случилось только в начале нового века вплотную познакомится с его наследием. Зато, когда он сделал в 2004 году первую персональную выставку в нашем Художественном музее, стало многое ясно: Еще одна выставка состоялась в музее на рубеже 2008 и 2009 года, она подтвердила видение искусства художника. Он обладатель неповторимой, уникальной манеры, обратившийся к наследию экспрессионизма. Он ни в коем случае не пейзажист, а мастер станковой картины. И самое драгоценное: он создал свой собственный мир, что не всякому дано.
  Владимир Булеков говорил о своем творчестве так: "Для меня в живописи мера условности словно предопределена кем-то. Абстрактных холстов не пишу, так как вижу в них формальную и смысловую недостаточность, а правдоподобные произведения кажутся мне архаичными. Поэтому балансирую достаточно свободно между абстрактным и правдоподобным искусством. Мое творчество лишено крайних устремлений. Оно для авангардистов очень реально, для реалистов - слишком условно". Он был замечательным искусствоведом, чутким к проявлению таланта и действительно, очень верно охарактеризовал свой живописный метод.
  Утверждая то, что Владимир Максимович создал свой собственный мир, имею в виду то, что он взрастал на рязанской земле. И здесь в центре России сформировались архетипы и символы. У него их можно разбить на несколько тем. Одна связана с патриархальным укладом жизни деревни, Люди и лошади, сенокосы, купания людей в реке и лошадей, труд на земле, сельский полдник, крестьянские танцы, пение песен. Все в зеленоватой гамме, как у Петрова -Водкина. Но если у Кузьмы Сергеевича органично слились искусство кватроченто и иконы 17 века, то у Булекова, живопись несет реалии XX века. И лапидарность, минимализм, как у шестидесятников, но поэзия, камерность сюжетов, как у семидесятников. И обращение не во вне, а во внутрь, как в живописи восьмидесятых годов
  Следующий блок тем, связан с популярными в России персонажами, Пьеро, Арлекином, Дон Кихотом, и в компании с ними Пушкин. Удивительный выбор сделан чисто по - русски. По - своему хорош облик улыбающегося Арлекина с цветком в руке. Дон Кихот чудится автопортретом художника. Выбор ясен, персонажи найдены многозначные, противоречивые. Особенно приятно было увидеть на бульваре сидящего на скамье озорного Александра Пушкина. И все эти герои постоянно волновали мастера, и написаны несколько раз в разных вариантах на протяжении ряда лет.
  Пожалуй, он единственный мастер в Самаре, который прочувствовал важность и актуальность евангельского сюжета. Здесь интересны и ветхозаветные "Адам и Ева", "Явление Аврааму трех Ангелов у дуба Мамврийского" (Троица). 2006 год. Важны новозаветные сюжеты: "Все вы соблазнитесь о Мне" (1й вариант). 2002 год), второй вариант сделан уже в 2007 году. Не менее выразительна монументальна композиция на тему "Оплакивание", "Страдания апостола Петра". В его биографии есть случай, когда он мальчиком нарисовал Серафима Саровского и его мать Марфа Булекова поставила изображение в божницу. Ничто не случайно...
   У Владимира Булекова - искусствоведа, в голове была вся мировая история искусства. Именно эти знания помогали ему создавать не натурный кусок реальности, а обобщенный художественный образ. Многие художники, всю жизнь отображая картинки реальности, так и не приходят к художественному образу. У Булекова получилось!
  Именно в новом веке к художнику пришел успех. С 2006 года он член Творческого Союза художников России. В 2006 году в Москве с большим успехом прошла персональная выставка Булекова в залах Творческого Союза художников России. И Медаль, и премия Первого Международного Салона искусств "Путь единства" за заслуги в развитии искусства, та самая награда, которую художник заслужил всей своей жизнью и творчеством.
  В 2007 году Владимир Максимович был награжден Золотой медалью Творческого союза художников России и Международной ассоциации художников Юнеско. Сегодня на выставке нам следует наслаждаться его произведениями живописи.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"