Чиганов Константин Андреевич : другие произведения.

Джиперство в дикой природе

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Наставление юным джиперам перед поездкой в страшный темный лес


Константин Чиганов

Прокатите меня в Гималаи: джипуем по полной

   Лето красное катит в глаза, и катит народ по дорогам, а то и вовсе без дорог. Впереди солнце, зелень, запах хвои и громадные, с кулак, звезды над кострами стоянок. На мысль написать такую статью меня натолкнули увлечения некоторых друзей: любят они иногда прохватить "по говнам", благо, машины сравнительно подходящие. "Зубры бездорожья" могут не кривить снисходительно губы, бездорожную технику они испытывали на собственной шкуре и сами дадут рекомендаций на сто очков, но пусть вспомнят свой САМЫЙ ПЕРВЫЙ рейд. Мой же скромный труд для новичков, тех, кто пока только обдумывает, не приобрести ли себе подходящий агрегат, чтобы можно было на время забыть об асфальте и вспомнить о природе, матери нашей. Ездовой опыт каждый приобретает свой собственный, вместе с синяками и шишками, но вот выбор и оснащение джипа для экспедиции интересует многих.

Для стражи Родины

   "Чего только эти русские не придумают, чтобы дорог не строить", по легенде, сказали японцы, глядя на наш новый вездеход. И правда, если вы человек небогатый, прямо скажем, и способны обходится практически без всякого комфорта, то подержанный отечественный "УАЗ-469" будет вам в самый раз. Мощная рама, рессоры, жесткие мосты, почти невероятная проходимость. Внутри, правда, голимая советская армия. То есть полное отсутствие буржуйских удобств вроде магнитофона или обивки дверей. До сих пор живет мнение, что "уазик" проектировался как "сорокаминутная" машина, то есть за сорок минут боя он должен был подвезти к передовой противотанковую пушку и запас снарядов или полевую кухню, а потом мог спокойно расплавиться от ядерного удара: свой выпуск он оправдал.
   Тугой тонкий руль, маленькие жесткие сиденья, педали и рычаги впору тренажеру для тяжелоатлетов. Тент обычно начинает протекать над лобовым стеклом, так что жесткая крыша представляется предпочтительней, к тому же там нормальное заднее окно. Полное отсутствие какой-либо пассивной безопасности, на фотографию единственного в истории краш-теста "469-го" страшно смотреть. Рулевая колонка "выстрелила" вверх, убив или жестоко изувечив водителя, ведь там нет даже допотопного "травмобезопасного" шарнира складывания, вроде тех, что стояли на 412-х "Москвичах". Из всех "новинок автопрома" у новых "уазиков" можно вспомнить разве что появление крохотного перчаточника и новые наружные зеркала из плохой пластмассы. Если старыми, на стальных кронштейнах, можно было повалить деревце, нынешние ломаются от плевка. "УАЗ-Хантер" в комфорте выигрывает, но он и чувствительно дороже, и менее "внедорожен" из-за пластиковых обвесов. При этом не зря "джиперы" ценят именно "уазы" еще серии "сделано в СССР", со "знаком качества" (это такой пятиугольный значок на кузове, спросите дедушку, если не знаете). Они собраны заметно получше и из лучшего металла. Починить старичка в любом селе не будет такой уж проблемой. Да и как буксировщик прицепа он очень даже силен. Лучшим выбором считается версия с "военными" мостами, они более компактные и меньше цепляют за грунт. Приготовьтесь, что понятие "экономия топлива" не для "уазика", зато и плохой бензин не очень-то страшен.
  

Из-за леса, из-за гор...

   Из заграничья. Именно такие джипы в наших широтах популярнее всего, все же их создатели явно заботились об экипаже боевой машины. При всем уважении к герою "Кэмел-трофи" и десятков приключенческих фильмов (да хоть "Роман с камнем" вспомнить), британский "Лендровер" для нас слишком уж экзотика. В Европе до нашествия японцев он был чуть не самым массовым внедорожником, но теперь звезда англичанина закатывается. Главный вопрос: где будем брать запчасти? А они понадобятся почти всем при первых внедорожных выездах. С "японцами" особых проблем нет, а вот британец... Вот об "азиатах" и поговорим, благо, найти такой в приличном состоянии не так уж сложно.
   Очень популярна у нас "Тойота-Сюрф", рамная, прочная, сравнительно простая машина. Не забудем "Мицубиси-Пажеро" в трех и пятидверных вариантах, и давно устаревшие "там, у них", но еще вполне прочные угловатые "Ниссан-Патрол". Для тех, кто ездит самое большее вдвоем, можно отметить "малыша" "Сузуки-Джимни". Несмотря на размеры, "Джимник" самый настоящий джип, с жесткими мостами и отличной проходимостью, правда, в городе он трясок и шумен, а по трассе на нем не полихачить, высокий, короткий и узкий, он запросто переворачивается на вираже.
   Китайские внедорожники, появившиеся на рынках, все эти "Грейт Уоллы" и "Адмиралы" пользуются популярностью у дачников, мол, дешево и сердито. Обычно они рамные, простые, с "механикой", многие японские детали к ним подходят, только... вопрос китайских надежности и качества остается открытым. Лучше не буду обижать владельцев, но сам я хотя бы в недельный поход в таком не поехал бы. Тоже и великое множество безрамных "паркетников" нам, к сожалению, не подходит. Все эти "Форестеры" и "РАВы" хороши на заснеженных улицах, но в тяжелые грязи им лучше не соваться, целее будут. Ну нет почти за границей ТАКИХ условий, как у нас, у них там, среди цивилизации, и наша весенняя дачная грунтовка сойдет за тяжелое бездорожье. Какими свойствами должен обладать настоящий, полноценный "проходимец" и что для этого с ним надо сделать? Пусть опытные джиперы подскажут.
  
  
  

Ты для дикого леса, дикая тварь

   Основа всего - рама. Тяжелая и прочная, способная выдержать самые сильные удары. Именно к ней, а не к "морде" кузова, должны крепиться разного рода пороги, "кенгурины" и прочая защита. Подвеску обычно приподнимают, "лифтуют", заменяя иногда почти целиком: пружины, амортизаторы, дополнительный крепеж. Частенько дополнительные детали отличают, окрашивая ярким цветом, загляните в колесную арку такого динозавра. Привод, естественно, полный, обычно с механическим подключением передних колес. Приходится выходить, чтобы включить специальные муфты передних ступиц? Зато не нужна капризная в сырости и перепадах температуры электрика. Мотор возможен дизельный, очень уж хорош его крутящий момент, да и экономия. Коробка передач механическая, "на палке", джиперы считают необходимой возможность "раскачать" машину, переключая с переднего хода на задний. Правда, доводилось мне видеть, как лазят в грязи машины с "автоматом", и у них совсем неплохо получалось, на пониженных. Забор воздуха для мотора "шнорхелем", трубой, выведенной вдоль передней стойки на уровень крыши. Туда же выводят и трубки сапунов от трансмиссии. Но даже с такой серьезной подготовкой в броды без практики лучше не лезть.
   Снаружи полезными будут некрашеные пластиковые расширители колесных арок, иногда почти до линии окон кузов снизу закрывают пластиком или голым листовым металлом. Иначе на подкраску и перекраску денег не напасешься. На бампере займет место лебедка самовытаскивания, хорошо бы, с возможностью выдавать трос и вперед, и назад. Вещь бесценная порой, к тому же можно использовать ее для подъема груза и вытаскивания других. Дополнительные прожекторы на раме над кузовом, вот только включение надо, естественно, предусмотреть отдельно от фар и противотуманок, и пользоваться только вне трасс, иначе на дороге такая люстра ослепит всех встречных. Такое обилие электричества требует еще одного аккумулятора большой емкости, лучше немецкого или японского. Тросики-веткоотбойники от капота к помянутой верхней раме, чтобы сберечь стекла и нервы. Большой решетчатый багажник на крыше с удобной лесенкой к нему. На некоторых машинах остроумные владельцы укрепили рамки номеров повыше, на уровне капота спереди или крыши сзади, так и видно хорошо, и грязь не страшна.
   Что повезем с собой, кроме личных вещей? Конечно, тут не пеший поход, можно грузить побольше, но с размышлением. Кроме обычного набора инструментов, не лишнее захватить предохранители и свечи. Кроме базовой "запаски" еще хотя бы одну. Раллистов сопровождают технички, просто набитые запасными колесами, нам же полагаться на себя. Дополнительный огнетушитель, складная лопата и трос, способный выдержать вашу машину. Только не стальной! Он жесткий и смертельно опасен, если порвется. Если уж нет другого буксира, по старинному шоферскому совету, привяжите к тросу на всем его протяжении обычную веревку, дав ей слабину. Лопнув, трос порвет ее, но успеет потерять убойную силу. Канистра топлива "НЗ", на самый крайний случай. Немного антифриза и упаковку какого-нибудь "эпоксилина", самотвердеющей эпоксидной замазки. Ей можно залепить трещину в картере или патрубке. Естественно, проверьте аптечку и добавьте перевязочного материала, обезболивающего и всего, что может пригодится, включая средства от гнуса и клещей. Самое простое - прийти на собрание джиперов и расспросить опытный народ, люди они незаносчивые и охотно надают проверенных советов, покажут свои машины, да и езде поучат, если умеете договориться. Первые вылазки по проверенным, обжитым маршрутам, помня принцип: "чем круче джип, тем дальше идти за трактором". В наше время и радиостанцию, и навигацию в машине поставить не проблема. Вот уж это не будет лишним. И всегда, (всегда!) предупреждайте друзей и родных, куда и насколько вы отправляетесь, и от намеченного маршрута не отклоняйтесь. Удачных рейдов и открытий вам, новички. Бездорожья у нас точно хватит на всех.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"