|
|
||
Порой несколько случайных слов древнего автора отзываются в веках громовыми раскатами многократно усиленного эха. Миф об Атлантиде, сочиненный Платоном, воспаляет умы людей уже два с лишним тысячелетия. Фантастическое письмо пресвитера Иоанна вызывает к жизни Крестовые походы, а на пассаже о проповедовании апостола Андрея в Скифии вырастает вся древнерусская идеология. То же произошло с сообщением готского историка Иордана.
"Эти [венеты], как мы уже рассказывали в начале нашего изложения, - именно при перечислении племен, - происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов.".
Из одной этой фразы Иордана родилось и расцвело пышное дерево гипотез, легенд, заблуждений. Многочисленные потомки тех самых "склавенов" ринулись на поиски своих корней и дружно натыкались на этот рассказ, камнем преткновения лежащий на их пути. Вывод был прост: венеты и есть те самые праславяне, о которых так много говорили и которых так долго искали.
Конечно, от слов Иордана нельзя просто так отречься. Но любой историк - человек, а человеку свойственно ошибаться, вольно или невольно. Более того, зачастую собственные мысли и выводы оформляются историками как неоспоримые факты. Все-таки Иордан не был Геродотом, честно предупреждавшим читателя, что он пользуется слухами. Не был он и Фемистоклом, который отмел все сомнительные источники и писал только о том, в чем был твердо уверен. Уже в самом названии "Гетика" проявилась характерная для Иордана черта: основываясь только на созвучии имен "геты" и "готы" он без колебаний сделал вторых потомками первых. Но мифологичность Иордана почему-то мало интересовала историков: еще бы, ведь из его пассажа можно протянуть ниточку от славян к венетам Птолемея и Тацита, и еще дальше - к падуанским венетам. Дух захватывало от таких перспектив: благодаря Иордану славяне становились участниками пунических войн и нашествия галлов на Рим, не говоря уже о походах Цезаря.
На самом деле все не так просто, как кажется. Этникон "венеты" относится к рассеянным этниконам, которые могут формироваться по единому шаблону, но независимо друг от друга. Таковы донские казаки и киргиз-кайсаки, укры из Восточной Германии, сербские крайовцы и малороссийские украинцы, балтийские и северодвинские поморы.
Этникон "венет" восходит к индоевропейскому праязыку. Географическая карта Европы пестрит названиями с корнями вент, венд, венн, винд, ванд. В древнем индоевропейском языке слово vien означало "поток", "жила", "струя" и было широко представлено в гидронимах.
Падуанские венеты - одно из племен, с XII в. до н. э. живущее в долине реки По в области Венето. Археологическая культура эсте. В IV в. до н. э. были завоеваны галлами, сильно метисированы, сохранив, однако, свой язык (согласно Полибию Старшему). До нас дошло около 300 надписей на венетском языке, который пока еще не расшифрован до конца. Современные лингвисты относят венетов к отдельной ветви индоевропейских языков (изолят). Во время Пунических войн Цизальпийская Галлия попадает под власть Рима - в том числе и венеты, бывшие в этой войне союзнинками Рима. В 89 г. до н. э. венеты добиваются латинского гражданства, постепенно ассимилированы римлянами и перенимают латинский язык. В VI веке н. э. в связи с вторжением в Италию лангобардов часть населения бежит на острова в Адриатическом море и основывает Венецию.
Арморейские венеты (также венелы) - одно из кельтских племен французской Бретани (Арморик, лат.). В 52 г. до н.э. завоеваны Цезарем. Гипотеза о единстве происхождения арморейских и падуанских венетов в настоящее время опровергнута. Скорее всего, получили название по реке Вандея, и одноименной местности в Бретани.
Первое упоминание о венедах, живущих где-то на территории современной Польши, принадлежит перу Плиния Старшего, написавшего около 60 г. н. э. "Естественную историю". Вот выдержка из этой книги:
Вслед за полуостровом кимвров лежит залив, называемый Коданус синус, наполненный многочисленными островами, из которых крупнейший - Скатинавия, столь большой, что общины гельвионов, располагаются там не менее, чем в 50 областях. Не менее велика, как считают, и Энингия, которую вплоть до реки Вистулы заселяют сарматы, венеды, скиры и гирры.
Корнелий Тацит, лично знавший Плинния Старшего, дополняет его сведения в трактате "О происхождении и деяниях германцев", написанном в 98 г.:
Отнести ли певкинов, венедов и феннов к германцам или сарматам, право, не знаю, хотя певкины, которых некоторые называют бастарнами, речью, образом жизни, оседлостью и жилищами повторяют германцев. Неопрятность у всех, праздность и косность среди знати. Из-за смешанных браков их облик становится все безобразнее, и они приобретают черты сарматов. Венеды переняли многое из их нравов, ибо ради грабежа рыщут по лесам и горам, какие только ни существуют между певкинами и феннами. Однако их скорее можно причислить к германцам, потому что они сооружают себе дома, носят щиты и передвигаются пешими, и притом с большой быстротой; все это отмежевывает их от сарматов, проводящих всю жизнь в повозке и на коне.
Наконец, александрийский историк и географ Клавдий Птолемей, творивший в первой половине II в., составил карты Ойкумены, где среди прочих народов, нашли место и пресловутые венеды. Ареал их обитания охватывает южное побережье Венедского залива восточнее Вислы, которая берет начало также в Венедских горах.
Заселяют Сарматию очень многочисленные племена: венеды -- по всему Венедскому заливу, выше Дакии -- певкины и бастарны; по всему берегу Меотиды -- язиги и роксоланы; далее за ними внутрь страны -- амаксовии и скифы-аланы.
Менее значительные племена, населяющие Сарматию, следующие: около реки Вистулы, ниже венедов -- гифоны (ги-тоны), затем финны; далее сулоны (буланы), ниже их -- фру-гундионы (фрунгундионы), затем аварины (обарины) около истоков реки Вистулы; ниже их омброны, далее анартофракты, затем бургионы, далее арсииты, сабоки, пиенгиты и биессы возле горы Карпата.
Восточнее вышеназванных племен живут: ниже венедов -- галинды (галиданы), судины и ставаны до аланов; ниже их игиллионы, затем костобоки и трансмонтаны (загоры) до Певкинских гор.
Очевидно, что сам Птолемей при определении положения племен столкнулся с большими трудностями. У него на руках были разные источники, порой противоречивые, и Птолемей постарался привести их к общему знаменателю. Задача, надо сказать, практически невыполнимая. Свои собственные размышления Птолемей оставлял при себе, а в книгу занес одни выводы. По сути он занимался географическим конструированием, да так успешно, что на тринадцать веков его "География" стала эталоном для Европы и Азии.
Склонность античных авторов разграничивать страны по руслу больших рек общеизвестна. Так Геродот отделил Азию от Европы по Дону, Цезарь - Галлию и Германию по Рейну, Птолемей - Германию и Сарматию по Висле. Искуственность этих границ уже давно доказана археологами, но Птолемей мыслил парадигмами своего времени, которые диктовали ему, что в Германии могут жить только германцы. И вот венеды, которых Тацит не смог отнести к германцам благодаря Птолемею вынуждены переселиться на правый берег Вислы. Это важный момент, ибо начиная с птолемеевой "Географии" венеды неизменно оказывались восточнее Вислы.
"Живут ниже венедов - галинды и судины" - пишет далее Птолемей. Галинды и судины помещены им на реке Хронос (Неман) и хорошо перекликаются с историческими областями Галиндия и Судавия, действительно расположенными в бассейне Немана. Напомним, что побережье между Неманом и Вислой было хорошо известно римским купцам, вывозившим отсюда янтарь - и это нашло отражение в атласе Птолемея, который перенес сюда Венедский залив.
Здесь снова следует вернуться к Иордану, к моменту, когда он рассказывает о самых первых готских победах: Вскоре они (готы) продвинулись оттуда на места ульмеругов, которые сидели тогда по берегам океана; там они расположились лагерем, и, сразившись [с ульмеругами], вытеснили их с их собственных поселений. Тогда же они подчинили их соседей вандалов, присоединив и их к своим победам.
Ульмеруги (производное от Хольм Рюген - остров Рюген) - германское племя, занимавшее прибрежную полосу Балтийского моря между Одером и Эльбой. Их восточными соседями были вандалы. Не исключено, что вандалы контролировали часть Янтарного пути по Висле и были хорошо известны купцам, среди которых было много италийских венетов. Не отсюда ли протянулась ниточка от вандалов к венетам, основанная исключительно на совпадении имен? И Плиний, и Тацит, и Птолемей так или иначе помещают венедов/венетов в нижнем течении Вислы и на побережье Венедского залива. И примерно в тех же местах Иордан поселяет вандалов, покоренных легендарным вождем готов Беригом.
Впрочем, происхождение венедов и Венедского залива могло быть и другим. В Ливонской хронике под 1225 годом находим следующий рассказ:
...венды в то время были бедны и жалки: прогнанные с Винды, реки в Куронии, они жили сначала на Древней Горе, у которой был построен город Рига, но откуда были опять изгнаны курами; многие были убиты, а остальные бежали к лэттам, жили там вместе с ними.
Это короткое сообщение, при других обстоятельствах интересное только краеведам, вызвало большую полемику в историографии.В латвийских вендах углядели реликт огромного некогда народа, занимавшего всю Польшу, Прибалтику, Белоруссию, частьУкраины и России. Правда, латвийские венды были балтами, а не славянами, а связь вендов и реки Виндавы совершенно однозначна. Существует множество примеров, когда племена и этносы получали название от реки (бужане, висляне, полабы, моравы) и очень мало примеров, когда реки получали название от племен (разве что Северский Донец). Но даже такое допущение ничего не меняет, поскольку не делает венетов славянами.
Тацит не может отнести своих венетов ни к германцам, ни к сарматам. В конце концов он соглашается, что певкины (которых иногда называют бастарнами) и венеты все-таки ближе к германцам, чем к сарматам. На первый взгляд этому описанию больше отвечают балты-венды. Но оказывается, и вандалы могут претендовать на эту роль, так как лингвисты относят их к восточно-германской группе племен, испытавших большое влияние кельтского языка. Другие идут еще дальше и выделяют вандалов, лугиев, певкинов в так называемую "бастарнскую" языковую группу, со II в. до н.э. развивавшуюся самостоятельно. Выводы лингвистов находят подтверждение в археологии. Вандалы, судя по всему, принадлежали к оксывской археологической культуре, входившей в круг латенизированных культур Центральной и Восточной Европы и сильно отличавшихся от ястрофской культуры Германии. Замечание Тацита, что "венеды... ради грабежа рыщут по лесам и горам..." еще больше склоняет чашу весов в пользу воинственных ваналов.
Интересно проследить процесс "глобализации" венедов. Так, Плиний ограничивается простой констатацией факта их существования. У Тацита венеды уже рыщут между феннами и певкинами, по горам и лесам. Птолемей и вовсе сделал их одним из самых больших народов Сарматии. И вот, уже в III-IV вв. венеды заполняют собой все земли к северу от Карпат и восточнее Германии, граница которой усилиями Тацита и Птолемея прошла по Висле. В античной литературе утверждается традиция называть венедами любые народы, живущие за Вислой. Первой жертвой этой традиции стал Иордан, отождествивший склавенов с венетами.
Имя великого географа Птолемея, освященного католической церковью, настолько довлело над средневековой литературой, что неистребимые "венды" еще долго царствовали в Центральной Европе. В VIII в. они всплывают на страницах "Хроники Фредегара", а вскоре окончательно обосноваются в трудах Адама Бременского, Саксона Грамматика и других немецких авторов. Вначале немцы именовали вендами всех западных славян без разбора. Позже это название закрепилось за лужичами - и осталось таковым до сих пор. Венедский залив превратился в Венетское море и дожил до Герберштейна. Ну а в XII в. эта традиция, совершив полный круг, вернулась на берега Боспора: Иоанн Киннам записал, что "венеты, возобновив с царем прежние договоры, обещали прислать римлянам для морских предприятий флот из ста трирем и при этом дали слово быть врагами и королю алеманов Фридерику, и всем другим западным народам, если последние решатся на войну с римлянами..."
Между тем, сами славяне венетами себя никогда не называли. Скорее, германское "венды" было оскорбительным для них прозвищем. Удивительно, как иногда могут меняться настроения людей и целых народов. Попытка породнить славян с античными венетами полностью провалилась. И даже последний аргумент панславистов подтверждения не нашел. Речь идет о venaja - так финны называли русских. Однако в русско-финнском словаре venaja обозначает всего лишь русский язык. А вот русский (выходец из Руси) по-финнски звучит как venalainen. И буквально рядом: venelainen - лодочник (производное от vene/лодка). Так древние суоми называли новгородцев, которые приплывали в Финляндию и Эстонию на речных ладьях на торжище (Турку - бывший новгородский торг).
Поклонники венетов частым гребнем прочесали письменные источники, словари, названия гор, рек и селений, выуживая на свет все новые и новые факты, и мало обращая внимания их качество. Но версии, построенные на песке, рушились одна за другой. Такой "количественный" подход обречен на провал еще и потому, что позволяет соединить причинно-следственными связями все что угодно: и то, что люди произошли от инопланетян, и то, что снежный человек - потомок питекантропа. Количество так и не перешло в качество.
Итак, в I веке до н.э. в устье Вислы появляются вандалы. Вскоре об их существовании становится известно итальянским купцам. Простое совпадение имен привело к превращению вандалов в венетов. Эта традиция перекочевала в историческую литературу, причем со временем наблюдалась устойчивая тенденция к глобализации "венетов"; благодаря Птолемею ими стали называть все народы, живущие к востоку от Вислы. С его подачи Иордан отождествляет венетов со славянами, в VI веке как раз занявшими Польшу и Чехию. Позднее германоязычные авторы перенесли этникон венеды/венды на славянское племя, с которым у немцев были наиболее тесные контакты - лютичей. И вот в XVIII веке зарождающаяся в историографии славистика "выкапывает" венетов с пыльных библиотечных полок и запускает их в свободное плавание. Таким образом происходит окончательная материализация славянского народа венетов.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"