Чистяков Олег Владимирович : другие произведения.

Медный палисадник

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Уважаемый читатель, О чем это у А.С. Пушкина в "Медном всаднике", когда автор характеризует своего героя ?: "И так он свой несчастный век Влачил, ни зверь ни человек, Ни то ни сё, ни житель света Ни призрак мертвый..." Или у Омара Хайяма 900 лет назад: "О чадо четырех стихий, внемли ты вести Из мира тайного, не знающего лести! Ты зверь и человек, злой дух и ангел ты; Все, чем ты кажешься, в тебе таится вместе." Оказывается это о каждом из нас, о нашей психике и о нашей жизни. Сценарий фильма "Медный палисадник" - попытка художественным образом раскрыть то, что определяет наш каждодневный выбор и напрямую влияет на жизнь. С уважением, Олег Чистяков.


МЕДНЫЙ ПАЛИСАДНИК.
                     
                          Сценарий полнометражного художественного фильма.
   
                             
                                               ...Была ужасная пора,
                                               Об ней свежо воспоминанье...
                                               Об ней, друзья мои, для вас
                                               Начну свое повествованье...
                                                          (А.С. Пушкин)


Первая часть.

Солнечный луч весело и настойчиво будил спавшего на тахте молодого человека. 
Улыбнувшись не раскрывая глаз, Сокол широко потянулся и бодро поднялся. В голове у 
него промелькнуло:  ' Две вещи надо делать быстро и без сожалений: вставать со сна и 
выбрасывать старую обувь'.

Одеваясь на ходу и насвистывая марш, Сокол прошел в ванную, вернулся и быстро 
накинул покрывало на постель. Затем прошел на кухню. Завтрак, как всегда  был на столе. 
Настойчивый телефонный звонок помешал допить кофе. Включился автоответчик, звонил 
Иван:
- Сокол, ты не забыл - встречаемся через 20 минут в 'Роко'?
- Здравствуй,  во - первых, а во-вторых, я буду там быстрей тебя - ответил Сокол через 
спикер-фон и выбежал из квартиры.


Входя в  кафе, он увидел  за  столиком  Ворона и Петровича. Ивана еще не было. Ворон 
курил сигару, на него восхищенно смотрел Петрович. На Ворона многие смотрели так. 
Ворон проповедовал:
- Еще Робеспьер сказал : 'Революция  пожирает своих собственных детей..
- И своих родителей тоже - продолжил фразу Сокол, подходя и  пожимая друзьям руки, -  
- А где Иван?
- Иван, наверное, ругается в пробке, как обычно, он же не может спокойно ездить. На 
Кавказе они гаишников что-то не встречали - усмехнулся Ворон.
- Да вот он, легок на помине! - сказал Петрович и подвинул стул опоздавшему.
- Да там один козел....- горячо начал Иван. 
- Ничего не объясняй - перебил его Ворон, - что будешь пить?
- Тройной эспрессо и минералку - отдуваясь, заявил Иван.

Подошедшая официантка, встав у нашего столика, уже минуту строила Ворону глазки.
Улыбнувшись ей и сделав заказ, Ворон энергично подвинулся к столу и спросил всех:
- Ну что, отцы, не сдрейфили? Все остается в силе?
Все заулыбались, а Иван заявил:
- На раз устроим!
Все наклонились к Ворону:
- С рекламной компаний я договорился, начнем распределять роли...


В тот день у Медного всадника было очень оживленно: подъезжали-отъезжали свадьбы, 
гуртом валили туристы,  и карикатурный Петр норовил каждому залезть в фотокадр.
Со стороны Александровского парка по дорожке к памятнику шла странная процессия.
Впереди шел человек в черном котелке с литаврами и ритмично бил в такт. Три бурлака за 
ним тащили за лямки деревянную лошадку на колесиках. 
На лошадке сидела маленькая девочка с большими белыми бантами первоклассницы, 
держа в руке воздушные шары от пивоваренной компании.

Когда процессия протащилась к Медному всаднику, человек в черном котелке громко 
обратился к сбежавшейся публике:
- Граждане! Пейте пиво пенное, будут дети  обалденные!!! Процессия неспешно стала 
ходить кругами вокруг памятника под крики Ворона про обалденных детей. 
Не прошло и 10 минут, как к нему бросился бледный представитель рекламной фирмы. 
Нервно набирая телефон,  он  заорал:
- Ворон, ты с ума сошел! Вы под что деньги брали? Под рекламу, да? А это что? Вы с ума 
сошли, срочно сворачивайтесь! Вы последствия себе представляете ?!

Ворон, тыча ему сценарием:
- Это - конь, а это - пивные шары, а девочка попросилась на лошадке покататься.
Вон и мама ее бежит. Мама молча и нервно забирает девочку и убегает.
- А бурлаки откуда?
- Бурлаки - это по сценарию клоуны в печальном образе. Импровизация. Видишь, как 
народ оживился! Значит - пойдут продажи!
- Чтоб я вас больше не видел, денег вы у меня  не получите!
Ворон сурово:
- Тогда мы продолжим рекламную акцию. Иван! Попроси девочку снова взгромоздиться 
на лошадку!
- Нет!- заорал агент. Вот деньги и убирайтесь отсюда!
- Эх, нет в России реальных пророков, - театрально заключил Ворон.
Четверка, смеясь, направилась к машине Ивана.
Пивоваренный агент, стоя на пару с  лошадкой  и с  кучей шаров,  молча отбивался от 
туристов и невест, захотевших покататься на диковинке вокруг памятника.



В ночном клубе Иван и Петрович  с двумя девицами-близняшками пьют коктейли с очень 
длинными трубками. В  стороне от них - Сокол и  Ворон оживленно спорят:
- Моя акция: 'Пивной троянский конь' - говорит Ворон Соколу,- попадет в Сеть, в  
газеты, в журналы. Я  накануне звонил паре знакомых ребят, они там были и дадут 
материал.
- Помнишь в 'Убить дракона' - 'Губернатор оказался  умнее режиссера, он нанял 
зрителей'?  - спросил Сокол. Твой материал широко не появится.
- А что предлагаешь ты? - нахмурился Ворон. - Сидеть и ждать пока все здесь не сгнило?!
Мы же привлекаем внимание, это - эпатаж, фанк, стеб, но стеб идейный!
- Я предлагаю не нервничать и спокойно во всем разбираться. Помнишь у Сухова - какие 
были шансы в 'Белом солнце'? Нулевые.  А оказались  - проходные.

К ним подошел Иван:
- Мужики, тут нас близняшки  в гости зовут, так что  мы поедем с Петровичем. Вы не 
против?
- Спроси про тройняшку у них? -засмеялся Ворон.
- Не-е, тебя к бабам пускать нельзя. Они, как мухи на мед на тебя валят! Так что до 
скорого и пока. А то вон Петрович уже сигналит  на выходе..
- Не перепутайте в темноте близняшек, пикапщики  хреновы!- напутствовал Ворон 
убегающего Ивана. 

- Ты сейчас куда? - спросил Сокол у Ворона.
- А ты?
- Мне надо домой, хочу еще поработать.
- Давай-давай, а у меня еще только все начинается. Вон - принцесса какая сидит и, 
наверное, меня ждет! - хитро прищурился  Ворон. 
Сокол с Вороном обменялись троекратным кулачным знаком на прощанье и разошлись.



В комнате женского общежитья за столом со скатертью, чинно рассевшись, семь девушек  
и Иван с Петром  пьют чай с вареньем. Висит долгая неловкая пауза.
Молчание нарушает Иван: 
- Значит, с каникул вот так все и решили пораньше вернуться? М-да..Соскучились, значит,  
по друг-дружке. Знали бы мы, что вас тут семеро будет, мы бы, девчонки,  лото 
прихватили...М-да...
- Вы, ребята, не обижайтесь, мы не специально,- шепчет соседка Ивану. Давайте еще чаю 
налью? 
-Петрович, хочешь еще чаю на дорожку? Нет? Тогда хватит. Спасибо, дорогие, мы как- 
нибудь в другой раз зайдем. Петрович вам стихи прочитает, правда, Петрович?
Петрович молча кивнул. 

На улице Петрович упрекнул Ивана:
- Вот видишь, надо было нам  с ребятами остаться, а так пролетели со свистом. Хотя мне 
моя понравилась.
- Какая из семерых? - усмехнулся Иван.
- Да я про близняшек..- стал оправдываться Петрович.
- Да черт с ними, устроили подставу. Я сейчас к Галке поеду. Тебе куда?
- Домой. Ты знаешь моих предков - спать не лягут, пока не приду.
- Эх, Петрович, третий десяток шагаешь уже, а все папы-мамы спрашиваешь. Ну ладно, 
бывай.
- Иван, ты не забыл про 'Зенит' послезавтра? 
- Нет, конечно, пойдем. Единственное место, где ты, Петрович, орешь громче нас всех.

Иван  уезжает. 
Петрович идет по набережной. Проходя мимо Медного всадника, останавливается и 
смотрит в лицо Петру. 
И вдруг ему померещилось, что всадник исчез-растаял, а конь рвется с постамента в 
Неву... Испугавшись круговерти и чертыхнувшись, Петрович быстрым шагом удаляется с 
места рекламной акции. Только кажется ему, что слышит он стук копыт по мостовой. В 
голове мелькает:

Показалось
Ему, что грозного царя,
Мгновенно гневом возгоря,
Лицо тихонько обращалось....
И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой --
Как будто грома грохотанье --
Тяжело-звонкое скаканье
По потрясенной мостовой.
И, озарен луною бледной,
Простерши руку в вышине,
За ним несется Всадник Медный
На звонко-скачущем коне;
И во всю ночь безумец бедный.
Куда стопы ни обращал,
За ним повсюду Всадник Медный
С тяжелым топотом скакал.


Сокол жил с матерью в небольшой двухкомнатной квартире на Петроградской. Отца 
своего он помнит в основном по фотографиям и рассказам матери. Отец погиб в научной 
экспедиции. Мать второй раз замуж не вышла, да и не стремилась.
Сокол любил по ночам  работать на компьютере. 
Прямо на экране монитора бежит последняя строчка: ' Брейк, обсуждение закончено. 
Сокол (модератор) '.
На столе книги А.С. Пушкина, открыта страница поэмы Медный всадник. Сокол берет и 
читает вслух:

Над омраченным Петроградом
Дышал ноябрь осенним хладом.
Плеская шумною волной
В края своей ограды стройной,
Нева металась, как больной
В своей постеле беспокойной.


И видится ему  переполненный метущимся народом Петроград, темная Нева и ярче всего 
почему-то  - смутное время 1917 года...


Выходя из машины,  Иван видит - у парадной дома стоит Галка и напряженно беседует с  
каким-то парнем.  Немного в  стороне стоят еще двое парней.
Иван подходит и здоровается:
- Привет, галчонок! А  я звоню, звоню тебе, а ты и трубку не берешь...
- Что это за морячок?- спросил у девушки рядом стоявший парень.
- Муж я  ей, 'Вася', муж, - объявил Иван.
- Объелся груш, - огрызнулся парень. Двое его дружков подошли вплотную к Ивану, 
девушка прижалась спиной к двери.

- Иван, это мой бывший вернулся, - попыталась объясниться девушка.
- Заткнись, сука - грубо прошипел бывший.
- Тихо, тихо, ' браток ' - обратился к нему Иван. - Дело мужское, отойдем в сторонку -
про  морячков побеседуем.
Отодвигаясь слегка в сторону, Иван встал на свободное  место, стараясь не упускать из 
виду всех троих.
Что произошло потом  за считанные секунды - не понял никто: взмах, хлопок и удар: и 
двое дружков уже лежали без движения на газоне. 
Иван, болевым приемом заламывал руку первому, затем тихо произнес: 'Брейк, 
обсуждение закончено'. Раздался хруст,  парень взвыл от боли и потерял сознание.

У парадной, закрыв лицо руками, плакала Галка. Подошедший Иван стал ее успокаивать:
- Не плачь, сами нарвались, урок надолго запомнят. Есть, где тебе пожить с недельку, пока 
тут не уляжется?
- Я к маме поеду на дачу.
- Я  тебя отвезу.
- А он очнется, Иван? - проходя мимо своего бывшего ухажера, спросила Галка.
- Дружки о нем позаботятся, - садясь в машину, коротко бросил Иван. Из памяти 
всплывает:

   Но вот, насытясь разрушеньем
И наглым буйством утомясь,
Нева обратно повлеклась,
Своим любуясь возмущеньем
И покидая с небреженьем
Свою добычу. Так злодей,
С свирепой шайкою своей
В село ворвавшись, ломит, режет,
Крушит и грабит; вопли, скрежет,
Насилье, брань, тревога, вой!....
И грабежом отягощенны,
Боясь погони, утомленны,
Спешат разбойники домой,
Добычу на пути роняя.


В  университетском кабинете  мужчина в золотой оправе назидательно объясняет  
Петровичу:
- Послушай. Мне уже и мать твоя звонила насчет аспирантуры. Ты дурака не валяй, 
всякие там бредни из головы выкинь. Слушай сюда. 
Здесь ты будешь, как сыр в масле, а на икру - сам заработаешь.
- Да я думал...- начал Петрович.
- Индюк тоже думал, да зря, - оборвал его собеседник. И  Фая моя про тебя все время 
спрашивает. У вас вроде как наладилось? А, что молчишь?
- Да, вроде нормально...
- Мне мои женщины строго наказали - поговори, мол, с парнем, трудно ему будет без 
поддержки..
- Да я, Евгений Олегович, понимаю. Спасибо Вам за помощь -  краснея, скороговоркой 
произнес Петрович.
-Вот и славно, давай руку, будем считать - обсудили. Возможно,  в нашей науке скоро 
появится перспективный молодой человек. Ты пойми, - хитро и с нажимом произнес 
проректор по науке,- мне же это все  надо кому-то передать. Вот вам с Фаей и передам...

На Петровича нахлынуло:

О чем же думал он? о том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость и честь;
Что мог бы бог ему прибавить
Ума и денег. Что ведь есть
Такие праздные счастливцы,
Ума недальнего ленивцы,
Которым жизнь куда легка!
Что служит он всего два года;
Он также думал, что погода
Не унималась; что река
Всё прибывала;


На выходе от проректора смущенному Петровичу мерещится соблазительная картинка: 
едет он на новой иномарке по Невскому, а из люка торчит  зенитовский флаг!   


Ворон средь бела дня митингует у памятника Ломоносову возле университета. Группа 
студентов обсуждает петицию  администрации города о повышении стипендий, льготном 
проезде и проч. Плакаты, лозунги: 'Студенты - будущее страны!', 'Студенческой семье - 
помощь правительства!' и др.
Ворон, обращаясь к студентам:
- Мы соберем подписи и пойдем к Смольному  с нашими требованиями. Кто ЗА?
- Все!!!
Ворон видит в толпе Сокола и Ивана. Те проталкиваются к нему и спрашивают:
- Ты чего тут  устроил? Ты же уже не студент, да и семьи  у тебя нет.
- Мне ребята 'за державу обидно'! Ай-да со мной.
Толпа повалила к зданию.



В просторной комнате с тяжелыми шторами трое респектабельных мужчин разговаривают 
с Вороном. На столе: коньяк, шоколад, фрукты. 
Первый с залысинами обращается к Ворону:
- Мы давно и с интересом за Вами наблюдаем, Ворон. Вы - серьезный молодежный лидер. 
У Вас может быть большое будущее. А Вы все ребячитесь: какие -то глупые рекламные 
акции, расклейка листовок, эти ...как его? Флэшмобы эти дурацкие! Ну что за детский 
сад!

Второй с небольшой бородкой продолжает вслед за первым:
- Революции учиться надо, Ворон. Все великие учились. Революциями надо управлять. 
Французы, например, это хоть  с 5-го раза, но  поняли. Нам ли порядок менять? Уже 
наменялись на свою голову, и чем все закончилось? Обрати внимание,  в   Европе в 60-х  - 
как студенты бунтовали ?! И  где они, ниспровергатели эти? В офисах сидят, на дорогих 
машинах ездят, а про свое бунтарское прошлое и не вспоминают. 
Ворон, независимо развалясь в кресле, молча переводит взгляд с одного на другого, 
отщипывая при этом виноград с блюда.

Третий энергично встал и быстро подошел вплотную к Ворону:
- Ты знаешь, что у нас есть на тебя? Нет? А у нас - есть. Могу познакомить, если 
интересно.  У нас все всегда и на всех есть.
Первый:
- Да полно тебе, Георгий, парня стращать. Он, как и мы, не из робкого десятка. Ты пойми, 
Ворон, время-то какое - политики молодые нужны. Не столько нам, сколько людям, - он 
показал по горлу - во как нужны!
Второй:
- Есть возможность и на Западе стажировку пройти...в очень хорошем университете...они 
и  президентов делают и не только для своей страны.
Ворон, вставая:
- Спасибо за виноград, мне нужно подумать.

Первый:
- Ты, Ворон, не спеша, подумай. Шанс - он потому так называется, что один раз выпадает. 
Ты нам нравишься, мы подружимся. Ты чем-то меня в молодости напоминаешь, такой же 
неукротимый.
 Ворон на концовку  процитировал собравшимся:

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.

А затем  театрально вышел из залы. Оставшиеся молча переглянулись...

Сбегая по лестнице вниз Ворон вслух произнес:  
- Сейчас, пожалуй, мои шансы выше, чем у Сокола. Играть - так играть.



Матч на Петровском удался - 'Зенит' выиграл и четверка друзей, весело 
переговариваясь, шла по Большому в сине-белой толпе болельщиков. 
- Предлагаю это дело отметить, - азартно предложил Иван.
- Я - ЗА, - тут же поддержал Петрович.
- Не возражаю, - согласился Ворон, - А как наш анахорет? - спросил он Сокола.
- Да я с удовольствием посижу с вами, - ответил тот.
- Постоишь! Идем в бар, - подвел черту Ворон,  и компания двинулась отмечать 
футбольную победу.


В баре было много народа, народ  потеснился, и всем нашлось место у стойки.
Иван насмешливо спросил у Сокола:
- Слушай, может у них здесь молоко есть, тебе заказать?
- Нет, спасибо, мне пиво безалкогольное - в самый раз.
Все разобрали себе выпить, и  Петрович пафосно произнес тост:
- За дружбу, Зенит и победу! 
- Гип-Гип, ура, ура, ура! - проскандировали ему в ответ.
Ворон нагнулся к Соколу:
- Поговорить надо, выйдем на воздух?
- Пошли. Ребята, мы скоро - сказал Сокол. 
Петрович и Иван оживленно обсуждали футбольную тему.


Выйдя на улицу, Ворон резко спросил Сокола:
- Ты когда последний раз видел Катерину?
- Да уже с год, наверное. Как мы договорились, что  пусть она сама из нас выберет, так и 
не звонил.
- Я - тоже. Интересно, а может она и замуж уже вышла?
- Возможно.
- Эко нас всех угораздило - в одну бабу втюриться! Ну, Петрович с Иваном - другие, 
попроще что ли... Они и не переживают вовсе.
- Ты, никак, переживаешь?
- Я - за тебя переживаю, соколик мой.
- Проехали. Ты что-то, Ворон,  в последние дни какой-то странный. Случилось что?

Ворон, с шиком прикуривая сигарету от дорогой зажигалки:
- Да, нет. Ничего особенного. Встречался тут с одними, в партию свою тянут... или в 
мафию. Я что-то не понял разницы.
- Да пошли ты их. Зачем тебе это?
- А ты что - всю жизнь так блаженным и проходишь? Мне власть нужна.
- Для чего тебе власть?
- Власть для чего? Хочу быть независимым и делать, что хочется.
Сокол слегка придвинулся к Ворону и пристально посмотрел ему в глаза: 
- Ты там скоро таким же станешь, как те, с которыми встречался. Или эти твои боссы - 
лучшие представители рода человеческого?
- Это пока они - боссы, потом  я - босс, - по слогам произнес Ворон.

Вдруг в баре раздался шум и звон разбитой посуды, из дверей выбежал взволнованный  
Петрович:
- Скорей, там Иван сейчас с двумя какими-то сцепился!
- На пять минут оставить нельзя, спецназовец хренов, - Ворон выбросил сигарету, и они 
дружно ввались обратно в бар.
У барной стойки Иван, схватив в охапку сразу двоих парней, разъяренно тащил их на 
выход. Все кинулись разнимать дерущихся. Сокол схватил со стойки кувшин с водой, 
плеснул им в лица и скомандовал:
- Отставить! Кто имеет медный щит, тот имеет медный лоб.
Как ни странно - это подействовало на Ивана и его соперников.
Через 10  минут бывшие враги уже сидели вместе и выглядели одной компанией. 
Причины ссоры никто и не вспоминал.


Вернувшись  домой, Сокол встал у окна. Он смотрел на ночной город и Неву,  и снова в 
голове замельтешило  пушкинское:

Ужасный день!
                 Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури...
И спорить стало ей не в мочь....
Поутру над ее брегами
Теснился кучами народ,
Любуясь брызгами, горами
И пеной разъяренных вод.
Но силой ветров от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова.
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась. Пред нею
Всё побежало; всё вокруг 
Вдруг опустело...




Последний раз друзья собрались вместе на День рожденья Петровича. 
Сидели за столом, шутили и смеялись. Но что-то уже мешало и не давало им быть 
прежними. Может, выбор, который должен сделать каждый сам за себя...Может, сама 
жизнь разводит людей по разным дорогам. Ну не в Катьке же дело? Хотя может и в ней...

Петрович с Фаей всем объявили о дне предстоящей свадьбы. Их поздравляли и желали 
счастья. Иван, уже изрядно выпивший, лез целоваться с потенциальным женихом и 
невестой. Ворон и Сокол хоть и сидели рядом, но почти не разговаривали. 
Вдруг  Ворон, наклонившись к уху Сокола, произнес:
- Вот одного нашего 'гуся' уже запекли. Второй -  точно тюрьмой  кончит.
- Я с Иваном  поговорю, - ответил Сокол.
- Бесполезно.
- Бесполезно с Петровичем, он  нашел, что искал, а Иван - нет.
- Ну, ты у нас самый библиотечный, вот и давай - сдувай пыль с книжек. А я  - дело 
делать буду!
- Дела делаются с помощью терпения, - спокойно возразил ему Сокол.
- Поживем - увидим, - не согласился его сосед.

На балконе Сокол спросил Петровича:
- Почему ты решил оставить свою тему и  подрядиться к  отцу Фаи?
- Сокол, у меня все будет на 5 баллов! Дом, жена, карьера. И, заметь,  без всякого 
беспокойства, как у Ворона, и без шума, как у Ивана, и  тем более без твоего 
чистоплюйства. Ты уж не обижайся, я тебе по старой дружбе сказал. Это  у вас с Вороном 
все какие-то вселенские проблемы и борьба за будущее лидерство. А иногда первой 
приходит к финишу черепаха!
- Все нормально, Петрович, поздравляю и рад за тебя. Ты уж извини, уже поздно, мне 
пора.
- Может, еще посидим, а? - попросил Петрович.
- Извини, мне пора, - мягко ответил Сокол, - иди к своим гостям.

Петровичу показалось, что чей-то ясно слышимый голос нашептал ему: 

Он оглушен
Был шумом внутренней тревоги.
И так он свой несчастный век
Влачил, ни зверь ни человек,
Ни то ни сё, ни житель света
Ни призрак мертвый...

На балкон вышла Фая и просюсюкала:
- Что случилось с моим медвежонком, кто его обидел?
- Все в порядке, просто устал немного,  - пробормотал Петрович, - пойдем к гостям.



Сокол быстро шел домой по ночной набережной и декламировал в полголоса в такт 
шагам:

Осада! приступ! злые волны,
Как воры, лезут в окна. Челны
С разбега стекла бьют кормой.
Лотки под мокрой пеленой,
Обломки хижин, бревны, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты,
Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища
Плывут по улицам!
                       Народ
Зрит божий гнев и казни ждет.





Вторая часть.

Средних лет мужчина в кашемировом пальто энергично шел по заснеженной набережной 
Невы мимо корабля-ресторана 'Кронверк'. Вдруг его громко окликнули давно забытым 
прозвищем: 
- Сокол, это ты?
Напротив него стояла Екатерина и улыбалась.
- Катя? - неуверенно обрадовался мужчина, - каким судьбами? Где ты? Что? -обхватив ее 
за локти, он стал забрасывать вопросами.
Катя  молча улыбалась ему в ответ. 
- Ты никуда не спешишь? Нет? Тогда я тебя приглашаю, -  слегка торжественно произнес 
Сокол, показывая  на огни 'Кронверка'.
- Приглашение принято, - согласилась молодая женщина.

Оттаяв за столом, они стали  сумбурно  рассказывать друг другу обо всем сразу: и о том, 
что Сокол здесь проездом, и что она случайно решила пройтись остановку пешком, и что 
они чувствовали  сегодня нечто особенное... 
Сокол у нее поинтересовался:
- Ты не слышала ничего об Иване? Я  потерял его из виду 10 лет назад.
- Нет, ничего с тех самых ваших мушкетерских времен. Никто не знает... Зато Ворон  
вряд ли потеряется - через день по ТВ показывают. 
- Он добился того, что хотел, но вот того ли он хотел, чего добился...- задумчиво произнес  
Сокол.
 - Петровича я пару раз видела, - сказала Катя, - он проезжал мимо на иномарке, но меня 
он  не заметил.
- Ты замужем? - с некоторым испугом спросил он
- Нет, женихи-то разбежались, - засмеялась Катя.
- Да нас просто много было, - с облегчением выдохнул он. - Вот мы и решили по-
честному, что ты сама должна выбрать. 
- А я уже тогда выбрала, да никто не спрашивал, - тихо произнесла Катя.
Они сидели в ресторане до самого закрытия. Потом Сокол поймал такси и посадил Катю.
- Может мне все же тебя проводить, - решился задать он  вопрос.
- Нет, я сама, спасибо. Слишком много на сегодня. Я обещаю - мы скоро увидимся, - 
попрощалась Катя.


Сокол, постояв минут пять, неторопливо пошел вдоль набережной к Медному всаднику.
Всплыли в памяти забытые строки:

' И тяжело Нева дышала, как с битвы прибежавший конь...'

Вдруг раздались крики, и Сокол видит небольшую волнующуюся группу людей на 
набережной. Подойдя вплотную, он быстро понял - в чем дело. Трое мальчишек, 
катавшихся на коньках, провалились под лед. Растолкав толпу растерявшихся 
зевак, Сокол  четко по-военному отдает указания: одному - звонить пожарным, 
второму - взять у водителей машин веревки, третьему - собрать теплые вещи у 
людей. Сбрасывая свое пальто на  ходу, он бежит к образовавшейся полынье... 
Первых двух мальчишек он вытащил быстро, но с третьим проблема - он уже 
ушел под лед. Сокол все же находит его в ледяной  воде и вытаскивает,  
переваливая мальчишку на лед. Сам при этом слабеет и теряет сознание...

Видение 'Соколу': В детстве мать укладывает его больного в постель, 
приговаривая: 
'Сокол-соколенок, не жалей силенок, поправляйся поскорей - мы 
заждались у дверей'.

Видения сменяют кадр за кадром: вот он слушает профессора в оправе насчет 
Фаи; вот гроздь винограда и те трое; вот он ломает руку бывшему ухажеру Галки; 
все быстрее мелькают картинки; волны, Нева, Медный всадник, утыканный  
зенитовскими флагами, уходящая Екатерина....                      

В больнице на кровати лежит Сокол, он с трудом открывает глаза. На соседней 
койке в палате  лежит довольно крепкий улыбчивый дед с ноутбуком. Он 
приветствует Сокола: 
- Очнулся, герой? Вот и славно. Переохлаждение у тебя было, но сейчас уже на 
поправку пойдешь.

У деда на тумбочке много книг, среди них - 'Мертвая вода'. Дед был непростой: 
довольно ловко обращался с  техникой, выглядел здоровее любого врача и 
вообще оказался очень кстати. В последнее время у Сокола все было ладно и  
кстати, то ли полоса такая в жизни, то ли еще что-то.

Они часто и помногу беседовали с дедом. Как-то незаметно Сокол рассказал деду 
всю свою жизнь. После одной из таких бесед Сокол задал деду вопрос:
- Почему люди несчастны?
- Потому что душой болеют, а вся болезнь - в голове. Вот ты думаешь, ты - один, 
а на самом деле, 'вас - четверо'. После рождения  тобой управляли инстинкты. 
Это - первый ты. Потом тебя мама воспитывала, школа учила - то есть культура 
отложила свой отпечаток. Вас уже двое. Лет в 12 собственный разум у тебя 
проснулся, и ты стал все кругом критиковать. Теперь трое! Потом первая любовь - 
удивительное чувство и интуиция счастья. Четверо!

А вот дальше у всех по-разному: который из 'четырех' возьмет верх  в человеке, 
тот и правит всю жизнь. Это называется типом строя психики.
Наш Александр Сергеевич Пушкин в 'Медном всаднике' на примере своего героя 
показал тип строя психики зомби обывателя такими строками:

И так он свой несчастный век
Влачил, ни зверь ни человек,
Ни то ни сё, ни житель света
Ни призрак мертвый...

- Животное  от начала и до рождения - животное, у него все на инстинктах, -
продолжал дед. - Стадное  животное получает при жизни стада дополнительные 
преимущества - стадные (коллективные) рефлексы. К сожалению, современное  
общество на 90 % состоит из таких зомби. Застряли между животными и 
человеками - целый 'медный палисадник'.
Или, к примеру, как о типах строя психики сказано у того же Омара Хайяма 900 
лет назад:

"О чадо четырех стихий, внемли ты вести 
Из мира тайного, не знающего лести! 
Ты зверь и человек, злой дух и ангел ты; 
Все, чем ты кажешься, в тебе таится вместе."

- Неужели так просто? - глядя в потолок, сказал Сокол.
- Просто-то просто, но иногда вся жизнь уходит на то, чтобы это понять, - со 
вздохом  ответил сосед.
- Значит, какой тип строя психики у меня доминирует, так я и живу? - уже 
понимая, что нашел то, что всегда искал, спросил Сокол.
- Даже больше - именно такая жизнь  у тебя и складывается, - подвел дед  черту 
под обсуждением. Каждому дано изменить себя и свою жизнь к лучшему.

В палату входит счастливая Катя с цветами:
- Можно?
 Сокол и дед широко улыбаются.

Финал.
Мать Сокола смотрит телевизор. Она улыбается сквозь слезы.
В кадре -  заставка с текстом прямой телевизионной трансляции: 

                     Инаугурация Президента Российской Федерации 
                              Ивана Петровича Ворона.

Затем в кадре  Георгиевский зал  Кремля. В  окружении знамени и штандарта РФ  
стоит Сокол. Он положил руку на текст Конституции РФ и читает  присягу 
Президента.
Крепкий на вид дед  стоит возле Медного всадника. Улыбаясь и слегка наклонив 
голову  в знак уважения, дед легко зашагал по набережной.

Титры фильма.                  
                                *****
Примечания:

- В сценарий режиссером могут вноситься дополнения и изменения для полноты 
раскрытия основной идеи фильма.

- Голос, начитывающий 'Медного всадника' А.С. Пушкина, может принадлежать либо 
Соколу либо читаться  'от автора'. Для сопровождения стихов А.С. Пушкина могут быть 
использованы спецэффекты, мультипликация и проч. 

- Все 'четыре друга': Иван, Петрович, Ворон и Сокол - это символические обозначения 
четырех типов строя психики одного героя - Ивана Петровича Ворона. Сокол - его же 
детское прозвище. Например, в фильме 'Бойцовский клуб' (США) по факту показаны 
только два типа строя психики: строй психики биоробота и демонический.

- Эпизод с тремя провалившимися под лед мальчишками - символическое преодоление 
героем трех ограниченных типов строя психики. Причем, сложнее всего герою преодолеть 
свой собственный демонизм - проблема третьего спасенного.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"