Искра От Костра: другие произведения.

Любителям попаданства на заметку

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
Оценка: 8.50*4  Ваша оценка:

  
  
  Подготовлено на основе анализа наиболее часто встречающихся ляпов в произведениях начинающих авторов.
  
  
  1. 'Каждый был бы просто чемпион,// Если мог бы выбирать себе коней!' (гр. 'Машина времени').
  
  Автору кажется, что его бравый герой выглядит так:
    []
  
  
  А на самом деле он выглядит так:
  
   []
  
   []
  
  И, если уж совсем не повезет, то так:
  
   []
  
  Давайте разберемся, почему.
  
  Вряд ли Вам удастся встретить конника, который хотя бы раз не падал с лошади. Большинство новичков не может без посторонней помощи влезть в седло и запросто вылетает из него в первые дни занятий, поскольку не обладает достаточно развитым чувством равновесия. Да-да, именно равновесия, умение 'крепко хвататься за повод' и 'плотно обнимать лошадь ногами' тут не при чем.
  Избранный Вами герой мог десятилетиями кататься на велосипеде, мотоцикле, качелях и даже 'иногда на лошади в парке' - это не спасет его от падений. Если по сюжету ему не желательно получать травмы головы и конечностей, позаботьтесь, чтобы обучение верховой езде в стане кочевников/эльфийском лесу/императорском дворце продлилось не меньше месяца по общепринятому сейчас времяисчислению и в подходящей для этого одежде (шлем обязателен).
  Не стоит писать, что герой, едва сев в седло, проехал верхом весь день. На следующий он уже не сможет встать. Неопытный всадник, пытаясь избежать подбрасывания на рыси и галопе, непроизвольно сжимает бока лошади. В результате подобных манипуляций уже через два-три часа появляются потертости (голени, колени, бедра, паховая область) вплоть до кровавых мозолей (помним об удобной одежде), боль в спине, особенно в области поясницы, головокружение и потеря равновесия (что, как мы уже знаем, ведет к падению).
  Некрасивая осанка (сколько герой до попаданства горбился перед монитором?), плохая физическая подготовка, скованность, боязнь высоты оказывают непосредственное влияние на посадку всадника.
  Почему так важна посадка? Отвечаю: пока герой не в состоянии держаться в седле, сохраняя равновесие и расслабив мускулы, а также не умеет входить в ритм движения лошади - управлять ей он не сможет. При всем своем героизме.
  Теперь несколько слов о средствах управления. Их три:
  - корпус всадника (воздействие пояснично-крестцовым отделом и умение смещать свой центр тяжести относительно центра тяжести лошади);
  - повод/поводья (для смены аллюра с более быстрого на более медленный, вхождения в повороты и остановки). Если резко крутить лошадь на месте, дергая за повод, велика вероятность вывихнуть ей плечо.
  - шенкель (нога наездника) (для начала движения, смены аллюра с более медленного на более быстрый, контроля прохождения поворотов и остановки, а также для энергичного посыла лошади вперед). Зачем нужен энергичный посыл?
  Лошадь от природы - существо пугливое. Не надо думать, что она будет мирно стоять и пощипывать травку, когда из кустов вдруг вылетит огнедышащий дракон/волк-оборотень/чудище лесное, которое всего-то намеревалось спросить у героя, который час.
  В случае опасности лошадь может:
  - резко шарахнуться в сторону (всадника спасет только уже набившее вам оскомину равновесие)
  - дать деру (если с силой тянуть повод на себя, то километра через два-три конь все-таки остановится)
  - встать на дыбы/подняться в свечу (не синонимичные понятия - второе означает вертикальный подъем, а не просто отрыв передних конечностей от земли с упором на задние). В момент подъема, неопытного всадника спасет либо энергичный посыл лошади вперед, либо умение крепко хвататься за ее шею.
  Голос и похлопывание по шее - средства поощрения лошади за хорошую работу. Аналогично - почесывание за ушами, поглаживание по морде, выдача угощения, но уже с земли.
  'Похлопывание лошади по крупу' не может рассматриваться как поощрение и является часто встречающимся ляпом в произведениях начинающих авторов. Грубо говоря, круп - это задняя часть лошади. Шлепки по заднице коням неприятны, так как в основном производятся хлыстом/плеткой с целью побудить к ускорению движения.
  С управлением худо-бедно разобрались, перейдем к зоогигиене.
  Кормление лошади:
  - 2-3 раза в день. Зеленый корм (трава) - 20-50 кг в сутки или сено (до 16 кг в сутки) + зерновые (овес, ячмень, рожь, пшеница) - до 12 кг в сутки.
  Мысленно прикиньте и подумайте, на сколько дней хватит зерна 'в небольшом мешочке, привязанном к седлу'.
  Поение лошади:
  - не менее 3 раз в сутки, в жаркую погоду - чаще.
  - никогда не поят разгоряченную лошадь сразу после работы (должно пройти не менее 50-60 минут, иначе коню грозит ревматическое воспаление копыт)
  - вода должна быть хорошего качества и объемом приблизительно 50 литров в сутки на голову.
  'Из лужи быстренько напоить' не выйдет!
  Чистка и седловка:
  - перед седловкой лошадь необходимо почистить или хотя бы смахнуть с нее грязь соломенным жгутом и проверить копыта на наличие застрявших в них камней. Делается это в течение 10-20 минут. Умилительно читается реплика, брошенная господином своему конюху: 'Подайте мне экипаж через пять минут'. Я бы ответила: 'Не вопрос, тарантас выкачу. А чистить и запрягать, барин, будешь сам!'
  Выезд верхом на грязной лошади:
  - постыден, особенно для знатной особы.
  - опасен возможными травмами конской спины (соринки под седлом ведут к наминам, которые могут надолго вывести животное из строя).
  Чистить коня в женском платье (внимание, поклонникам Мэри Сью!) несподручно и пахнуть от героини будет навозом и лошадиной перхотью, что, несомненно, добавит романтики при последующей встрече с 'прекрасным принцем'.
  Еще несколько тонкостей:
  - посылая героя мчаться 'резвым галопом по лесу', убедитесь, что поблизости нет густого кустарника, (не обученная прыжкам через препятствия лошадь вряд ли покажет себя звездой стипль-чеза), низко свисающих ветвей (хороший удар в грудь мигом выбьет всадника из седла) и близко расположенных друг к другу стволов (о которые можно хорошенько приложиться коленями).
  - в слякоть и по гололеду опасно ездить даже рысью. О галопе умолчим.
  - скачки по полю, особенно в темное время суток, не менее опасны - если нога лошади попадет в небольшую ямку, это может привести к серьезному перелому.
  И напоследок:
  - не стоит использовать терминов, значение которых вам доподлинно неизвестно. Потрудитесь проконсультироваться у конников, что такое и для чего нужны трензель, подперсье, мартингал, путлища, попона, вальтрап и т.д., а также, где у коня располагаются бабки, щетки, путо, ганаши и прочее. И не пасите коня под седлом, не ослабив подпругу!
  По этой теме пока все.
  
  2. 'И живут да поживают, всем запретам вопреки,// И ничуть не унывают эти вольные стрелки'. (В. Высоцкий)
  
  История из просторов интернета.
  Один начинающий охотник пошел в оружейный магазин, чтобы приобрести себе первый в его жизни лук. Продавец оказался не опытным и дал парню короткую стрелу. После натягивания тетивы, стрела пробила начинающему охотнику руку.
  
  
  Соблюдайте ТБ! []
  
  
  (В статье подразумевается, что лучник - правша. Левши и авторы, пишущие о них - покорнейше простите). Итак, поехали...
  
  Среди писателей (особенно, как не прискорбно, женщин) бытует мнение, что хрупкой героине, которой несподручно орудовать тяжелым мечом, надо непременно всучить лук или арбалет.
  Давайте немного поговорим о луках в целом и об исторических военных луках в частности.
  Казалось бы, что нет ничего проще стрельбы из такого оружия: уложил стрелу, натянул тетиву и... та-дам... поверженный противник падает лицом в грязь. С десяток попыток и героиню можно смело считать Робином Гудом в юбке!
  Должна вас разочаровать. Уверенно попадать в мишень из арбалета возможно уже через пару недель систематических тренировок (на дистанцию приблизительно - 20 м.), а вот для выработки точности стрельбы из традиционного лука потребуется постоянное обращение с ним на протяжении двух и более лет.
  Понимаю, что гул полных неудовольствия фраз вроде: 'Да ну на фиг! А вот мой друг-ролевик...' сейчас звучит перед каждым пятым монитором. Давайте разбираться, кто прав.
  Ролевики почти не уделяют внимания ни технике, ни точности, ни убойности оружия и поэтому ограничиваются использованием луков с силой натяжения 15-18 кг. Перед этими людьми не стоит задача покалечить или убить противника. Разумеется, что подготовленный стрелок из аналогичного лука запросто пробьет стрелой без наконечника доску толщиной в сантиметр.
  За счет чего? Ответ на поверхности.
  1. Правильная стойка.
  Она может быть открытой, закрытой и нейтральной, в зависимости от положения стоп стрелка и разворота его корпуса относительно мишени.
  Не будем вдаваться в подробности (для разъяснений можно обратиться в ближайший стрелковый клуб), но отметим, что ноги рекомендуется ставить на ширину плеч, чуть разведя носки в стороны и выпрямив в коленных суставах. Вес тела распределить равномерно на обе ноги, а лицо слегка развернуть к мишени. Распрямленная в локтевом суставе левая рука поднимает лук, при этом левое плечо опущено ниже правого. Если положение локтя правильное (смещен чуть вниз и влево), уменьшается риск удара тетивой по предплечью в момент выстрела.
  Отметим, что при стрельбе лук нельзя крепко сжимать (часто именно так и описываются действия героя), а необходимо упираться в него кистью (место приложения левой кисти к луку носит название упор). Лук удерживается в 'вилке' между большим и указательным пальцем, а чтобы компенсировать отдачу при выстреле (она есть, уважаемые авторы) лучники часто сгибают мизинец и безымянный палец, расположив их на левой поверхности упора, при этом оставив указательный и средний пальцы свободно свисать вперед. Те, кто опасается потерять оружие, используют специальные петли, соединяющие пальцы или запястье с рукояткой лука.
  Правая рука стрелка растягивает тетиву и удерживает ее при прицеливании. Следует помнить, что в европейской традиции этот процесс обеспечивается взаимодействием указательного и среднего пальца, а подобием 'щипка' (тетиву цепляет большой палец, к которому затем прижимаются указательный и средний) стреляли из турецких луков. Большой палец от повреждений защищало специальное кольцо, так что, упоминая в тексте 'щипок', не забудьте тщательно проверить экипировку героя.
  Сделаем лирическое отступление и посмотрим, что крайне желательно иметь лучнику для обеспечения собственной безопасности:
  - напалечник или перчатка на правую руку;
  - плотная перчатка до локтя на левую руку (во избежание ее травмирования тетивой и выскальзывания рукояти);
  - рекомендуется также нагрудник, хорошо подогнанная и не топорщащаяся одежда и защита для глаз/головы. Недаром существует пословица, что 'Хороший лучник - одноухий лучник', но Вашему герою это не нужно, правда?
  2. Прицеливание.
  Довольно сложный процесс, требующий высокой степени выдержки и самоконтроля. Это не только 'закрывание левого глаза' и задержка дыхания (во время дыхания оружие смещается, что снижает точность), но и учет возможного влияния на выстрел факторов окружающей среды. Опытный стрелок знает, какое большое значение имеет вес стрелы, форма наконечника и оперения, изменение натяжения тетивы, погодные условия - дождь, снег, сила и направление ветра, расположение солнца относительно горизонта и т.д. Даже цвет тетивы при определенных условиях играет далеко не последнюю роль - светлая на ярком солнце кажется толще, что провоцирует горизонтальный разброс стрел.
  3. Выстрел.
  Умение делать плавный, без рывка, выстрел приходит с опытом. Большинство новичков совершает целый ряд ошибок из-за отсутствия стабильности в движениях: недотягивает лук, 'роняет' левую руку, выпускает стрелу в сторону, что приводит к значительной потере ее энергии, неоднообразно удерживает лук, вызывая тем самым большой горизонтальный разлет стрел и т.д. Здесь важно все, в том числе хорошая физическая и психологическая подготовка стрелка, умение подобрать подходящий лук и стрелы, обеспечить должный уход за ними.
  Забавно читать, что опытный (по мнению автора) лучник возит лук с постоянно закрепленной на нем тетивой (это могли позволить себе скифы, вооруженные короткими составными луками, да и те при длительном хранении предпочитали переводить лук из режима боевой готовности) или бросает стрелы и тетиву мокнуть под дождем, не удосужившись надежно закрыть колчан. Кстати, срок службы скифских луков, действительно, длился десятилетиями, а вот английские тисовые луки теряли упругость за несколько месяцев (на морозе дерево становится особенно хрупким - не надо засылать лучников в Холодные Северные Горы). Если оружие досталось герою по-наследству от давно почившего воина, то есть риск поломать отслужившую свое деревяшку с первого же выстрела.
  Поговорим немного и о выносливости стрелка (в начале статьи не случайно упоминалась хрупкая героиня).
  - вес оружия и боеприпаса.
  Вес современного спортивного лука Eclipse SLX составляет около двух килограммов. Среднестатистическая женская сумка - гораздо тяжелее. Однако не следует забывать, что к луку прилагаются стрелы (средний вес 150-200 гр. в отличие от нынешних, более легких) Английский лучник носил с собой связку из 24-30 стрел, а остальные везли на обозе. При этом никаких колчанов за спиной - стрелы либо убирали в специальный мешок, либо крепили к поясу. Несложно понять, что при самом благоприятном стечении обстоятельств несчастному герою, которого нагрузил недалекий автор - поклонник наспинных колчанов, придется переть на плече 4,5 кг. С непривычки болевые ощущения и усталость в конце дня - гарантированы.
  Выше упоминались луки с натяжением в 15-18 кг. Сила натяжения современных спортивных луков составляет от 18 до 25 кг, английского боевого лука в период Средневековья - колебалась в пределах 35-50 кг. (дальность навесной стрельбы - до 300 м, прямого выстрела - порядка 30 м.) При слабых мышцах рук весьма возможно получить растяжения, разрывы мышц и связок или вовсе не суметь сделать полноценный выстрел. Придется либо отказаться от щуплой героини, либо предварить ее 'попаданство' занятиями в тренажерном зале. Увы...
  Современная прицельная дальность стрельбы составляет 60-90 м. Тяжелые боевые стрелы при прицельной стрельбе из простого тисового лука могли нанести серьезный урон человеку на дистанции примерно в 40-50 м., из улучшенного составного лука - до 100 м. (хотя выдающиеся мастера показывали и более высокие результаты, но ваш персонаж вряд ли к ним относится). Если с первого выстрела герой промахнется, то второй он уже может и не успеть сделать (цитата из анекдота: 'Ты за сколько стометровку пробежишь?') И это притом, что мишенью выбран - неподвижный человек, а не лихо мчащийся на героя всадник.
  Возможно, именно поэтому было так важно не только качество, но количество лучников в армии. Массированный обстрел на дистанцию в 150 метров позволял ранить и слабо, и средне защищенных воинов, а если особенно повезет - поразить в щель между доспехами бронированного средневекового рыцаря.
  Разумеется, хотелось бы упомянуть материалы, служащие для изготовления лука (дерево, кость, кожа, рога и жилы животных), стрел (дерево, перья, кость, бронза, железо), эволюцию лука, связанную с появлением более прочных доспехов (изменение формы наконечников, изобретение составных луков, стреляющих с большей скоростью и на большую дальность), способы изготовления луков (процесс создания хорошего лука мог занимать несколько лет, в то время как 'повседневные' модели делались чуть ли не на коленях был бы подходящий материал - в тоже время, невозможно изготовить нормальные стрелы, просто нарубив веток в лесу, для них требовалась специально отобранная и выдержанная древесина) и многое-многое другое. Однако надеюсь, что ознакомившиеся с этой статьей писатели, жаждущие всучить-таки герою лук, самостоятельно проштудируют литературу по данному вопросу.
  В заключении, обращу внимание лишь на некоторые спорные моменты, которые редко учитываются начинающими авторами:
  - зачастую наконечники крепились не жестко и при выдергивании стрелы оставались в ране (если по сюжету необходимо ранить героя, то лучше сделать это заостренным древком без наконечника);
  - скорострельность существенно возрастет, если во время боя не вытягивать стрелы из колчана, а поднимать их с земли. Английские лучники не гнушались втыкать стрелы прямо перед собой, что не только облегчало процесс стрельбы, но и вызывало у пораженных противников серьезные осложнения (вплоть до летального исхода), связанные с нагноением ран.
  - если враги героя облачены в тяжелую броню, то гораздо разумнее вооружить его стрелами с шиповидным наконечником, а не с 'сухим листом' или 'срезями' (широкий и острый, плоский наконечник для охотничьих стрел). Удар силой в несколько килограмм, произведенный кончиком шипа, не оставит равнодушным даже бойца в кованном доспехе.
  - если герою необходим мощный и дальнобойный лук, то следует отдать предпочтение коротким составным турецким лукам, которые по силе натяжения соответствовали более крупным длинным английским лукам. И навсегда забыть образ эльфийского стрелка из кинофильма П. Джэксона 'Властелин Колец'. По слухам рекордный выстрел из турецкого лука был произведен на дистанцию свыше 750 м. Действительно, впечатляет.
  - выстрел тяжелой стрелой надлежит производить по баллистической траектории (стрела должна пролететь по параболе, сначала набрав высоту, а потом 'упасть' практически вертикально). Если производить выстрел под небольшим углом к горизонту по настильной траектории, то сопротивление воздуха затормозит стрелу и 'погасит' ее силу.
  - смазывание наконечников воском, маслом или жиром значительно улучшает их проникающую способность.
  - если герою необходимо много стрелять из лука, а изготовить или купить новую тетиву ему не позволяют возможности, то следует отказаться от тетивы из бараньих кишок, хлопковых или шелковых волокон и отдать предпочтение толстой крученой льняной нити.
  - мощная стрела с металлическим наконечником, поразившая живую, не защищенную доспехом мишень, имеет хорошие шансы пройти навылет. Это следует учитывать при описании охоты героя на оленей, косулей и прочую живность. Не стоит упоминать о попадании 'белке в глаз', так как при определенном раскладе будет сложно определить в окровавленном куске мяса, где глаз, а где, собственно, все остальное.
  - при описании некоторых групп конных кочевников, необходимо помнить, что существовала традиция стрелять не по ходу движения лошади, а обернувшись в седле назад. Никакого дополнительного выигрыша это не давало, но имело место быть.
  - низкая скорость стрелы делает практически невозможной прицельную стрельбу по подвижной мишени, которая может вовремя сместиться с линии огня или закрыться щитом. ('Я не люблю, когда стреляют в спину.// Я также против выстрелов в упор'. В.Высоцкий)
  - способность современных лучников вести стрельбу из мощного старинного лука документально не подтверждена, а проводившиеся эксперименты заканчивались полным провалом (еще раз о качестве и длительности подготовки).
  - в конечном итоге лук был вытеснен более дорогим в изготовлении огнестрельным оружием и на то есть весомые основания. Не надо выставлять героя-лучника против метающего фаерболы/молнии мага, это примерно то же самое, что столкнуть его с мушкетером.
  Так что же нужно вашему герою-стрелку? Не зажатая мертвой хваткой левая кисть, динамично выдвинутая вперед левая рука и чётко уходящая назад по оси стрелы правая рука. Ну и конечно, автомат на плече. Так, на всякий случай...
  
  (Продолжение следует...)
  
Оценка: 8.50*4  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Б.Ту "10.000 реинкарнаций спустя"(Уся (Wuxia)) А.Вильде "Эрион"(Постапокалипсис) В.Старский ""Темный Мир" Трансформация 2"(Боевая фантастика) О.Гринберга "Отбор без правил"(Любовное фэнтези) А.Верт "Нет сигнала"(Научная фантастика) А.Ригерман "Когда звезды коснутся Земли"(Научная фантастика) Е.Азарова "Его снежная ведьма"(Любовное фэнтези) П.Роман "Ветер бури"(ЛитРПГ) В.Соколов "Мажор 3: Милосердие спецназа"(Боевик) М.Юрий "Небесный Трон 1"(Уся (Wuxia))
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"