Искра От Костра: другие произведения.

Любителям попаданства на заметку

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Конкурсы: Киберпанк Попаданцы. 10000р участнику!

Конкурсы романов на Author.Today
Женские Истории на ПродаМан
Рeклaмa
Оценка: 8.50*4  Ваша оценка:

  
  
  Подготовлено на основе анализа наиболее часто встречающихся ляпов в произведениях начинающих авторов.
  
  
  1. 'Каждый был бы просто чемпион,// Если мог бы выбирать себе коней!' (гр. 'Машина времени').
  
  Автору кажется, что его бравый герой выглядит так:
    []
  
  
  А на самом деле он выглядит так:
  
   []
  
   []
  
  И, если уж совсем не повезет, то так:
  
   []
  
  Давайте разберемся, почему.
  
  Вряд ли Вам удастся встретить конника, который хотя бы раз не падал с лошади. Большинство новичков не может без посторонней помощи влезть в седло и запросто вылетает из него в первые дни занятий, поскольку не обладает достаточно развитым чувством равновесия. Да-да, именно равновесия, умение 'крепко хвататься за повод' и 'плотно обнимать лошадь ногами' тут не при чем.
  Избранный Вами герой мог десятилетиями кататься на велосипеде, мотоцикле, качелях и даже 'иногда на лошади в парке' - это не спасет его от падений. Если по сюжету ему не желательно получать травмы головы и конечностей, позаботьтесь, чтобы обучение верховой езде в стане кочевников/эльфийском лесу/императорском дворце продлилось не меньше месяца по общепринятому сейчас времяисчислению и в подходящей для этого одежде (шлем обязателен).
  Не стоит писать, что герой, едва сев в седло, проехал верхом весь день. На следующий он уже не сможет встать. Неопытный всадник, пытаясь избежать подбрасывания на рыси и галопе, непроизвольно сжимает бока лошади. В результате подобных манипуляций уже через два-три часа появляются потертости (голени, колени, бедра, паховая область) вплоть до кровавых мозолей (помним об удобной одежде), боль в спине, особенно в области поясницы, головокружение и потеря равновесия (что, как мы уже знаем, ведет к падению).
  Некрасивая осанка (сколько герой до попаданства горбился перед монитором?), плохая физическая подготовка, скованность, боязнь высоты оказывают непосредственное влияние на посадку всадника.
  Почему так важна посадка? Отвечаю: пока герой не в состоянии держаться в седле, сохраняя равновесие и расслабив мускулы, а также не умеет входить в ритм движения лошади - управлять ей он не сможет. При всем своем героизме.
  Теперь несколько слов о средствах управления. Их три:
  - корпус всадника (воздействие пояснично-крестцовым отделом и умение смещать свой центр тяжести относительно центра тяжести лошади);
  - повод/поводья (для смены аллюра с более быстрого на более медленный, вхождения в повороты и остановки). Если резко крутить лошадь на месте, дергая за повод, велика вероятность вывихнуть ей плечо.
  - шенкель (нога наездника) (для начала движения, смены аллюра с более медленного на более быстрый, контроля прохождения поворотов и остановки, а также для энергичного посыла лошади вперед). Зачем нужен энергичный посыл?
  Лошадь от природы - существо пугливое. Не надо думать, что она будет мирно стоять и пощипывать травку, когда из кустов вдруг вылетит огнедышащий дракон/волк-оборотень/чудище лесное, которое всего-то намеревалось спросить у героя, который час.
  В случае опасности лошадь может:
  - резко шарахнуться в сторону (всадника спасет только уже набившее вам оскомину равновесие)
  - дать деру (если с силой тянуть повод на себя, то километра через два-три конь все-таки остановится)
  - встать на дыбы/подняться в свечу (не синонимичные понятия - второе означает вертикальный подъем, а не просто отрыв передних конечностей от земли с упором на задние). В момент подъема, неопытного всадника спасет либо энергичный посыл лошади вперед, либо умение крепко хвататься за ее шею.
  Голос и похлопывание по шее - средства поощрения лошади за хорошую работу. Аналогично - почесывание за ушами, поглаживание по морде, выдача угощения, но уже с земли.
  'Похлопывание лошади по крупу' не может рассматриваться как поощрение и является часто встречающимся ляпом в произведениях начинающих авторов. Грубо говоря, круп - это задняя часть лошади. Шлепки по заднице коням неприятны, так как в основном производятся хлыстом/плеткой с целью побудить к ускорению движения.
  С управлением худо-бедно разобрались, перейдем к зоогигиене.
  Кормление лошади:
  - 2-3 раза в день. Зеленый корм (трава) - 20-50 кг в сутки или сено (до 16 кг в сутки) + зерновые (овес, ячмень, рожь, пшеница) - до 12 кг в сутки.
  Мысленно прикиньте и подумайте, на сколько дней хватит зерна 'в небольшом мешочке, привязанном к седлу'.
  Поение лошади:
  - не менее 3 раз в сутки, в жаркую погоду - чаще.
  - никогда не поят разгоряченную лошадь сразу после работы (должно пройти не менее 50-60 минут, иначе коню грозит ревматическое воспаление копыт)
  - вода должна быть хорошего качества и объемом приблизительно 50 литров в сутки на голову.
  'Из лужи быстренько напоить' не выйдет!
  Чистка и седловка:
  - перед седловкой лошадь необходимо почистить или хотя бы смахнуть с нее грязь соломенным жгутом и проверить копыта на наличие застрявших в них камней. Делается это в течение 10-20 минут. Умилительно читается реплика, брошенная господином своему конюху: 'Подайте мне экипаж через пять минут'. Я бы ответила: 'Не вопрос, тарантас выкачу. А чистить и запрягать, барин, будешь сам!'
  Выезд верхом на грязной лошади:
  - постыден, особенно для знатной особы.
  - опасен возможными травмами конской спины (соринки под седлом ведут к наминам, которые могут надолго вывести животное из строя).
  Чистить коня в женском платье (внимание, поклонникам Мэри Сью!) несподручно и пахнуть от героини будет навозом и лошадиной перхотью, что, несомненно, добавит романтики при последующей встрече с 'прекрасным принцем'.
  Еще несколько тонкостей:
  - посылая героя мчаться 'резвым галопом по лесу', убедитесь, что поблизости нет густого кустарника, (не обученная прыжкам через препятствия лошадь вряд ли покажет себя звездой стипль-чеза), низко свисающих ветвей (хороший удар в грудь мигом выбьет всадника из седла) и близко расположенных друг к другу стволов (о которые можно хорошенько приложиться коленями).
  - в слякоть и по гололеду опасно ездить даже рысью. О галопе умолчим.
  - скачки по полю, особенно в темное время суток, не менее опасны - если нога лошади попадет в небольшую ямку, это может привести к серьезному перелому.
  И напоследок:
  - не стоит использовать терминов, значение которых вам доподлинно неизвестно. Потрудитесь проконсультироваться у конников, что такое и для чего нужны трензель, подперсье, мартингал, путлища, попона, вальтрап и т.д., а также, где у коня располагаются бабки, щетки, путо, ганаши и прочее. И не пасите коня под седлом, не ослабив подпругу!
  По этой теме пока все.
  
  2. 'И живут да поживают, всем запретам вопреки,// И ничуть не унывают эти вольные стрелки'. (В. Высоцкий)
  
  История из просторов интернета.
  Один начинающий охотник пошел в оружейный магазин, чтобы приобрести себе первый в его жизни лук. Продавец оказался не опытным и дал парню короткую стрелу. После натягивания тетивы, стрела пробила начинающему охотнику руку.
  
  
  Соблюдайте ТБ! []
  
  
  (В статье подразумевается, что лучник - правша. Левши и авторы, пишущие о них - покорнейше простите). Итак, поехали...
  
  Среди писателей (особенно, как не прискорбно, женщин) бытует мнение, что хрупкой героине, которой несподручно орудовать тяжелым мечом, надо непременно всучить лук или арбалет.
  Давайте немного поговорим о луках в целом и об исторических военных луках в частности.
  Казалось бы, что нет ничего проще стрельбы из такого оружия: уложил стрелу, натянул тетиву и... та-дам... поверженный противник падает лицом в грязь. С десяток попыток и героиню можно смело считать Робином Гудом в юбке!
  Должна вас разочаровать. Уверенно попадать в мишень из арбалета возможно уже через пару недель систематических тренировок (на дистанцию приблизительно - 20 м.), а вот для выработки точности стрельбы из традиционного лука потребуется постоянное обращение с ним на протяжении двух и более лет.
  Понимаю, что гул полных неудовольствия фраз вроде: 'Да ну на фиг! А вот мой друг-ролевик...' сейчас звучит перед каждым пятым монитором. Давайте разбираться, кто прав.
  Ролевики почти не уделяют внимания ни технике, ни точности, ни убойности оружия и поэтому ограничиваются использованием луков с силой натяжения 15-18 кг. Перед этими людьми не стоит задача покалечить или убить противника. Разумеется, что подготовленный стрелок из аналогичного лука запросто пробьет стрелой без наконечника доску толщиной в сантиметр.
  За счет чего? Ответ на поверхности.
  1. Правильная стойка.
  Она может быть открытой, закрытой и нейтральной, в зависимости от положения стоп стрелка и разворота его корпуса относительно мишени.
  Не будем вдаваться в подробности (для разъяснений можно обратиться в ближайший стрелковый клуб), но отметим, что ноги рекомендуется ставить на ширину плеч, чуть разведя носки в стороны и выпрямив в коленных суставах. Вес тела распределить равномерно на обе ноги, а лицо слегка развернуть к мишени. Распрямленная в локтевом суставе левая рука поднимает лук, при этом левое плечо опущено ниже правого. Если положение локтя правильное (смещен чуть вниз и влево), уменьшается риск удара тетивой по предплечью в момент выстрела.
  Отметим, что при стрельбе лук нельзя крепко сжимать (часто именно так и описываются действия героя), а необходимо упираться в него кистью (место приложения левой кисти к луку носит название упор). Лук удерживается в 'вилке' между большим и указательным пальцем, а чтобы компенсировать отдачу при выстреле (она есть, уважаемые авторы) лучники часто сгибают мизинец и безымянный палец, расположив их на левой поверхности упора, при этом оставив указательный и средний пальцы свободно свисать вперед. Те, кто опасается потерять оружие, используют специальные петли, соединяющие пальцы или запястье с рукояткой лука.
  Правая рука стрелка растягивает тетиву и удерживает ее при прицеливании. Следует помнить, что в европейской традиции этот процесс обеспечивается взаимодействием указательного и среднего пальца, а подобием 'щипка' (тетиву цепляет большой палец, к которому затем прижимаются указательный и средний) стреляли из турецких луков. Большой палец от повреждений защищало специальное кольцо, так что, упоминая в тексте 'щипок', не забудьте тщательно проверить экипировку героя.
  Сделаем лирическое отступление и посмотрим, что крайне желательно иметь лучнику для обеспечения собственной безопасности:
  - напалечник или перчатка на правую руку;
  - плотная перчатка до локтя на левую руку (во избежание ее травмирования тетивой и выскальзывания рукояти);
  - рекомендуется также нагрудник, хорошо подогнанная и не топорщащаяся одежда и защита для глаз/головы. Недаром существует пословица, что 'Хороший лучник - одноухий лучник', но Вашему герою это не нужно, правда?
  2. Прицеливание.
  Довольно сложный процесс, требующий высокой степени выдержки и самоконтроля. Это не только 'закрывание левого глаза' и задержка дыхания (во время дыхания оружие смещается, что снижает точность), но и учет возможного влияния на выстрел факторов окружающей среды. Опытный стрелок знает, какое большое значение имеет вес стрелы, форма наконечника и оперения, изменение натяжения тетивы, погодные условия - дождь, снег, сила и направление ветра, расположение солнца относительно горизонта и т.д. Даже цвет тетивы при определенных условиях играет далеко не последнюю роль - светлая на ярком солнце кажется толще, что провоцирует горизонтальный разброс стрел.
  3. Выстрел.
  Умение делать плавный, без рывка, выстрел приходит с опытом. Большинство новичков совершает целый ряд ошибок из-за отсутствия стабильности в движениях: недотягивает лук, 'роняет' левую руку, выпускает стрелу в сторону, что приводит к значительной потере ее энергии, неоднообразно удерживает лук, вызывая тем самым большой горизонтальный разлет стрел и т.д. Здесь важно все, в том числе хорошая физическая и психологическая подготовка стрелка, умение подобрать подходящий лук и стрелы, обеспечить должный уход за ними.
  Забавно читать, что опытный (по мнению автора) лучник возит лук с постоянно закрепленной на нем тетивой (это могли позволить себе скифы, вооруженные короткими составными луками, да и те при длительном хранении предпочитали переводить лук из режима боевой готовности) или бросает стрелы и тетиву мокнуть под дождем, не удосужившись надежно закрыть колчан. Кстати, срок службы скифских луков, действительно, длился десятилетиями, а вот английские тисовые луки теряли упругость за несколько месяцев (на морозе дерево становится особенно хрупким - не надо засылать лучников в Холодные Северные Горы). Если оружие досталось герою по-наследству от давно почившего воина, то есть риск поломать отслужившую свое деревяшку с первого же выстрела.
  Поговорим немного и о выносливости стрелка (в начале статьи не случайно упоминалась хрупкая героиня).
  - вес оружия и боеприпаса.
  Вес современного спортивного лука Eclipse SLX составляет около двух килограммов. Среднестатистическая женская сумка - гораздо тяжелее. Однако не следует забывать, что к луку прилагаются стрелы (средний вес 150-200 гр. в отличие от нынешних, более легких) Английский лучник носил с собой связку из 24-30 стрел, а остальные везли на обозе. При этом никаких колчанов за спиной - стрелы либо убирали в специальный мешок, либо крепили к поясу. Несложно понять, что при самом благоприятном стечении обстоятельств несчастному герою, которого нагрузил недалекий автор - поклонник наспинных колчанов, придется переть на плече 4,5 кг. С непривычки болевые ощущения и усталость в конце дня - гарантированы.
  Выше упоминались луки с натяжением в 15-18 кг. Сила натяжения современных спортивных луков составляет от 18 до 25 кг, английского боевого лука в период Средневековья - колебалась в пределах 35-50 кг. (дальность навесной стрельбы - до 300 м, прямого выстрела - порядка 30 м.) При слабых мышцах рук весьма возможно получить растяжения, разрывы мышц и связок или вовсе не суметь сделать полноценный выстрел. Придется либо отказаться от щуплой героини, либо предварить ее 'попаданство' занятиями в тренажерном зале. Увы...
  Современная прицельная дальность стрельбы составляет 60-90 м. Тяжелые боевые стрелы при прицельной стрельбе из простого тисового лука могли нанести серьезный урон человеку на дистанции примерно в 40-50 м., из улучшенного составного лука - до 100 м. (хотя выдающиеся мастера показывали и более высокие результаты, но ваш персонаж вряд ли к ним относится). Если с первого выстрела герой промахнется, то второй он уже может и не успеть сделать (цитата из анекдота: 'Ты за сколько стометровку пробежишь?') И это притом, что мишенью выбран - неподвижный человек, а не лихо мчащийся на героя всадник.
  Возможно, именно поэтому было так важно не только качество, но количество лучников в армии. Массированный обстрел на дистанцию в 150 метров позволял ранить и слабо, и средне защищенных воинов, а если особенно повезет - поразить в щель между доспехами бронированного средневекового рыцаря.
  Разумеется, хотелось бы упомянуть материалы, служащие для изготовления лука (дерево, кость, кожа, рога и жилы животных), стрел (дерево, перья, кость, бронза, железо), эволюцию лука, связанную с появлением более прочных доспехов (изменение формы наконечников, изобретение составных луков, стреляющих с большей скоростью и на большую дальность), способы изготовления луков (процесс создания хорошего лука мог занимать несколько лет, в то время как 'повседневные' модели делались чуть ли не на коленях был бы подходящий материал - в тоже время, невозможно изготовить нормальные стрелы, просто нарубив веток в лесу, для них требовалась специально отобранная и выдержанная древесина) и многое-многое другое. Однако надеюсь, что ознакомившиеся с этой статьей писатели, жаждущие всучить-таки герою лук, самостоятельно проштудируют литературу по данному вопросу.
  В заключении, обращу внимание лишь на некоторые спорные моменты, которые редко учитываются начинающими авторами:
  - зачастую наконечники крепились не жестко и при выдергивании стрелы оставались в ране (если по сюжету необходимо ранить героя, то лучше сделать это заостренным древком без наконечника);
  - скорострельность существенно возрастет, если во время боя не вытягивать стрелы из колчана, а поднимать их с земли. Английские лучники не гнушались втыкать стрелы прямо перед собой, что не только облегчало процесс стрельбы, но и вызывало у пораженных противников серьезные осложнения (вплоть до летального исхода), связанные с нагноением ран.
  - если враги героя облачены в тяжелую броню, то гораздо разумнее вооружить его стрелами с шиповидным наконечником, а не с 'сухим листом' или 'срезями' (широкий и острый, плоский наконечник для охотничьих стрел). Удар силой в несколько килограмм, произведенный кончиком шипа, не оставит равнодушным даже бойца в кованном доспехе.
  - если герою необходим мощный и дальнобойный лук, то следует отдать предпочтение коротким составным турецким лукам, которые по силе натяжения соответствовали более крупным длинным английским лукам. И навсегда забыть образ эльфийского стрелка из кинофильма П. Джэксона 'Властелин Колец'. По слухам рекордный выстрел из турецкого лука был произведен на дистанцию свыше 750 м. Действительно, впечатляет.
  - выстрел тяжелой стрелой надлежит производить по баллистической траектории (стрела должна пролететь по параболе, сначала набрав высоту, а потом 'упасть' практически вертикально). Если производить выстрел под небольшим углом к горизонту по настильной траектории, то сопротивление воздуха затормозит стрелу и 'погасит' ее силу.
  - смазывание наконечников воском, маслом или жиром значительно улучшает их проникающую способность.
  - если герою необходимо много стрелять из лука, а изготовить или купить новую тетиву ему не позволяют возможности, то следует отказаться от тетивы из бараньих кишок, хлопковых или шелковых волокон и отдать предпочтение толстой крученой льняной нити.
  - мощная стрела с металлическим наконечником, поразившая живую, не защищенную доспехом мишень, имеет хорошие шансы пройти навылет. Это следует учитывать при описании охоты героя на оленей, косулей и прочую живность. Не стоит упоминать о попадании 'белке в глаз', так как при определенном раскладе будет сложно определить в окровавленном куске мяса, где глаз, а где, собственно, все остальное.
  - при описании некоторых групп конных кочевников, необходимо помнить, что существовала традиция стрелять не по ходу движения лошади, а обернувшись в седле назад. Никакого дополнительного выигрыша это не давало, но имело место быть.
  - низкая скорость стрелы делает практически невозможной прицельную стрельбу по подвижной мишени, которая может вовремя сместиться с линии огня или закрыться щитом. ('Я не люблю, когда стреляют в спину.// Я также против выстрелов в упор'. В.Высоцкий)
  - способность современных лучников вести стрельбу из мощного старинного лука документально не подтверждена, а проводившиеся эксперименты заканчивались полным провалом (еще раз о качестве и длительности подготовки).
  - в конечном итоге лук был вытеснен более дорогим в изготовлении огнестрельным оружием и на то есть весомые основания. Не надо выставлять героя-лучника против метающего фаерболы/молнии мага, это примерно то же самое, что столкнуть его с мушкетером.
  Так что же нужно вашему герою-стрелку? Не зажатая мертвой хваткой левая кисть, динамично выдвинутая вперед левая рука и чётко уходящая назад по оси стрелы правая рука. Ну и конечно, автомат на плече. Так, на всякий случай...
  
  (Продолжение следует...)
  
Оценка: 8.50*4  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Квин "У тебя есть я"(Научная фантастика) С.Суббота "Самец. Альфа-самец"(Любовное фэнтези) Д.Осокинъ "Игры Свободной Воли"(Антиутопия) В.Соколов "Мажор 3: Милосердие спецназа"(Боевик) А.Калинин "Игры Воды"(Киберпанк) С.Панченко "Warm"(Постапокалипсис) А.Эванс "Мать наследника"(Любовное фэнтези) Е.Флат "Невеста из другого мира"(Любовное фэнтези) A.Opsokopolos "В отрыве (в шоке-3)"(ЛитРПГ) И.Громов "Андердог - 2"(Боевое фэнтези)
Хиты на ProdaMan.ru Лили. Сезон первый. Анна ОрловаЧП или чертова попаданка - 2. Сапфир ЯсминаСердце морского короля (Страж-3). Арнаутова ДанаПорченый подарок. Чередий ГалинаНевеста двух господ. Дарья ВеснаЗаложница стаи. Снежная МаринаВолчий лог. Сезон 1. Две судьбы. Делия Росси��ЛЮБОВЬ ПО ОШИБКЕ ()(завершено). Любовь ВакинаВ цепи его желаний. Алиса СубботняяНарушенное обещание. Шевченко Ирина
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
С.Лыжина "Драконий пир" И.Котова "Королевская кровь.Расколотый мир" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Пилигримы спирали" В.Красников "Скиф" Н.Шумак, Т.Чернецкая "Шоколадное настроение"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"