Ву breaking this seal, you accept the terms and conditions of Messiah License Agreement accompanying this software media
"Если возможно предчувствие смерти, значит смерть существует".
Полковник Олкотт ("Медленные воспоминания вида М-2").
Все утопии разбиваются уже в языке.
Где-то в письмах у Поупа (либерала и умницы) я нашел любопытную мысль о том, что приход мессии к современному человеку (он писал о британце, интеллектуале) неизбежно должен усложниться настолько, что потеряет всякую живую субстанцию (впрочем, схожие мысли можно найти и у Вольтера и у некоторых других - у каждого здесь свой ряд; замечу только, что Борхес лишь повторил вслед за Поупом).
Мой "Артур" был точнейшим из объяснений, почему невозможен приход Мессии.
Помню, как выйдя из книжного магазина издательства "Галлимар" (где, к слову сказать, совершенно напрасно пытался найти хоть что-нибудь из русских философов начала прошлого века - даже Шестова, воспетого одним из "главнейших" любимцев "Галлимара" Камю), я шел по бульвару Распай, глядя на беззаботно фланирующих буржуа и наслаждаясь уютной и сдобной суетой этой любимейшей из моих улиц.
Наверное в голове моей сложилась такая цепочка ассоциаций: Шестов, беспочвенность, "Галлимар", галиматья, гербертмаркузе, абракадабра, арбр де кадавр, кладбище книг, ад, Иисус, Че Гевара, Камю, Деррида, Пропп, Поплавский, французские левые интеллектуалы, Распай, буржуа - ну, или что-то подобное.
Потому что я также вдруг спросил себя: и тем не менее, каким все-таки образом может мессия придти к современному европейскому человеку?
Ведь чтобы придти к современному человеку, он должен: ВО-ПЕРВЫХ, - не объявляя себя сыном Бога, ибо это грозит многолетней психушкой, где ты спокойно можешь загнуться, будучи крепко привязанным к койке, ВО-ВТОРЫХ, - не подбивая на беспорядки, аргументируя это тем, что доводишься внучатым племянником генералу де Голлю, - ибо это грозит тюремной отсидкой и возможной замочкой в сортире, В-ТРЕТЬИХ, - не слишком буяня на рынках, ибо за это можно нарваться на пику, В-ЧЕТВЕРТЫХ, - не устраивая крика в церквях по поводу насилования иерархами мальчиков и не разрывая плакатов с изображением папы (как вариант - патриарха или католикоса), ибо могут найтись фанатики, которые и тебя самого разорвут, В-ПЯТЫХ, - не шатаясь с какой-то подозрительной шайкой вооруженных ножами (или в нынешней версии - пистолетами) тунеядцев, отрезающих уши представителям власти, и не пытаясь затем, ничтоже сумняшеся, приставлять эти уши на место, ибо тут запросто можно схлопотать девять граммов свинца между глаз, и т.д. (это даже учитывая, что времена теперь, после двух тысяч лет беспросветной ХренОтины, более-менее либеральные - ах, Афины и Рим! почему вас сожрали неумытые варвары?), - а вместо всех этих славных и достойных самих по себе, безусловно, деяний, просто внятно и четко объяснить свою миссию (разумею: объяснить ее прежде всего человеку разумному, т.е., скажем так, гуманитарного, либерального, а не просто какого-нибудь гуманоидного склада ума).
Изложить все пункты своей программы.
Выказать полную осведомленность в земных делах.
Говорить языком, максимально приближенным к современному литературному.
Сразиться со всеми философскими призраками.
И так далее и тому подобное.
А в качестве главной я нашел для него идею моральной вечности - т.е. по сути мой Мес является сыном Вечности - разумеется, умозрительной, интеллектуальной вечности - но тем не менее той, в которой и только в которой и возможно спасение или погибель (грязная вечность и чистая вечность).
НО В РЕЗУЛЬТАТЕ ВСЕХ ОБЪЯСНЕНИЙ, ФИЛОСОФСКИХ ОПРОВЕРЖЕНИЙ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ, ЛАБИРИНТА ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И Т.Д. И Т.П. ПРИХОД МЕСА ЗАБАЛТЫВАЕТСЯ И СТАНОВИТСЯ ПОПРОСТУ НЕВОЗМОЖЕН. Несмотря на весь позитивный контекст.
И тем не менее "Артур" был задуман как НАСТОЯЩИЙ ПРИХОД МЕССИИ. Подлинно цивилизованный. Не ниже "Улисса"
(так, к примеру, Артур - это не только странный двойник рассказчика, человек-без-лица и мессия /кстати, в романе он не только не назван мессией, но и даже встречается с предыдущим <как определяет его Берроуз - "сыном Шаблона">, хотя при этом и упоминается, что тот, предыдущий мессия, "сын Шаблона", также как и Артур - человек-без-лица, т.е. Артур здесь как бы срывает с себя одну из своих давних масок и дает ей спокойно уплыть по Лете - в знак вечного обновления/, но и король Артур, Артурор, хранитель девятой втулки Вечности, таинственный субкоманданте Маркос, простой сумасшедший и проч., также как и другие герои, уподобленные персонажам "Волшебника Оз" /как же иначе должно было происходить "остранение", как не в кукольной атмосфере, что же еще должно было оттенять сгущенную лаву мессианских речей?/, ассоциативно проходят череду самых таинственных перевоплощений),
а говоря точнее - пародии на Улисса.
Ну, если, скажем, и не на "Улисса", то на "Поминки по Финнегану".
И уж ни в коем случае не как "модель для сборки".
Я работал над ним с ноября по февраль.
Любой иной из Приходов, как это ни удивительно, был бы слишком поверхностным, да и, пожалуй, излишним. Я был совершенно уверен (и уверен сейчас), что Артур был подлинным и богоравным Мессией (не думаю, чтобы он был Машиах, о Машиахе мне ничего не известно, также как и о том, возможен ли новый посланник Аллаха?).
Для любителей тонких вкусовых ощущений: он был подлинным гурджи (т.е. буквально: человеком-без-веры, посланником вечности).
/к слову: вульгарную космологию Кроули он назвал "спецчайнатауном для нелюбителей далеко ходить за экзотикой..."/
Мой Джейсоб Дестини по сравнению с ним - это Фома по сравнению с Марком. Дестини - это как бы попытка запечатлеть силуэт Артура на плащанице...
(К тому же Дестини - умные это заметили - это также пародия на "глубокомысленные" озарения Борхеса; базой же для него послужило "Изобретение м-ра Сэндвича" Вуди Аллена. А потому когда мне попадаются пародии на моего Джейсоба, я думаю, что к таким "пародистам" мог бы вполне придти и какой-нибудь спецмессия: скажем так, протоплазменный или даже Химический /с удовольствием представляю себе известное "до Р.Х." в этом статусе: "до Рождества Химического (мессии)" с сопроводительным символом веры - "Но не так в Химическом мире; здесь действует..." - и т.д. согласно писанию/) :-)))
Я не хотел, чтобы Он приходил ко многим - к двоим-троим, больше не нужно. Максимум - к четырем-пяти. Поэтому я и писал его для самиздата.
Но оказалось, что он говорил с посторонними. А жаль... Это и стало его трагедией и ошибкой. Ведь сказано: никогда... и так далее. Правильно, в общем-то, сказано. С посторонними говорить не нужно. А он не послушал...
Засим - умываю руки.
Неудивительно, что его не поняли. По сути дела, его РАСПЯЛИ.
Мои попытки спасти его оказались тщетными.
Вы спросите: "Как, но ведь все уже было предрешено?
Ведь в результате приход мессии должен был ЗАБОЛТАТЬСЯ И СДЕЛАТЬСЯ ПОПРОСТУ НЕВОЗМОЖНЫМ?
Удивительно ли, что мы распяли его?
Что же нам оставалось делать?".
Все это так, я вас не виню, но тем не менее даже тогда я не мог оставить его в беде, ведь он был сыном Вечности.
Увы, оказалось, что по-настоящему он приходил лишь ко мне.
Ко мне одному.
"Но может быть так и приходит настоящий Мессия?" - спросил я себя.
Ах, да что говорить - между нами, он действительно знал, на что шел...
Но теперь, когда я объяснил его, быть может он вправе рассчитывать на посмертную славу?
Я никому не желаю зла, что было - то было, но хоть немножечко славы? Быть может, кто-то поверит в него?
Уверяю вас, он воскрес. Как-то раз я увидел его в Женеве, он кормил лебедей (вы знаете, там всегда два лебедя у причала).
Ей-богу, не вру.
А теперь, я так думаю, он живет в интернетовском небе...
A propos: поспешите! Не упустите своего счастья! Те, кто напишет первые пять евангелий, обретyт бессмертие!
Аминь...
P.S. Сегодня еще раз послушал "Jesus Christ Superstar". Хорошая все-таки музыка. Я бы, может быть, посмотрел и "Passion...", но я уже с год как запретил себе и телевизор и кинематограф. Как, впрочем, и радио... Как говорится, ...сum porto.