Чуксин Николай Яковлевич : другие произведения.

Рязанское лето. Старочернеево

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 7.44*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О Матвеевой Рождество-Богородицкой пустыни, десантно-переправочных средствах и Феофане Затворнике. С портретом Феофана Затворника и другими фото. Мои заметки о Феофане Затворнике и Вышенской Пустыни смотрите также здесь


   Рязанское лето. Старочернеево
  
Озеро Лебединое [Николай Чуксин]
  
   Свято-Никольский Чернеевский монастырь находится в селе Старочернеево на правом берегу Цны примерно в двадцати километрах от города Шацка в Рязанской области. Весь этот берег Цны, начиная почти от ее истоков в Сампурском районе и до самого слияния с Мокшей недалеко от впадения в Оку, занимает полоса сосновых лесов. Узкая вначале она уже после Котовска, где я четыре года учился в техникуме, достигает ширины в двадцать километров, а в районе Моршанска и около сорока километров. Эта лесная полоса разрезает надвое степные черноземные просторы Тамбовской области, а на границе Рязанской области без какого-либо перерыва переходит в леса мордовские. Здесь, в этом тамбовском лесу, на реке Хмелине, расположен Хмелинский кордон, где я родился и провел первые двадцать лет своей жизни.
  
   И монастырь, и город Шацк с 1779 года по год 1923-й входили в составе родной мне Тамбовской губернии: именно поэтому традиционный герб Шацка содержит на своем верхнем поле улей и три золотые пчелы тамбовского герба. На нижнем поле герба Шацка два снопа ржи, положенные крестообразно, "в знак великого изобилия оным". Шацк был основан в 1553 году молодым царем Иваном Грозным, опиравшимся еще на мудрых советников, которых он впоследствии уничтожит по навету бояр. "В 7061-м году царь и великий князь Иван Васильевич всей Руси в Мещере в Шацких воротах велел поставить город с Николина дни вешняго...". Однако сам этот край - прицнинское ополье - входил в состав Рязанского княжества еще в XI-XII веке, хотя, возможно, входил номинально: его тогдашнее коренное мордовское население вряд ли много знало о рязанских князьях, бывших младшей линией князя Святослава Ярославича Черниговского.
  
   Шацк расположен в 195 километрах к востоку от Рязани, на самой границе с Мордовской республикой и Пензенской областью, примерно в четырехстах километрах от Москвы. Я езжу туда не через Рязань, а через Егорьевск - Спас-Клепики - Туму - Касимов, что практически не дает проигрыша в расстоянии, зато дает огромный выигрыш в виде спокойной, почти не загруженной дороги, проходящей в красивых местах прямого влияния на окрестную природу великих русских рек Оки, Мокши и Цны: от дороги до них почти везде 5-10 километров.
  
   Магистральная дорога Р-124 находится сейчас в приличном состоянии. По крайней мере, она лучше костромских дорог, по которым я только что проехал. В самом же городе положение с дорогами катастрофическое, но так было всегда, в том числе, и в 1911 году: "На строительство дорог и мостов, на уличное освещение в Шацке (...) городским головой израсходовано казенных денег 89 руб. 17 коп. Местное купечество на эти же цели соблаговолило выдать 51 руб. 60 коп., а на украшение храмов - 2805 руб.". Почувствуйте разницу! (Эта и предыдущие цитаты из http://www.library.ryazan.su/goroda/shatsk.htm ).
  
   Свято-Никольский Чернеевский монастырь основан на месте древней пустыни в 1573 году, ровно двадцать лет спустя после того, как был заложен город Шацк. Первоначальником монастыря считается "черный поп", иеромонах Матвей, бывший казак, прибывший в мордовские края с Дона, куда бежали тогда из Московского государства вольнолюбивые пассионарии. Сам иеромонах Матвей величается иногда первым "апостолом мордвы", а основанная им пустынь до 1816 года называлась в его честь Рождество-Богородицкой Матвеевой пустынью. Монастырь считался казачьим: в его строительстве принимало участие Донское казачье войско, он некоторое время подчинялся казачьему кругу, а многие казаки на склоне лет вносили вклады в монастырь и оставались мирно доживать последние дни своей бурной жизни в его тихих стенах.
   "Такое благочестие не было диковиною между козаками: "за многие войсковые службы, за кровь и раны" пожалован им был в Шацком уезде Чернеев монастырь; козаки его строили, многие вклады давали, а старики и раненые постригались в нем", - пишет Сергей Михайлович Соловьев ("История России с древнейших времен", книга VI, глава пятая).
  
Понтонная переправа [Николай Чуксин]
   В работе "Почитание святых донскими казаками в XVI-XVII столетиях" ("Мир истории", 2000, N6) С.Е. Римский пишет про Свято-Никольский Чернеев монастырь: "Еще в XIX столетии в монастыре находился колокол, присланный казаками из Азова в 1641 г. А в монастырском Синодике XVII в. значились роды донских казаков, как, например, род казака из Черкасска Герасима Бурмина, род Павла Чеснохина, род атамана Василия Грешного, род атамана Ивана Подшивы, род донских казаков, побитых под Азовом и т.д. На протяжении всего XVII в. монастырь оставался объектом неусыпных забот казаков. Войсковая челобитная 1663 г. упоминает, что войско пожаловано "за службу и за кровь изстари, при прежних их войсковых атаманах, при Исайе Мартемьянове, и при Смаге Чершенском, в Шацком уезде Рождества Пречистыя Богородицы и великого Чудотворца Николы Чернеев монастырь на вечное прибежище и на строение, а старым и от ран увечным в том монастыре постригаться без вклада. И они де издавна тот Чернеев монастырь всем войском Донским и ныне строят и многие вклады дают"".
   Крестить мордву попу Матвею было непросто: не хотела она креститься, верить в нашего Бога живого, продолжала верить в своих богов. Вот что раскопал в царских грамотах, посланных в ответ на челобитье старца, великий подвижник, краевед, учитель из тамбовской глубинки Ростислав Юрьевич Просветов: "...а которая мордва не крещена, и они деи им чинят пакость великую и хотят церковь осквернити и монастырь разорити и их изогнати, лошади крадут и пчельник де у них со пчелами сожгли..."; "...татаровя... его старца Матвея с братью лают всякою неподобною лаею и служебников монастырских и крестьян бьют и похваляются всякими злыми делы и слугу монастырского Конанка Павлова хотят убить до смерти...". В этих же грамотах повелевалось беречь обитель "от мордвы... и от сторонних людей", чтобы "монастырю б ни от кого ни в чем пакости не было".
   Он же пишет в своей "Истории Тамбовского края": "Особая страница в истории монастыря связана со строительством новых городов Козлова и Тамбова. Братия монастыря в этом деле приняла самое деятельное участие, с одной стороны, повинуясь воле Государя, а с другой, понимая, что строительство таких крепостей просто необходимо для собственной же безопасности. Силами и средствами монастыря было построено: на р. Липовице острог, в Казачьей стороне г. Тамбова -- Знаменская церковь о трех престолах, в самой Тамбовской крепости две большие башни, два раската, баня, торг, выкопаны рвы на Лысых горах и колодец. Для всех этих работ обитель на свой счет ежемесячно нанимала до 25 работников".
   О безопасности заботиться было просто необходимо. "На первом гоне (расстояние, которое проходит лошадь без остановки на кормление, примерно 35-55 км) от Морши к селу Алгасову бродят воры-разбойники и учиняют всякого рода насилия, так что даже людям в больших артелях невозможно ехать. 16 июня землянки разбойников обнаружены в устье Кашмы числом более десяти и воришек до семидесяти вокруг костра. Охочие люди бегством спаслись от мушкетной пальбы, и только ночной мрак заставил разбойников прекратить погоню". Морша - находящийся в 60 километрах от Шацка нынешний Моршанск, знаменитый своей махоркой. Алгасово - так и есть Алгасово, село между Моршанском и Шацком.
   "В день пророка Божия Ильи жители сел Морши, Алгасова и Мутасьева выходили на облаву числом 370 человек. На Рясле в овраге поймали атамана по прозвищу Умолот. Дорогой Умолот удавился. Денег отобрано 700 рублей. С того дня овраг Умолотовым зовется. На Кашме разбойников ловили с воеводскими людьми. Кроме трех взятых раненых, все разбежались". Прямо как в Ингушетии! Ну, не умеем мы проводить контртеррористические операции, и тогда тоже не умели! (По "Летописи села Морши, составленной диаконом Тимофеем" http://morshansk.boom.ru/soglasie/march/letopis_morshi.html ).
   Монастырь никогда не был таким богатым, как, например, Антониев Сийский или Иосифо-Волоколамский. В 1764 году, во время общероссийского урезания прав монастырей, он был вообще выведен за штат, то есть, перестал получать субсидии из центра, хотя в 1819 вновь возвращен в штат, а в 1912 году преобразован в женский монастырь. В 1738 и в 1861 году монастырь серьезно горел, но каждый раз восстанавливался. После пожара 1738 года был в 1738-1751 гг. построен, а в 1756 году освящен, соборный храм святителя Николая Чудотворца. В 1838 году построен теплый двухэтажный храм: в нижнем этаже храм Архистратига Михаила, в верхнем - Казанской иконы Божьей Матери. В среднем ярусе очень красивой колокольни находится храм апостолов Петра и Павла. Не очень высокие стены и башни монастыря построены в середине XVIII века.
   Монастырь был знаменит чудотворной иконой Казанской Божьей Матери, а также медным крестом, из надписи на котором следовало, что именно им святой Авраамий Ростовский сокрушал мерянских языческих идолов в Ростове Великом. Жил и работал Авраамий Ростовский по преданию в конце X - начале XI века, а родился в той самой Чухломе, откуда я только что вернулся. Какой тесный мир был в XI веке! Знаменитый храм Иоанна Богослова на реке Ишне в Ростове Великом основан тоже им. Почил преподобный Авраамий 29 октября 1010 года, а мощи его обретены "при внуке Мономаха, великом князе Всеволоде Георгиевиче" ("Словарь исторический о русских святых"), хотя эти даты признаются не всеми учеными, даже церковными.
   Еще монастырь знаменит тем, что именно сюда был сослан и здесь содержался до своей казни в 1690 году Сильвестр Медведев, основатель Славяно-греко-латинской академии, первой российской высшей школы. Образованнейший человек своей эпохи, он пал жертвой интриг сестры царя Петра - царевны Софьи, и был репрессирован вместе с участниками стрелецкого мятежа, хотя вряд ли когда собирался свергать законного царя Петра Великого. Судьба поэта Николая Гумилева не является уникальной в нашей родной стране.
   При историческом материализме монастырь был закрыт (1920 г.), и до 1980 года в нем располагались производственные помещения местного совхоза. В 1980 году монастырь был подреставрирован и передан краеведческому музею. Существовали планы организации на его базе туристского центра, но они не успели реализоваться: 15 октбяря 1991 года монастырь был передан Рязанскому епархиальному управлению для восстановления в нем монашеской жизни. Постановлением Святейшего Синода от 25 декабря 1991 г. монастырь вновь возрожден как мужской. За первые несколько лет сменилось три его настоятеля (игумен Пимен, игумен Феодосий, игумен Филарет). Четвертый - иеромонах Феофан (Данченков) управляет монастырем с 1998 года по настоящее время.
   Дорога к монастырю идет вдоль исключительно живописной поймы Цны, ширина которой здесь местами не менее пяти километров. Правый берег занимают бесконечные леса. Левый берег высокий, с полями и перелесками. Начиная от Новочернеево, до самого Моршанска по этому берегу идут крупные села: Высокое, Тархань, Печины, Новотомниково. Новотомниково - это уже Тамбовская область, это отдельная история. В Новочернеево, как только вы спуститесь с высокого берега, надо резко повернуть налево и проехать назад через центр села с его многочисленными магазинами, затем нормальный асфальт закончится, и через пойму пойдет армейская бетонная дорога - по узкой бетонной плите под каждым колесом. Упаси Господь потерять эту колею - назад вы уже не выберетесь. Разъехаться со встречной машиной поэтому - проблема из проблем.
   Эта дорога проходит мимо живописнейшего озера Лебединое, покрытого белыми водяными лилиями. Здесь много приезжих рыбаков, большинство, кстати, из Москвы, а не из Рязани. Здесь же живут цапли, а вид на цепочки сел по высокому берегу отраден для глаза. Через Цну перекинута понтонно-мостовая переправа из арсенала бывших танковых дивизий бывшей непобедимой и легендарной: по нормативам она наводится в дневное время за тридцать минут, в ночное - за час и выдерживает танки весом до 60 тонн. Что делают в Старочернеево во время весеннего половодья - а это две-три недели в начале апреля - и во время ледостава, когда переправа уже убрана, а толщина льда еще не позволяет по нему ездить, а то и ходить, я не знаю. Впрочем, это тоже другая история.
   Если спуститься по Цне от Старочернеева вниз километров на пятьдесят, то можно попасть еще в один знаменитый монастырь, расположенный всего в 25 километрах к востоку от Шацка и тоже на правом берегу Цны - Успенскую Вышенскую пустынь. Именно здесь с 1867 по 1894 год жил великий подвижник, святитель Феофан Затворник Вышенский, в миру - Говоров Георгий Васильевич, работавший до этого в миссиях Русской Православной Церкви в Иерусалиме, потом в Константинополе (Стамбуле), потом епископом у нас в Тамбове, потом епископом же во Владимире. Добровольно (!) сложил с себя все высокие полномочия и удалился сюда, в Успенскую Вышенскую пустынь, простым иноком. Именно здесь он провел в затворе целых двадцать два года, не допуская к себе никого, кроме настоятеля пустыни архимандрита Аркадия, своего духовника игумена Тихона и келейника. Умер святой 6 января 1894 года, канонизирован в 1988 году. Его мощи покоились в храме преподобного Сергия Радонежского в лесном селе Эммануиловка, рядом с пустынью. В 1991 году они были перенесены в монастырь.
   В самой пустыни с 1920 года размещался лесхоз, потом свиносовхоз, потом областная психбольница. В 1990 году монастырь возвращен Церкви и возрождается.
  
   Но и это совсем другая история.
   Смотрите илюстрации в приложении (кнопка в верхней части страницы)
  
Феофан Затворник (икона) [см. в тексте]
  
   (Написано и поставлено 4 июля 2004 года. Использованы некоторые фактические материалы из Энциклопедического справочника "Монастыри", РПЦ, Издательство Московской Патриархии, 2000, а также из книги "Православныя Русския обители", СПБ, изд.Сойкина, 1910. Икона св.Феофана Затворника взята отсюда: http://www.sv-rus.ru/sv-rus/sv/svat/svt-feofan.html. 4 июля 2007 года добавлено несколько фото, сделанных при посещении монастыря 1 июля 2007 года).
  
  
Оценка: 7.44*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"