Чуксин Николай Яковлевич : другие произведения.

Организм и евойный критицизм

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Скоро исполняется три года с даты написания работы "Государство и общество". Начинаю публиковать часть переписки с читателями по поводу этой ненаучной теории. Первым моим критиком был мой же сын Сева. Его "Организм и евойный критицизм" ранее уже публиковался в книге "Каппадокия". Думаю, что этот текст интересен с некоторых точек зрения. Мой "Ответ Чемберлену" здесь.


Организм и евойный критицизм

или ответ моего умненького сына в цитатах великих

на мою просьбу прокомментировать "Государство и общество"

   (Копирайт: Ярослав Чуксин, март 2001)
   Все нижеследующее представляет собой кое-как упорядоченный набор цитат из различных источников, с разным моим отношением как к цитатам, так и к источникам. Кое-где это самое разное отношение высказывается курсивом.
  
   Стиль аргументации. Вся аргументация сведена к аналогии и подпаданию одного явления под определение другого. По поводу таких (и некоторых других) доказательств - Александр Казаков, Подводная лодка N10 за 1999. Все цитаты в тексте - Казакова:
   ...Первичная цель состоит в выявлении аналогий, а уж вторичная - в поиске объяснений....Найденные объяснения по определению являются научными.

Умберто Эко

  
   Подобные подстановки очень характерны для новейших мифов, тщащихся (эх, какое слово-то богатое!) стать Истинами. Внешне механизмы подтасовки весьма разнообразны, но на деле сводятся к одной базовой операции чтобы впарить доверчивому читателю, что из имеющегося Х следует желанное Z, это самое Х неявным образом (по умолчанию, или запутав, или запугав читателя) элегантно превращают в некоторое У, действительно с искомым Z связанное. Каковой факт впоследствии и доказывают вполне честно Главное - в эпилоге не забыть обратно превратить У в Х. Але-ап! - и из любой шляпы вынимается любой кролик
  
   Автором обнаружено 4 основных метода выполнения этой операции.
  
   1) Непосредственная подтасовка исходной информации, выдумывание или искажение фактов. По этой, самой грубой, схеме построены все уфологические и половина экологических мифов. Уфологи (пророки НЛО) вообще процветают лишь за счет вопиющего невежества читающей "образованной" публики в области астрономии и физики Но ниже мы специально не будем заострять внимание на этом методе - ведь у нас принципиально дилетантская вселенная, верно? Значит, в справочники и первоисточники мы лазить не станем. Изящнее и элегантнее сыграть с пророком-экспертом на его поле, т.е. принять все предложенные им посылки, а затем все равно поймать его с поличным.
  
   2) Аналогическое запутывание, или вакханалия взаимосвязей. При этой методике на читателя вываливается ворох аналогий и надуманных связей между явлением Х и явлением У, и уравнение Х=У считается доказанным тем вернее, чем больше этих аналогий и связей высосано из пальца (например "У человека, как и у циркуля, две ноги. Некоторых людей называют "железными" - но ведь и циркуль железный. Циркуль предназначен для рисования кругов - но нам хорошо известно выражение "ходить по кругу" следовательно, некоторые люди - инкарнации циркулей") При этом главное - привести как можно больше аналогий, пусть даже самых натянутых и бессистемных, не давая читателю передохнуть (Кто говорил "Врите как можно больше, что-нибудь да останется" - Талейран или Геббельс?), и не упоминать о незначительных и второстепенных различиях между человеком и циркулем.
  
   По терминологии, предложенной одним из героев "Маятника Фуко" Умберто Эко, любители этого метода - "дураки". "Дурак начинает с того, что собака домашнее животное и лает, и приходит к заключению, что коты тоже лают потому, что коты домашние. Дураки публикуются легко, потому что с первого наскока выглядят убедительно". Но мы вынуждены с мэтром не согласиться. Это обычно как раз достаточно умные люди, которые просто пытаются нас с вами оставить в дураках.
  
   3) Агрессивная псевдологика. Самый простой и самый незаметный метод. Если связь некоего фактика Х' с фактиком У* на самом-то деле всего лишь возможна или хотя бы не исключена, искусный мифотворец построит фразу так, что наличие этой связи станет выглядеть абсолютно доказанным фактом. Если явление Х' можно объяснить через У', то именно это объяснение будет преподнесено как единственное. На самом деле никаких доказательств вам не приведут, но вам покажется, что они были. Некоторые умельцы минируют таким образом почти каждую свою фразу. Для маскировкн здесь используются обычно литературные приемы - интонация, ирония, риторика и эмоционально-доверительный фон, поэтому широко применять псевдологику рискуют только хорошие стилисты.
  
   4) Последний из основных методов - уже упоминавшийся терминологический террор. Его суть проста. Явление Х начинает описываться в терминах, используемых для описания явлений типа У... собственно, все. Больше ничего не надо. Если вы никогда не задумывались над тем, что наше восприятие явления полностью зависит от терминологической среды, в которой оно описано, вспомните хотя бы знаменитый перевод "инструкции к мыши Windows" с помощью автопереводчика со встроенным медицинским словарем.
  
   И еще кусочек, Стругацкие, "Трудно быть богом"
  
   На лице дона Рэбы появилась приторность. - Мой дорогой дон Румата,- сказал он.- Простите, пока я буду называть вас этим именем. Так вот, обыкновенно я никогда ничего не доказываю. Доказывают там, в Веселой Башне. Для этого я содержу опытных, хорошо оплачиваемых специалистов, которые ... могут доказать все что угодно. Что бог есть и бога нет. Что люди ходят на руках и люди ходят на боках. Вы понимаете меня? Вам, может быть, неизвестно, но существует целая наука о добывании доказательств. Посудите сами: зачем мне доказывать то, что я и сам знаю?
  
  
  
  
   Прелесть аналогий в том, что они могут увести очень далеко, вплоть до необходимости придумать, что именно в обществе соответствует моменту, когда у организма чешется в носу.
  
   О эволюции человека как биологического вида - целых три цитаты. Тот же Казаков там же:
   Братья Стругацкие в "Пикнике на обочине" полусерьезно выдвинули пессимистическую теорию разум - это всего-навсего сложный процесс формирования у одного вида обезьян неких новых инстинктов Пока идет это становление - все кипит и перемешивается, но закончится процесс, как обычно, кристаллизацией одного огромного моноблока, внутри которого движение мысли застынет Картина жутковатая, но в нее вполне вписывается наблюдаемая тенденция - Слово, которое на заре разума было его основой и двигателем, ныне становится шаблоном, песком в шестеренках сознания.
  
   В других местах у Казакова эта мысль была развита - пчелы и муравьи и есть конечная стадия эволюции разума. Все лучшее формируется, отбирается, оттачивается до инстинкта и этим инстинктом и становится. Муравейник - светлое будущее всего человечества. Высказано, правда, это все было с порядочной иронией.
   А еще есть Андрей Столяров, Изгнание беса:
  
   Надо ждать, говорил Карл. Терпеть и ждать. Затаиться. Никак не проявлять себя. Нам надо просто выжить, чтобы сохранить наработанный генофонд. Это будущее человечества, нельзя рисковать им, нельзя растрачивать его, как уже было. Ты знаешь, ты читал в книгах: процессы ведьм, инквизиция и костры - сотни тысяч костров, черное от дыма небо Европы, около девяти миллионов погибших - как в первую мировую войну от олова, фосгена и пулеметов. Оказывается, религия - это не только социальный фактор, это еще и регуляция филогенеза. Это адаптация. Общий механизм сохранения вида. Мы ломали голову, почему человек больше не эволюционирует, мы объясняли это возникновением социума - дескать, биологический прогресс завершен, теперь - развивается общество. Глупости - человечество сохраняет себя как вид, жестко элиминируя любые отклонения, В истории известны случаи, когда народы в силу особых причин проскакивали рабовладельческий строй или от феодальных отношений - рывком - переходили прямо к социалистическим, но не было ни одного государства, ни одной нации, ни одного племени без религии. Природа долго и тщательно шлифовала этот механизм - тьму веков, от каменных идолов палеолита до экуменизма, вселенских соборов и непогрешимости говорящего с амвона. Конечно, вслепую - природа вообще слепа, эволюция не имеет цели, нельзя искать в ней смысл, но все-таки механизм создан. Более того, он вошел в структуру общества. Это экстремальный механизм регуляции. Посмотри, какая буря поднялась на континенте. Мрак и ветер. Он включается на полную мощность тогда, когда колеблется генетическая основа и возникают предпосылки скачка эволюции. Например, в Средние века. Или сейчас - вторая попытка. А может быть, и не вторая. Ничего не известно. Ведь наверняка уже было. Ислам; буддизм, конфуцианство, зороастризм древних персов - совсем нет данных. Мы только начинаем осмысливать. Самые крохи. Мы не знаем, почему благодать действует на одержимых и как именно она действует, мы не наем, почему нам противопоказаны евхаристия, крещение и все святые таинства, мы работаем, есть лаборатории, не хватает химиков, не хватает квалифицированных генетиков - специалисты боятся идти к нам, мы совсем недавно установили, что сера - атрибут дьявола - облигатна в дыхательных процессах: у нас иная цепь цитохромов - двойная, это большое преимущество, нам необходима лимфа ящериц и глаза пятнистых жаб - там содержатся незаменимые аминокислоты, но мы до сих пор не знаем, почему обычный колокольный звон приводит к потере сознания и припадкам эпилепсии, иногда с летальным исходом. Требуется время, и поэтому надо ждать. Надо выжить и понять самих себя - что мы такое. Нас очень мало. Нас невероятно мало. Несколько санаториев, разбросанных по большой стране, несколько закрытых школ, секретные военные группы, частные пансионы - искры в темноте, задуваемые чудовищным ураганом. Ты прав - малая популяция обречена на вырождение, но мы должны попробовать. Мы просто обязаны: а вдруг это последний всплеск ароморфоза и нам больше никогда не представится -возможность идти дальше, вдруг теперешний вид хомо сапиенс - это тупик эволюции, такой же, как неандертальцы, и, если мы сейчас отсечем ветвь, которая слабой, еще зеленой почкой набухает на дереве, то позже, захлебнувшись в тупике собственной цивилизации, исчерпав генетические возможности вида, мы исчезнем так же, как они - навсегда, с лица земли, и память о нас останется в виде хрупких и пыльных находок в мертвых, заброшенных проглоченных временем городах.
  
   Вообще-то надо цитировать весь рассказ. Но идея видна и по этому куску - вся средневековая охота на ведьм была не от невежества, а от видового самосохранения, попытка подавить мутацию, дававшую "хомо супер", и, следовательно, губившую "хомо сапиенс". Попытка удалась, путь человечества ведет с тех пор в тупик.
  
   И наконец Стругацкие, "Понедельник"
  
   - Много ты знаешь об эволюции,- сказал грубый Корнеев. - Тоже мне Дарвин! Какая разница, химический процесс или сознательная деятельность. У тебя тоже не все предки белковые. Прапрапраматерь твоя была, готов признать, достаточно сложной, но вовсе не белковой молекулой. И может быть, наша так называемая сознательная деятельность есть тоже некая разновидность эволюции. Откуда мы знаем, что цель природы - создать товарища Амперяна? Может быть, цель природы - это создание нежити руками товарища Амперяна, Может быть.
   - Понятно, понятно. Сначала протовирус, потом белок, потом товарищ Амперян, а потом вся планета заселяется нежитью.
   - Именно,- сказал Витька.
   - А мы все за ненадобностью вымерли.
   - А почему бы и нет? - сказал Витька.
   - У меня есть один знакомый,- сказал Эдик. - Он утверждает, будто человек - это только промежуточное звено, необходимое природе для создания Венца творения: рюмки коньяка с ломтиком лимона.
   - А почему бы в конце концов и нет?
   - А потому, что мне не хочется,- сказал Эдик. - У природы свои цели, а у меня свои.
   - Антропоцентрист,- сказал Витька с отвращением.
   - Да,- гордо сказал Эдик.
  
   Эти идеи просто к тому, что эволюция может идти (или не идти) и так, а не по пути развития общества-организма.
   Законы развития общества и государства, которые не изучены, не осознаны, не использованы. Три стиха Киплинга излагают все законы общества и государства. Только их никто не читает, кроме филологов:
  

THE GODS OF THE COPYBOOK HEADINGS

  
   As I pass through my incarnations in every age and race,
   I make my proper prostrations to the Gods of the Market Place.
   Peering through reverent fingers I watch them flourish and fall,
   And the Gods of the Copybook Headings, I notice, outlast them all.
  
   We were living in trees when they met us. They showed us each in turn
   That Water would certainly wet us, as Fire would certainly burn:
   But we found them lacking in Uplift, Vision and Breadth of Mind,
   So we left them to teach the Gorillas while we followed the March of Mankind.
  
   We moved as the Spirit listed. They never altered their pace,
   Being neither cloud nor wind-borne like the gods of the Market-Place;
   But they always caught up with our progress, and presently word would come
   That a tribe had been wiped off its icefield, or the lights had gone out in Rome.
  
   With the Hopes that our World is built on they were utterly out of touch.
   They denied that the Moon was Stilton; they denied she was even Dutch.
   They denied that Wishes were Horses; they denied that a Pig had Wings.
   So we worshipped the Gods of the Market Who promised these beautiful things.
  
   When the Cambrian measures were forming, They promised perpetual peace.
   They swore, if we gave them our weapons, that the wars of the tribes would cease.
   But when we disarmed They sold us and delivered us hound to our foe,
   And the Gods of the Copybook Headings said: "Stick to the Devil you know."
  
   On the first Feminian Sandstones we were promised the Fuller Life
   (Which started by loving our neighbour and ended by loving his wife)
   Till our women had no more children and the men lost reason and faith,
   And the Gods of the Copybook Headings said: "The Wages of Sin is Death."
  
   In the Carboniferous Epoch we were promised abundance for all,
   By robbing selected Peter to pay for collective Paul;
   But, though we had plenty of money, there was nothing our money could buy,
   And the Gods of the Copybook Headings said: "If you don' work you die."
  
   Then the Gods of the Market tumbled, and their smooth-tongued wizards withdrew,
   And the hearts of the meanest were humbled and began to believe it was true
   That All is not Gold that Glitters, and Two and Two make Four -
   And the Gods of the Copybook Headings limped up to explain it once more.
  
   As it will be in the future, it was at the birth of Man -
   There are only four things certain since Social Progress began: -
   That the Dog returns to his Vomit and the Sow returns to her Mire,
   And the burnt Fool's bandaged finger goes wabbling back to the Fire;
  
   And that after this is accomplished, and the brave new world begins
   When all men are paid for existing and no man must pay for his sins,
   As surely as Water will wet us, as surely as Fire will burn,
   The Gods of the Copybook Headings with terror and slaughter return!
  

CITIES AND THRONES AND POWERS

Cities and Thrones and Powers

Stand in Time's eye,

Almost as long as flowers,

Which daily die:

But, as new buds put forth

To glad new men,

Out of the spent and unconsidered Earth

The Cities rise again.

This season's Daffodil,

She never hears

What change, what chance, what chill,

Cut down last year's;

But with bold countenance,

And knowledge small,

Esteems her seven days' continuance

To be perpetual.

So Time that is o'er-kind

To all that be,

Ordains us e'en as blind,

As bold as she:

That in our very death,

And burial sure,

Shadow to shadow, well persuaded, saith,

"See how our works endure!"

THE LAW OF THE JUNGLE

   Now this is the Law of the Jungle - as old and as true as the sky;
   And the Wolf that shall keep it may prosper, but the Wolf that shall break it must die.
   As the creeper that girdles the tree-trunk the Law runneth forward and back -
   For the strength of the Pack is the Wolf, and the strength of the Wolf is the Pack.
  
   Wash daily from nose-tip to tail-tip; drink deeply, but never too deep;
   And remember the night is for hunting, and forget not the day is for sleep.
  
   The Jackal may follow the Tiger, but, Cub, when thy whiskers are grown,
   Remember the Wolf is a hunter - go forth and get food of thine own.
   Keep peace with the Lords of the Jungle - the Tiger, the Panther, the Bear;
   And trouble not Hathi the Silent, and mock not the Boar in his lair.
  
   When Pack meets with Pack in the Jungle, and neither will go from the trail,
   Lie down till the leaders have spoken - it may be fair words shall prevail.
   When ye fight with a Wolf of the Pack, ye must fight him alone and afar,
   Lest others take part in the quarrel, and the Pack be diminished by war.
  
   The Lair of the Wolf is his refuge, and where he has made him his home,
   Not even the Head Wolf may enter, not even the Council may come.
   The Lair of the Wolf is his refuge, but where he has digger it too plain,
   The Council shall send him a message, and so he shall change it again.
  
   If ye kill before midnight, be silent, and wake not the woods with your bay,
   Lest ye frighten the deer from the crops, and the brothers go empty away.
   Ye may kill for yourselves, and your mates, and your cubs as they need, and ye can;
   But kill not for pleasure of killing, and seven times never kill Man!
  
   If ye plunder his Kill from a weaker, devour not all in thy pride;
   Pack-Right is the right of the meanest; so leave him the head and the hide.
   The Kill of the Pack is the meat of the Pack. Ye must eat where it lies;
   And no one may carry away of that meat to his lair, or he dies
  
   The Kill of the Wolf is the meat of the Wolf. He may do what he will,
   But, till he has given permission, the Pack may not eat of that Kill.
   Cub-Right is the right of the Yearling. From all of his Pack he may claim
   Full-gorge when the killer has eaten; and none may refuse him the same.
  
   Lair-Right is the right of the Mother. From all of her year she may claim
   One haunch of each kill for her litter; and none may deny her the same.
   Cave-Right is the right of the Father - to hunt by himself for his own:
   He is freed of all calls to the Pack; he is judged by the Council alone.
  
   Because of his age and his cunning, because of his gripe and his paw,
   In all that the Law leaveth open, the word of the Head Wolf is Law.
   Now these are the Laws of the Jungle, and many and mighty are they;
   But the head and the hoof of the Law and the haunch and the hump is - Obey!.
  
   Об инстинктах. Развитие общества приводит к его краху (гибели цивилизации и пр.) всегда, а по времени - после того, как общество отходит на некое небесконечное расстояние от примитивных законов джунглей (леса, поля, степи...) в сторону некоего идеализма (Gods of Marketplace vs Gods of Copybook Headings). Из-за чего оно стремится отойти от этих законов - фиг его знает. Но все время стремится. Суицидальность какая-то. Вот у организма этого нет, у него самосохранение. Впрочем, и у маятника самосохранение... А общество в целях самоубиения все время хочет объявить любовь к мальчикам возвышенней любви к девочкам (Платон, "Пир"), утвердить равенство полов вплоть до гальюнов ("Мы конечно стираем противоречия...между городом и деревней... между физическим и умственным... между мужчиной и женщиной, наконец" Стругацкие, "Понедельник"), хочет свободы совести (в любом понимании этого штампа), утонченности и еще чёрти-чего ("Нашему народу все время чего-то хочется - не то хрена с медом, не то конституции" Салтыков-Щедрин, откуда - не помню). Причем любое общество, фактически только начав развиваться, эти-то смертельно опасные цели себе и ставит устами своих лучших представителей ! Где-то была фраза о том, что, в отсутствие естественных врагов, у человека складывается некая шизофрения - человек как вид тянет в одну сторону, а человек как индивид - в другую. Что и позволяет поддерживать численность на приемлемом уровне. Ну а когда общество достигает того, чего оно хотело, то тут и приходят столь нелюбимые историками и философами варвары. Которые на самом деле не дикари, а носители здравого смысла. Которые уверены, что огонь - жжет, что Платон - не прав, что если бы Бог хотел создать людей равными, то он бы и создал их одинаковыми, для которых толерантность - пустой звук:
   "Друзья, за нами первый бой! Вперед!
   Мы правы, враг неправ - за нас Господь, Аой!"

(Песнь о Роланде).

   И потом все начинается опять -
   That the Dog returns to his Vomit and the Sow returns to her Mire,
   And the burnt Fool's bandaged finger goes wabbling back to the Fire
   А если сменить аналогию (и терминологию), и сопоставить общество с Windows, то время от времени оно выполняет недопустимую операцию и бывает закрыто с последующей перезагрузкой. Аналогию отдаю даром, хотя она глубокая, красивая, а главное - модная.
  
   Но это все ерунда. Главный вопрос вот в чем - если и на самом деле все основные законы и пути развития известны или хотя бы намечены, то старик Оккам спросит "Зачем умножать сущности без необходимости?", имея в виду аналогию с организмом. Один из лордов Адмиралтейства, будучи к 80-м годам XIX века в преклонных годах, сказал молодому офицеру, воспевавшему прелести торпед и их носителей: "Я служу на флоте уже 50 лет, и за это время не было никаких торпед. Почему же они должны появиться сейчас ?" Возможно, этот лорд отсрочил гибель Британской империи лет на 20...Потому что во Франции такого зануды не нашлось, и за каких-то 10-15 лет французский флот оказался в руинах.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"