Возрастная психология рссматривает кризисы, переходные этапы связанные преимущественно со становлением и развитием личности в контексте развития функционирования и постепенного угасания физического проводника. Меж тем полезно уделять внимание и эзотерическим, то есть скрытым, внутренним переходом, происходящим в жизни человека и связанным с деятельностью души.
Многие люди в наше время задумываются о внутреннем смысле того, что с ними происходит, о целях своего прихода на землю и соответственно задачах воплощения. Подобная постановка вопроса подразумевает, что все мы в той или иной форме, конечно же не материальной существовали и до нынешнего прихода на землю. Даже опираясь на свой, не столь богатый опыт не можем с этим не согласиться. Несколько раз мы сталкивались с ситуацией, когда дети рассказывали своим обеспокоенным родителям, о мире в котором жили до того, как попали на землю. Они произносили незнакомые слова и сравнивали то, что с чем сталкиваются здесь, с тем, что было там. Скорей всего у этих детей был ряд воплощений, скажем так, на иных планетах. Конечно данная тема требует отдельного рассмотрения.
То, что для многих людей в наше время становиться актуальным вопрос о задачах воплощения не случайно. В преддверии или во время серьезных изменений на планете, затрагивающих все человечество, больше внимания уделяется жизни души и соответственно вечным вопросам о смысле существования, и природе реальности.
Важно отметить, что зачастую задачи для выполнения которых человек пришел на землю не связаны с интенсивной трансформацией сознания. Зачастую выполнение духовных практик, погружение в медитативные состояния уводят нас в сторону от формирования нового понимания происходящего с нами, от тех важных перемен в отношении к многообразным с виду, но по сути сходным ситуациям, которые в результате позволят обрести необходимый опыт на сущностном уровне бытия.
Меж тем трансформационные процессы происходят на разых уровнях независимо от нашей воли и желания, зачастую принося не только радость, но и разочарование.
Понимание того, что духовному развитию нельзя относиться с привычных нам позиций физического плана, очень важно. О чем идет речь? Все очень просто, мы привыкли к тому, что после постановки какой-либо цели надо сконцентрировать усилия на ее достижении и при наличии достаточного старания и терпения результат рано или поздно будет получен. Когда речь идет о духовном развитии, подобные методы не срабатывают, хотя мы получаем ожидаемые результаты. Порой возникает ощущение, что мы изменились раз и навсегда и отныне будем более терпимыми, любящими и сострадательными. Зачастую позитивные результаты постоянной практики могут проявляться достаточно быстро. Человек ощущает любовь к миру, тревоги и негативные эмоции отходят на задний план, как бы исчезают, но проходит время и мы начинаем сталкиваться с прежними проблемами. Порой они проявляются в иной форме и на другом уровне. Это не значит, что надо отбросить устремленность и "полностью погрузиться в материю", просто следует избегать чрезмерных усилий и неоправданных ожиданий. Мир энергий отличается от того, с чем мы привыкли иметь дело на земле, а о плане души и этапах ее развития люди обычно имеют слабое представление.
В то же время, уделяя внимание своим внутренним проявлениям - тому, как меняется видение мира, идеалы и ценности мы можем осознать, какие задачи стоят перед нами на земле. Конечно они не связаны с формированием некоего набора представлений и наработкой динамически меняющихся моделей поведения. Можно сказать, что они стоят над ними.
Как правило, когда речь заходит о задачах воплощения приходиться сталкиваться с неосознанным сопротивлением. Человек не то, чтобы не хочет говорить на эту тему, напротив проявляет интерес, но когда речь заходит о реальной работе по трансформации мировоззрения, которой мы должны посвятить не один десяток лет энтузиазм иссякает. Мы склонны опираться на прежний опыт, наработки сделанные в прежних воплощениях, которые дают быстрый результат, и отказываться от освоения новых областей, вызывающих чувство неуверенности, а порой и тревоги.
Не меньше трудностей связано и с переходным периодом, можно сказать духовным возрастным кризисом человека, которому следует уделить отдельное внимание. Он связан с этапом, когда внутренняя жизнь человека переходит на новый уровень. Ориентировочно это возраст двадцати одного года и более. Данный переход непосредственно связан с задачами воплощения. До двадцати одного года внутренние события жизни человека и как их следствие внешние перемены связаны с активизацией прежнего опыта души, полученного в результате взаимодействия с физическим планом.
Для данного периода характерно состояние нестабильности, человек пытается найти свое место в жизни, понять, что для него является значимым, а что второстепенным. Душа привносит накопленный опыт в условия данного, неповторимого воплощения Прежние жизни при этом словно проживаются заново. Это время может быть отмечено озарениями и впечатляющими духовными переживаниями. Внимательное и осознанное отношения к данному периоду жизни может много рассказать о пути души данного человека. Конечно, следует делать акцент не столько на отдельных событиях, сколько на рисунке жизни в целом, так же уделяя внимание внутренним переживаниям человека. Важно отметить, что в это время контакт с душой более сильный и это отражается на восприятии реальности и качестве переживаний. Они более яркие и насыщенные, человек открыт миру и на глубоком уровне не так привязан к материальному миру.
Следует учитывать, что на данные переходные процессы накладываются более мощные и интенсивные, но в то же время не столь глубокие влияния, связанные с возрастными, социальными и иными влияниями. Зачастую именно они воспринимаются как определяющие. Это как раз тот случай, когда мы можем ошибаться, считая важным, то что в итоге оказывается второстепенным.
После того как душой проделана подготовительная работа, наступает время экзамена, после которого человек начинается работа над задачами данного воплощения. Следует еще раз отметить, что деятельность эта не внешняя, а внутренняя, порой нам приходиться по-многу раз проходить, чрез внешне различающиеся, но по сути похожие ситуации, прежде чем сформируется новое понимание, новый опыт.
Конечно, экзамен понятие условное, тем не менее он связан с проверкой не только на то, как произошла адаптация к новым условиям воплощения, позволяющая открыть путь для новых задач, но и на способность открыться неизведанному, отказаться от прежних представлений, увидеть мир с иной позиции. События сопутствующие этому переходу, могут показаться не столь яркими, но они наполнены внутренним смыслом. В этот момент контакт с душой становиться наиболее интенсивным, хотя человек может и не задумываться об этом. В результате, акцент с личных интересов переноситься на общественные, но полного отождествления с которыми не происходит. В этот период человек видит реальность не через призму личных, или социальных интересов, а непосредственно. Незначимые события, простая работа и даже лишения и неприятности приносят чувства удовлетворения. Человек чувствует, что происходит нечто важное и заключено оно в выполнении обычных дел, которые неожиданно оказываются исполненными глубокого смысла. Этот этап связан с состоянием раскрытия окружающему и приятия мира, безусловной любви к нему.
Эти процессы как правило не связаны с нашими традиционными представлениями о духовности и религиозности, хотя вера в божественное начало может сыграть в этот период немаловажную роль. Чувство самоотречения и безусловной помогают сломать последние барьеры, для того чтобы человек мог двигаться дальше. В этот период человек может чувствовать, что его ведут по жизни высшие силы, стремящиеся сообщить ему нечто важное.
Для того, чтобы воспринять, не только проделанный прежде путь, но и осознать, то важное, что является определяющим в данном воплощении души нам полезно обратиться в прошлому и найти то время когда произошел переход. Знание о нем присутствует у каждого человека, но память может быть захламлена менее значимыми, но более сильными впечатлениями, которые порой нам не помогают, а мешают развиваться, зачастую отравляя жизнь. Речь идет ситуациях связанных с обидами, претензиями к окружающим, с проявлением сильного гнева или страха.
Найти период жизни с которым следует контактировать мы можем с помощью измерений. Следует нарисовать возрастную шкалу, начиная от двадцати одного года и далее и по ней посмотреть с помощью руки, маятника, ручки, в какой момент начался переход и когда завершился. В искомых точках шкалы мы почувствуем какой либо характерный сигнал, если настроимся на измерение - акцентируем свое внимание на работе с энергиями. Возможно мы никакого сигнала и не почувствуем. В подобном случае полезно дополнительно посмотреть был ли в нашей жизни подобный переход, связанный с выходом на задачи воплощения. Возможно он еще ждет нас в будущем. Так же не исключен вариант, что в данном воплощении, он вообще не актуален.
Следует учитывать, что проявления души на физическом плане, посредством человеческого существа неравнозначны. Одни могут быть связаны с интенсивной деятельностью, освоением новых возможностей, раскрытием потенциала, другие необходимы для закрепления полученного материала, дополнительного прохождения уже усвоенных уроков, интеграции недавно полученных возможностей с прежними, уже хорошо освоенными. Так же отдельные воплощения могут быть необходимы для проработки физического, эмоционального, ментального тела. Иногда ряд жизней посвящается непосредственно очистке каузальных структур. В последнем случае принято говорить, что человек отрабатывает карму.
Конечно каждое воплощение уникально и связано с выполнением целого ряда программ, но одна из них является доминирующей. Соответственно и роль души как ведущего и гармонизирующего начала может быть различной. Ряд воплощений, после интенсивной работы она отдыхает. Жизнь человека при этом не изобилует событиями связанными с поисками истины, он погружен в мир материи и в принципе вполне доволен своим существованием. Уровень осознанности при этом не высок, и в сложных ситуациях путь наименьшего сопротивления является наиболее приемлемым. О таком человеке нельзя сказать ни хорошего, ни плохого, тем не менее мы должны понимать, что за не броским жизненным рисунком может таится нечто большее. Для человека стремящегося важно уметь разглядеть в другом божественную искру, можно сказать свет души, даже когда он и не ярок.
Таким образом, следует учитывать, что переход связанный с духовным становлением явление неоднозначное и на физическом плане не столь ярко выраженное, как порой того бы хотелось. Полезно еще раз отметить, что при измерениях следует отказаться от каких либо представлений о нем, хотя это сложно. Предположения и гипотезы исходящие от ума, зачастую вносят хаос в наши измерения. С другой стороны, мы не должны отказываться от оценки полученных результатов с учетом существующего положения вещей и своего опыта. В любом случае необходимо прислушиваться к голосу рассудка.
Наш опыт показывает, что переход к работе над задачами воплощения обычно происходит не ровно в двадцать один год, а позже, иногда спустя несколько лет, а порой и задерживается по причине неготовности человека на неопределенное время.
Естественно возникает вопрос, что нам мешает удачно пройти так называемый экзамен на духовную зрелость? Найти ответ довольно легко и в то же время сложно. В первую очередь тормозящем фактором является концентрация на своих проблемах, которая может проявятся и неявно. Человек может считать, что заботиться о других и в то же время сосредотачиваться исключительно на своих интересах. Фиксация на материальных проблемах, которые, безусловно, требуют постоянного внимания, не позволяет поддерживать контакт со своим духовным началом. Важно уловить состояние равновесия между своими и чужими интересами, духовным и материальным. При этом состояние наших энергоструктур сбалансировано и мы открыты для посланий души.
На практике в момент перехода мы открываем себя с новой стороны. Кажется, что прежние внутренние проблемы с которыми никак не удавалось справиться - непонимание со стороны окружающих, неспособность сосредоточиться на работе, отсутствие интереса к какой-либо необходимой деятельности, чувство одиночества и разочарование, были просто придуманы нами и на деле их и не существовало. Человек с удивлением замечает, что начинает проявлять новые качества и чувствует, что ему все по плечу. Подобные состояния входят в нашу жизнь, когда усиливается контакт с духовными структурами. Конечно они не могут продолжаться бесконечно. Главное, что в такие периоды задается правильное направление для дальнейшего развития. Именно поэтому следует внимательно относиться к подобному опыту. Анализ переходного состояние, может не только открыть для нас перспективы дальнейшего развития, но и позволяет осознать, то важно, чему предстоит научиться на протяжении данного воплощения. Речь идет не о выработке каких-то конкретных качеств, хотя по большому счету и это немаловажно, а о формировании нового отношения к происходящему, которое можно отобразить в неких символических формах, отражающих изменения рисунка жизни.
Мы можем для себя сформулировать характерные состояния возникающие при интенсивном контакте с духовными структурами: а) чувство значимости происходящего в этот момент, б) нет акцента на личных переживаниях, они отходят на второй план, становясь частью целого, в) ощущение безмолвного знания, происходящее не нуждается в объяснениях, г) бесстрастность и чувство всеобъемлющей радости, д) приятие происходящего и чувство причастности ко всему живому. Этот список можно продолжать, поскольку переживания многогранны и многоуровневы.
Полезно рассмотреть несколько примеров подобного перехода, который вписываясь в ткань нашей жизни становиться не таким ярким и выразительным как нам хотелось бы, и зачастую связан с драматическими переживаниями, по сути характерными для данного возрастного периода.
В первом случае по возрастной шкале время перехода локализовалось в районе двадцати двух лет. Клиенту трудно было выделить события которые заслуживали внимания в то время. После службы в армии он поступил учиться в институт и вел достаточно замкнутый образ жизни. В конце концов внимание сосредоточилось на воспоминании о летнем отдыхе после второго курса, когда он работал в строй отряде. При детальном анализе ситуации оказалось, что все действительно не так уж просто. За год до этого клиент так же попытался поработать летом в отряде, но не удачно. Ему дали понять, что физическая подготовка и навыки в строительном деле не соответствуют приятым требованиям и посоветовали повторить попытку на следующий год уже в другом месте. По сути это была не столь интенсивная, но все-таки психологическая травма. Как оказалось она была необходима для подготовки к переходу, который совпал со временем следующего летнего семестра. Клиент более внимательно отнесся к предстоящей работе в отряде, и на этот раз все прошло более успешно. Физический труд при малом количестве свободного времени и периодическом отсутствии выходных приносил радость. В дальнейшем клиент все время пытался вновь обрести то состояние, в котором у него словно вырастали крылья. Он пребывал в гармонии с окружающим миром, не страдал от чувства неполноценности и относился с доверием к людям и всему происходящему. Состояние сопровождалось ощущением легкого эмоционального подъема.
Благодаря этому клиенту удалось открыть себя с новой стороны. С детства физический труд и строгая дисциплина воспринимались им скорей как наказание. Тем не менее в строй отряде он почувствовал, что может быть другим, проявлять не характерные прежде качества и отказаться от привычного состояния печали, связанной с ожиданием неприятностей. Коллективный труд объединяет людей, создается созидательное поле в котором человек воспринимает происходящее иначе. Тем не менее предыдущий, неудачный опыт работы в стой отряде не привел к раскрытию.
После размышления о произошедшем, клиент признал, что в переходный период наиболее значимым для него явилось преодоление себя. Конечно, он давно сознавал, что ему недостает уверенности в своих силах, доверия к людям и работоспособности. За всем этим стояла задача связанная с развитием волевого начала. Его формирование предполагало изменение не только поведенческих стереотипов, он и рисунка жизни в целом. Отсутствие страха перед испытаниями, готовность иди на конфликт, во имя цели и четкая жизненная позиция все эти качества становились реальными при наличии воли и выдержки.
Обычно человек приходит в этот мир с определенным каузальным багажом. Это значит, что в одних областях он чувствует себя уверенно в других не очень, а третьи для него кажутся вообще недоступными. В соответствии с изначальным, еще не проявленным, потенциалом и строиться жизнь человеческого существа. В момент перехода нам дают понять, что следует уделять внимание не тем областям в которых мы чувствуем себя уверенно, а тем, где предстоит непростая, кропотливая работа, связанная с трансформацией мировоззрения.
В приведенном выше примере клиенту предлагалось наряду с привычным стилем жизни, ориентированном на бесконфликтность, постепенно привносить в ткань бытия непредсказуемость, предполагающую готовность к испытаниям, преодоление себя. Конечно по мере того, как он стремился избежать не приятных ситуаций, они все же появлялись в его жизни. Приходилось меняться, и принимать ситуацию как она есть. Соответственно травмирующие переживания сменялись прорывами. В эти моменты клиент понимал причины неприятностей и был открыт миру и готов к непредсказуемым ситуациям.
Может возникнуть ощущение, что наша жизнь вся и состоит из подобных переходов. В принципе так оно и есть. Тем не менее, именно в возрасте двадцати одного года возникают предпосылки для постепенной трансформации структур непосредственно связанных с душой, и задается дальнейшее направление развития нашего существа. От того насколько мы открыты предстоящим глубинным изменениям и зависит то, насколько благотворно на нас повлияет переход, выдержим ли мы экзамен.
То, что именно в двадцать один год открывается возможность для изменений не случайно. Энергетика человеческого существа формируется в соответствии с ритмами планеты. Поэтому годовой цикл обретает в нашей жизни такое большое значение. На момент появления на свет тонкие тела человека еще находятся на стадии развития. Они не могут функционировать самостоятельно и ребенку необходима энергетическая поддержка близких людей - в первую очередь родителей. Можно сказать, что кроме физического рождения ребенок по мере взросления проходит через ряд энергетический рождений. Его тонкие структуры могут функционировать самостоятельно ориентировочно в тринадцать - пятнадцать лет. Окончательное их формирование заканчивается в двадцать один год. Это три цикла по семь лет. Соответственно у человека семь центров и семь тонких тел. Так же можно соотнести эти циклы с законом октав о котором говориться в учении Г.И Гурджиева. Там же идет речь и о трех силах и рассматриваются три октавы творения. Человек - являющийся микрокосмом за три октавы совершает полный оборот и возвращается в исходную точку, но на новом уровне. Исходя из этого, мы вправе говорить о новом рождении человека в двадцать один год.