Циси: другие произведения.

Гарри Поттер - новый феномен общественного сознания?

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Создай свою аудиокнигу за 3 000 р и заработай на ней
📕 Книги и стихи Surgebook на Android
Peклaмa
Оценка: 4.88*16  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Культура есть совокупность психотехнических (психотерапевтических) приемов, характерных для данного социума. Опубликовано на http://yacht.zamok.net/DV/Potter/cixi_hp.htm


Гарри Поттер - новый феномен общественного сознания?

  
   Призрак Гарри Поттера заполнил собой и Россию. Похоже, перед нами новый феномен общественного сознания
   Итак, почему "Гарри Поттер" так популярен? Я могу понять, почему им зачитываются дети: главный герой - мальчик-"ботан", да еще и в очках. Типа Золушки в штанах. Но при этом он - могущественный волшебник. Следовательно, любой подросток со своими типичными возрастными комплексами видит в Поттере себя. Вся история о Гарри Поттере разворачивается в школе, хоть и особой, волшебной. Следовательно, события и отношения понятны, узнаваемы для любого школьника. Рискну назвать стилистику книги комикс-стилистикой. Вероятно, это еще одна составляющая успеха у детей. Наконец, белыми нитками шита грубовато-навязчивая рекламная кампания, рассчитанная на неискушенного покупателя. Наши люди (психологи) здесь руку приложили изрядно, это точно.
   Но основной причиной успеха является, без сомнения, волшебство. Именно волшебство делает эту книгу интересной не только для детей, но и для интеллектуальной элиты. И вот именно последний факт кажется наиболее интригующим. Но прежде чем углубиться в рассуждения о влиянии волшебства, позволю себе высказать одну догадку. Мне кажется, что Роулинг сильно напоминает Козьму Пруткова. Если она и существует, то в компании авторов, причем некоторые, возможно, являются консультантами-психотехниками. В мире искусства такое сотрудничество известно, правда, в основном, в мире кино. "Дикая Орхидея" и "Король-Лев" были созданы при непосредственном участии специалистов по нейро-лингвистическому программированию и стали хрестоматийными для всех студентов-нлп-еров. Не удивлюсь, если окажется, что таким же бригадным подрядом был создан "Гарри Поттер".
   Что ж, ключевые рабочие понятия произнесены: волшебство, психотехника, нейро-лингвистическое программирование. И есть еще одно, четвертое - культура. Книга, равно как и НЛП, являются продуктами современной культуры, причем именно западной культуры. Так же, как невозможно овладеть, скажем, дзю-до, не овладев философией восточной культуры, так и невозможно понять феномен Гарри Поттера в отрыве от культуры западной. Позволю себе собственное понимание и классификацию мегакультур. Определений культуры великое множество, но мне ближе всего определение, созвучное идеям Л.С. Выготского: культура - конкретная совокупность психотехник, выработанных в процессе исторического развития социума и определяемая его географической оболочкой. Проше говоря, любая культура представляет собой набор способов, позволяющих переработать отрицательные, энергоотнимающие эмоции и чувства в эмоции положительные, энерговосстанавливающие. Скажем, среднестатистический немец для восстановления сил после работы скорее предпочтет уединение с банкой пива; араб же, напротив, созовет друзей, чтобы получить удовольствие от приятной беседы. (Да, сидение в Сети, видимо, есть некий гибрид - восточно-европейский). Чтобы более не утомлять читателя, не стану углубляться в научные выкладки; скажу только, что психологи Никольская и Лебединский выделяют 4 основных способа переработки отрицательных эмоций: социальный (через общение), риска (через переживание острых ощущений), стереотипов (через милые бытовые привычки,) и полевой (уход из реальности). Для каждого человека один из способов является предпочтительным. По аналогии, один из способов является наиболее предпочтительным для каждой из 4-х основных мегакультур. Скажем, русская мегакультура - культура риска; бюргерская Европа, как я смею наивно представлять, есть культура стереотипов; наконец, Европа же, и в первую очередь Туманный Альбион, возможно, представляют собой "полевую" мегакультуру. Именно к последней, "полевой" мегакультуре я бы отнесла и феномен Гарри Поттера. Мне из моей российской глубинки трудно почувствовать пресловутый западный эскапизм. Думаю, мои рассуждения многим покажутся или наивными, или недостаточно обоснованными. Однако позволю себе предположить также, что именно происходит в голове "эскаписта". Я также думаю, что "Гарри Поттера" можно рассматривать как своеобразную "азбуку психотехник эскаписта". Перечень используемых в книге образов является "родным" для психоаналитиков, гештальт-терапевтов и нлп-еров: при работе с клиентами часто приходится пользоваться и "волшебными палочками", и волшебными превращениями, возвращениями во времени и преодолевать инкапсулированные страхи, как правило, очень тщательно охраняемые бессознательным. Приходится "кодировать" ("заколдовывать") конфеты, а также формировать альтернативный позитивный "якорь" для снятия иррациональных страхов у клиента. Психоаналитик обязательно упомянул бы про лабиринты бессознательного и превращения осознанных желаний в свою противоположность на бессознательном уровне ("двойственность" желаний). В книге также показан механизм перехода в иную реальность: вспомним платформу 9 и Ў: раз - и мы уже там, в мире грез. Любой персонаж книги есть ипостась("часть") данной личности; однако центральная фигура - Гарри Поттер - есть активная, "главная" душа данной личности. Творческая и доброжелательная, великодушная и благородная, доверчивая и авантюристичная, как непохожа она на своих предшественниц - античную Психею, подчиненную власти физиологии и неразвитых чувств, и средневековую Золушку, нашедшую свое счастье через сугубую скромность и соответствие нормам общества, Думается, Алиса Кэролла и Мэри Поппинс - "переходные" проявления души, ступени на пути ее трансформации в Гарри Поттера.
   "Люмене!" -восклицает Гарри Поттер и бесстрашно идет по лабиринтам своего "Я", навстречу надеждам и неизвестности.
Оценка: 4.88*16  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Ю.Резник "Семь"(Киберпанк) Д.Сугралинов "99 мир — 2. Север"(Боевая фантастика) Т.Ильясов "Знамение. Час Икс"(Постапокалипсис) Н.Мамлеева "Попаданка на 30 дней"(Любовное фэнтези) Д.Сугралинов "Кирка тысячи атрибутов"(ЛитРПГ) М.Бюте "Другой мир 3 •белая ворона•"(Боевое фэнтези) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга вторая"(Уся (Wuxia)) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) Т.Ильясов "Знамение. Начало"(Постапокалипсис) Е.Вострова "Канцелярия счастья: Академия Ненависти и Интриг"(Антиутопия)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"