В традиционных религиях сложились различные подходы к вопросу об источнике добра и зла в мироздании. По этому признаку их делят на монистические, приписывающие добро и зло одному божеству, и дуалистические, сводящие эти проявления к разным, противоположным началам.
При этом, в современных монистических религиях могут быть включены некоторые элементы дуализма, используемые для разрешения проблемы теодицеи - 'оправдания' Бога за творящееся в мире зло. Так, в христианстве присутствует образ Сатаны, восставшего против Бога, в исламе - Иблиса (дьявола), отказавшегося поклониться Адаму, в иудаизме также присутствует ангел-обвинитель Сатана. Обратим внимание, что во всех этих случаях антипод является существом, по рангу стоящим ниже Бога - это ангел из числа сотворенных им, и некогда служивших ему существ.
Совершенно иную картину рисует древнеиранский дуализм, воплотившийся в зороастрийской религии. Являющийся в ней олицетворением зла Ангра-Маинью представлен духом, существовавшим вечно, на ряду со светлым божеством Ахура-Мазда (то есть, уравнивается их онтологический статус), полагается, что между ними происходит борьба космического масштаба, которая должна окончиться победой доброго начала над злым. Таким образом, зороастризм является ярким примером дуалистической религии, относящей добро и зло к противоположным началам.
При рассмотрении данного вопроса в отношении религии езидов, народа курдского происхождения, населяющего северные регионы Ирака, обнаруживается парадоксальная ситуация. Создается впечатление, что в езидизме не сформирован образ 'врага человечества', каковым в других религиях является дьявол, отсутствует зловещая фигура, в вину которой можно поставить бедствия человечества. Ведь высшее божество езидского пантеона, творец вселенный и создатель ангелов-демиургов имеет благую природу; в то же время, позитивная оценка дается и 'мятежному ангелу' Малак Тавусу (образ которого представители других религий ассоциируют с Сатаной). Проблема интерпретации этих образов заключается в противоречивости и недостаточной изученности езидской традиции, долгое время предававшейся изустно.
В мифическом описании фигуры 'ангела-павлина' Малак Тавуси, играющего столь важную роль в езидизме, можно выделить две характерные черты: 1) Малак Тавуси причастен к сотворению земного мира, то есть является демиургом 2) после создания человека он вступил в противоречие со своим творцом. Сходные предания характерны и для авраамических религий. Однако в езидизме, эта история получает необычную интерпретацию: считается, что Малак Тавус отказался преклоняться пред Адамом из преданности своему высшему создателю. Что касается мировой дисгармонии, то она не воспринимается так негативно как в дуалистической традиции (вместо того, встречаются отсылке в духе того, что 'свет не может существовать без тьмы').
В гностических легендах ангел Сатанаил отпал от Бога, и только после этого создал материальный мир, в чем и заключается злой рок земной юдоли. Езиды же верят, что Малак Тавус создавал мир в согласии с Богом, и лишь после сотворения человека воспротивился ему. Это отдаляет езидизм от гностических традиций. Но и христианству подобная точка зрения чужда. Ведь в христианском вероучении Сатана остается врагом человека, фигурой не заслуживающий почета и нисхождения: 'Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи'. (Иоан. 8:44). Идея об искуплении дьявола, примирения его с Богом, также чужда христианству.
Удивительной представляет картина мироздания, демонстрируемая езидизмом - в нем мятежный ангел был прощен Богом, либо будет прощен по окончании веков. С точки зрения других авраамических религий происходит своеобразная 'реабилитация дьявола'.
Подобный взгляд заставляет задаться вопросом - в чем же причина страданий и бедствий, выпадающих на долю людскую? Если в духовном мире нет злого начала, если мятежный ангел не является врагом человечества, значит все добро и зло, проявляющееся в мире исходит от одного истока, от одного божества.
В священном писании езидов 'Китаб Джельва' (Книга откровения) приведены слова от лица Малак Тавуса:
'Нет такого места, (где) я бы не присутствовал. Я участвую во всех (тех) событиях, которые иноверцы называют злом, потому что (эти события) не соответствуют их желаниям'.
'...'
'Людям присуждаю доброту по своей воле.
Имею господство над всем тем, что (находится) на земле, в воздухе и под землей'.
'...'
'(Я) в горне времени (иногда) терзаю (людей), (и) никто не в силах запретить мне (это).
Никто не вмешивается (в мои дела)'. (http://eziin.org/svyacshennye-pisaniya)
Но в чем же причина немилости высших сил? Неужели люди сами виноваты в обрушивающихся на них несчастьях? Насколько понятно из исследований доктрины езидизма, концепция 'первородного греха' в этой религии также отсутствует.
А между тем, езидский народ, в свой истории многократно испытывал ужасные притеснения. Ненавидимые соседями-мусульманами за поклонение 'падшему ангелу' езды подвергались геноциду в прошлые века, подобное бедствие повторилось и в наши годы, после захвата боевиками ИГИЛ (запрещенная террористическая организация) провинции Синджар в 2014 году. Езидская община многие века живет в постоянной опасности уничтожения. Почему же носители этой религии упорно твердят, что мятежный дух прощен, не приписывая зло сверхъестественным источникам? Ответить на этот вопрос, пожалуй, смог бы специалист, хорошо знакомый с догматикой этой загадочной религии. Для сторонних же наблюдателей проблема богооправдания в езидизме выглядит сложным вопросом.
Обстоятельный анализ этой проблемы удалось найти в русскоязычной статье авторства Ю. Дасни, размещенной на сайте Института езидской истории и религии:
'У езидов Малик Таус не падший ангел, а пресвятой, ангел света и тьмы - курд. [Tav] u [Sî] и главный помощник в Сотворении мира, олицетворяет собой две стороны жизни - солнце как свет и тьму как неизвестность. То есть Малик Таус как и любая тварь божья представляет собой смешение двух противоположностей, в том числе добра и зла. Бог представляет духовный мир, Малик Таус - материальный. Езиды не верят в противостояние между материальным и духовным. Согласно езидизму Бог и Малик Таус не противники, а две взаимосвязанные силы. Бог - не только повелитель всего мира, но и повелитель Малик Тауса.
В отличие от авраамических религий, где Бог есть все доброе, а все злое исходит от Дьявола, в езидской космогонии Бог всесилен и всемогущ и нет силы, которая ему неподвластна или могла бы ему противостоять. Езидизм отрицает сущность злого духа. Зло считается результатом пренебрежения человека духовным. В религии установлен принцип личной ответственности каждого перед Богом. Согласно учению, как добро, так и зло исходят от самого человека, а образ Дьявола придуман теми людьми, которые не хотят нести ответственность за свои поступки, и хотят переложить вину, на какую-то демоническую силу, которая якобы принудила их на то или иное действие или ввела в заблуждение' .
Таким образом, ответственность за все происходящие с родом людским возлагается на самих людей, обладающих свободой воли, согласно которому они могут выбирать между добром и злом. За этим неизбежно следует вопрос о причине творящейся в мире несправедливости:
'Вопрос о страданиях праведников и благоденствии грешников озадачивает многих людей нашего мира, этому вопросу уделено внимание и в езидизме. Езиды верят в загробную жизнь, в рай и ад, в переселение душ, в конец света и воскресение мертвых, а также в приход спасителя, которого называют Шарфадин. Страдания праведников рассматривается как испытание, посланное им любящим Богом для укрепления в них веры и терпения. Согласно учению, каждый человек должен жить праведно, чтобы избежать греха. Ни в коем случае нельзя позволить себе грешить, рассчитывая в дальнейшем на покаяние. У человека, не устоявшего перед искушением, всегда есть возможность покаяться путем совершения множества добрых поступков, тем самым разрушить зло греха и заслужить милость Бога' (http://eziin.org/stati?artid=9033).
И так, мы видим что в своей сущности езидизм является предельно монистической религией, хотя в его пантеоне помимо высшего божества выделяется фигура посредника, ангела Малак Тавуса, но при этом не производится какого-либо этического противопоставления его образа с Богом. Езидская теодицея приписывает происхождение зла вине самого человека, а несправедливость рассматривается как временное проявление, свойственное земной жизни. Введение образа антипода благого божества считается попыткой снять с человечества вину за собственные грехи, переложив ее на сверхъестественный источник.
Что же касается отождествления Малак Тавуса с падшим ангелом авраамических религий, эта религиозная коллизия и в наши дни становится причиной гонений, обрушивающиеся на езидов. А между тем, носители иных религий должны понимать, что езиды руководствуются совершенно другой логикой, поэтому нельзя, следуя привычным шаблонам, выставлять езидов дьяволпоклонниками. Их верования можно рассматривать критически, обсуждать, сравнивать с другими религиями, сопоставлять с запросами современности. У людей, склонных к дуалистическому мировоззрению, езидская теология может вызвать несогласие, но при этом не допустимо голословное осуждение целого народа. Только обстоятельное изучение религии позволит, вместо бездумных обвинений и кромешного очернения чужой веры, попытаться понять ее. Без этого слепой фанатизм, вложенный в агрессивное намерение навязывать свою веру, свое мировоззрение другим народам, будет вновь и вновь приводить к кровопролитию, умножая жертвы религиозных войн, губящих человечество на протяжении многих веков.
Источники по теме:
Юрий Дасни. Сущность eзидской религии http://eziin.org/stati?artid=9033
И. В. Базиленко Езидизм // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2017. ?1. https://cyberleninka.ru/article/n/ezidizm
Китаб Джальва. Перевод на русский. http://eziin.org/svyacshennye-pisaniya