Цодикова Аделя Моисеевна : другие произведения.

Две религии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мои размышления о религии,которые обязательно покажутся кому-то спорными.Но не в этом ли заключается ее история?


   9/3/2002

Две религии

Два лица

  
   Христианство обращается к чувству.
   Иудаизм - к уму.
   Конечно, это очень примитивно, однако, по-моему, выражает самую суть этих двух родственных-враждебных мировых религий.
   Пожалуйста, вот пример:
   Передо мной две книги. Обе из одной серии "Грандиозный мир". Одна называется "Иудаизм". Другая - "Христианство". На обложке первой изображена внутренняя часть молельного дома. Сияют свечи в высоких подсвечниках перед аркой с древне-еврейскими письменами.
   С обложки другой книги на нас смотрит лик Иисуса, с поднятыми для благославления перстами. Невозможно оторвать глаза от его сияющего взора, проникающего в самую душу.
   От обеих книг исходит сияние. Но как по-разному оно отображено! В иудаизме нет картинок, которые бы помогли представить божественное. Только силой ума и воображения, чисто духовно можно проникнуться верой в Б-га.
   Сказано было Моисею: "Не делай богов литых" (Исход 34.17) И не стало у евреев изобразительного искусства , хотя, как справедливо отмечает Л. Гумилев "Искусство у них сохранилось, ибо скинию, а потом храм надо было украшать, но оно было беспредметным, перейдя к символам и геометрическим орнаментам" (Древняя Русь и Великая степь)
   В христианстве все гораздо легче. Берешь книгу, и тебя услужливо обступают прекрасные картины, зримо несущие информацию, в которой так нуждается слабый человек. Вступаешь в храм, со всех сторон тебя окружают сцены из Священного Писания. Трудно не подпасть под обаяние и воздействие такого мощного напора на чувства и мысли одной из древнейших религий. Тем более, что тебе и не предлагается особенно раздумывать над тем, что действительно или нет в этой истории. Важна Вера. Важно принять все на веру, которая, если даже с "горчичное зерно", может горы сдвинуть. Как совершенно точно высказался профессор Дэвид Форд: "Очень важно, что мы, как христиане, являемся частью сообщества,которое еще на заре своего существования решило доверять определенным свидетельствам". (стр.95 "Хр-во")
   Справедливости ради надо отметить, что и в иудаизме надо принимать на веру все, что сказано в древних писаниях, свидетелей ведь нет тому, что произошло тысячи лет назад ! Следовательно, опять, и тут и там - Вера...
   И вот теперь окончательное слово за человеком. Что выбрать. К чему лежит душа. Как воспитан, в каком русле. Хотя и это не помеха. Сколько случаев отторжения от родной ( по воспитанию) религии. Перемена веры. Но ведь не богоотступничество! По-прежнему вера в единого Б-га. Хотя, иногда в высшие силы. В зависимости от выбранной веры, выбранного пути в вере в Б-га. А сколько их, этих путей, и не сосчитать!

Религия - как зеркало

   Мысль человека трудится неустанно. И не только каждодневные заботы о хлебе насущном беспокоят умы. Едва ли не с самого зарождения способности мыслить, к человеку пришла загадка, ответ на которую он до сих пор не может найти. Тщетно вглядывается он в изобретенное им зеркало религии. Кто я ? - задается он вечным вопросом, а в ответ видит собственный образ. Какое мое место в этой жизни? Миллион ответов и ни одного утешительно правильного. Громадно "зеркало", и чем оно больше, тем множественнее предметы, окружающие его отображение. Кому же верить? Наверно, собственному отображению. Но бывает свой лик не нравится, соседи выглядят красивее, лучше. Может надо быть как они? Постараться перенять их прическу, костюм, взгляды наконец? Так иногда человек приходит к решению поменять и свои религиозные воззрения, потому что другие показались ему убедительнее,более правдоподобными. А ведь именно в этом и заключается смысл поиска - найти Правду!
   А зеркало так глубоко, так бездонно, и все в нем отражается, и надо сделать еще один шаг, и еше, и протянуть руку, чтобы ухватить, наконец самую суть, но...рука наталкивается на холодную гладь, не пропуская дальше, в зазеркалье. И не там ли, в зазеркалье, обитает ответ, который мы так стремимся познать, и сущность которого -- Бог?
   Но нет, не дано человеку проникнуть за эту блестящую перегородку, за этот серебряный панцырь, который так надежно охраняет неведомое и недосягаемое.
   И опять человек видит самого себя. И уверен в собственном отображении: ведь вот он, я! Разве это не правда? Разве может быть по-другому?!
   Вот оно, Откровение, снизошедшее на меня, вот она, Правда!
   "Откровение преломляется в сознании человека в соответствии с языком и мышлением конкретной личности".
   Я нашла эти строчки, наугад открыв книгу А. Меня "Первые Апостолы" (стр.324) Относились они к чуду, произошедшему с ап. Павлом на дороге, ведущей в Дамаск. До переворота, произошедшего в сознании будущего апостола, он был просто Савлом, иудеем, "книжником, познавшем все тонкости Закона которого никто не может переубедить в его собственной вере и понимании Б-га" (стр.97 П.Ап.). Он смотрит в зеркало своей религии, зеркало своих убеждений, и ему ясно, что они - христиане--идут против Б-га и Закона. Вот оно, главное,на чем зиждется убежденность: -- Ему ясно! А если ему ясно,то как же и быть иначе?! Но тут Всевышний преподает ему урок, который вряд ли был правильно понят. Не все так правильно, даже когда "ясно". А может то, что "ясно" сейчас, в следующий момент превратится в собственную противоположность, правду других, тех кого так недавно гнал, и чью правду почитал за ложь? Не хотел ли Всевышний именно это доказать самоуверенному человеку, олицетворением которого является Савл-Павел? Показать, как шатка наша убежденность в чем-либо, и как мы все видим только то, что хотим видить, и веруем только в то, во что хотим веровать?
   И потому надо уважать чужую Веру. Кто знает, кто прав ? А может правы оба? А может их даже больше, этих Правд, ведь Б-г Один, и только пути к Нему разные...
   И вот на одном из таких путей, в данном случае ведущим в Дамаск, Савлу приходится пережить потрясение, перевернувшее его душу и превратившее в собственного антипода - в Павла. Тот, кто ранее был таким яростным гонителем врагов истинной иудейской веры, становится их другом и не менее яростным гонителем теперь уже бывших единоверцев.
   Как же могло такое произойти, неужели возможно такое чудо?
   Попробуем внимательно вчитаться в Библейский техт и представить, что именно происходит за скупыми строчками, рисующими обращение Савла.
   "Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим.
   Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Ог упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл, что ты гонишь Меня?" (Деян.9)
   Теперь попробуем представить себе дорогу из Иерусалима в Дамаск. Путь не близкий, около трехсот километров по пустынной Сирийской дороге, жара которой уж никак не остужала дышащую "угрозами и убийством" душу Савла. "Они идут уже больше недели, не делая привалов." Несомненно, что он торопится быстрее достичь желанную цель: найти и достойно наказать нечестивцев.Человек он хоть и молодой, но не всегда подобные марафоны под палящим солнцем проходят бесследно. Что же тут удивительного, что "осиял его свет с неба" , после которого он упал почти бездыханно и люди под руки привели его, ослепшего в город, где он "три дня и не ел и не пил".
   Этот рассказ занимает центральное место в Христианском учении. Смысл его - озарение Правдой, Истиной. Сам Иисус явился, чтобы наставить на путь истинный. (Может с этого момента и появилось выражение: "путь истины")
   Но можно дать и другое объяснение тому, что случилось. Солнечный удар. Недельный, а то и больше, тяжелый путь под неумолимым солнцем привел к кратковременной болезни. Только человек этот непростой. Прежде всего он мыслитель, человек идеи. "Савл погружен в мучительные раздумья". И вдруг этот сокрушительный удар. Естественно, он не мог пройти без следа у такой мистической натуры. И показалось ему,или действительно Сам Господь говорил с ним? Ведь говорил же Он с пророками ранее... А теперь и ему услышалось: "Савл, Савл, что ты меня гонишь?"
   Нет, не так просто изменить себя, ведь это все равно, что изменить себе. Было одно лицо, стало другое. Была одна вера, стала другая. Легче имя изменить и стать Павлом. Но стать врагом бывшему себе? Бывшим единоверцам? В чем же все-таки причина чудесного превращения гонителя христианской веры в лидера ранее им гонимых ? Не в самом ли вопросе и содержится ответ?.. Лидер. Кем раньше был Павел? Одним из многих в иудейском мире. Единственно чем он выделялся в своей среде, так это своей жестокостью по отношению к людям новой секты, называющим себя христианами.Не думаю, что он был жесток ради любви к жестокости. Скорее, он был пламенный борец идеи. И в этой своей пламенной вере он доходил до границ . Встреча с другим пламенным защитником,но уже другой, Новой идеи, Стефаном, ( первым мучеником христианства),несомненно заронила в нем семена, пока еще не понятые им самим, но обильно выросшие на его пути в Дамаск. Знаменитая речь Стефана, ставшего первым великомученником христианской веры, перед собранием священников, синедрионом, в которой он обвинял народ и его пастырей в неповиновении "Духу Святому" и убийствах своих пророков, только пуще разъярила толпу. "Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами" (Деян.7:54). В течении тысячелетий они следовали заветам своих отцов, и вдруг является некто, и смешивает их с грязью, кидая в лицо неслыханные в своей дерзости обвинения, и пытаясь зачеркнуть и отбросить как ветхую тряпицу то, во что они верили и за что отдавали свои жизни на протяжении всей истории своего существования!
   Удивительно ли, что молодой Савл, которому было в тот момент поручено охранять одежды еретика, "одобрял убинение его" (Деян.8) ?
   Нам никогда не узнать, что в действительности произошло с будующим "апостолом язычников", хотя и существуют некоторые версии на этот счет. И одна из них, чисто по-человечески объясняет мотивы удивительного перевоплощения из "гонителя" неверных Савла в свою противоположность -- Павла. Ведь если разобраться, произошло предательство. Предательство веры отцов. А когда происходит предательство, оно всегда во имя собственной выгоды. В данном случае, из рядового, хотя и очень преданного служителя Веры, происходит превращение в лидера и даже Апостола Новой Веры. Он навсегда отделился от бывших соплеменников сам и сумел даже стать основоположником новой религии, которая до этого еще была прочно привязана к породившей ее иудейской религии многим, вплоть до исполнения ее обрядов : обрезания и кашрута ( диеты). Но отрекся ли он от веры в Б-га ? Смешной вопрос. Нет,конечно. Изменилось лишь только направление его мыслей. Он взглянул с другой стороны. И там ему понравилось больше.
   Действительно, Б-г один, но пути к нему разные. Кто знает, каким путем правильнее идти. И не все ли равно каким, если цель одна. Зачем мучать и убивать людей, доказывая собственную правоту, когда так и не выясненно, кто же, собственно прав. У Правды много лиц. Каждый видит свою. Свое собственное лицо. Как в зеркале.
   Ада Цодикова (Горфинкель) 18.09.2002
  
  
  
  
   4
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"